Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 21:54, курсовая работа
Цель: проследить процесс становления культурно-досуговых учреждений г.Рязани в историческом развитии.
Задачи работы:
- дать определение понятию культурно-досуговая деятельность;
- охарактеризовать субъекты культурно-досуговой деятельности;
- определить функции, задачи и особенности культурно-досуговой деятельности;
- рассмотреть становление культурно-досуговых учреждений в г.Рязани в конце XVIII;
- изучить возникновение культурно-досуговых учреждений в г.Рязани в первой половине XIX века;
- проследить развитие культурно-досуговых учреждений в г.Рязани со второй половины XIX века до середины XX века.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Методические аспекты изучения деятельности культурно-досуговых учреждений…………..............................................................................................5
1.1. Понятие деятельности………………….……………………………5
1.2. Субъекты деятельности...…………………………………………...8
1.3. Функции, задачи и особенности деятельности…..……………....11
2. Практическое исследование возникновения и развития культурно-досуговых учреждений г.Рязани…………………………..……........................15
2.1 Становление культурно-досуговых учреждений в конце XVIII.......15
2.2 Культурно-досуговые учреждения в первой половине XIX века….18
2.3 Культурно-досуговые учреждения со второй половины XIX века
до середины XX века…………………………………………….......................20
2.4 Культурно-досуговые учреждения в конце XX века……………….
2.5 Культурно-досуговые учреждения в XXI веке …………………….
Заключение………………………………………………………………..31
Список используемой литературы……………………………………....33
Чтобы обеспечить хороший сбор, антрепренеры стремились заманить публику в театр обещанием показать различные фантастические сцены, о которых красочно сообщалось в афишах. Так, в афише оперы Вебера «Волшебный стрелок», поставленной 10 февраля 1829 г., перед списком действующих лиц перечислялись все ужасы, которые будут показаны на сцене по ходу действии. Здесь и змея, с огненными глазами, и летучие мыши, и волшебная сова, и огненная колесница с исполинскими приведениями, и, наконец, «ужаснейшая сцена разрушения – целые скалы низвергаются в пропасти с треском».
Репертуар театра в эти годы существенно не отличался от того, что видел зритель столичных театров, и был довольно разнообразен. Шли оперы А.Н. Верстовского «Аскольдова могила» и «Вадим», «Коварство и любовь» Шиллера, «Отелло и «Гамлет» Шекспира, водевили «Дочь русского актера» Григорьева, «Павел Степанович Молчалов» Ленского и лучшие другие произведения того времени.
Театр в Рязани играл роль проводника передового, реалистического искусства. Об этом свидетельствуют следующие факты: 18 декабря 1836 на сцене рязанского театра была поставлена бессмертная комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». Рязанский зритель увидел ее всего лишь восемь месяцев спустя после того, как «Ревизор» был поставлен в Александрийском театре в Петербурге, и семь месяцев спустя, после его первого представления в Москве, на сцене малого театра, где роль городничего играл основоположник реализма в русском театральном искусстве М.С. Щапкин. Вскоре в Рязани появилась и инсценировка А. Шаховского Керим Гирей – крымский хан», в основе которого лежала поэма А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан». Были также поставлены «Горе от ума» А.С. Грибоедова и «Недоросль» Д.И. Фонвизина.
С успехом прошла в губернии и подписка на первое посмертное издание Собрания сочинений А.С. Пушкина. С 1838 г. в Рязани начинает выходить первая газета «Рязанские губернские ведомости», состоящая из официальной и неофициальной (литературной) части. На страницах последней печатаются различные материалы, связанные с историей края, главным образом по его археологии.
2.3 Культурно-досуговые учреждения со второй половины XIX века до середины XX века.
Выше было рассказано о той роли, которую играл в первой половине XIX в. культурной жизни Рязанского края театр, формируя вкусы рязанского зрителя, воспитывая его на передовых реалистических традициях. Этим следует объяснить большой успех у рязанского зрителя гастролей известного негритянского трагика Айри Олдриджа, выступавшего в 50-х гг. и прославлявшегося своим исполнением роли Отелло и других шекспировских героев.
Однако к середине XIX в. театр в Рязани перестал действовать. Основная причина – отсутствие специального помещения. Известно, что во второй четверти XIX в. Представления давались в частных домах, а затем совсем прекратились. Это не могло продолжаться долго, поскольку театр прочно вошел в культурную жизнь. Из документов Рязанского архива можно узнать, что специальная комиссия по устройству театра, которая начала работать 15 марта 1860 года, а уже 21 мая того же года «распланировала место под строительство театра и приступила к производству земляных работ». Постройка театра началась на Соборной площади. Наблюдение за работами в техническом отношении были возложены на архитектора Сергея Александровича Щеткина. Видимо, он был и автором проекта этой постройки.
В 1860-1862 гг. театр был выстроен за счет средств, пожертвованных откупщиками. Его постройка обошлась в 30 тысяч рублей. Осенью 1862 года в новом здании театра стали даваться представления. Заметное место на сцене заняла драматургия А.Н. Островского. В 1865 г. здесь был поставлен спектакль «На бойком месте». Журнал «Антракт» сообщал, что этот спектакль украсил известный провинциальный актер Дурново, создавший яркий образ Бессудного. В 1866 – 1867 гг. в труппу театра вошли уже известные рязанскому зрителю актеры – муж и жена Дурново, молодой талантливый актер Погодин, игравшая первые роли актриса Волкова и запоминающаяся в комических ролях Кравченко.
Царские власти зорко следили за репертуаром провинциальных театров. В 1865 году по губерниям, где имелись театры, был разослан на 36 страницах список пьес, запрещенных цензурой к постановке. Среди них «Борис Годунов» А.С. Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя, «Жизнь и смерть Ричарда III» В. Шекспира.
Деятельность рязанского театра в новом здании оказалась непродолжительной: в ночь с 27 на 28 ноября 1868 года здание театра сгорело, остались, как свидетельствуют документы, лишь «стены и горелое железо».
Начались работ по его восстановлению. Комиссия, созданная с этой целью, констатировала: «Рязанский городской театр представляет собой единственное развлечение для публики, и поэтому, когда он был истреблен пожаром, большинство местного общества выразило самое горячее желание скорейшего его восстановления».
Восстановление идет за счет средств, полученных от страховки (около 8000 рублей) и пожертвований частных лиц. Но когда в феврале 1871 года комиссия стала принимать восстановленное здание театра, то оказалось, что ложи построены неправильно, галерея шатается, потолок угрожает обвалу.
К лету 1871 года театр был в основном восстановлен (без декораций), а в апреле 1882 года сдан в аренду на 9 лет содержателю Калужского театра Воронину.
Несмотря на ограничения цензуры, театр широко использует классические произведения русской и западноевропейской литературы. В 1883 г. на его сцене труппа Самарина ставит «Женитьбу» Гоголя и «Гамлет» Шекспира. Последний шел с огромным успехом, который обеспечил известный трагик Иванов-Козельский в заглавной роли.
Большое место в репертуаре рязанского театра в эти годы занимают пьесы А.Н. Островского «Бедность не порок», «В чужом пиру похмелье», «Волки и овцы», «Без вины виноватые», которые имели неизменный успех. Особенно успешно шла «Последняя жертва» с участием выдающейся актрисы того времени О. О. Садовской. «Садовская в «Последней жертве», - писал один из рецензентов того времени, - это торжество русского реалистического искусства».
Обстоятельства, связанные с малыми сборами, привели к тому, что в 1885г. местные власти на достаточно продолжительный срок – до 1893 г. – отдали здание театра под склад для хранения сухарей и амуниции солдат.
Лишь 17 декабря 1893 г. театр возобновил свою деятельность. Московский журнал «артист» поместил в своей октябрьской книжке следующее сообщение из Рязани: «Много лет здание нашего городского, когда-то очень хорошего, театра находилось в заброшенном виде, но вдруг появился г.Хржановский (артист Варшавских театров, балетмейстер) с благотворной мыслью возобновить рязанский театр… Хржановскому удалось снять у города на 12 лет без всякой платы, но с условием отремонтировать на свой лад театральное здание…» Рязанский корреспондент сообщал далее, что Хржановский «предполагает давать драму, оперу, оперетку и балет», называет состав труппы. В нее входили драматические актеры Некрасова, Трояновская, Зинина, Трубецкая, Златопольская, Самарин, Житов, Мартынов, Боровский и другие, «кроме того, хор из 24 человек, оркестр из 18 музыкантов в 6 пар».
17 декабря 1893 г. был
дан первый спектакль «Горе-
В последующие годы в рязанском театре часто выступали известные актеры М.П. Садовский, О. О. Садовская, Е. М. Садовская, Е. К. Лешковская, А. И. Южин. С их участием были показаны спектакли «Лес», «Таланты и поклонники» А. Н. Островского, «Чайка» А. П. Чехова, «Дон Жуан» Мольера, «Дмитрий Донской» Озерова.
Театральная жизнь города в конце века был довольно оживленной, представления давались не только на сцене городского театра, но и в офицерском собрании Фанагорийского полка. 22 марта 1892 г. в спектакле «Счастливец» В. И. Немировича-Данченко на сцене Фанагорийского полка выступал тогда еще начинающий актер К. С. Станиславский, о чем он подробно рассказал в своих воспоминаниях «Моя жизнь в искусстве».
В декабре 1900 г. в Рязани с большим успехом прошли гастроли Павла Николаевича Орленева. Он выступал в роли Гамлета, царя Федора в «Царе Федоре Иоанновиче» А. К. Толстого, в инсценировках «Преступления и наказания» и «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского. В первой из них он играл Раскольникова, во второй – Митю Карамазова. Вызовам, как отмечает «Рязанский листок», не было конца. Здесь Орленев встретился с Ф.И. Шаляпиным, и они вместе возвращались в Москву.
К концу 90-х гг., когда в стране нарастала революционная обстановка, на сцене рязанского театра ставились пьесы Г. Ибсена «Нора» и «Доктор Штокман». Обращение к ним отвечало потребностям демократически настроенного зрителя и делалось событием общественного значения. В этих произведениях, как известно, Генрих Ибсен с большой художественной силой обличал пороки буржуазного общества и отстаивал свободу человеческой личности. С особым успехом, как сообщала местная печать, шел спектакль «Нора», вызывавший восхищение демократически настроенных зрителей. Один из них писал в «Рязанском листке», желаю благополучного исхода драмы Норы: «Я верю в чудо – и заканчивал свою заметку пророческими словами: «Я вижу занимающуюся зарю новой жизни!»
К этим годам относятся и выступления в Рязани великой актрисы того времени М. Н. Ермоловой. Она не только восхищала рязанских зрителей своей игрой, но и помогала артистической молодежи в совершенствовании своих дарований.
Таким образом, рязанский театр во второй половине ХIХ в. Играл всю большую роль в культурной жизни города. Его обращении к передовой реалистической драматургии (были, конечно, на сцене театра и слабенькие вещи) воспитывало зрителя на лучших образцах отечественной и зарубежной классики, а обращение к демократической драматургии в конце ХIХ в. Способствовало распространению среди широких слоев зрителей передовых идей. Провинциальный театр России во второй половине ХIХ в. Часто оказывался своего рода школой, где делали первые шаги творческой деятельности многие выдающиеся в дальнейшем столичные актеры.
Жизнь региона, как и всей страны, из десятилетия в десятилетие менялась. Радикально менялась материальная среда человеческого обитания. К концу XIX века из ста основных предметов повседневной жизни горожанина сохранилось в неизменном виде не более десятка. Появлялись и становились постепенной частью повседневности: швейная машинка, телефон, радио, пишущая машинка, двигатель внутреннего сгорания, керосин, автомобиль, граммофон, фотография, кино. Приметой начинающего ХХ в. стало появление нового вида, самого «технического» искусства – кинематографа. Уже в 1903 г. в Рязани стали появляться передвижные «электрические театры». Они быстро превратились в одно из самых распространенных и доступных зрелищ для большей части населения и тали конкурентами для ярмарочных балаганов и цирков. С 1912 г. в городе начал работать первый стационарный кинотеатр – «Дарьял».
Еще в начале ХХ в. в Рязанской губернии стали возникать культурно-просветительские учреждения, предназначенные не для верхушки общества, а для основной массы населения. Их число стало быстро расти после февраля 1917 г. С осени этот процесс еще больше ускорился и перекинулся в деревню. В 1918–1919 гг. на учете в советских органах стояло 1900 внешкольных культурно-просветительских учреждений, из них 90% – в сельской местности. Среди них было 540 библиотек и читален, 16 музеев и 137 народных домов и клубов. Самой распространенной формой стали культурно-просветительские кружки. Один из первых кружков открылся 10 декабря 1917 г. в с. Льгово Рязанского уезда. Небывалый размах в 1917-1920 гг. приобрело самостоятельное территориальное движение. Драматические кружки возникали во многих селах и деревнях.
Переход к НЭПу привел сокращению культурно-просветительных учреждений и в городе, и в деревне. Число библиотек и изб читален сократилось с 1920 г. до 1923 г. почти в 4 раза – с 1303 до 348, театральных коллективов в 10 раз – с 203 до 19. Число клубов и народных домов уменьшилось с 118 до 98, музеев и постоянных выставок – с 15 до 12, студий с 7 до 2.» Только с 1923 г. начался рост числа культурно-просветительских учреждений.
К концу 1930-х годов в городах и рабочих поселках основными очагами культуры стали рабочие клубы. В них действовали библиотеки и кружки художественной самодеятельности, устраивались собрания, концерты, вечера отдыха, выставки и тематические вечера. Обязательным было выделение на предприятиях и в учреждениях помещения для «красных уголков». В них размещались портреты вождей партий и государства, подшивки центральных и местных газет, плакаты и агитационные брошюры. В сельской местности с 1923 г. в каждой волости стали создаваться волостные культурные центры. В них входили: библиотека, снабжающая литературой избы-читальни в отдельных населенных пунктах, пункт по ликвидации неграмотности и другие культурные учреждения. После коллективизации главными «очагами культуры» становились колхозные клубы.
Новым видом искусства в ХХ в. стал кинематограф, центрами культуры и отдыха – кинотеатры. В 1930-е годы посещение кино стало одним из распространенных видов «культуры и отдыха». Кинотеатры стали одними из важных и оживленных центров городской жизни. Самым популярным в Рязани был кинотеатр «КИМ» (Коммунистический интернационал молодежи). Новые фильмы собирали огромные очереди, а кинотеатры превращались в кумиров публики. До сельского населения новый вид искусства доносили «кинопередвижки», приезжавшие из районного центра.
Роль ведущих центров культуры
региона выполняли рязанские
библиотека, музеи и театр. В 1918 г.
после 30-летнего перерыва стала действовать
городская общедоступная
Информация о работе История возникновения и развития культурно-досуговых учреждений г.Рязани