Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 15:24, реферат
Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем — «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия).
Введение.
1. Сущность экскурсии.
2. Экскурсия как вид коммуникативной деятельности.
3. Экскурсия как форма общения.
4. Классификация экскурсий.
Заключение.
Список источников.
План
Введение.
1. Сущность экскурсии.
2. Экскурсия как вид коммуникативной деятельности.
3. Экскурсия как форма общения.
4. Классификация экскурсий.
Заключение.
Список источников.
Введение.
Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем — «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия).
Само
понятие «сущность» представляет собой
совокупность сторон и связей, которым
присущи свойства, взятые и рассмотренные
в их естественной взаимозависимости.
Сущность - это внутреннее содержание
предмета, выражающееся в единстве
всех многообразных и противоречивых
форм его бытия.
Сущность экскурсии.
При
рассмотрении понятия «сущность
экскурсии» необходимо иметь в виду
обусловленность экскурсионного процесса
объективными требованиями. Каждая экскурсия
представляет особый процесс деятельности,
суть которого обусловлена конкретными
закономерностями (тематичность, целеустремленность,
наглядность, эмоциональность, активность
и др.). Впервые о закономерности
экскурсий было сказано на научной
конференции, проведенной в 1978 г. Главным
экскурсионным управлением
В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть.
Умение видеть как эстетическое восприятие сводится к умению воспринимать архитектурные массы, краски, линии всякого рода, группировки масс, красок, линий и их комплексы в условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения. Умение видеть как историческое восприятие заключается в следующем: во-первых, надо уметь найти в экскурсионном объекте типичные черты и особенности историко-культурного характера; во-вторых, надо уметь определить наслоения в экскурсионном объекте, сделанные временем, и его эволюцию; в-третьих, надо уметь найти исторические факты в монументальных и музейно-исторических памятниках - задача, всегда требующая больших знаний и навыков.
Материал экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода в его изложении дают возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод При этом в качестве активных помощников экскурсовода выступают авторы экскурсии Об этом говорил известный теоретик, критик и педагог А. В. Бакушинский: «Методическая разработка материала, обусловленная целью, всеми задачами и планом экскурсии, должна быть направлена к пробуждению самостоятельности восприятия и оценок».
Одна из задач экскурсии - выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку. Дать оценку — значит составить представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества. Оценка экскурсии — это выводы экскурсанта, к которым его подводит экскурсовод
Отношение к экскурсии нужно понимать как: определенный взгляд экскурсанта на исторический период, которому посвящена экскурсия; восприятие каких-либо действий; понимание конкретной ситуации, в которой находился писатель, скульптор (художник), создавая свое произведение. В этом процессе большую роль играют материал экскурсии, подача его экскурсоводом, «угол зрения» на событие и оценка его экскурсоводом, а также убежденность экскурсовода в своей правоте. Главное в этом процессе — проблема понимания. Большинство экскурсантов воспринимают точку зрения экскурсовода, которая становится основой понимания материала и выработки отношения к предмету показа и рассказа.
Экскурсия
— методически продуманный
Характеризуя
место экскурсионной
Рассмотрим толкования термина «экскурсия», данные в различных словарях и энциклопедиях. Самое раннее (1882 г.) толкование этому термину дает В. Даль: «Экскурсия — проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр.». В Малой советской энциклопедии (1931 г., т. 10, с. 195) термин раскрыт следующим образом: «Экскурсия — коллективное посещение какой-либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно с научной или образовательной целью».
В
Толковом словаре русского языка (под
руководством Л. Н. Ушакова, 1940 г.) слово
«экскурсия» поясняется как «коллективная
поездка или прогулка с научно-образовательной
или увеселительной целью». В Малой
советской энциклопедии (1960 г., т. 10,
с. 770) сказано, что «экскурсия — коллективная
поездка или поход в
Подробное пояснение термину «экскурсия» дает Большая советская энциклопедия (1933 г., т. 63, с. 316): « один из видов массовой культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения...».
В
приведенных определениях экскурсии
можно обнаружить некоторые расхождения.
Они не случайны и не дают оснований
для выводов о существовании
противоположных точек зрения на
экскурсию. Каждая формулировка имеет
отношение к функционированию экскурсии
в определенный период времени. Отсюда
— различия в формулировках целей,
задач и форм проведения экскурсий,
характерных для того или иного
времени. С годами происходит усложнение
задач. Перед экскурсиями ставятся
иные цели, меняются формы их проведения.
При этом ярче проявляют себя особенности
экскурсии, ее отличия от других форм
культурно-просветительской работы. И
в то же время нельзя пройти мимо попыток
отдельных ученых ограничить экскурсию
более узкими рамками. В некоторых словарях,
например в Кратком педагогическом словаре
(1989 г., с. 300—310) и методических пособиях,
экскурсия рассматривается как одна из
форм наглядного обучения, учебно-воспитательной
работы. При этом подчеркивается значение
только одной из сторон, а именно то, что
экскурсии переносят процесс обучения
в обстановку наблюдения предметов (объектов),
находящихся в окружающей среде или выставленных
в музее.
Некоторые экскурсионисты, рассматривая сущность экскурсии, относят к ней такие понятия, как композиция, сюжет и фабула.
Композиция — построение, соединение, составление отдельных частей в целое. Этот термин связан с понятиями «структура» и «конструкция».
Сюжет
— событие или несколько
Фабула — цепь событий, о которых повествует произведение. В изложении фабулы различают композицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.
Кульминация — точка, момент наивысшего напряжения в развитии фабульного действия.
Экскурсия,
являясь произведением
Путь развития экскурсии идет по Линии изменения ее сущности. Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей практические задачи, например, поиск лечебных трав. Затем перед ней встали научные задачи, такие как выявление экспонатов для краеведческого музея. Поиски новых форм самообразования выдвинули перед экскурсиями общеобразовательную цель. Стремление улучшить воспитательную работу, сделать ее более эффективной превратили экскурсию в один из видов культурно-просветительской работы
В
настоящее время экскурсия
Итак,
экскурсия представляет собой наглядный
процесс познания человеком окружающего
мира, построенный на заранее подобранных
объектах, находящихся в естественных
условиях или расположенных в
помещениях предприятий, лабораторий,
научно-исследовательских
В
краткой форме сущность экскурсии
можно определить так: экскурсия
— сумма знаний, в специфической
форме сообщаемых группе людей, и
определенная система действий по их
передаче.
Экскурсия как вид коммуникативной деятельности.
Деятельность
представляет собой активность человека,
которая направлена на достижение поставленной
цели. Экскурсия сумма
Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов.
Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов.
Деятельность
экскурсовода состоит из ряда действий,
главные из них — подготовка и
проведение экскурсий. Экскурсия —
специфический вид деятельности
специалиста-экскурсовода. Нельзя признать
правильным утверждение некоторых
методистов, что экскурсия, будучи работой
для экскурсовода, является отдыхом
для экскурсантов. Практически участие
в экскурсионном процессе — работа
сложная, а поэтому трудная для
обеих сторон — экскурсовода и
экскурсантов.
Экскурсия как форма общения.
В
словарях русского языка понятие
«общение» рассматривается как
«взаимные сношения, деловая дружеская
связь». Более широко «общение» трактуется
в философских словарях как одно
из необходимых условий
В практической деятельности человека имеют место два вида общения — прямое и косвенное. Формы прямого общения — беседа, лекция, урок в учебном заведении, диспут, дискуссия, митинг, экскурсия и др. В ходе такого общения формируется общность чувств, настроений, мнений, взглядов, достигается взаимопонимание, происходит усвоение информации, укрепляются взаимосвязи.
Косвенное общение происходит в ходе чтения газет, журналов, книг, слушания радио, просмотра кинофильмов и др. В процессе такого общения отсутствует обратная связь, которая при прямом общении выражает себя в реакции субъекта на получаемую информацию.