Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 15:24, реферат
Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем — «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия).
Введение.
1. Сущность экскурсии.
2. Экскурсия как вид коммуникативной деятельности.
3. Экскурсия как форма общения.
4. Классификация экскурсий.
Заключение.
Список источников.
Экскурсия
как форма прямого общения
предполагает взаимосвязь и взаимодействие
субъектов (экскурсовода и экскурсантов)
на основе их совместной деятельности.
Являясь специфической формой общения,
экскурсия дает возможность миллионам
людей получить значительный объем
информации, формирует способы мыслительной
деятельности. Общаясь с другими
участниками мероприятия, экскурсант
при помощи подражания и заимствования,
сопереживания и идентификации
усваивает человеческие эмоции, чувства,
формы поведения. В процессе общения
достигаются необходимая
Общение людей на экскурсии следует отнести к духовно-информационному типу общения, сочетанию двух форм отношений между субъектами и объектами, а также отношений личностных и групповых.
Знание основ психологии и педагогики помогает экскурсоводу правильно организовать процесс экскурсии. Практически общение представляет собой коммуникативную фазу в деятельности экскурсовода.
Правильно
организованное общение экскурсовода
и экскурсантов является основой
такого педагогического процесса, как
экскурсия. Коммуникативный компонент
— важная часть профессионального
мастерства экскурсовода. Эффективность
экскурсии определяется не только обширными
знаниями экскурсовода по теме, умением
использовать методику преподнесения
этих знаний аудитории, но и способностями
в общении с экскурсантами, методистами
и другими работниками
Методисты экскурсионных учреждений придают большое значение роли экскурсовода в ходе проведения экскурсии. В этом деле можно увидеть достижения и просчеты. Стремясь повысить активность экскурсантов, экскурсовод использует различные варианты. Делая более пространным рассказ, он невольно превращается в лектора, сводит роль экскурсовода к пассивному восприятию увиденного и услышанного. Более эффективен вариант, когда экскурсовод, делая конкретные пояснения, направляет внимание группы, вызывает вопросы у экскурсантов, заставляет их размышлять, сопоставлять, подводит к оценкам и выводам. И третий вариант — это когда экскурсовод является как бы дирижером группы. Он организует демонстрацию объектов, обеспечивает четкий порядок их наблюдения. Так происходит потому, что экскурсанты заняты активным восприятием увиденного. Вопросы у них появляются после того, как будут осмыслены полученные впечатления. Подобный вариант проведения экскурсии возможен в высококвалифицированной и сплоченной группе.
В практической деятельности экскурсия рассматривается в нескольких аспектах:
а)
как самостоятельная форма
б) как форма работы с массовой аудиторией и одна из форм обучения;
в)
как форма организации
г) как эпизодическое (разовое) мероприятие, часть тематического цикла, а также как одна из ступеней познания;
д)
как форма распространения
е) как мероприятие по одному из направлений воспитания — патриотического, трудового, эстетического, а также как часть процесса формирования всесторонне развитой личности;
з)
как автономная форма культурно-
и) как форма межличностного общения экскурсовода с экскурсантами, экскурсантов друг с другом и как форма общения экскурсантов с объектами.
Более
правильное представление об экскурсии
дает сочетание нескольких аспектов.
Рассмотрение же любой конкретной экскурсии,
того или иного вида экскурсии
в одном из названных аспектов
не даст возможности для выявления
ее сущности.
Классификация экскурсий.
Классификация – это распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков. Классификация экскурсий заключается в разделении их на группы и виды и выделении основных черт, определяющих характер их подготовки и проведения.
Вопрос
о классификации экскурсий
1) по содержанию;
2) по составу участников;
3)по месту проведения;
4) по способу передвижения;
5) по продолжительности;
6)
форме проведения.
По содержанию экскурсии делятся на обзорные (многоплановые, политематические) и тематические.
Обзорные
экскурсии характеризуются
Практически
все городские обзорные экскурсии
схожи между собой по структуре.
Каждая из них содержит несколько
подтем: история города, характеристика
культуры, науки, образования, промышленности.
Выбор основных и обязательных подтем
– сложная задача для экскурсовода.
Отличия городских обзорных экскурсий
обусловлены особенностями
Еще
одна особенность обзорных экскурсий
заключается в том, что любая
ее подтема при необходимости
может стать темой для
Тематические
экскурсии посвящены раскрытию
какой-либо одной темы в области
истории, культуры, природопользования
того или иного содержательного
аспекта в тематической экскурсии,
ее традиционно относят к одному
из типов: исторические, архитектурно-
Конкретизируя каждый тип, можно выделить подтипы городских обзорных экскурсий. Так, по своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на историко-краеведческие; археологические (с показом вещественных исторических источников-раскопок); этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных народов; военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы; историко-биографические (по местам, связанным с жизнью и деятельности известных людей); экскурсии в исторические музеи.
Архитектурно-
Искусствоведческие
экскурсии имеют следующие
Литературные экскурсии подразделяются на литературно-биографические (по местам, хранящим память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга); историко-литературные, посвященные определенным периодам развития русской литературы); литературно-художественные (по местам, которые были местом действия в произведениях того или иного писателя).
Природоведческие экскурсии делятся на ботанические, зоологические, гидрологические, геологические, экскурсии по уникальным памятникам природы.
Производственные
экскурсии могут быть производственно-историческими,
производственно-
Следует
отметить, что тематические экскурсии
того или иного типа редко существуют
изолированно, практика показывает, что
границы между ними бывают размыты.
Так, исторический материал используется
в архитектурно-
По
составу участников в первую очередь
различают экскурсии для
В качестве особого контингента, требующего специальных приемов и методов проведения экскурсии, можно указать группы религиозных паломников, детей младшего возраста, инвалидов, престарелых, «трудных» подростков.
В зависимости от состава группы в содержание экскурсии, методику ее проведения и продолжительность вносятся изменения. Такой подход к подготовке и проведению экскурсии в теории экскурсионного дела называют дифференцированным.
По месту проведения экскурсии бывают городские, загородные, музейные, комплексные, сочетающие элементы нескольких видов экскурсий.
По способу передвижения различают пешеходные и транспортные экскурсии. Преимущество пешеходных экскурсий в том, что экскурсовод сам задает ритм, движение (скорость, продолжительность переходов и остановок), который обеспечивает благоприятные условия для показа и рассказа. Однако количество пешеходных экскурсий ограничено небольшой протяженностью маршрута. Преимущество транспортных экскурсий заключается в том, что в них можно включать объекты, значительно удаленные друг от друга.
Среди транспортных экскурсий наиболее распространены автобусные, которые содержат действие двух планов: показ и анализ экскурсионных объектов на остановках, с обязательным выходом из автобуса, и рассказ в пути, чаще всего связанный с характеристикой памятных мест, мимо которых в данный момент проезжают экскурсанты. Сложность автобусных экскурсий обусловлена внешними факторами, которые должны учитываться при проведении экскурсии. К ним относятся правила дорожного движения, непредвиденные обстоятельства, возникающие на дорогах (заторы, аварии, ремонтные работы), скорость движения автобуса и соответствие ей рассказа и показа и т.п.
В качестве транспортных средств на экскурсиях могут использоваться речные и морские теплоходы, вертолеты, а также трамваи и троллейбусы.
Продолжительность
экскурсии составляет от одного академического
часа (45 мин.) до четырех-пяти часов. Существует
мнение, что продолжительность
Путевая информация передается экскурсантам в автобусе, следующем к объектам, значительно удаленным от места сбора группы: в другой населенный пункт, в музей–усадьбу, заповедник, мемориальный комплекс. Путевая информация предполагает как подготовку к посещению объектов в конечной точке маршрута, так и ознакомление с достопримечательностями, встречающимися по пути, кроме этого, может даваться общая характеристика местности или региона. Путевая информация не предполагает непрерывного говорения, рекомендуется устраивать 15 – 20-минутные перерывы для отдыха экскурсантов и экскурсовода.