Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:32, курсовая работа
Тема моей курсовой работы «Карьера в Российском туристском бизнесе: реалии и перспективы».
Туризм является высокодоходной отраслью, по эффективности инвестиционных вложений сравнимой с нефте-, газодобывающей и перерабатывающей отраслями.[1]
Туризм сегодня не только крупнейшая, но и наиболее динамично развивающаяся отрасль мирового хозяйства, темпы ее роста почти в два раза превосходят темпы роста других областей экономики.[2]
В сфере туризма тесно переплетены интересы культуры и транспорта, безопасности и международных отношений, экологии и занятости населения, гостиничного бизнеса и санаторно-курортного комплекса. Эта отрасль имеет большое значение для государства в целом, а также отдельной личности.
Введение
Глава 1. Карьера, ее сущность, типы, этапы и условия
1.1. Сущность карьеры
1.2. Типы карьеры
1.3. Этапы карьеры
1.4. Условия карьеры
Глава 2. Карьера в туристском бизнесе
2.1. Понятие туристского бизнеса, значение в экономике стран
2.2. Основные тенденции развития рынка труда в индустрии туризма и перспективы карьерного роста
2.3. Состояние туристского бизнеса в России
2.4. Перспективы развития туристского бизнеса в России
Заключение
Список используемой литературы
Глава 2. Карьера в туристском бизнесе
2.1. Понятие туристского бизнеса, значение в экономике стран.
Туристский бизнес это: 1) Экономическая деятельность туристской организации, дающая прибыль; 2) любой вид туристской деятельности, приносящий доход или иные выгоды.[23]
Туристский бизнес — одна из наиболее быстро развивающихся отраслей мирового хозяйства. Международный туризм входит в число крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению.[24] По другим источникам туризм является самой рентабельной сферой мирового хозяйства. В индустрии туризма занято 60% всей рабочей силы на Земле.[25]
Мировые доходы от туризма в 1998 г. составили 444,7 млрд. долл. Для сравнения в 1995 г. Они составили 372 млрд. долл., в 1950 г. – 2,1 млрд. долл.[26]
Согласно прогнозам, в 2020 г. доходы от туризма в мире возрастут до двух триллионов долларов. По оценке ВТО число туристов к 2010 г. увеличится до 1018 млн. чел.[27]
Значение туризма в мире постоянно увеличивается, что связано с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны. В странах ЕС и других промышленно развитых странах доходы от туризма составляют порядка 5,5% валового внутреннего продукта.[28]
Туристский бизнес привлекателен для предпринимателей по разным причинам:
- небольшие стартовые инвестиции;
- растущий спрос на туристские услуги;
- высокий уровень рентабельности;
- минимальный срок окупаемости затрат.
Эффективность туризма складывается из следующих функций:
1. Туризм - источник валютных поступлений и средство для обеспечения занятости населения страны.
2. Туризм расширяет вклады в платежный баланс страны.
3. Туризм способствует диверсификации экономики, развивая отрасли, обслуживающие сферу туризма: строительство, торговлю, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, связь и т.д.
Помимо явной прибыльности, туризм на Западе является мощным фактором усиления престижа страны, роста ее значения в глазах мирового сообщества и рядовых граждан. Кроме того, туризм имеет социальное значение как фактор повышения образовательного уровня людей.
Туристская отрасль оказывает существенное влияние на международные связи, стабилизируя отношения между странами и регионами.
Всемирная туристская организация опубликовала прогноз развития туризма до 2020 года (табл. 3).[29]
Таблица 3
Количество прибытий международных туристов в 1995-2020 годах, млн. чел.
Регион |
1995 | Прогноз | ||
2010 | 2020 | 2020 в % к 1995 | ||
Европа Восточная Азия/Тихий океан Америка Африка Средний Восток Южная Азия | 335 80 111 20 14 4 | 527 231 195 46 37 11 | 717 438 285 75 69 19 | 214,0 547,5 256,8 375,0 492,9 475,0 |
Всего | 564 | 1047 | 1602 | 284,0 |
Развитие туризма по регионам будет неравномерным: самые высокие темпы роста ожидаются в странах Азии и тихого океана, в Европе и Америке они будут ниже общемировых (табл. 4).[30]
Таблица 4
Страны-лидеры по приему туристов в 2020 году
Страна | Количество прибытий туристов, млн. чел. | Доля в мировом потоке, % | Среднегодовой рост в 1995-2020 гг. |
Китай США Франция Испания Гонконг Италия Великобритания Мексика Россия Чехия | 137,1 102,4 93,3 71,0 59,3 52,9 52,8 48,9 47,1 44,1 | 8,6 6,4 5,8 4,4 3,7 3,3 3,3 3,1 2,9 2,7 | 8,0 3,5 1,8 2,4 7,3 2,2 3,0 3,6 6,7 4,0 |
Всего | 708,8 | 44,2 | 42,5 |
Как видно из выше представленных данных, самой посещаемой страной в 2020 г. Должен стать Китай. Высокие темпы роста ожидаются также в Гонконге и России. Доля Китая и Гонконга составит 12,3 % общемирового потока туристов. Особенно серьезные изменения прогнозируются в России: в 2020 г. Количество въезжающих туристов в 1,5 раза превысит количество выезжающих за ее пределы. Больших успехов среди европейских стран достигнет Чехия.
Наибольшая туристская подвижность населения ожидается в Нидерландах, Германии, Великобритании, Канаде и Японии, где на одного жителя страны будет приходиться по 1,5-2 поездки за границу в год. В большинстве других стран, входящих в первую десятку, туристская подвижность заметно ниже (табл. 5).[31]
Таблица 5
Страны-лидеры по выезду туристов в 2020 году
Страна | Выезд туристов, млн. чел. | Доля в мировом потоке, % |
Германия Япония США Китай Великобритания Франция Нидерланды Канада Россия Италия | 163,5 141,5 123,3 100,0 96,1 37,6 35,4 31,3 30,5 29,7 | 10,2 8,8 7,7 6,2 6,0 2,3 2,2 2,0 1,9 1,9 |
Всего | 788,9 | 49,2 |
2.2. Основные тенденции развития рынка труда в индустрии туризма и перспективы карьерного роста
Современный рынок труда индустрии туризма активно пополняется новыми кадрами. Увеличение количества вакансий будет продолжаться быстрыми темпами и дальше. По прогнозам Всемирного Совета по туризму и путешествиям (World Travel & Tourism Council) на 2005 год количество рабочих мест на мировом туристском рынке должно было составить более 40 миллионов, а в последующие 10 лет вырастет еще на 100 миллионов вакансий. В туристской индустрии стран Европейского Союза занято 65% всего работающего населения. К концу 2010 года возникнет потребность в дополнительных трудовых ресурсах от 2,2 до 3,3 миллиона человек, а ежегодное увеличение рабочих мест в индустрии туризма составит от 1 до 1,5%.[32]
Оплата труда на предприятиях индустрии гостеприимства значительно превосходит аналогичный показатель в других областях бизнеса. Возможности быстрого продвижения по карьерной лестнице заманчивы еще и тем, что приносят не только моральное удовлетворение, но и материальное вознаграждение.[33]
Каковы же перспективы карьерного роста?
Выпускники специализированных учебных заведений индустрии гостинично-ресторанного бизнеса часто начинают работать на самых низких управленческих должностях, таких как помощник менеджера. Трудоустройство выпускников по данным каталога «Institute de Management Hotelier International» происходит следующим образом: большая часть начинает карьеру в ресторанах (29%) и гостиницах (18%), на долю общего менеджмента, маркетинга и продаж приходится 10% и 12% соответственно.[34]
Начальная заработная плата на предприятиях индустрии гостеприимства, как правило, ниже, чем на других, а потенциал для продвижения по карьерной лестнице выше. Многообещающе выглядят перспективы карьерного роста для менеджеров гостиниц. Ежегодно коэффициент занятости номерного фонда, к примеру, североамериканских гостиниц возрастает на 3,6%.[35] В связи с этим возникает потребность в новых кадрах на управленческие должности разного уровня. Быстрое продвижение по служебной лестнице происходит в турагентских, туроператорских и крупных компаниях.
Существуют определенные требования при переходе на вышестоящую позицию. В первую очередь это трудовой стаж на предыдущей должности, измеряемый в годах. Таблицы 6-11 демонстрируют возможности карьерного роста на некоторых предприятиях индустрии гостеприимства.[36]
Примеры карьерного роста в индустрии гостеприимства
Таблица 6
Отель, входящий в гостиничную цепь
Служба приема и размещения