Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:58, контрольная работа
Рассмотрение понятия "сущность экскурсии". Впервые о закономерности экскурсий было сказано на научной конференции, проведенной в 1978 г. Главным экскурсионным управлением Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС и Центральной научно-исследовательской лабораторией по туризму и экскурсиям (ЦНИЛТЭ). Экскурсионный процесс и цели экскурсии. Рассмотрение толкования термина "экскурсия", данных в различных словарях и энциклопедиях.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Исторический факультет
Контрольная работа
«Сущность
экскурсии»
Студент 4 курса заочного отделения
Слово "экскурсия"
происходит от латинского "экскурсио".
В русский язык это слово проникло в XIX
в. и первоначально означало "выбегание,
военный набег", затем - "вылазка,
поездка". Позднее произошло видоизменение
этого слова по типу имен на "ия" (экскурс
+ ия).
Само понятие "сущность" представляет
собой совокупность сторон и связей, которым
присущи свойства, взятые и рассмотренные
в их естественной взаимозависимости.
Сущность - это внутреннее содержание
предмета, выражающееся в единстве всех
многообразных и противоречивых форм
его бытия.
При рассмотрении понятия "сущность
экскурсии" необходимо иметь в виду
обусловленность экскурсионного процесса
объективными требованиями. Каждая экскурсия
представляет особый процесс деятельности,
суть которого обусловлена конкретными
закономерностями (тематичность, целеустремленность,
наглядность, эмоциональность, активность
и др.). Впервые о закономерности экскурсий
было сказано на научной конференции,
проведенной в 1978 г. Главным экскурсионным
управлением Центрального совета по туризму
и экскурсиям ВЦСПС и Центральной научно-исследовательской
лабораторией по туризму и экскурсиям
(ЦНИЛТЭ)1. Экскурсионный процесс
и задачи, стоящие перед экскурсией, могут
быть выражены в следующем виде:
В ходе экскурсионного
процесса экскурсовод помогает экскурсантам
увидеть объекты, на основе которых
раскрывается тема (первая задача), услышать
об этих объектах необходимую информацию
(вторая задача), ощутить величие подвига,
значение исторического события (третья
задача), овладеть практическими навыками
самостоятельного наблюдения и анализа
экскурсионных объектов (четвертая задача).
В решении последней задачи большое место
занимает формирование умения видеть.
Умение видеть как эстетическое восприятие
сводится к умению воспринимать архитектурные
массы, краски, линии всякого рода, группировки
масс, красок, линий и их комплексы в условиях
перспективы, света, воздуха, угла зрения.
Умение видеть как историческое восприятие
заключается в следующем: во-первых, надо
уметь найти в экскурсионном объекте типичные
черты и особенности историко-культурного
характера; во-вторых, надо уметь определить
наслоения в экскурсионном объекте, сделанные
временем, и его эволюцию; в-третьих, надо
уметь найти исторические факты в монументальных
и музейно-исторических памятниках - задача,
всегда требующая больших знаний и навыков.
Материал экскурсии, профессиональное
мастерство экскурсовода в его изложении
дают возможность экскурсантам анализировать,
делать необходимые выводы Эти умения
в ходе показа и рассказа экскурсантам
прививает экскурсовод При этом в качестве
активных помощников экскурсовода выступают
авторы экскурсии Об этом говорил известный
теоретик, критик и педагог А В. Бакушинский:
"Методическая разработка материала,
обусловленная целью, всеми задачами и
планом экскурсии, должна быть направлена
к пробуждению самостоятельности восприятия
и оценок"1.
Одна из задач экскурсии - выработать у
экскурсантов отношение к теме экскурсии,
деятельности исторических лиц, событиям,
фактам, в целом к материалу экскурсии
и дать ей свою оценку.
Дать оценку - значит составить представление
о ком-либо, чем-либо, определить значение,
характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь,
признать чьи-то достоинства, положительные
качества.
Оценка экскурсии - это выводы экскурсанта,
к которым его подводит экскурсовод
Отношение к экскурсии нужно понимать
как: определенный взгляд экскурсанта
на исторический период, которому посвящена
экскурсия; восприятие каких-либо действий;
понимание конкретной ситуации, в которой
находился писатель, скульптор (художник),
создавая свое произведение.
В этом процессе большую роль играют материал
экскурсии, подача его экскурсоводом,
"угол зрения" на событие и оценка
его экскурсоводом, а также убежденность
экскурсовода в своей правоте. Главное
в этом процессе - проблема понимания.
Большинство экскурсантов воспринимают
точку зрения экскурсовода, которая становится
основой понимания материала и выработки
отношения к предмету показа и рассказа.
Экскурсия - методически продуманный показ
достопримечательных мест, памятников
истории и культуры, в основе которого
лежит анализ находящихся перед глазами
экскурсантов объектов, а также умелый
рассказ о событиях, связанных с ними.
Однако только к этому сущность понятия
"экскурсия" сводить было бы неправильно
Рассмотрим несколько формулировок термина
"экскурсия", которые были опубликованы
в различных изданиях за последние 70 лет.
Первая из них выглядит так: "Экскурсия
- есть прогулка, ставящая своей задачей
изучение определенной темы на конкретном
материале, доступном созерцанию" (М.
П. Анциферов, 1923 г.)
Характеризуя место экскурсионной деятельности
во внешкольной работе с детьми, экскурсионист
Л. Бархаш считал, что экскурсия - это наглядный
метод получения определенных знаний,
воспитания путем посещений по заранее
разработанной теме определенных объектов
(музей, завод, колхоз и т. д.) со специальным
руководителем (экскурсоводом)1.
Приведем также одно из последних по времени
опубликования определений: "Экскурсия
- особая форма учебной и внеучебной работы,
в которой осуществляется совместная
деятельность учителя-экскурсовода и
руководимых им школьников-экскурсантов
в процессе изучения явлений действительности,
наблюдаемых в естественных условиях
(завод, колхоз, памятники истории и культуры,
памятные места, природа и др.) или в специально
созданных хранилищах коллекций (музей,
выставка)"2. Таковы мнения ученых-экскурсионистов.
Рассмотрим толкования термина "экскурсия",
данные в различных словарях и энциклопедиях.
Самое раннее (1882 г.) толкование этому термину
дает В. Даль: "Экскурсия - проходка,
прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания
трав и пр."3. В Малой советской энциклопедии
(1931 г., т. 10, с. 195) термин раскрыт следующим
образом: "Экскурсия - коллективное
посещение какой-либо местности, промышленных
предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно
с научной или образовательной целью".
Подробное пояснение термину "экскурсия"
дает Большая советская энциклопедия
(1933 г., т. 63, с. 316): " один из видов массовой
культурно-просветительной, агитационной
и учебной работы, имеющей целью расширение
и углубление знаний подрастающего поколения...".
В Толковом словаре русского языка (под
руководством Л. Н. Ушакова, 1940 г.) слово
"экскурсия" поясняется как "коллективная
поездка или прогулка с научно-образовательной
или увеселительной целью".
В Малой советской энциклопедии (1960 г.,
т. 10, с. 770) сказано, что "экскурсия - коллективная
поездка или поход в достопримечательные
места с научной, общеобразовательной
или культурно-просветительной целью".
В Большой советской энциклопедии (1978
г., т. 29, с. 63) дано следующее определение:
"Экскурсия - посещение достопримечательных
чем-либо объектов (памятники культуры,
музеи, предприятия, местность и т. д.),
форма и метод приобретения знаний. Проводится,
как правило, коллективно под руководством
специалиста-экскурсовода". Другие
толкования более позднего времени не
отличаются оригинальностью и ничего
не добавляют к ранее сделанным характеристикам.
В приведенных определениях экскурсии
можно обнаружить некоторые расхождения.
Они не случайны и не дают оснований для
выводов о существовании противоположных
точек зрения на экскурсию. Каждая формулировка
имеет отношение к функционированию экскурсии
в определенный период времени. Отсюда
- различия в формулировках целей, задач
и форм проведения экскурсий, характерных
для того или иного времени. С годами происходит
усложнение задач. Перед экскурсиями ставятся
иные цели, меняются формы их проведения.
При этом ярче проявляют себя особенности
экскурсии, ее отличия от других форм культурно-просветительской
работы. И в то же время нельзя пройти мимо
попыток отдельных ученых ограничить
экскурсию более узкими рамками.
В некоторых словарях, например в Кратком
педагогическом словаре (1989 г., с. 300-310)
и методических пособиях, экскурсия рассматривается
как одна из форм наглядного обучения,
учебно-воспитательной работы. При этом
подчеркивается значение только одной
из сторон, а именно то, что экскурсии переносят
процесс обучения в обстановку наблюдения
предметов (объектов), находящихся в окружающей
среде или выставленных в музее.
Некоторые экскурсионисты, рассматривая
сущность экскурсии, относят к ней такие
понятия, как композиция, сюжет и фабула.
Композиция - построение, соединение,
составление отдельных частей в целое.
Этот термин связан с понятиями "структура"
и "конструкция".
Сюжет - событие или несколько событий,
связанных друг с другом.
Фабула - цепь событий, о которых повествует
произведение. В изложении фабулы различают
композицию, завязку, развитие действия,
кульминацию, развязку.
Кульминация - точка, момент наивысшего
напряжения в развитии фабульного действия.
Экскурсия, являясь произведением конкретных
авторов, строится с учетом требований,
предъявляемых к литературному произведению
и имеет свой сюжет, которому подчинен
весь экскурсионный материал. Обзорная
экскурсия по своим задачам и форме проведения
более сложна, чем путевая экскурсионная
информация или беседа инструктора в туристском
походе. Тематическая экскурсия по сравнению
с городской обзорной, более сложна по
своей структуре, содержанию, методике
проведения.
Путь развития экскурсии идет по Линии
изменения ее сущности. Первоначально
экскурсия была прогулкой, преследующей
практические задачи, например, поиск
лечебных трав. Затем перед ней встали
научные задачи, такие как выявление экспонатов
для краеведческого музея. Поиски новых
форм самообразования выдвинули перед
экскурсиями общеобразовательную цель.
Стремление улучшить воспитательную работу,
сделать ее более эффективной превратили
экскурсию в один из видов культурно-просветительской
работы1.
В настоящее время экскурсия выступает
как нечто законченное, целостное, имеющее
свои специфические функции и признаки,
своеобразную индивидуальную методику.
В значительной степени она обогатилась
по содержанию, формам проведения и методике
преподнесения материала и характеризуется
как неотъемлемая часть идейно-воспитательной
и культурно-массовой работы2. Цели,
задачи и формы проведения экскурсий показаны
в таблице 1.1.
Таблица 1.1.
|
Итак, экскурсия
представляет собой наглядный процесс
познания человеком окружающего
мира, построенный на заранее подобранных
объектах, находящихся в естественных
условиях или расположенных в помещениях
предприятий, лабораторий, научно-исследовательских
институтов и т. д.
Показ объектов происходит под руководством
квалифицированного специалиста - экскурсовода.
Процесс восприятия объектов экскурсантами
подчинен задаче раскрытия определенной
темы. Экскурсовод передает аудитории
видение объекта, оценку памятного места,
понимание исторического события, связанного
с этим объектом. Ему небезразлично, что
увидит экскурсант, как он поймет и воспримет
увиденное и услышанное. Он своими объяснениями
подводит экскурсантов к необходимым
выводам и оценкам, добиваясь тем самым
нужной эффективности мероприятия.
В краткой форме сущность экскурсии можно
определить так: экскурсия - сумма
знаний, в специфической форме сообщаемых
группе людей, и определенная система
действий по их передаче.
Деятельность
представляет собой активность человека,
которая направлена на достижение поставленной
цели. Экскурсия сумма взаимосвязанных
и обусловливающих друг друга действий.
Эти действия разнообразны - передвижение
группы по маршруту, движение относительно
объектов (их обход), наблюдение памятников,
включенных в маршрут, пояснения. Советы
экскурсовода делают действия экскурсантов
осмысленными, целенаправленными.
Действия в процессе экскурсии подразделяются
на две части: деятельность экскурсовода
и деятельность экскурсантов.
Деятельность экскурсантов находит
свое выражение в таких активных формах,
как наблюдение, изучение, исследование
объектов.
Деятельность экскурсовода состоит
из ряда действий, главные из них - подготовка
и проведение экскурсий. Экскурсия - специфический
вид деятельности специалиста-экскурсовода.
Нельзя признать правильным утверждение
некоторых методистов, что экскурсия,
будучи работой для экскурсовода, является
отдыхом для экскурсантов. Практически
участие в экскурсионном процессе - работа
сложная, а поэтому трудная для обеих сторон
- экскурсовода и экскурсантов.
В словарях
русского языка понятие "общение"
рассматривается как "взаимные сношения,
деловая дружеская связь". Более широко
"общение" трактуется в философских
словарях как одно из необходимых условий
формирования и развития субъектов (личностей),
при котором происходит обмен информацией,
умениями и навыками1.
В практической деятельности человека
имеют место два вида общения - прямое
и косвенное. Формы
прямого общения - беседа, лекция, урок
в учебном заведении, диспут, дискуссия,
митинг, экскурсия и др. В ходе такого общения
формируется общность чувств, настроений,
мнений, взглядов, достигается взаимопонимание,
происходит усвоение информации, укрепляются
взаимосвязи.
Косвенное общение происходит в ходе
чтения газет, журналов, книг, слушания
радио, просмотра кинофильмов и др. В процессе
такого общения отсутствует обратная
связь, которая при прямом общении выражает
себя в реакции субъекта на получаемую
информацию.
Экскурсия как форма
прямого общения предполагает взаимосвязь
и взаимодействие субъектов (экскурсовода
и экскурсантов) на основе их совместной
деятельности. Являясь специфической
формой общения, экскурсия дает возможность
миллионам людей получить значительный
объем информации, формирует способы мыслительной
деятельности. Общаясь с другими участниками
мероприятия, экскурсант при помощи подражания
и заимствования, сопереживания и идентификации
усваивает человеческие эмоции, чувства,
формы поведения. В процессе общения достигаются
необходимая организация и единство действий
индивидов, входящих в группу, осуществляется
эмоциональное взаимопонимание их, формируется
общность чувств, настроений, мыслей, взглядов.
Общение людей на экскурсии следует отнести
к духовно-информационному типу общения,
сочетанию двух форм отношений между субъектами
и объектами, а также отношений личностных
и групповых1.
Знание основ психологии и педагогики
помогает экскурсоводу правильно организовать
процесс экскурсии. Практически общение
представляет собой коммуникативную фазу
в деятельности экскурсовода.
Правильно организованное общение экскурсовода
и экскурсантов является основой такого
педагогического процесса, как экскурсия.
Коммуникативный компонент - важная часть
профессионального мастерства экскурсовода.
Эффективность экскурсии определяется
не только обширными знаниями экскурсовода
по теме, умением использовать методику
преподнесения этих знаний аудитории,
но и способностями в общении с экскурсантами,
методистами и другими работниками экскурсионного
учреждения, музея, с водителем автобуса.
Важную роль в общении с аудиторией играют
такие качества, как предупредительность,
умение вести нормальный диалог.
Методисты экскурсионных учреждений придают
большое значение роли экскурсовода в
ходе проведения экскурсии. В этом деле
можно увидеть достижения и просчеты.
Стремясь повысить активность экскурсантов,
экскурсовод использует различные варианты.
Делая более пространным рассказ, он невольно
превращается в лектора, сводит роль экскурсовода
к пассивному восприятию увиденного и
услышанного. Более эффективен вариант,
когда экскурсовод, делая конкретные пояснения,
направляет внимание группы, вызывает
вопросы у экскурсантов, заставляет их
размышлять, сопоставлять, подводит к
оценкам и выводам. И третий вариант - это
когда экскурсовод является как бы дирижером
группы. Он организует демонстрацию объектов,
обеспечивает четкий порядок их наблюдения.
Так происходит потому, что экскурсанты
заняты активным восприятием увиденного.
Вопросы у них появляются после того, как
будут осмыслены полученные впечатления.
Подобный вариант проведения экскурсии
возможен в высококвалифицированной и
сплоченной группе.
В практической деятельности экскурсия
рассматривается в нескольких аспектах:
а) как самостоятельная форма воспитания
и обучения, как составная часть других
форм обучения и воспитания;
б) как форма работы с массовой аудиторией
и одна из форм обучения;
в) как форма организации культурного
досуга, воспитательной работы;
г) как эпизодическое (разовое) мероприятие,
часть тематического цикла, а также как
одна из ступеней познания;
д) как форма распространения научных
знаний, идейного воспитания;
е) как мероприятие по одному из направлений
воспитания - патриотического, трудового,
эстетического, а также как часть процесса
формирования всесторонне развитой личности;
з) как автономная форма культурно-просветительной
работы и как неотъемлемая часть организованного
туризма;
и) как форма межличностного общения экскурсовода
с экскурсантами, экскурсантов друг с
другом и как форма общения экскурсантов
с объектами.
Более правильное представление об экскурсии
дает сочетание нескольких аспектов. Рассмотрение
же любой конкретной экскурсии, того или
иного вида экскурсии в одном из названных
аспектов не даст возможности для выявления
ее сущности.
Выводы
Сами
по себе суждения о сущности экскурсии
крайне "молоды".
Впервые понятие "сущность экскурсии"
было рассмотрено автором этого учебника
в 1976 г.1. Затем в нескольких изданиях,
подготовленных тем же автором, содержание
понятия дополнялось и более полное толкование
получило в учебном пособии "Основы
экскурсоведения" (1985 г.).
На всем протяжении развития экскурсионного
дела ученые и практики-экскурсионисты,
пытаясь осмыслить значение экскурсий,
их место в воспитании человека, много
писали об их содержании, эффективности
и др. В этом вопросе авторы так и не пришли
к единому мнению, но нельзя им отказать
в том, что они находились на правильном
пути.
Экскурсии могут конкретизировать уже
имеющиеся знания, давать новые, развивать
умение подходить к явлениям из жизни
природы и людей, усиливать интерес к изучаемому
и вызывать переживания в области чувств.
В то время как одни направляют экскурсию
прежде всего на то, чтобы она давала знания,
другие стремятся, чтобы она помогала
экскурсантам развить способность и навыки
видеть произведения искусства, явления
природы, события из разных областей жизни
людей.
Развитие навыков - еще одна грань понятия
"сущность экскурсии".