История развития туризма В Росссии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Путешествия и туризм – два неразрывно связанных понятия, которые описывают определённый образ жизнедеятельности человека. Это отдых, пассивное или активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля, наука, лечение и др. Однако всегда при этом присутствует характерное действие, определяющее и обосабливающее собственно путешествие от иных сфер деятельности, – временное перемещение человека в иную местность или страну, отличные от его обычного местонахождения или проживания. Путешествие – термин, обозначающий перемещение людей в пространстве и времени независимо от цели такового.

Содержание

1. Введение
2. Определение истории туризма
3. Предыстория мирового туризма
4. Этапы развития туризма в России
5. Этапы развития туризма в России XIX-XX вв.
6. Послереволюционный период развития туризма в России
6.2. Туристские общества в России
7. Развитие советского туризма начала 30-х – начала 90-х гг.
8.Современное состояние сферы туризма в России.
8.Заключение
9.Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

История развития туризма.docx

— 46.21 Кб (Скачать)

ПЛАН:

1.     Введение

2.    Определение истории туризма

3.    Предыстория мирового туризма

4.    Этапы развития туризма в России

5.    Этапы развития туризма в России XIX-XX вв.

6.    Послереволюционный период развития туризма в России

6.2. Туристские общества в России

7. Развитие советского туризма начала 30-х – начала 90-х гг.

8.Современное состояние  сферы туризма в России.

8.Заключение

9.Список используемой  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В последнее время туризм получил значительное развитие и  стал массовым социально-экономическим  явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных  и культурных связей между государствами  и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам  людей расширить знания по истории  своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.

С экономической точки  зрения туризм – это особый вид  потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который  выделяется в отдельную отрасль  хозяйства, обеспечивающую туриста  всем необходимым: транспортными средствами, объектами питания, размещения, культурно-бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями. Таким образом, в некоторых странах  туризм входит в число наиболее перспективных  отраслей национальной экономики.

Путешествия и туризм –  два неразрывно связанных понятия, которые описывают определённый образ жизнедеятельности человека. Это отдых, пассивное или активное развлечение, спорт, познание окружающего  мира, торговля, наука, лечение и  др. Однако всегда при этом присутствует характерное действие, определяющее и обосабливающее собственно путешествие  от иных сфер деятельности, – временное  перемещение человека в иную местность  или страну, отличные от его обычного местонахождения или проживания. Путешествие – термин, обозначающий перемещение людей в пространстве и времени независимо от цели такового.

Человеку на протяжении всей его эволюции было свойственно стремление к миропознанию и первооткрывательству в целях развития торговли, завоевания и освоения новых земель, поисков  ресурсов и новых транспортных путей.

За многовековую историю  путешествий, географических открытий, промышленного освоения новых территорий, расширения мирохозяйственных связей были собраны многочисленные научные  литературные материалы, отчёты и дневники. Они сыграли неоценимую роль в  накоплении человеком знаний в различных  областях науки, культуры, техники. У  многих людей появляется потребность  увидеть новые районы и страны, познакомиться с жизнью и обычаями их народов. Всё это послужило  причиной возникновения особой формы  путешествий – туризма.

 Процесс активизации  хозяйственных связей увеличивал  подвижность населения, сопровождался  строительством дорог, благоустроенных  гостиниц, ресторанов, созданием зон  отдыха, лечения, изучением исторических  и культурных достопримечательностей  и так далее.

С появлением регулярного  движения пассажирского транспорта, сети предприятий питания и мест размещения отпали многие элементы риска  и трудностей, которые на протяжении многих веков были сопряжены с  путешествиями. Однако туризм был доступен в основном представителям имущих классов, которые совершали дорогостоящие  поездки для отдыха, лечения и  развлечений.

Таким образом, туризм становится особой формой передвижения людей. Он развивался на основе путешествий и  открытий, осуществляемых мореплавателями, исследователями, историками, географами и представителями делового мира, которые собрали многочисленные научные изыскания, наблюдения, описания, литературные, исторические и географические материалы, отчёты и дневники. Появление  туризма стало возможным в  результате коренных изменений в  характере общественного производства, развития средств транспорта и связи, налаживания мирохозяйственных  отношений в различных сферах.

По данным Всемирной туристской организации, число международных  туристов в мире увеличилось с 25 млн. чел. в 1950 г. до 715 млн. чел. в 2004 г., т.е. возросло в 29 раз, что составляет около 7% среднегодового прироста за этот период и что намного выше темпов роста мировой экономики.1 При этом на долю международных туристов приходится около трети мирового туристского рынка, большую часть которого составляет внутренний туризм. Именно на его развитие сделали ставку многие страны в процессе выхода из кризиса. Расходы населения мира на туризм в настоящее время, по данным ВТО и МВФ, оценивают в сумме около 550 млрд. долл. или по 90 долл. на душу населения, что образует около 8% мирового экспорта товаров и услуг.

Одна из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, сопутствующая формированию и развитию мирового хозяйства, – неуклонный рост влияния туризма как на мировую  экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и  регионов. Становится очевидным превращение  туризма в крупную самостоятельную  отрасль национальной экономики, деятельность которой направлена на удовлетворение специфических потребностей населения. Многообразие этих потребностей удовлетворяется  не только туристскими предприятиями, но и предприятиями других отраслей, что обусловливает значение туризма  как одного из факторов мультипликативного воздействия на развитие экономики. Туризм является одним из факторов мировых интеграционных процессов, а туристский бизнес становится сейчас значимым сектором экономики. По данным Всемирной Туристской Организации  и Международного Валютного Фонда, туризм с 1998 года вышел на первое место  в мировом экспорте товаров и  услуг. По прогнозам ВТО, в ближайшие  десятилетия темпы роста туризма  сохранятся.

Россия, несмотря на богатейшие туристские ресурсы, занимает незначительную долю в мировом туристском потоке. По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют принимать до 40 млн. иностранных туристов в год, что в 5,4 раза больше, чем на сегодняшний день.

В этом и заключается особенность  развития туризма в России. Исследование причин столь невысоких показателей  этой области экономики стало  целью моей курсовой работы. Такая  перспективная отрасль при стабильном развитии может существенно обогатить  российскую экономику, что является актуальным на сегодняшний день Я решил рассмотреть эту тему подробнее, так как она непосредственно относится к моей будущей специальности. Я хочу рассмотреть историю туризма России и мира в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСТОРИИ ТУРИЗМА 

 

История туризма – временная периодизация туризма, преследующая выделение внутренне однородных этапов в его развитии.

Туризм, как явление общественное, хозяйственное и пространственное, имеет долгую и богатую историю, уходящую в глубокую древность. Выделяются в основном следующие периоды:

1. Туризм до конца XVIII века – предыстория туризма.

а) туризм в древности;

б) туризм во времена средневековья  и Возрождения;

в) туризм в XVII и XVIII вв.

2. Туризм начала XIX – начала XX вв. – элитарный туризм; зарождение специализированный предприятий по производству туристских услуг.

3. Туризм начала XX вв. –  до второй мировой войны – начало становления социального туризма

4. Туризм после второй  мировой войны – современный этап - массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПРЕДЫСТОРИЯ РАЗВИТИЯ  МИРОВОГО ТУРИЗМА.

Предыстория туризма – период развития туризма до начала XIX в. включает следующие этапы развития: античный туризм – когда основными мотивами путешествий были образование, паломничество, торговля, лечение, спортивные соревнования; туризм средних веков – когда основными мотивами путешествий были: религиозный туризм, образование, аристократические отношения; туризм нового времени – когда основные тенденции отдыха определила промышленная революция.

Принято считать, что туристские путешествия начались в момент, когда  поездки утратили торговое значение. К первым миграциям подобного  рода относятся путешествия религиозного характера, которые в древнем  Египте отмечаются уже в 4 тысячелетии  до н.э. В последующем времени  туристские поездки египтян связывались  с путешествиями к городам, искусственным  озерам, значительный интерес пробуждали строящиеся пирамиды. Однако недостаток густой сети хороших дорог, мест ночлега  и питания, которые появились  только в древней Греции и Риме, затрудняли первые путешествия. Туризм в то время не составлял источника  доходов.

Значение дорожной сети оценили  только персы, которые на территории своей страны развили систему  коммуникаций, часто превосходившую даже более позднейшие известные  римские дороги. К наиболее лучшим из них принадлежали королевские  дороги, связывавшие Вавилон, Сузы и  Екбатан с окрестностями. Каждые 30 миль на этих дорогах находились корчмы, пункты питания, отдыха и т.п. За оказываемые  там услуги полагалась плата, согласно ставкам, одинаковым как для богатых, так и для бедных.

Расцвет античного туризма  был связан главным образом с  древней Грецией и Римом. В  этих государствах большой вес придавался экономической стороне путешествий. Как греки, так и римляне часто  предпринимали весьма далекие путешествия, при этом греки – из-за слабого  развития дорожной сети – совершали  их главным образом морским путем.

Массовый характер в те времена носили и путешествия  в религиозных целях. К наиболее известным принадлежали путешествия  в Олимпию, связанные с праздником в честь Зевса, которые проходили  каждые 4 года, начиная с VII в. до н.э.

Другой формой туристских путешествий были выезды в лечебные местности. При минеральных источниках, либо вблизи святых мест, возводились  объекты наподобие современных  санаториев, а лечебные места славились  большим комфортом услуг и разнообразием развлечений. Кроме мест лечения римляне охотно проводили время в горах и у моря. Уже в древнем Риме отмечается  двухсезонность туристских выездов, причем зимние выезды не имели такого массового характера, как летние.

Средневековье отличалось значительным замедлением туристского движения. Возникновение множества новых  государств с нестабильной внутренней обстановкой вызвало создание политических барьеров, незнакомых ранее. Только в VII и VIII вв. н.э. были возобновлены активные путешествия в религиозных целях. В позднейших периодах эта форма  путешествий приобрела значительные размеры и в течение многих столетий играла существенную роль в  структуре туристского движения.

Наряду с путешествиями  в религиозных целях, все больше отмечалось поездок политического  характера, особенно предпринимаемых  официальными посланниками глав государств. Развитие науки и связанная с  этим организация университетов  привели, начиная с XIII в., к появлению  в Европе путешествий студентов.

Миграции, связанные с  религиозным культом и университетскими центрами, составляли решающее большинство  в общей структуре туристского  движения в период от позднего средневековья  до современной истории.

В XVII в. в Европе появляется форма «чистого туризма», которая  охватывала людей, путешествующих с  целью познания, лечения либо отдыха.

Зарождение туризма, как  социального явления относится  к концу XVII – началу XVIII вв., когда  учащиеся школ стали совершать пешеходные прогулки на природу. Но близкий к  современному туризм, как форма отдыха и развлечений, зародился примерно 150 лет назад.

Первую в мире туристическую  компанию открыл Томас Кук в начале XIX столетия. Однако, понадобилось еще  почти 150 лет, чтобы туризм превратился  в мощное, хорошо организованное движение. Одними из первых объединились в Лондоне  в 1857 г. любители горных путешествий. Они  создали «Альпийский клуб». В 60-е  годы XIX столетия подобные клубы создаются  в ряде стран Европы и Америки.

 

 

 

4. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ

Возникновение туризма на обширной территории нашей страны уходит корнями в древние времена  и средневековье. Историю развития туризма  в России вполне можно соотнести с периодизацией истории мирового туризма, добавив к этому деление внутри некоторых этапов на определенные подэтапы с учетом специфики развития экономики России.

Первый этап – предыстория  российского туризма.

Географическое положение  России, расположенной в центре пересечения  торговых путей между Западом  и Востоком, с древнейших времен обеспечивало устойчивые международные  связи, являвшиеся основой различного рода контактов. С принятием христианства эти контакты еще больше укреплялись  за счет приезжавших из Византии представителей церкви, переводчиков, переписчиков книг и т.д., расширялись торговые связи. Русские купцы имели свои торговые ряды в самых разных странах. Многочисленные паломники совершали путешествия  к святым местам.

Началом организованного  туризма многие считают тур, устроенный В. Геншем, который в декабре 1777 г. в «Московских ведомостях» опубликовал  приглашение «План приемлемого  путешествия в чужие края, сочиненный по требованию некоторых особ содержателем благородного пансиона». Россиянам  предлагалось принять участие в  групповой поездке в страны Западной Европы.

Молодые дворяне могли  совершить поездку в один из немецких, итальянских и французских университетов, после чего предполагалось проехать по маршруту через Швейцарию, Италию и Францию для знакомства с  искусством этих стран и постановкой  фабричного дела. Каждый из участников оплачивал путешествие в соответствии с контрактом.

Это объявление – одно из первых проявлений организованной туристской деятельности в XVIII в.

Прообразом турфирмы, специализирующейся на обслуживании туристов в России, называют «Акционерное общество Иматры», зарегистрировавшее свой устав 28.02.1871 г., одобренный Александром II .

К концу XVII в. относится появление  в России первых путеводителей, интерес  к которым указывает на то, что  путешествия, особенно в столицы  – Санкт-Петербург и Москву, становятся характерной чертой быта состоятельных  граждан России.

Информация о работе История развития туризма В Росссии