Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 21:54, курсовая работа
Цель: проследить процесс становления культурно-досуговых учреждений г.Рязани в историческом развитии.
Задачи работы:
- дать определение понятию культурно-досуговая деятельность;
- охарактеризовать субъекты культурно-досуговой деятельности;
- определить функции, задачи и особенности культурно-досуговой деятельности;
- рассмотреть становление культурно-досуговых учреждений в г.Рязани в конце XVIII;
- изучить возникновение культурно-досуговых учреждений в г.Рязани в первой половине XIX века;
- проследить развитие культурно-досуговых учреждений в г.Рязани со второй половины XIX века до середины XX века.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Методические аспекты изучения деятельности культурно-досуговых учреждений…………..............................................................................................5
1.1. Понятие деятельности………………….……………………………5
1.2. Субъекты деятельности...…………………………………………...8
1.3. Функции, задачи и особенности деятельности…..……………....11
2. Практическое исследование возникновения и развития культурно-досуговых учреждений г.Рязани…………………………..……........................15
2.1 Становление культурно-досуговых учреждений в конце XVIII.......15
2.2 Культурно-досуговые учреждения в первой половине XIX века….18
2.3 Культурно-досуговые учреждения со второй половины XIX века
до середины XX века…………………………………………….......................20
2.4 Культурно-досуговые учреждения в конце XX века……………….
2.5 Культурно-досуговые учреждения в XXI веке …………………….
Заключение………………………………………………………………..31
Список используемой литературы……………………………………....33
С 1 сентября 1938 года театр был заново сформирован и превращен в стационарный ТЮЗ. Театру были созданы условия, необходимые для развертывания его работы. За сезон 1938—1939 гг. театр поставил 152 спектакля, обслужив ими 50.937 зрителей. Были даны следующие спектакли: „Созвездие гончих псов" Паустовского, „Пионерская застава" Хорькова, „Снежная королева" Шварца, „Женитьба" Гоголя, „Первая вахта" Вальде, „У лукоморья" Дэля, „Не было ни гроша, да вдруг алтын" Островского, „Двое и лисий хвост" Глебова (молодежный спектакль в учебном порядке).
Наиболее удачными спектаклями, которые получили положительную оценку зрителей и печати были: „Пионерская застава" и „Снежная королева", поставленные молодым талантливым режиссером Е. С. Феодориди, и спектакль „Не было ни гроша, да вдруг алтын" (постановка художественного руководителя и главного режиссера театра В. А. Иванова и режиссера Е. С. Феодориди). В этих спектаклях молодые актеры показали свой творческий рост.
Летом 1939 года ТЮЗ выезжал на гастроли в районы нашей области. Показанные там спектакли имели большой успех у зрителей.
Сезон 1939 – 1940 гг. Театр Юного Зрителя
открыл 8 октября постановкой
В сезоне 1939—1940 гг. зритель увидел на
сцене ТЮЗ'а такие шедевры классической
драматургии, как «Ревизор» Гоголя, «Мещанин
во дворянстве» Мольера, «Ромео и Джульетта»
Шекспира, «Снегурочка» Островского. Помимо
этого в репертуаре театра – пьесы советских
драматургов В. Катаева, С. Михалкова, М.
Светлова и других авторов. Театр поставил
несколько сказок.
(из газеты) В годы Великой Отечественной
войны театр отказался от эвакуации. Артисты
Рязанского ТЮЗ`а выезжали на фронт, где
показали 43 спектакля и 74 концерта. Первоначально
театр располагался в здании на пересечении
улиц Свободы и Ленина (сейчас здесь детская
музыкальная школа №1). В 1962 году театр
переехал в здание первого городского
театра – памятник истории и культуры
XIX века – на Соборной площади.
В 1956 г. Рязань стала первым городом Подмосковья, который стал принимать телевизионные передачи столицы. В селе Мосолово Шиловского района был построен мощный телевизионный ретранслятор. С вводом его в эксплуатацию телевидение стало доступным в каждом населенном пункте области. В 1962г. был принят новый генеральный план развития Рязани. В 60-е годы в городе появилось много современных, широких улиц, прекрасных скверов. Большую роль в повышении культурного населении стали играть культурно-просветительные учреждения. Построены прекраснее здания цирка, областной библиотеки, Дворца культуры нефтяников, и много других культурно-бытовых учреждений. Рязань стала благоустроенным, хорошо озелененным, красивым городом. Она семь раз завоевывал первенство в соревновании городов Российской Федерации и переходящее Красное знамя Совета Министров РСФСР и ВЦСПС. Возросла роль Рязани в культурной жизни области. Усилилась шефская помощь селу. Интеллигенция городов выезжала на село с чтением лекций и докладов. Ежегодно театры Рязани и областной филармонии давали для тружеников сотни концертов и спектаклей не в сельских клубах, а в Домах культуры.
2.4 Культурно-досуговые учреждения в конце XX века
4 сентября 1982 года театр отпраздновал новоселье Театр Кукол. Строители вручили пионерам «золотой ключик» от белокаменного Дворца сказок. На торжестве присутствовал народный артист СССР, Герой Социалистического Труда Сергей Владимирович Образцов.
Директором театра стал Аскар Майорович Тагер. Став главным режиссером театра, лауреат премии Рязанского комсомола Валерий Николаевич Шадский принес с собой кипучую любовь и преданность искусству, отчетливое понимание его роли в формировании будущих граждан страны Советов. С его приходом усилилась героико-романтическая линия в творчестве театра, прочно заявили о себе новаторские постановочные приемы, направленные на то, чтобы каждый маленький зритель уходил из театра хотя бы чуточку добрее, умнее, отважнее, красивее. И ради этого стоит уставать до изнеможения, недосыпать до рези в глазах, мучительно и напряженно искать, увлекая за собой коллектив единомышленников — актеров, художников
Клоун — арт станонщик Ю. Бгаше».
Сделанные из раскрашенного папье-маше, кусочков дерева и разноцветных тканей, куклы оживают в руках артистов, чтобы раскрыть предельно типизированные черты человека в наиболее глубоком их проявлении, показывая добро во всей полноте.
Большинство актеров – выпускники Свердловского и Горьковского театральных училищ, многие заочно учатся в театральных институтах страны. Ряд актеров имеет правительственные награды.
В конце 70-х гг. театр расширил возрастные рамки зрителей. В 1981 году был поставлен первый в истории Рязанского театра кукол спектакль для взрослых «Дракон» Е. Шварца — об ответственности человека за свою землю, за то, что происходит рядом.
Коллектив ищет новые формы более широкого влияния на человеческие души, создавая спектакли для особой категории зрителей—родителей с детьми школьного возраста. Таковы спектакли «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери и «Бочка счастья» Ю. Елисеева, вовлекающие взрослых и школьников в размышления о смысле жизни, об истинных ее ценностях, о взаимной ответственности друг за друга.
В 1984 году театр принял участие в I фестивале театров кукол Нечерноземья, в 1987 года во втором. На II фестивале Ольга Ковалева исполнительница роли Маленького принца получила специальный приз за лучшую женскую роль фестиваля.
И летом, и зимой голубые автобусы театра с надписью на ветровом стекле «Театр кукол» колесят по дорогам области, забираясь в самые отдаленные деревни и села. Треть всех спектаклей, из 65 по плану, играется на селе. В области не остается ни одного сельского клуба, на сцене которого не играл бы театр.
Особенно повезло в этом отношении свиноводам объединения «Искра». Во дворце культуры их поселка открыт филиал театра, а со специализированным объединением «Искра» заключен договор о творческом содружестве. За отличные показатели в организации культурно-шефской работы на селе коллектив театра был награжден переходящим Красным знаменем Министерства культуры СССР и ВЦСПС.
22 февраля 1985 года четырнадцать рязанских кукольников пересекли воздушную границу СССР, направляясь в свою первую зарубежную гастроль в Социалистическую Республику Вьетнам. Юные и взрослые зрители героического Вьетнама горячо аплодировали рязанской «Марьюшке». Гастроли прошли успешно. Правительство Вьетнама высоко оценило искусство актеров, их большой вклад в укреплении дружбы между народами, наградив всех участников гастролей медалью «Дружба».
Из Вьетнама сразу же самолетом в Лаосскую Народно-Демократическую республику. И там горячие аплодисменты, дружеские встречи. А через полгода рязанские кукольники принимали у себя в театре коллег из Лаоса – директора и главного режиссера Вьентьянского театра кукол Конгсавана Сутифонга художника этого же театра Савай Сивата, приехавших глубже познакомится с искусством советских кукольников. А в мае 1986 года на сцене рязанского театра звучала болгарская речь. Кукольники из болгарского города Бургаса показали жителям Рязани спектакль на музыку П.И. Чайковского «В лунной комнате».
В декабре того же года рязанская «Марьюшка» отправилась в новое путешествие – через Индийский океан демократическую республику Мадагаскар. Пресса Мадагаскара, отмечая высокое мастерство рязанских кукольников писала, что их искусство просто и вместе с тем граничит с магией.
2.5 Культурно-досуговые учреждения в XXI веке
Начало XXI века ознаменовалось возрождением гастролей ТЮЗ`а. Театр побывал в Ярославле, Орле, Старом Осколе, Минске. «Соборяне» принимали участие в фестивалях «Театр Детства и Юности. XXI век» (г. Воронеж), «Арлекин» (г. Санкт-Петербург), «Школа современного театра» (г. Нижний Новгород), «Реальный театр» (г.Екатеринбург). В 2000 году по инициативе Рязанского государственного областного театра для детей и молодежи был проведен 1-й Всероссийский фестиваль спектаклей для подростков «На пороге юности». Фестиваль стал традиционным и проводится раз в два года.
В 2004 году по инициативе знаменитой оперной певицы Татьяны Станиславовны Атавиной был создан Рязанский областной музыкальный театр, который имеет собственную труппу (газета)
Заключение
Список использованной литературы
Информация о работе История возникновения и развития культурно-досуговых учреждений г.Рязани