Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 16:42, курсовая работа
Цель курсовой работы: ознакомиться с профессиональным мастерством экскурсовода, как суммой знаний.
Задачи:
1. Изучить требования к личности экскурсовода.
2. Познакомиться с понятием экскурсоводческое мастерство и его составляющие.
3. Раскрыть умения и навыки необходимые экскурсоводу
4. Разработать экскурсию «Памятники Соборной площади г. Новочеркасска»
5. Разработать технологическую документацию экскурсии «Памятники Соборной площади г. Новочеркасска»
Введение 4
1 1. Профессиональное мастерство экскурсовода как сумма знаний 65
1.1 Личность экскурсовода 5
1.2 Экскурсоводческое мастерство 17
1.3 Умения и навыки экскурсовода 21
2 2. Технологическая документация экскурсии «Памятники Соборной площади г. Новочеркасска» 26
2.1 Технологическая карта экскурсии «Памятники Соборной площади г. Новочеркасска» 26
2.2 Контрольный текст экскурсии «Памятники Соборной площади г. Новочеркасска» 34
Выводы и рекомендации 49
Библиографический список 50
Приложение А. Карточки экскурсионных объектов 52
Приложение Б. «Портфель экскурсовода» 56
Эффективность экскурсии зависит не только от знаний и умений экскурсовода, но и от умений экскурсантов владеть навыками наблюдения объектов, от их внимания к рассказу экскурсовода, умения воспринимать фактический материал делать необходимые выводы. Поэтому важной задачей экскурсии является научить экскурсантов видеть и воспринимать объекты, т.е. привить им определенные навыки наблюдения и изучения объектов.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южно-Российский
государственный университет
(ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС»)
Социально-гуманитарный факультет
Кафедра
«Туризм и индустрия
Утверждаю:
2.1 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
Цель экскурсии: расширение знаний об истории Вознесенского Собора. Изучение истории города. Знакомство с Донскими атаманами.
Так же при разработке данной экскурсии были учтены следующие цели:
познавательная (история собора, нравственно-этические основы православия, авторы Донских скульптур, история создания памятников);
развивающая (память, мышление, воображение);
воспитательная
(дух казачества).
Задачи экскурсии:
Схема маршрута экскурсии
ВСТУПЛЕНИЕ
Здравствуйте, дорогие гости! Я ваш экскурсовод, меня зовут Карпова Екатерина Владимировна. Экскурсию для вас проводит студент ЮРГУЭС. Я проведу для Вас искусствоведческую экскурсию «Памятники Соборной площади г.Новочеркасска». Но прежде чем начать нашу экскурсию, хотелось бы ознакомить Вас с правилами поведения:
Наша экскурсия будет проходить 1 академический часа. За время нашей экскурсии Вы узнаете много интересных фактов из истории собора от её строительства до наших дней, познакомитесь с памятниками донским атаманам и историей донского казачества.
Продолжительность:
5 минут.
Участки перемещения по маршруту | Места
остановок |
Объект
показа |
Продолжительность | Основное
содержание информации |
Организационные
указания |
Методические
указания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
От пр. Платовского к центральной части площади | Площадь Ермака | Панорама площади | 5 мин | Подтема: Соборная
площадь:
|
Группу расположить полукругом лицом к Собору | Предварительный осмотр, исторический анализ, экскурсионная справка, описание |
А сейчас мы пройдем с вами к Вознесенскому собору. | ||||||
По площади к главному входу в Собор. | Центральный вход в собор | Вознесенский собор | 10 мин | Подтема: Вознесенский
собор:
|
Группу расположить полукругом перед ступенями, лицом к Вознесенскому собору. | Предварительный осмотр, наглядное пособие, прием комментирования, экскурсионная справка, прием описания |
Память об истории и подвигах донских казаков и их героях хранит и соборная площадь. В этом мы убедимся, осмотрев памятники, которые установлены на площади. | ||||||
От входа в собор к памятнику Ермаку | Перед памятником Ермаку | Памятник Ермаку | 10 мин | Подтема:
Памятник Ермаку: 5. История возникновения 6. Детали и описание |
Группу расположить полукругом перед памятником | Индукция, описание, экскурсионная справка |
Следующим памятником рассказывающим историю Дона является композиция «Примирение и согласие» | ||||||
От памятника Ермаку к памятнику «Примирение и согласие» | Перед памятником «Примирение и согласие» | Памятник «Примирение и согласие» | 7 мин | Подтема:
Памятник «Примирение и согласие»: 7. Автор скульптуры 8. Ансамбль памятника 9. Войны на Дону |
Группу расположить полукругом перед памятником | Предварительный осмотр, исторический анализ, локализация событий, экскурсионная справка, объяснение |
Но всегда-ли казаки были смиренны? Конечно нет! Это народ привыкший отстаивать свои свободы и яркий пример этому атаман Я.П. Бакланов. Давайте же пройдем к его памятнику. | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
От
памятника «Примирение и |
Перед памятником Я.П. Бакланову | Памятник Я.П. Бакланову | 8 мин | Подтема:
Памятник Бакланову: 10. История памятника 11. О Я.П. Бакланове |
Группу расположить полукругом перед памятником, затем дать время подойти ближе и рассмотреть с разных сторон | Описание, экскурсионная справка |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дорогие
друзья, вот и подошла к концу
наша небольшая экскурсия –
В ходе экскурсии мы ознакомились с историей собора, особенностями его архитектуры, подвигами донских казаков, их жизни в военное время, а так же в период гражданской войны. Вы также узнали о скульпторах и интересных особенностях композиции памятников.
А сейчас пару вопросов о том, что вы запомнили в ходе этой экскурсии:
Надеюсь, экскурсия вам понравилась и вы узнали что-то новое. И теперь можете с легкостью поделиться с друзьями и родственниками историями о донских казаках, так же Вы можете посетить собор в любой день, двери его всегда открыты.
Большое спасибо за внимание и до встречи на новых экскурсиях.
Продолжительность:
5 минут.
2.2 Контрольный текст экскурсии «Памятники Соборной площади г.Новочеркасска»
Соборная площадь
История. Мы находимся на центральной площади Новочеркасска. Площадь восьмиугольная. Диаметр её 300 метров. Изначально эта площадь планировалась для устройства на ней главного храма войска Донского.
Памятники. Как говорят на Руси: "Бог любит троицу", так и в Новочеркасске вокруг Вознесенского собора на Соборной площади в разные годы встали три донских богатыря: впереди собора М. И. Платов, основатель города и самого собора, слева - Ермак, а справа - Я.П. Бакланов. Три памятника героям Дона, три разных эпохи в истории Донского казачества, объединенные православием и величественным Вознесенским собором.
Вознесенский Кафедральный собор
История создания. Как уже известно, закладка и освящение места под Новый Черкасск, а также соборный храм Вознесения Христова, состоялась 18 (30) мая 1805 г. Это церковное торжество состоялось во временной деревянной часовне-храме (с пристроенным алтарем), которую за полтора месяца до этого начал строить, согласно контракта с Войсковым правительством, крестьянин Дмитрий Петров. К 15 мая 1805 г. часовня-храм была готова к осмотру прибывшим на Дон Епископом Воронежским и Черкасским Арсением 11 (до 1829 г. на Дону не было самостоятельной епархии и казаки, в церковном отношении, подчинялись воронежскому архиерею). Вся постройка, созданная по проекту донского инженер-капитана Ефимова и под присмотром протоиерея из Черкасска Алексея Оридовского, представляла собой деревянную православную часовню на 4-х столбах, обшитую внутри досками с пристроем-алтарем, окрашенными в белый цвет. Тесовая крыша и деревянный забор были окрашены в зеленый цвет.
Именно эта деревянная часовня-храм стала с 18 мая 1805 г., т.е. после освящения в ней места под новую казачью столицу и новый соборный храм, основанием для временного деревянного Вознесенского собора. До 1809 г. эта часовня-храм являлась единственной церковью (собором) во всем столичном городе. Первыми его свяшенослужителями стали протоиерей Алексей Оридовский и диакон Сергей Улиткин. (“Сборник Областного войска Донского Статистическаго Комитета”, выпуск Х111-й, приложение 2, Новочеркасск, 1915 г., с. 129). Затем появились деревянные молитвенные дома Троицкий и Александровский, а также деревянная Димитриевская (кладбищенская) церковь. 8 октября этого же 1809 г. деревянный Вознесенский храм был вновь освящен, так как в нем устроили и освятили “придел в честь иконы Божией Матери Одигитрии”. В 1811 г. неподалеку от деревянного собора стал создаваться каменный Войсковой Вознесенский собор, строительство которого затянулось до 1905 г. и поэтому все функции Войскового собора пришлось выполнять ВРЕМЕННОМУ деревянному Вознесенскому собору.
В 1813 году из Старочеркасского Воскресенского (бывшего Войскового) собора в Новочеркасск привезли башенные часы и установили вначале на соборной деревянной колокольне, построенной еще в 1810 г. Опорные столбы Вознесенского храма, ввиду ветхости, в 1822 году заменяются на новые, а также перекрывается деревянная крыша. В 1826 г. при деревянном соборе строится деревянная караулка. В том же 1826 г. Войсковой Наказной Атаман И.А. Андрианов поставил в известность Войсковую Канцелярию о необходимости освидетельствования и ремонта деревянного Вознесенского собора. Полковник Миллер и городовой архитектор Фомин осмотрели деревянный собор и предложили Канцелярии выделить средства в размере 6.357 руб. 90 коп., необходимые для ремонта храма. Средства выделили и ремонт произвели.
5
апреля 1829 г. открывается
Архиепископ Афанасий, получив в свое управление Вознесенский собор, распорядился освидетельствовать его. По сохранившемуся описанию от 1830 года временный деревянный Вознесенский собор имел купол, покрытый листовым железом, а нижний корпус - из соснового теса. Кровля и кресты были окрашены зеленой краской, а стены - белой. В 1833 г. мастеровой Зиновий Иванов получил на городских торгах (аукционе) право “исправить соборную Новочеркасскую церковь Божию в повреждениях”. На ремонтные работы из Войсковой казны ему выделили 5.300 руб. Наблюдение за ремонтными работами проводил архитектор Колодин. 12 ноября 1833 года отремонтированный деревянный Вознесенский кафедральный собор вновь был освящен. В результате ремонта храм внутри оббили парусиной и окрасили. Придел и пономарня покрыли листовым железом. Трапезная, алтарь и крыша Вознесенского храма остались деревянными.
В таком виде деревянный собор прослужил до 1848 г. В этом году началась его капитальная перестройка. Освящение “вновь устроенного“ деревянного Вознесенского кафедрального собора провели в 1849 г. Новый вариант собора обшелевали тесом и покрыли листовым железом. На соборе установили войсковые часы. В обновленном деревянном соборе, как и в прежнем, устроили два престола: главный во имя Вознесения Господня, освященный 11 мая 1849 г. третьим Донским Архипастырем Иоанном и придельный храм в честь иконы Божией Матери Одигитрии, освященный 12 июня 1849 г. протоиереем С. Салтыковым.
При Вознесенском соборе в эти годы имелись две деревянные колокольни - одна рубленная из брусьев, на которой висело несколько небольших колоколов и другая на столбах, где висел один большой старинный колокол. В 1854 г. на средства жены Наказного Атамана Екатерины Михайловны Хомутовой и других благотворителей к деревянному собору пристроили третий северный придел во имя Воскресения Христова, освященный Архиепископом Донским и Новочеркасским 16 августа 1854 г. В августе 1872 г. обе колокольни разобрали, а колокола перенесли на колокольню недостроенного 2-го варианта каменного Вознесенского собора. В 1874 г. при деревянном Вознесенском соборе выстроили деревянное здание для караульных казаков. С 1877 г. по 1889 г. деревянное соборное здание несколько раз перестраивалось. Главный алтарь, приделы и притворы были “значительно распространены” (т.е. расширены -Е.К.), а “южный придел упразднен и обращен в ризницу." Через несколько лет, т.е. в 1892 г. этот южный придел восстановили и его освятил 15 августа Преосвященный Иоанн, Епископ Аксайский (викарий Донской епархии, т.е. помощник Донского Архиепископа).
В эти годы деревянный Вознесенский кафедральный собор покрыли листовым железом, окрашенным в зеленый цвет. Храм имел шесть выходов. Над собором возвышалось семь глав с железными шестиконечными крестами. Кресты и главы были вызолочены. Стены собора выкрашены «бланжевою краской» (т.е. телесного цвета - Е.К.). Внутри Вознесенский храм, кроме восточной части, главного алтаря, притвора, приделов и ризницы был отшлифован тесом, обтянут парусиной, окрашен бело-голубой краской. Четыре дубовых столба поддерживали купол собора. Над западными вратами устроили церковные хоры. Но деревянный собор все же быстро ветшал, был малопоместителен, у него отсутствовала церковная ограда. Как было записано в справке № 48, приложенной к представлению в Главное Управление казачьих войск от 17 февраля 1887 г.: «Кроме того, отсутствие вокруг собора ограды, необходимой при каждом, даже самом беднейшем храме, бывает причиною явлений нежелательных, вводящих верующих в соблазн. Так, в тени собора отдыхают целыми стадами телята, у стен его бегают ватаги собак, которые иногда забегают и в самый храм, об углы стен собора чешутся свиньи и т.п.»(Военно-исторический музей, Ф.1. оп.1. д.162227, л. 52, из архива В.К. Куинджи).