Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 21:54, курсовая работа
Цель: проследить процесс становления культурно-досуговых учреждений г.Рязани в историческом развитии.
Задачи работы:
- дать определение понятию культурно-досуговая деятельность;
- охарактеризовать субъекты культурно-досуговой деятельности;
- определить функции, задачи и особенности культурно-досуговой деятельности;
- рассмотреть становление культурно-досуговых учреждений в г.Рязани в конце XVIII;
- изучить возникновение культурно-досуговых учреждений в г.Рязани в первой половине XIX века;
- проследить развитие культурно-досуговых учреждений в г.Рязани со второй половины XIX века до середины XX века.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Методические аспекты изучения деятельности культурно-досуговых учреждений…………..............................................................................................5
1.1. Понятие деятельности………………….……………………………5
1.2. Субъекты деятельности...…………………………………………...8
1.3. Функции, задачи и особенности деятельности…..……………....11
2. Практическое исследование возникновения и развития культурно-досуговых учреждений г.Рязани…………………………..……........................15
2.1 Становление культурно-досуговых учреждений в конце XVIII.......15
2.2 Культурно-досуговые учреждения в первой половине XIX века….18
2.3 Культурно-досуговые учреждения со второй половины XIX века
до середины XX века…………………………………………….......................20
2.4 Культурно-досуговые учреждения в конце XX века……………….
2.5 Культурно-досуговые учреждения в XXI веке …………………….
Заключение………………………………………………………………..31
Список используемой литературы……………………………………....33
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»
Естественно-географический факультет
Кафедра экономической и социальной географии и туризма
Курсовая работа
«История возникновения и развития культурно-досуговых учреждений г.Рязани»
Работу выполнила:
Яшкова Ирина Анатольевна
Специальность 230500 – социально-культурный сервис и туризм
4 курс, группа С
Научный руководитель:
Ружинская Любовь Александровна, к.г.н., доцент
Отметка о допуске к защите: ____________
Дата публичной защиты: _______________
Оценка: ____________ _____________(___
Подпись научного руководителя (расшифровка подписи)
Рязань 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Методические аспекты изучения деятельности
культурно-досуговых учреждений…………................
1.1. Понятие деятельности………………….…………………………
1.2. Субъекты деятельности...………………………………………
1.3. Функции, задачи и особенности деятельности…..……………....11
2. Практическое исследование возникновения
и развития культурно-досуговых учреждений
г.Рязани…………………………..……........
2.1 Становление культурно-досуговых учреждений в конце XVIII.......15
2.2 Культурно-досуговые учреждения в первой половине XIX века….18
2.3 Культурно-досуговые учреждения со второй половины XIX века
до середины XX века…………………………………………….........
2.4 Культурно-досуговые учреждения в конце XX века……………….
2.5 Культурно-досуговые учреждения в XXI веке …………………….
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………....33
Введение
Актуальность
темы исследования: Одной из актуальных проблем деятельности
культурно-досуговых учреждений на пути
решения данной задачи, является организация
досуга молодежи. В настоящее время, в
силу социально-экономических трудностей
общества, большого безработных, отсутствия
должного количества культурных учреждений
и недостаточное внимание к организации
досуга молодежи со стороны местных органов
власти и культурно-досуговых учреждений,
происходит развитие внеинституциональных
форм молодежного досуга.
Цель: проследить процесс становления
культурно-досуговых учреждений г.Рязани в
Задачи работы:
- дать определение понятию культурно-досуговая
деятельность;
- охарактеризовать субъекты культурно-досуговой
деятельности;
- определить функции, задачи и особенности
культурно-досуговой деятельности;
- рассмотреть становление культурно-досуговых
учреждений в г.Рязани в конце XVIII;
- изучить возникновение культурно-досуговых
учреждений в г.Рязани в первой половине XIX века;
- проследить развитие культурно-досуговых
учреждений в г.Рязани со второй половины XIX века до середины
Объект исследования:
история развития культурно-досуговых
учреждений.
Предмет исследования:
деятельность культурно-досуговых центров
по организации досуга.
Методы исследования: аналитический, структурный,
сравнительный
Практическая значимость: изученные материалы
по молодежному досугу могут быть использованы
педагогами-организаторами в образовательных
учреждениях, а так же специалистами культурно-досуговых
учреждений в качестве методических рекомендаций
по организации досуга молодежи.
Исходными материалами
для исследования послужили исследования
С.Н. Иконниковой, И.М. Ильинского, И.С. Копа,
В.Т. Лисовского и др. Значительный вклад
в исследовании досуга молодежи внесли
Г.А. Пруденский, Б.А. Трушин, В.Д. Петрушев,
В.Н. Пименова, А.А. Гордон, Э.В. Соколов,
И.В. Бестужев-Лада. Петровский и др.), труды
по теории и практики культурно-досуговой
деятельности Ю.А. Стрельцова, А.Д. Жаркова,
В.М. Чижикова, В.А. Ковшарова, Т.Г. Киселевой,
Ю.Д. Красильникова.
Структурно работа состоит из содержания,
введения, двух глав, заключения и списка
литературы.
Глава 1. Методические аспекты изучения деятельности культурно-досуговых учреждений
Современная наука связывает сущность досуга с одним из полюсов человеческой деятельности, носящей в целом двухфазовый характер: «усилие – расслабление», «работа – отдых», «утомляющий вид активности – восстанавливающий вид активности» и т.п. Представление об отдыхе формируется как о деятельности, имеющей многофункциональное назначение, приобретающей сложное содержание, многообразные формы организации.
Важно уяснить характер досуговой деятельности в связи с теми потребностями, которые человек реализует в ее процессе. Известно, что потребности человека условно можно разделить на три типа:
Рисунок 1 – Основные виды потребностей человека. Составлено автором по источнику [ ].
Если с первичными потребностями человек рождается, и они могут давать о себе знать спонтанным состоянием организма, то социальные и культурные потребности во многом формируются культурной средой, тесно соотносятся с его разумом, социальным статусом, уровнем образования, общим развитием личности. В отличие от первичных запросов, которые более устойчивы в своих проявлениях, социокультурные потребности формируются только в социокультурной среде и по мере воспитания и взросления человека. Социокультурные потребности исключительно многообразны, сопровождают человека в течение всей его сознательной жизни. Многие из них приобретают весьма пластичный характер, будучи зависимыми от общественных трансформаций новых условий жизни, уровня образования, социального окружения, моды и др.
В досуге человек реализует все три указанных типа потребностей либо в тесном переплетении, либо в некоторой последовательности. Например, в туристическом путешествии человек одновременно испытывает нужду в физиологическом отдыхе (первичная потребность), общении (социальная), художественном развитии (культурная) и др.
Под содержанием досуговой деятельности подразумеваются:
Рисунок 2 – Содержание досуговой деятельности. Составлено автором по источнику []
Естественно, что в период досуга человек стремится испытать положительные эмоции, сосредоточиться на конструктивных мыслях, получить качественный сервис – словом, добиться тех состояний, которые связаны с рекреационным эффектом.
Другой фактор, позволяющий добиться желаемого содержания, связан с реализацией человеком на досуге своих устремлений, воплощения собственной жизненной позиции. Это направление досуга можно обозначить как обращение человека к любимому делу (хобби).
Рисунок 3 – Реализация человеком своих устремлений. Составлено автором.
Тот, кто не в состоянии реализовать
себя на работе, кого угнетает однообразие
повседневного существования, в
свободное время стремится
В силу глубокого погружения человека в предмет увлечения хобби наделено исключительно высоким рекреационным эффектом, хотя со стороны порой может показаться, что человек занят пустяками. Однако организаторы досуга давно поняли, что такие увлечения открывают для бизнеса поистине безграничные возможности. Изучив наиболее массовые виды самодеятельно-досуговых занятий, они предлагают на рынке услуги и товары, которые работают на потребительский спрос.
Укажем еще одну особенность содержательного досуга – восприятие произведений искусства. Люди обращаются к искусству по-разному – с неодинаковыми целями, затрачивая разный объем времени и т.п. Обычно человек проявляет интерес не к искусству в целом, а к некоторым его видам и жанрам, которые привлекают его в наибольшей степени.
В проведении досуга и освоении искусства особо важна роль средств массовой информации (СМИ). Технические каналы связи, а также разнообразная техника предоставляют многомиллионной аудитории почти неограниченные возможности знакомиться с искусством, получать художественные впечатления не только в домашних условиях, но и в различных ситуациях практически в любое время суток.
1.2. Субъекты деятельности
Важнейшими компонентами культурно-досуговой деятельности выступают люди, социальные группы, организации и фирмы, которые определяются в качестве ее субъектов.
Вначале проанализируем индивидуальных и коллективных субъектов досуговой активности, участвующие в ее проведении и организации.
Рисунок 4 – Субъекты досуговой активности. Составлено автором.
Именно они определяют ее цели, задачи, содержание. Под субъектами подразумеваются как конкретные люди (индивиды, обладающие досуговыми потребностями, а также предприниматели, специалисты. работники учреждений культуры, помогающие организовать досуг других людей), так и совокупные субъекты (коллективы фирм, организации и учреждения, представительные и исполнительные органы сферы культуры и др.).
Индивидуальные субъекты культурно-досуговой деятельности подразделяются на:
Рисунок 5 – Классификация индивидуальных субъектов культурно-досуговой деятельности. Составлено автором.
1) основных субъектов досуговой деятельности; речь идет об индивидах, а также дружеских группах и коллективах работников, желающих реализовать свои потребности в досуговых занятиях. Среди основных субъектов выделим:
2) организаторов, участвующих в досуговой деятельности на профессиональной основе, создающих условия и помогающих основным субъектам деятельности реализовать потребности в отдыхе и развлечении. Здесь также выделяется ряд самостоятельных типов работников:
Имеется несколько подходов к классификации коллективных организаторов досуга. Важнейшими критериями их группировки и разделения выступают следующие:
Рисунок 6 – Критерии дифференцирования коллективных организаторов досуга. Составлено автором.
Форма собственности предприятий и учреждений досуга (на примере организаций Российской Федерации):
Разновидность деятельности и вид культурно-досугового продукта предприятий и учреждений досуга:
Целевая направленность предприятий и учреждений досуга:
Способ хозяйственной
Информация о работе История возникновения и развития культурно-досуговых учреждений г.Рязани