Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 19:39, контрольная работа
Культура обслуживания зависит и от применения различных форм и методов работы официантов, использования прогрессивных форм обслуживания (отпуск комплексных обедов, организация столов саморасчета и столов – экспресс, обслуживание по принципу “шведского стола” и др.)
Качество пищи, соблюдение установленного ассортимента продукции и товаров также служат определяющими факторами при оценке работы предприятий общественного питания.
Введение …………………………………………………………………………………...4
1 Аналитический обзор………………………………………………………………...….5
1.1 Состояние и тенденции развития общественного питания…………………………5
1.2 Классификация предприятий общественного питания…..…………………...…….8
А. По характеру производства………………………………………………………........9
Б. По ассортименту выпускаемой продукции………………………………………….10
В. По уровню обслуживания и контингенту обслуживания…………………………..11
Г. По времени и места функционирования……………………………………………..13
1.3 Типы предприятий общественного питания и их характерные особенности……14
А. Ресторан………………………………………………………………………………..14
Б. Бар…………………………………………………………………………………..…..15
В. Столовая………………………………………………………………………………..17
Г. Кафе…………………………………………………………………………………….18
Д. Закусочная………………………………………………………………………….….20
Е. Другие предприятия общественного питания……………………………………….21
1.3 Формы и методы обслуживания на предприятиях общественного питания……..23
1.4 Специальные формы организации обслуживания…………………………….…...27
Заключение…………………………………………………………………..……………38
Выводы и рекомендации по совершенствованию системы обслуживания…………..38
Список использованных источников…………………………………………………....
-
приоритетное развитие
-
восстановление и расширение
социально ориентированных
-
стимулирование развития сети
предприятий общественного
-
массовое расширение сети
За девять месяцев 2011 года в Екатеринбурге открылось 123 предприятия общественного питания, что на 25 точек больше, чем в соотносимом периоде 2010 года. Среди них 19 кафе, четыре ресторана, восемь буфетов, две столовые и т.д. За счет нового строительства введено 50 предприятий общепита, еще 72 открылись после реконструкции.
Как
свидетельствуют участники
Особенность сетей общепита – ориентированность на среднюю ценовую категорию. Развитие сети в премиальном сегменте случается очень редко: трудно и бессмысленно тиражировать особую атмосферу авторского ресторана, “руки” повара. В этой нише востребованы концептуально уникальные заведения с индивидуальным подходом к клиентам.
О росте сетевого рынка свидетельствует усиление сегментации. Ценовые ниши внутри своего сектора местные сетевики уже распределили: в экономклассе, где средний чек не превышает 100 – 150 руб., работают ПБО (фаст – фуды “Мак Пик”, “Ростикс”), в миддл – нише со средним чеком 200 – 300 руб. – “Ем Сам”, “Сандэй”, верхний предел занимают “Планета Суши”, “Иль Патио”, средний чек которых составляет 400 – 500 руб.
Внутри
одной сети заведения сегментируются
по различным критериям при
В сети “Мак Пик” площадки, расположенные в центре города, больше ориентированы на молодежь. В спальных районах и торгово-развлекательных центрах – на семейных клиентов. Основной оборот ресторанных сетей приходится на постоянных клиентов. У “Малахита” они составляют 35% посетителей, в “Ем Сааме” – до 80%. Эти цифры вынуждают рестораторов создавать масштабные программы повышения лояльности.
Если еще несколько лет назад развитие сети было возможно главным образом в формате фаст-фуда, то сейчас рестораторы уверенно инвестируют в заведения для среднего класса: число людей, способных потратить 600 – 800 руб. в ресторане, выросло в разы.
Наибольшим спросом в сетевых сегментах пользуется азиатская кухня. Японские и китайские рестораны – “Ем Сам”, “Планета Суши”, “Васаби ”– преобладают в секторе этнической кухни Екатеринбурга. Это вызвано популярностью здорового образа жизни, а у азиатской кухни именно такой имидж. Эксперты утверждают, что азиатская кухня еще долго продержится на лидирующих позициях. “Большой Урал” намерен расширить меню суши – баров: ввести тайское и китайское направления. Эксперты убеждены: развитие азиатского направления на рынке в ближайшие годы стимулирует рост услуг по доставке, так как японская и китайская еда компактна и удобна для транспортировки.
Участники рынка предрекают бум русской кухни. Развивать это направление возьмутся как местные игроки (“Большой Урал” сегодня подыскивает помещения под русский проект), так и столичные рестораторы: обкатав на Москве концепцию “1 – 2 – 3”, “Росинтер” запустит ее в Екатеринбурге, кроме того, ждут прихода сети “Елки – Палки”.
Одна из самых масштабных перспектив местных сетей – выход на федеральный уровень. Компания “Юниверфуд”, развивающая формат фуд-кортов, начала экспансию по Уральскому региону, стратегическая цель – выход на рынок страны. Рестораторы отмечают, что региональный рынок общепита почти не насыщен, поэтому клонирование отработанной на Екатеринбурге технологии принесет большие прибыли.
В
то же время проникновение столичных
сетей на местный рынок происходит
медленно. Связано это с тем, что
в свое время в Москву очень
быстро проникли международные сети и
мало какие столичные бренды успели
серьезно сформироваться. А вот пришествие
транснациональных сетей в Екатеринбург
уже идет. В частности, вместе с торговыми
центрами “Мега” и IKEA пришел Макдональдс
и другие фаст-фуды иностранного происхождения.
А.
По характеру производства
-заготовочные предприятия
- доготовочные предприятия
- раздаточные предприятия
Заготовочное предприятие общественного питания может быть представлено отдельными цехами или комплексами цехов со своими общими или раздельными производственными функциями и задачами. Цехи предназначены для централизованного механизированного производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и хлебобулочных изделий и снабжения ими доготовочных предприятий, магазинов кулинарии и предприятий розничной торговли. Они специализируются на переработке сырья и выпуске полуфабрикатов различной степени готовности и кулинарных изделий из овощей, рыбы, мяса животных и птицы, мучных кондитерских изделий.
Доготовочные предприятия общественного питания осуществляют приготовление блюд из полуфабрикатов и кулинарных изделий, их реализацию и организацию потребления. Доготовочные предприятия могут находиться в самостоятельном управлении или представлять собой структурное подразделение организационной системы.
Раздаточные предприятия реализуют готовую продукцию, полученную от заготовочных и других предприятий, и организуют её потребление в залах. Функция производства в них почти отсутствует.
Предприятия смешанного типа выполняют
все три функции, т.е. осуществляют полный
цикл производственно-торгового процесса.
Б.
По ассортименту выпускаемой
продукции
- универсальные
- специализированные
Универсальные предприятия выпускают
блюда из разных видов сырья. А специализированные
из определённого вида сырья. Сегодня
у нас наблюдается горизонтальное наполнение
рынка ресторанных услуг. То есть сколько
хочешь японских и китайских ресторанов,
а вот, испанских или традиционно европейских
пока мало. Хотелось, что бы
было максимально больше разных ресторанов.
Естественно, что не обойтись на рынке
без пивных ресторанов и присутствия японской
кухни. В любом городе мира это есть. У
нас же парадокс в том, что как новый ресторан
- так либо пивной, либо японский. Каждый
ресторан нацелен на ту или иную целевую
аудиторию.
В.
По уровню обслуживания
и контингенту обслуживания
В зависимости от уровня обслуживания:
- люкс
- высший
- первый
Класс предприятия - это совокупность отличительных признаков предприятия определённого типа, характеризующая качество предоставляемых услуг; уровень и условия обслуживания. Классы люкс, высший и первый, которые присваиваются ресторанам и барам:
Люкс предполагает изысканность интерьера, высокий уровень комфортности, широкий выбор услуг, ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд, изделий; широкий выбор заказных и фирменных напитков, коктейлей;
Высший - оригинальность интерьера, выбор услуг, комфортность, разнообразный ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд и изделий; широкий выбор фирменных и заказных напитков и коктейлей;
Первый - гармоничность, комфортность и выбор услуг, разнообразный ассортимент фирменных блюд, изделий и напитков, коктейлей несложного приготовления, в том числе заказных и фирменных.
Кафе, столовые и закусочные на классы не подразделяются.
Сегодня уже очень трудно определить какой ресторан средний, а какой дорогой. Причина - существенное расслоение в доходах населения: кто-то готов платить по чеку 2500 руб. (не обязательно каждый день), а кто-то 10000 руб. Весте с тем и тот и другой ресторан будет не доступен большинству. Труднее всего, вести бизнес, когда средний чек около 300 руб. Потому что за эти деньги предлагается не бутерброд, чашка чая и кусок мяса: это всё и дома можно съесть, при этом сэкономив. Рестораны, кафе, бары предоставляют услуги, возможность прийти и приятной обстановке насладиться хорошо приготовленным блюдом, получив качественное обслуживание. И создать комфортную атмосферу, когда услуга дешева - трудно, почти невозможно, а если она дорога, то сложно привлечь людей, готовых заплатить. Как уверяют профессионалы ресторанного рынка, открывать сегодня дорогой ресторан невыгодно - их и так достаточно. Наиболее перспективны с точки зрения рентабельности заведения с чеком 250 - 1100 руб. Сегодня эта самая свободная ниша. Рестораны со средним чеком имеют широкую целевую аудиторию, но и посадочных мест в них должно быть много и район размещения нужно выбрать правильно.
В зависимости от контингента обслуживания
- общедоступные
- находящиеся
на производственных
К сожалению рынок предприятий общественного питания насыщается крайне неравномерно. Элитный сегмент забит до отказа, а в «экономе» места пока более чем достаточно. Почти так же обстоят дела с территориальным расположением предприятий питания - налицо их явная нехватка в спальных районах. Для ресторана одно из самых главных факторов - это место. Нужно учитывать многие параметры, в том числе людской и транспортный потоки, видимость будущей вывески на перекрестной местности, инфраструктуру, наличие офисных и жилых массивов, возможность парковки и многое другое. Отличный ресторан может располагаться в уютном закутке где-нибудь в подвальном помещении - в этом случае придётся отвести часть бюджета на рекламу. И всё равно скорее всего оборот будет ниже, чем у заведения, расположенного у дороги, на видном месте. С другой стороны, в центре много офисов, сотрудники которых ежедневно где-то обедают - в рабочие дни клиентов привлечь бизнес-ланчем, а в выходные сделать ставку на других гостей - тех, кто пришёл отдохнуть. Таким образом, приток посетителей будет постоянным. Если, конечно, удастся их «переманить» у соседних заведений - в центре очень велика конкуренция: придётся играть на отличиях в меню, ценах, спецпредложениях.
Выбор места для ресторана тесно связан
и с его концепцией - заведение для семейного
отдыха будет вполне уместно в спальном
районе или элитном посёлке (ценовая категория
у них, само собой, будет разная), а для
молодёжных вечеринок лучше подойдёт
центр. Сыграть можно и на популярности
места - если люди будут знать, что в том
или ином районе традиционно много ресторанов,
они туда поедут и, конечно в каком-нибудь
обязательно остановятся. Существуют
так называемые золотые треугольники,
в которых люди просто переезжают с одного
места на другое. В спальных районах тоже
найдутся места, где предприятие общественного
питания, такие как мини-ресторанчики
и кафе, будут востребованы семь дней в
неделю за счёт учебных заведений и офисов.
Но скорее всего хорошая кухня в отдалённых
местах будет пользоваться спросом в основном
в выходные, когда людям хочется повеселиться.
Отдалённые места города тоже интересны.
Потому что там не хватает хороших ресторанов
и если появится более или менее приличный,
то он пользуется большой популярностью.
Г.
По времени и места функционирования