Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:32, курсовая работа
Тема моей курсовой работы «Карьера в Российском туристском бизнесе: реалии и перспективы».
Туризм является высокодоходной отраслью, по эффективности инвестиционных вложений сравнимой с нефте-, газодобывающей и перерабатывающей отраслями.[1]
Туризм сегодня не только крупнейшая, но и наиболее динамично развивающаяся отрасль мирового хозяйства, темпы ее роста почти в два раза превосходят темпы роста других областей экономики.[2]
В сфере туризма тесно переплетены интересы культуры и транспорта, безопасности и международных отношений, экологии и занятости населения, гостиничного бизнеса и санаторно-курортного комплекса. Эта отрасль имеет большое значение для государства в целом, а также отдельной личности.
Введение
Глава 1. Карьера, ее сущность, типы, этапы и условия
1.1. Сущность карьеры
1.2. Типы карьеры
1.3. Этапы карьеры
1.4. Условия карьеры
Глава 2. Карьера в туристском бизнесе
2.1. Понятие туристского бизнеса, значение в экономике стран
2.2. Основные тенденции развития рынка труда в индустрии туризма и перспективы карьерного роста
2.3. Состояние туристского бизнеса в России
2.4. Перспективы развития туристского бизнеса в России
Заключение
Список используемой литературы
Ведущие страны мира по наибольшему количеству доходов от туризма
№ п/п | Страна | Величина дохода, млрд. долл. |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 | США Италия Франция Испания Великобритания Германия Китай Австрия Канада Австралия Россия | 74,2 30,4 29,7 29,6 21,3 16,8 12,5 12,2 9,1 8,6 ?.! |
По принятой национальной классификации туризм относится к сфере услуг. В структуре объема предоставленных населению платных услуг туризм в России занимает скромное место. Удельный вес туристских услуги общем объеме платных услуг приведен в табл. 13. [41]
Таблица 13
Удельный вес туристских услуг
Год | Удельный вес туристских услуг в общем объеме платных услуг, % |
1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 | 2,0 1,5 1,3 1,3 2,1 1,9 1,8 1,8 |
Данные табл. 13. косвенно подтверждают утверждение о незначительной доле населения России, пользующегося туристскими услугами и огромном потенциальном рынке данных услуг на перспективу.
С 2000 г. в России наметилась пока неустойчивая тенденция снижения туристского потока за рубеж в пользу внутреннего и въездного туризма. Однако закреплению такой тенденции препятствует низкий уровень развития индустрии и инфраструктуры внутреннего туризма, что является результатом неудовлетворительного качества предоставления туристских услуг при неадекватном ценовом факторе.
Удельный вес количества претензий и исков в туристской отрасли по причине неудовлетворительного качества предоставленных услуг находится на втором месте после банковско-финансовой сферы.[42]
Положительные структурные сдвиги в туристской индустрии формируются пока за счет послекризисного снижения платежеспособного спроса населения и не имеют устойчивого характера. С ростом благосостояния населения такая тенденция может изменится снова в пользу выездного туризма.
Для закрепления положительной тенденции структуры въезда-выезда единственным «замещающим» фактором является создание привлекательной инфраструктуры для внутреннего и въездного туризма и создание системы социального туризма.
К числу факторов, прямо или косвенно влияющих на развитие отечественного туризма, относятся:
политическая, экономическая и социальная стабильность в стране;
степень развития экономики в целом;
формирование положительного туристского имиджа России на международном рынке туристских услуг;
признание туризма в качестве приоритетной отрасли развития национальной экономики;
государственная поддержка приоритетных направлений туризма;
инвестиционная привлекательность данной отрасли;
наличие современной инфраструктуры туризма и индустрии туризма;
наличие доступных высокоаттрактивных экологически чистых туристских ресурсов;
платежеспособный спрос населения;
ценовая политика в области туризма;
качество предоставляемых туристских услуг;
демографическая и социальная структуры населения;
национальные традиции и мотивация туризма;
интеграция отечественного туризма в международный туристский рынок;
безопасность туристского бизнеса;
наличие высококвалифицированных туристских кадров и др.
Анализируя вышеизложенное, можно обозначить следующие проблемы развития туризма в России:
туризм в России декларативно провозглашен, но фактически пока не признан приоритетной отраслью экономики, претендующей на достаточную государственную поддержку;
в России пока не созданы (не возрождены) эффективные инфраструктура туризма и индустрия туризма;
в стране практически отсутствует система социального туризма, а возможность широких слоев населения пользоваться туристскими услугами затруднена из-за низкого платежеспособного спроса населения;
констатируется пассивная структура въезда-выезда в пользу выезда туристов, что является мощным источником вывоза твердой валюты за рубеж и фактором отрицательного сальдо туризма в платежном балансе страны;
отмечается низкий удельный вес познавательных и оздоровительных услуг внутреннего туризма в общей структуре туристских услуг;
не используются в полной мере возможности емкого внутреннего туристского рынка и богатых туристских ресурсов;
отмечается низкий уровень туристской подвижности населения, неудовлетворительные показатели туристского оборота и интенсивности туризма в целом;
удельный вес туристских услуг в общем объеме предоставляемых платных услуг населению составляет менее 2%;
роль туризма в экономике страны в целом, включая совокупные налоговые поступления от него, весьма незначительна;
туризм в России пока не стал привлекательной инвестиционной отраслью экономики;
туристская деятельность не стимулирует в достаточной мере создание дополнительных рабочих мест и занятость населения.
2.4. Перспективы развития Российского туризма
Современный рынок труда индустрии туризма будет пополняться новыми кадрами, причем увеличение количества вакансий будет быстрыми темпами и дальше.
По данным Всемирного Совета по туризму и путешествиям, в ближайшие 15 лет количество рабочих мест на мировом туристском рынке может увеличиться на 130-150 млн. чел., то есть практически удвоиться.[43]
В настоящее время в туристской индустрии стран ЕС занято до 65% всего рабочего населения. Ежегодное увеличение рабочих мест в туристском бизнесе в государствах ЕС достигло 1,5% и к концу 2010 г. возникнет потребность в дополнительных трудовых ресурсах от 2,5 до 3,5 млн. человек.[44]
В ближайшем и несколько отдаленном будущем поток въездного туризма будет по-прежнему доминировать по сравнению с выездными и внутренними видами туристической деятельности.
По прогнозам экспертов ЕС, самыми быстрыми темпами в период до 2010 г. будут развиваться следующие отрасли, связанные с индустрией туризма: отели 5 звезд и люкс, авиакомпании, аэропорты, курорты и оздоровительные центры, глобальные электронные системы бронирования и резервирования, компьютерное и программное обеспечение, операторы связи, тематические и развлекательные парки, новые виды спорта.[45]
Стабильно будут развиваться: - деревенские, трех- и четырехзвездные гостиницы, кемпинги, музеи, выставки, театры, кабаре, памятники культуры, природы, народные промыслы и сувенирная продукция, рекламные агентства и СМИ, туристические и торговые центры, экскурсионные бюро, а также страхование путешествий, производство транспортных средств и одежды для отдыха, оптовая и розничная торговля, строительная индустрия.
Практически не изменится состояние дел: в одно- и двухзвездных отелях, мотелях, туристических агентствах, некатегорийных ресторанах, библиотеках, производстве железнодорожного транс- порта и яхт.
Через 10 лет по прогнозам не будут востребованы: некатегорийные отели, а также обменные пункты.
Всемирная Туристская Организация (ВТО) в своих прогнозах на 2020 год отводит России почетное девятое место, причем как по отправке, так и по приему туристов. Предполагается, что в России будут отмечаться самые высокие после Китая и Гонконга темпы роста въездного туризма 6,7 % в год (до 47,1 млн. чел. в абсолютном исчислении).[46]
Развитие туризма в регионах России будет неравномерным. Наиболее высокие темпы развития прогнозируются в Европейской части страны, где сконцентрированы и освоены основные туристские ресурсы.[47] Ведущим туристским регионом страны останется Москва.
Прогноз создания новых рабочих мест в индустрии туризма России – 130-175 тыс. новых рабочих мест.[48]
На основе прогнозов ВТО Гуляев В. Г. предполагает следующее:
Россия может войти в число туристских стран-лидеров, как по въезду, так и по выезду туристов;
темпы прироста туристского потока в России прогнозируются выше среднемировых;
структура въезда-выезда изменится в пользу въезда;
сальдо экспортно-импортных операций по строке «туризм» станет положительным;
значительно увеличится удельный вес туристской отрасли в общем объеме внутреннего валового продукта;
интенсивное развитие внутреннего и социального туризма;
туристская отрасль будет стабильным источником занятости населения;
развитие индустрии туризма будет стимулировать развитие сопутствующих отраслей национальной экономики.
Многие авторы считают, что для реализации прогнозов необходимо:
усовершенствовать материально-техническую базу международного туризма до уровня мировых стандартов;
развивать инфраструктуру туристской отрасли для комплексного обслуживания зарубежных туристов;
научиться обслуживать и развлекать одновременно все категории туристов;
уметь грамотно подбирать, обучать кадры, а так же повышать их профессиональный уровень;
внедрять новейшие научные разработки и достижения техники;
широко использовать рекламу;
сотрудничать с различными государствами в области туристских обменов;
широко использовать достижения науки и техники в области руководства, управления, обслуживания в международном туризме.
Заключение
Подведем итоги данной работы.
Карьера – продвижение человека по ступеням производственной, имущественной, социальной, административной или иной иерархии.
Карьеру - траекторию своего движения - человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри- и внеорганизационной реальности и, главное, - со своими собственными целями, желаниями и установками.
Карьера в современном понимании - это не должностное продвижение личности. В современном быстроменяющемся мире предпочтение отдается не последовательной смене должностей в одной иерархии, а смене позиций в различных проектах. Все большее значение приобретает личность, под которую потом выстраивается производственный процесс, приносящий прибыль.
Мировые тенденции социально-экономического развития предполагают расширение личной свободы. Личная свобода основана на ответственности. Свобода выражается, прежде всего, в потребности личности в самореализации. Краеугольным камнем конструкции самореализации является умение управлять собой: самоменеджмент, самоуправление, самоорганизация, личная тектология, self-management, персональный менеджмент.
Зарубежные психологи выделяют три основных типа карьер: линейные, эволюционные, структурные. В современной России достаточно широко представлены такие типы карьер, как суперавантюрный, авантюрный, последовательно-кризисный и др.