История возникновения и развития культурно-досуговых учреждений г.Рязани

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Цель: проследить процесс становления культурно-досуговых учреждений г.Рязани в историческом развитии.
Задачи работы:
- дать определение понятию культурно-досуговая деятельность;
- охарактеризовать субъекты культурно-досуговой деятельности;
- определить функции, задачи и особенности культурно-досуговой деятельности;
- рассмотреть становление культурно-досуговых учреждений в г.Рязани в конце XVIII;
- изучить возникновение культурно-досуговых учреждений в г.Рязани в первой половине XIX века;
- проследить развитие культурно-досуговых учреждений в г.Рязани со второй половины XIX века до середины XX века.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Методические аспекты изучения деятельности культурно-досуговых учреждений…………..............................................................................................5
1.1. Понятие деятельности………………….……………………………5
1.2. Субъекты деятельности...…………………………………………...8
1.3. Функции, задачи и особенности деятельности…..……………....11
2. Практическое исследование возникновения и развития культурно-досуговых учреждений г.Рязани…………………………..……........................15
2.1 Становление культурно-досуговых учреждений в конце XVIII.......15
2.2 Культурно-досуговые учреждения в первой половине XIX века….18
2.3 Культурно-досуговые учреждения со второй половины XIX века
до середины XX века…………………………………………….......................20
2.4 Культурно-досуговые учреждения в конце XX века……………….
2.5 Культурно-досуговые учреждения в XXI веке …………………….
Заключение………………………………………………………………..31
Список используемой литературы……………………………………....33

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

 

1.3. Функции, задачи и особенности деятельности

 

Человек сравнительно легко способен сформулировать цели и мотивы своего досуга, но ему сложно говорить о функциях досуга, т.е. о его целостном предназначении и месте в жизни.

Досуг создает для человека возможности реализовать потребности и аспекты его внутреннего развития, что невозможно в полной мере в деловой сфере, в домашнем хозяйстве, на фоне повседневных забот. Тем самым реализуются компенсаторные функции, поскольку в утилитарных областях практики ограничена свобода действий и выбора. Здесь человек далеко не всегда может реализовать свой творческий потенциал, обратиться к любимым занятиям, пережить развлекательный эффект, снимающий внутреннее напряжение, и т.п.

Особо следует выделить воспитательные и просветительные функции досуга. На первый взгляд может показаться, что они значимы в основном для детей и юношества. Действительно, в период социализации и индивидуального развития личности досуг приобретает огромное воспитательное значение. Вместе с тем эти функции остаются важнейшими и в более зрелом возрасте человека. В это время ему в меньшей степени, но все же необходимо расширять кругозор, сохранять социальные связи, отзываться на требования времени. У взрослых подобные процессы исследователи называют не воспитанием, а вторичной социализацией, что по существу тоже связано с индивидуальным развитием. Досуг располагает широкими возможностями осуществлять эту вторичную социализацию взрослых и пожилых людей с наибольшим эффектом.

В повседневной жизни досуговая активность выполняет множество различных функций рекреационно-оздоровительного и терапевтического типа. Без их реализации у многих людей неизбежно формируются состояние стресса, повышенный невротизм, психическая неуравновешенность, переходящие в устойчивые болезни.

Рисунок 7 – Функции  досуговой деятельности. Составлено автором.

Кроме того, досуговая активность позволяет личности осознать противоположные векторы своего существования. С одной стороны, досуговые занятия создают возможность межличностного взаимодействия со многими незнакомыми людьми (во время праздников, массовых зрелищ, путешествий и т.п.) и тем самым рождают ощущение единения, всеобщей связанности людей друг с другом. С другой стороны, человек на досуге нередко стремится остаться один, ощутить умиротворяющий эффект уединения, задуматься над теми сторонами своего бытия, которые в повседневных заботах не попадают в фокус его внимания. Вместе с тем, на отдыхе человек без труда завязывает знакомства, спонтанно и дружески взаимодействует с разными людьми. Но эта свобода позволяет глубже понять особую значимость близких людей, осознать роль семейно-родственных отношений.

В целом досуговая активность способна выполнять функции оздоровления психики, развития внутреннего мира, расширения индивидуальной жизненной среды. Таким образом, досуг интегрирует множество разрозненных аспектов жизни человека в единое целое, формируя у него представления о полноте своего существования. Без досуга жизнь современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала бы труднопереносимой.

Цели и мотивы человека, обращающегося  к тем или иным досуговым занятиям, как правило, формируются на основе привычек, склонностей характера, жизненного опыта.

Рисунок 8 – Формирование целей и мотивов. Составлено автором.

Вместе с тем человек стремится  на досуге познакомиться с чем-то любопытным, узнать что-то для себя новое. Он способен ошибаться, оценивая те или иные досуговые занятия и свое отношение к ним, ведь он судит об этом субъективно. Поэтому организаторы досуга не должны переоценивать его мотивацию относительно того или иного занятия. Но нельзя и недооценивать ее. Только сам человек может выступать экспертом своего досуга.

Под целями досуга понимаются представления о совокупном результате, которого хочет добиться человек в тех или иных досуговых занятиях и которые осознаются им как предпочтительные, желаемые. Субъективные цели человека более специфически обусловлены, нежели цели прагматических занятий. Если в трудовой деятельности, в домашнем хозяйстве человек руководствуется в основном целями, связанными с практической пользой, экономией физических сил, материальным эффектом своей работы, то цели досуга человек пытается вывести за утилитарные рамки. В конечном счете цели, безусловно, выполняют положительные или негативные функции, связанные с рекреацией, хотя сам человек видит в них возможность получить удовольствие.

Главное в досуге – гедонистический, неутилитарный характер проведения свободного времени, свобода от привычных обязанностей, реализация тех аспектов внутреннего развития, которые затруднительно осуществить в других областях практики. Поэтому досуг в представлении человека контрастен рабочим будням, общественным обязательствам. домашним нагрузкам.

Мотивы досуга имеют более сложный характер, чем цели. Если цели досуга чаще всего формулируются самим человеком, то мотивы (совокупность внутренних предпосылок и внешних причин) не всегда им осознаются в полной мере и во всем объеме. Они могут приобретать как открытый, так и неявный для других и для человека характер, оцениваться как вынужденные (внешние), так и добровольно принятые (внутренние).

Рисунок 9 – Классификация  мотивов. Составлено автором.

 

Мотивацию досуга далеко не всегда можно определить по высказываниям человека. Здесь, как правило, сложно переплетены потребности, рациональные цели, бессознательные влечения, неявные желания и комплексы человека. Мотивы обращения к тому или иному виду досуга исключительно разнообразны, весьма гибки, подчас прихотливы, отображая субъективные предпочтения, внешние обстоятельства, а также скрытые установки, которые сам человек не всегда может рационально осмыслить.

Мотивация, направленная на обретение  свободы в условиях досуга и отдыха, по мнению исследователей, одна из базовых характеристик досуга. Свободное время и досуг рассматриваются многими людьми как антипод принуждения, как противоположность общественным и семейным обязанностям. Действительно, сравнительно с обязанностями на работе, с функциональными нагрузками в домашнем хозяйстве человек на отдыхе может в полной мере ощутить добровольность своего выбора того или иного занятия. Фактор свободы действий весьма важен для человека, позволяя ему компенсировать ее отсутствие, которое он ощущает на работе и дома, в условиях динамичной и насыщенной жизни в современных городских условиях.

Однако исследователи и организаторы досуга обязаны подходить к свободе  выбора досуговых занятий критически. Американский социолог Г. Маркузе считает досуг несвободным в той мере, в какой он регулируется бизнесом, а также зависит от экономического положения общества и конкретного человека. Если семье сложно выделить деньги на отдых, то вряд ли правомерно говорить о свободе выбора досуговых форм.

Кроме того, формы как  домашнего, так и организованного  досуга могут иметь весьма стандартные  формы, которые способны свести к нулю достоинства досугового времяпрепровождения. «Свобода стандартного, шаблонного досуга – мнимая свобода. Вместо обогащения человека культурой она усугу6ляет процесс его обезличивания». Особенно несвободным может стать обращение человека к компьютерным играм и телевидению, где изобилуют однотипные, развлекательные игры и материалы, не затрагивающие ум, душу. Такой досуг усугубляет автоматизм повседневной практики.

Кроме мотивов, связанных с рекреационными целями, с достижением свободы действия, культурно-досуговая деятельность содержит важные для внутреннего развития личности возможности: расширение жизненного опыта, осмысление собственного и чужого существования, умножение социальных коммуникаций и индивидуальных форм общения, наличие творческого начала, получение тактильных, зрительных и вкусовых ощущений и др.

Дж. Дюмазедье считает, что досуг  представляет собой единство трех мотивационных устремлений, играющих важную роль в развитии индивида: а) желание добиться релаксации и разнообразия переживаний; б) увеличить объем своих знаний, создать условия для игры эмоций и памяти; в) расширить возможности своего участия в спонтанном социальном участии и непосредственном межиндивидуальном общении.

Это означает, что человек, добиваясь  состояния бодрости и рекреационного эффекта в процессе досуговой активности, способен одновременно реализовать сразу ряд своих потребностей.

Таким образом, досуговые занятия  способны создавать у человека ощущение целостности своего внутреннего  мира, полноты собственного бытия, особенно за счет наполнения досуга позитивным и конструктивным содержанием. Представления о мере этой полноты и целостности у разных людей неодинаковы. Если одни стремятся в свободное время пополнить свое образование, расширить кругозор и круг знакомств, то другие хотели бы хорошо выспаться или провести время в кругу близких родственников. Но даже с учетом разных мотивов, неодинаковых целей и содержания досуговых занятий было бы ошибкой недооценивать их значимость как для самого человека, так и для общества.

 

Глава 2. Практическое исследование  возникновения и развития культурно-досуговых  учреждений г.Рязани

2.1 Становление культурно-досуговых учреждений в конце XVIII

Событием в культурной жизни Рязанского края было открытие в губернском центре театра, или, как он в то время назывался, «Оперного дома». Его возникновение связано с именем Г.Р. Державина, занимавшего в те годы должность гражданского губернатора в Тамбове. Туда он приехал весной 1786 года и, как рассказывает в своих «Записках», стал много внимания уделять просвещению местного дворянского общества, которое по его словам, «было грубо и необходительно». С этой целью в доме у губернатора стали проводиться небольшие балы, а по четвергам концерты. В торжественные же дни и особенно в дни государственных праздников устраивались «театральные представления».

Тамбов в то время  подчинялся генерал-губернатору И.В. Гудовичу, занимавшему должность рязанского и тамбовского наместника. Гудовича заинтересовали театральные представления, которые давались в Тамбове, и, как рассказывает Державин, он «зачинил к себе требовать и брать артистов против воли губернатора (т.е. Державина. – И.П.) и их самих в Рязань для устройства там театра и прочих увеселений, как-то машиниста, живописца и балетмейстера, которых губернатор старанием своим выписал и содержал разными вымышленными им без ущерба казны и чьей-либо тягости способами». Это относится к 1787 г. Этим же годом датируется и первое упоминание о рязанском театре, которое находим в донесении сенаторов графа А. Воронцова и А. Нарышкина об осмотре Рязанской губернии, датированном 5 марта 1787 г. В донесении отмечены заслуги местного губернатора: «построил деревянный корпус для театра». Существование театра в Рязани в 1787 г. подтверждается и документами Рязанской казенной палаты, в одном из журналов которой рассматривался вопрос об оплате за кирпич, возимый марте 1787 г. мимо «Оперного дома».

Построенный по проекту  губернского архитектора Ивана  Сулакадзева, театр находился при  въезде в Рязань со стороны Москвы (на углу современных улиц Каляева  и Каширина). Это было двухэтажное  деревянное здание по фасаду 32,5 м, шириною 15,25 м, высотою около 8 м. Театр имел партер, амфитеатр, ложи (один ярус) и галерею. Сцена и подсобные помещения занимали половину всей площади, на долю партера приходилось немногим более 100 м². Следует отметить одну особенность открытого в Рязани театра. Он с первых дней своего существования находился в ведении государственных властей. Необходимые для театра расходы производились из средств Рязанского приказа общественного призрения. Туда же поступали и все доходы, которые давал театр. Это отличало его от большинства театров того времени, которые были в руках частных лиц.

Десять лет спустя, после возникновения театра, граф А.В. Салтыков во время своего путешествия со спутниками в 1797 г. из Москвы в Сарепту на лечение местными водами писал: «29-го (июня) в 6 часов пополудни прибыли мы в Рязань. Почти подле ворот стоит театр»

 

2.2 Культурно-досуговые учреждения в первой половине XIX века

В течение всей первой половины XIX в. Рязанский городской театр продолжал играть заметную роль в культурной жизни губернского центра. В статье, напечатанной в «Северной пчеле» и перепечатанной в «Московских ведомостях» в 1829 г., говорилось, что из 23 театров империи (13 русских, пять немецких, два французских, два итальянских и один польский) «в Рязани один русский. Играют трижды в неделю оперы и комедии».

Как сообщалось в мемуарной  литературе, в 1821–1826гг. театральное  здание в Рязани «имело еще стойкость» и в нем «дело шло изрядно». На сцене «Оперного дома» периодически выступала крепостная балетная труппа помещика Спасского уезда, престарелого камергера Г.П. Ржевского, которая являлась одной из лучших трупп крепостной России. В 1824 г. она была в полном составе «приобретена казной» (Ржевский к этому времени разорился) «по 1000 рублей за штуку». Впоследствии танцовщицы этой труппы составили ядро балета московского Большого театра.

Неизвестна  судьба выстроенного в Рязани в конце XVIII в. театра, но известно, что к 1829 г. театральные представления стали даваться в частных домах, снимаемых для этой цели различными антрепренерами. Но сохранилось то своеобразное положении театра, которое образовалось при его возникновении: существовала частная антреприза, при которой содержатель театра часто являлся и актером в нем, а с другой стороны, основное имущество: декорации реквизит и часть мебели – принадлежало городской управе и по окончании гастролей сдавалось одной труппой и выдавалось другой, начинающей свои гастроли.

Информация о работе История возникновения и развития культурно-досуговых учреждений г.Рязани