Экскурсия и её сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 15:24, реферат

Описание работы

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем — «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия).

Содержание

Введение.

1. Сущность экскурсии.

2. Экскурсия как вид коммуникативной деятельности.

3. Экскурсия как форма общения.

4. Классификация экскурсий.

Заключение.

Список источников.

Работа содержит 1 файл

Экскурсия и её сущность..docx

— 34.30 Кб (Скачать)

     Экскурсия как форма прямого общения  предполагает взаимосвязь и взаимодействие субъектов (экскурсовода и экскурсантов) на основе их совместной деятельности. Являясь специфической формой общения, экскурсия дает возможность миллионам  людей получить значительный объем  информации, формирует способы мыслительной деятельности. Общаясь с другими  участниками мероприятия, экскурсант при помощи подражания и заимствования, сопереживания и идентификации  усваивает человеческие эмоции, чувства, формы поведения. В процессе общения  достигаются необходимая организация  и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется эмоциональное  взаимопонимание их, формируется  общность чувств, настроений, мыслей, взглядов.

     Общение людей на экскурсии следует отнести  к духовно-информационному типу общения, сочетанию двух форм отношений  между субъектами и объектами, а  также отношений личностных и  групповых.

     Знание  основ психологии и педагогики помогает экскурсоводу правильно организовать процесс экскурсии. Практически  общение представляет собой коммуникативную  фазу в деятельности экскурсовода.

     Правильно организованное общение экскурсовода и экскурсантов является основой  такого педагогического процесса, как  экскурсия. Коммуникативный компонент  — важная часть профессионального  мастерства экскурсовода. Эффективность  экскурсии определяется не только обширными  знаниями экскурсовода по теме, умением  использовать методику преподнесения  этих знаний аудитории, но и способностями  в общении с экскурсантами, методистами  и другими работниками экскурсионного учреждения, музея, с водителем автобуса. Важную роль в общении с аудиторией играют такие качества, как предупредительность, умение вести нормальный диалог.

     Методисты экскурсионных учреждений придают  большое значение роли экскурсовода в ходе проведения экскурсии. В этом деле можно увидеть достижения и  просчеты. Стремясь повысить активность экскурсантов, экскурсовод использует различные варианты. Делая более  пространным рассказ, он невольно превращается в лектора, сводит роль экскурсовода к пассивному восприятию увиденного и услышанного. Более эффективен вариант, когда экскурсовод, делая  конкретные пояснения, направляет внимание группы, вызывает вопросы у экскурсантов, заставляет их размышлять, сопоставлять, подводит к оценкам и выводам. И третий вариант — это когда  экскурсовод является как бы дирижером  группы. Он организует демонстрацию объектов, обеспечивает четкий порядок их наблюдения. Так происходит потому, что экскурсанты  заняты активным восприятием увиденного. Вопросы у них появляются после  того, как будут осмыслены полученные впечатления. Подобный вариант проведения экскурсии возможен в высококвалифицированной  и сплоченной группе.

     В практической деятельности экскурсия  рассматривается в нескольких аспектах:

     а) как самостоятельная форма воспитания и обучения, как составная часть  других форм обучения и воспитания;

     б) как форма работы с массовой аудиторией и одна из форм обучения;

     в) как форма организации культурного  досуга, воспитательной работы;

     г) как эпизодическое (разовое) мероприятие, часть тематического цикла, а  также как одна из ступеней познания;

     д) как форма распространения научных  знаний, идейного воспитания;

     е) как мероприятие по одному из направлений  воспитания — патриотического, трудового, эстетического, а также как часть  процесса формирования всесторонне  развитой личности;

     з) как автономная форма культурно-просветительной  работы и как неотъемлемая часть  организованного туризма;

     и) как форма межличностного общения  экскурсовода с экскурсантами, экскурсантов друг с другом и как форма общения  экскурсантов с объектами.

     Более правильное представление об экскурсии  дает сочетание нескольких аспектов. Рассмотрение же любой конкретной экскурсии, того или иного вида экскурсии  в одном из названных аспектов не даст возможности для выявления  ее сущности. 
 

     Классификация экскурсий.

     Классификация – это распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих  признаков. Классификация экскурсий  заключается в разделении их на группы и виды и выделении основных черт, определяющих характер их подготовки и проведения.

     Вопрос  о классификации экскурсий всегда находился в центре внимания ученых-экскурсионистов. Начиная с 20-х гг. XX века в истории  экскурсоведения предлагалось немало различных классификаций экскурсий. Наиболее актуальной нам представляется классификация, предложенная Б. В. Емельяновым, в основе которой лежит деление  экскурсий на группы по следующим  основаниям:

     1) по содержанию;

     2) по составу участников;

     3)по  месту проведения;

     4) по способу передвижения;

     5) по продолжительности;

     6) форме проведения. 

     По  содержанию экскурсии делятся на обзорные (многоплановые, политематические) и тематические.

     Обзорные  экскурсии характеризуются многотемностью и позволяют за короткое время  получить общее и цельное представление  об объекте. Городская экскурсия  строится на показе различных объектов города: памятников истории и культуры, зданий и сооружений, мест знаменательных событий, природных объектов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий  и т. п. Рассказ о городе ведется  от времени его возникновения  до настоящего момента.

     Практически  все городские обзорные экскурсии  схожи между собой по структуре. Каждая из них содержит несколько  подтем: история города, характеристика культуры, науки, образования, промышленности. Выбор основных и обязательных подтем – сложная задача для экскурсовода. Отличия городских обзорных экскурсий  обусловлены особенностями культурно-исторического  развития города. Существует условное деление городов на типы, определяющие специфику их экскурсионного показа: столицы, города-герои, промышленные и  научные центры, города-новостройки, города-курорты, города-порты, города-заповедники  истории и архитектуры, города и  населенные пункты, связанные с жизнью и деятельностью великих и  известных людей. Таким образом, при подготовке городской обзорной экскурсии предпочтение отдается тем  подтемам, которые определяют «лицо» города, а одна из подтем в силу своей  значимости обязательно становится ведущей.

     Еще одна особенность обзорных экскурсий  заключается в том, что любая  ее подтема при необходимости  может стать темой для самостоятельной  экскурсии.

     Тематические  экскурсии посвящены раскрытию  какой-либо одной темы в области  истории, культуры, природопользования того или иного содержательного  аспекта в тематической экскурсии, ее традиционно относят к одному из типов: исторические, архитектурно-градостроительные, искусствоведческие, литературные, природоведческие и производственные (технологические). Первые четыре типа можно объединить в класс культурно-исторических экскурсий.

     Конкретизируя каждый тип, можно выделить подтипы  городских обзорных экскурсий. Так, по своему содержанию исторические экскурсии  подразделяются на историко-краеведческие; археологические (с показом вещественных исторических источников-раскопок); этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях  разных народов; военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы; историко-биографические (по местам, связанным с жизнью и деятельности известных людей); экскурсии в  исторические музеи.

     Архитектурно-градостроительные  экскурсии делятся на экскурсии  с показом архитектурного облика данного города; экскурсии с показом  памятников архитектуры определенного  исторического периода; экскурсии, дающие представление о творчестве какого-либо архитектора; экскурсии  с демонстрацией образцов современной  архитектуры; экскурсии, знакомящие с  планировкой и застройкой городов  по генеральным планам; экскурсии  по новостройкам.

     Искусствоведческие  экскурсии имеют следующие подтемы: историко-театральные, историко-музыкальные, по местам бытования народных художественных промыслов, по местам жизни деятелей искусства, экскурсии в картинные  галереи, выставочные залы, искусствоведческие музеи, в мастерские художников и  скульпторов.

     Литературные  экскурсии подразделяются на литературно-биографические (по местам, хранящим память о жизни  и творчестве писателя, поэта, драматурга); историко-литературные, посвященные  определенным периодам развития русской  литературы); литературно-художественные (по местам, которые были местом действия в произведениях того или иного  писателя).

     Природоведческие  экскурсии делятся на ботанические, зоологические, гидрологические, геологические, экскурсии по уникальным памятникам природы.

     Производственные  экскурсии могут быть производственно-историческими, производственно-экономическими, производственно-техническими и профессионально-ориентационными  для учащихся.

     Следует отметить, что тематические экскурсии  того или иного типа редко существуют изолированно, практика показывает, что  границы между ними бывают размыты. Так, исторический материал используется в архитектурно-градостроительных, искусствоведческих, литературных, производственных экскурсиях.

     По  составу участников в первую очередь  различают экскурсии для взрослых и детей, местных жителей и  туристов (иногородних), городского населения  и сельского, организованных, однородных групп (по заявкам учреждений) и одиночных, незнакомых друг с другом экскурсантов. По другим основаниям можно построить  иные классификации. Например, различают  экскурсии для учащихся, профессионалов и широкой публики.

     В качестве особого контингента, требующего специальных приемов и методов  проведения экскурсии, можно указать  группы религиозных паломников, детей  младшего возраста, инвалидов, престарелых, «трудных» подростков.

     В зависимости от состава группы в  содержание экскурсии, методику ее проведения и продолжительность вносятся изменения. Такой подход к подготовке и проведению экскурсии в теории экскурсионного дела называют дифференцированным.

     По  месту проведения экскурсии бывают городские, загородные, музейные, комплексные, сочетающие элементы нескольких видов  экскурсий.

     По  способу передвижения различают  пешеходные и транспортные экскурсии. Преимущество пешеходных экскурсий  в том, что экскурсовод сам  задает ритм, движение (скорость, продолжительность  переходов и остановок), который обеспечивает благоприятные условия для показа и рассказа.  Однако количество пешеходных экскурсий ограничено небольшой протяженностью маршрута. Преимущество транспортных экскурсий заключается в том, что в них можно включать объекты, значительно удаленные друг от друга.

     Среди транспортных экскурсий наиболее распространены автобусные, которые содержат действие двух планов: показ и анализ экскурсионных  объектов на остановках, с обязательным выходом из автобуса, и рассказ  в пути, чаще всего связанный с  характеристикой памятных мест, мимо которых в данный момент проезжают  экскурсанты. Сложность автобусных экскурсий обусловлена внешними факторами, которые должны учитываться  при проведении экскурсии. К ним  относятся правила дорожного  движения, непредвиденные обстоятельства, возникающие на дорогах (заторы, аварии, ремонтные работы), скорость движения автобуса и соответствие ей рассказа и показа и т.п.

     В качестве транспортных средств на экскурсиях могут использоваться речные и морские  теплоходы, вертолеты, а также трамваи  и троллейбусы.

     Продолжительность экскурсии составляет от одного академического часа (45 мин.) до четырех-пяти часов. Существует мнение, что продолжительность экскурсии  может доходить до одних суток. А. В. Святославский такие длинные  экскурсии называет турами и считает, что они дробятся на несколько  более мелких экскурсий разной продолжительности, а также включают время приема пищи, отдых, покупку сувениров, санитарные остановки, путевую информацию. Более  подробно остановимся на последнем  элементе дальних экскурсий.

     Путевая информация передается экскурсантам в  автобусе, следующем к объектам, значительно удаленным от места  сбора группы: в другой населенный пункт, в музей–усадьбу, заповедник, мемориальный комплекс. Путевая информация предполагает как подготовку к посещению  объектов в конечной точке маршрута, так и ознакомление с достопримечательностями, встречающимися по пути, кроме  этого, может даваться общая характеристика местности или региона. Путевая информация не предполагает непрерывного говорения, рекомендуется устраивать 15 – 20-минутные перерывы для отдыха  экскурсантов и экскурсовода.

Информация о работе Экскурсия и её сущность