История развития туризма В Росссии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Путешествия и туризм – два неразрывно связанных понятия, которые описывают определённый образ жизнедеятельности человека. Это отдых, пассивное или активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля, наука, лечение и др. Однако всегда при этом присутствует характерное действие, определяющее и обосабливающее собственно путешествие от иных сфер деятельности, – временное перемещение человека в иную местность или страну, отличные от его обычного местонахождения или проживания. Путешествие – термин, обозначающий перемещение людей в пространстве и времени независимо от цели такового.

Содержание

1. Введение
2. Определение истории туризма
3. Предыстория мирового туризма
4. Этапы развития туризма в России
5. Этапы развития туризма в России XIX-XX вв.
6. Послереволюционный период развития туризма в России
6.2. Туристские общества в России
7. Развитие советского туризма начала 30-х – начала 90-х гг.
8.Современное состояние сферы туризма в России.
8.Заключение
9.Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

История развития туризма.docx

— 46.21 Кб (Скачать)

Руководство молодежного  туризма решало пропагандистские задачи, а профсоюзы – социальные.

Социальный туризм дотировался. Профсоюзные путевки предоставлялись  с большой скидкой. Потребитель, получая почти бесплатную путевку, не обращал внимания на содержание предоставляемого ему досуга и на плохой уровень обслуживания. Туристские предприятия не были заинтересованы в улучшении качества предоставляемых  услуг, т.к. это не влияло на результаты деятельности. По объему реализации туристских услуг бывший СССР занимал 20 место  среди двадцати четырех европейских  государств – членов Всемирной туристской организации.

В России до начала 90-х годов, несмотря на постоянный количественный рост основных показателей сферы  туризма, перехода к новому качеству не происходило. Экстенсивное развитие требовало стандартизации в предоставлении услуг, что не позволяло перейти  от массового конвейерного к дифференцированному  туризму. Это дает основание говорить о том. Что третий этап развития туризма  в России закончился в конце 80-х. С этого времени в связи  со сменой политического курса страны, а затем переходом к новым  экономическим условиям начинается новый этап в развитии туризма, который  имеет свои специфические черты.

 

 

 

 

 

 

 

8. Современное  состояние сферы туризма в  России.

           Анализ современного состояния  туризма в Российской Федерации  показывает, что в последние годы  эта сфера в целом развивается  стабильно и динамично. Отмечается  ежегодный рост внутреннего туристского  потока. Быстро растущий спрос  на туристские услуги внутри  страны вызвал бум строительства  малых гостиниц, в основном, в  курортных регионах, а также увеличение  числа гостиниц международных  гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге  и других крупнейших городах  страны, создание отечественных  гостиничных цепочек. Резко увеличился  объем инвестиционных предложений  по гостиничному строительству  как со стороны иностранных,  так и со стороны отечественных  инвесторов. При этом основные  предложения направлены на развитие  гостиничного бизнеса в регионах  России. Особо следует отметить  успехи последних лет в развитии  курортно-туристического комплекса  Краснодарского края, которые закономерно  привели к выбору  нашей страны  при определении Сочи местом  проведения зимней Олимпиады  – 2014. Благодаря этому получили  всемирную известность не только  Красная Поляна и Сочи,  но  и весь Краснодарский край  в целом, что обуславливает  долгосрочный бизнес-интерес к  развитию туристской инфраструктуры  данного региона и гарантию  того, что через несколько лет  Черноморское побережье станет  развитым курортным центром мирового  уровня.

         В настоящее время в стране  насчитывается более 6 тысяч гостиниц, тогда как в 2004 году их насчитывалось  только 4 тысячи. С учетом количества  иных средств размещения, таких  как пансионаты, дома и базы  отдыха, туристские базы и другие, общее количество средств размещения туристов составляет около 10 тысяч. Численность российских граждан, проживавших в 2006 году в гостиницах, санаторно-курортных организациях и организациях отдыха, составила 26,6 млн.человек, из них в гостиницах  - 16,4 млн.человек.    

Объем платных услуг, оказываемых  населению гостиницами и аналогичными средствами размещения, ежегодно растет и составил в 2007 году 88,9 млрд.руб., что  превысило показатели 2005 года на 47%.

По прогнозным оценкам  Всемирного совета по туризму и путешествиям, доходы от туризма в 2007 году в ВВП  нашей страны с учетом мультипликативного эффекта  составили  6,7%.  Согласно данным того же источника, число рабочих  мест в туризме составило 1% от общей  занятости, с учетом смежных отраслей - 5,7%,  инвестиции в основной капитал  в туристскую индустрию России составляют 12,1% от общих инвестиций при годовом  росте в 8,2%.

Известно, что наша страна насчитывает огромное количество культурных и природных достопримечательностей, а также иных объектов туристского  показа. К ним, согласно данным Росстата, относятся 2368 музеев в 477 исторических городах, 590 театров, 67 цирков, 24 зоопарка, почти 99 тысяч памятников истории  и культуры, 140 национальных парков и заповедников. В России в настоящее  время действуют 103 музея-заповедника  и 41 музей-усадьба (идентичные музеям-заповедникам по характеру деятельности объекты, отличающиеся, как правило, небольшой  территорией). Музеи-заповедники играют важнейшую роль в формировании привлекательного образа России за рубежом. Из 15 объектов культурного наследия, входящих в  список Всемирного наследия ЮНЕСКО, 12 находятся в составе музеев-заповедников. В соответствии с этим сеть музеев-заповедников как центров международного и  внутреннего туризма требует  постоянного совершенствования  и развития.

  Что касается таких  объектов туристской инфраструктуры, как аквапарки, развлекательные  центры, горнолыжные комплексы, туристский  транспорт и др., то их явно  не хватает. 

Очевидным является и то, что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере, и создание условий для качественного  отдыха на территории России российских и иностранных граждан требует  более активного проведения государственной  политики в сфере туризма.

Москва и Санкт-Петербург, являясь до сих пор основными  транспортными воротами для въезда иностранных туристов, принимают  на себя до 75% международных прибытий, число которых в последние 2-3 года сокращается из-за резкого роста  цен в названных городах. Сокращение въездного туристского потока в  нашу страну начало происходить с 2006 года. В 2007 году число прибытий «классических» иностранных туристов с целью  отдыха уменьшилось более чем  на 8%.

Это объясняется прежде всего  возросшими за последние два года ценами на услуги в стране, а также  резким ростом цен на гостиницы в  Москве из-за  уменьшения числа отелей туристского класса в центре города за счет сноса или закрытия с целью  реконструкции ряда известнейших и  популярных среди туристов гостиниц, таких как «Интурист», «Москва», «Минск», «Россия», «Украина», «Ленинградская», «Центральная» и «Пекин». В Москве по разным причинам были изъяты из оборота 9 тысяч мест уровня 3 «звезды». Именно нехватка мест в гостиницах туристского  класса негативно влияет на развитие въездного и внутреннего туризма. Это существенно удорожает пакет  услуг, предлагаемый туристам при их путешествии в Россию. В планах Правительства Москвы намечено построить 353 новых гостиницы до 2011 года. Однако, учитывая укрепление рубля и сложившуюся  в столице ситуацию, при которой  средняя цена за номер в гостиницах Москвы  существенно выше стоимости  номера аналогичной категории в  странах Европы при более низком комфорте и качестве услуг, иностранным  туристам с ограниченным бюджетом становится невыгодно приезжать в столицу. Такая ситуация может сохраниться  в ближайшие 2-3 года.

С целью получения комплексной  характеристики современного уровня развития туризма в стране с учетом результатов  деятельности государства по развитию данной сферы следует более подробно остановиться на рассмотрении состояния  и тенденций развития нормативного правового регулирования, туристской инфраструктуры, подготовки кадров, статистической базы, продвижения России как туристского  направления на внутреннем и международном  туристских рынках, а также международном  сотрудничестве в сфере туризма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Российский туризм существует довольно долго. На разных этапах своего развития он имел свои особенности, присущие только ему. Характерной особенностью нынешнего этапа является в некоторой  степени кризисное состояние  внутреннего и въездного туризма  России.

И все же в последнее  время развитию туризма в нашей  стране уделяется все больше внимания. В частности, постановлением Правительства  РФ за N 177 от 11. 03.1996 г. принята Федеральная целевая программа "Развитие туризма в Российской Федерации", а до этого в 1992 г. принят Закон "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации" и издано распоряжение Правительства РФ от 11.07.02 г. N 954-р "О концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года. В названных документах сформулированы правовые основы создания рынка туристских услуг и регулирования отношений при путешествиях по стране и рациональному использованию имеющихся соответствующих ресурсов российского туристского комплекса. В результате в бюджеты разных уровней поступает ежегодно более 6 млрд. руб. налоговых сборов от туризма, которые направляются на развитие в регионах современного конкурентоспособного туристского комплекса для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных услугах и повышение их качества.

 Необходимо отметить, что на российском рынке туризма  сформировался новый тип потребителя  его услуг, которого отличают  следующие особенности: высокая  требовательность к комфорту  и качеству услуг; индивидуализм;  спонтанность решений; мобильность;  физическая и умственная активность  на отдыхе; стремление получать  новые впечатления. Новый российский  потребитель туруслуг, особенно  уже побывавший за границей и имеющий представление о качественном обслуживании там, более требовательный, критически относящийся к предлагаемым ему товарам и услугам, жаждущий разнообразия впечатлений и удовольствий, активный, независимый.

Развитие туризма имеет  как положительные, так и отрицательные  аспекты: он обеспечивает приток иностранной  валюты, помогает решать локальные  проблемы занятости, стимулирует развитие транспортной сети и инфраструктуры региона, рекреационного потенциала и  т.д. Однако бурное развитие этой сферы  услуг обостряет противоречие между  его масштабами и наносимым ущербом: происходит определенное сокращение для  местного населения продовольственных  ресурсов, запасов воды, загрязняется окружающая среда. Вот почему при  оптимизации развития этой сферы  необходимы учет мирового опыта, использование  современных методов защиты окружающей среды и других мер сбалансированности экономики.

Словом, требуются осмысление всего лучшего, что накоплено  мировой практикой в этой области, выявление имеющихся ресурсов и  упорядочение нормативной и юридической  базы развития туризма.

Вполне очевидно, что осуществление  программы развития туризма в  России призвано существенно оживить  туристские потоки во многие регионы  и оживить их экономику в том  числе за счет доходов от туризма, особенно иностранного.

В этом и заключается актуальность данной курсовой работы. Изучив особенности  развития российского туризма, его  проблемы можно попытаться найти  пути дальнейшего стабильного развития внутреннего туризма и туризма  в целом. Используя их, отрасль  туризма получает необходимую административную и финансовую поддержку и в  свою очередь обеспечивает довольно ощутимые денежные поступления в  бюджеты всех уровней, что является очень важным для российской экономики.

Список литературы

  1. Постановление Правительства РФ за N 177 от 11. 03.1996 г. Федеральная целевая программа "Развитие туризма в Российской Федерации"
  2. Распоряжение Правительства РФ от 11.07.02 г. N 954-р "О концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года"
  3. Итоги выборочных обследований иностранных туристов. М.: Госкомстат РФ. 2003. С. 74.
  4. Балабанов И.Т. Экономика туризма: Учебное пособие для студентов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям. М.: Финансы и статистика
  5. Баразгов К.В., Кротова Е.Л. Экономико-статистический анализ сферы туризма и отдыха Свердловской области. Вопросы статистики. 2002. N 10. С. 59-67.
  6. Бухтоярова И.В., Голик Л.В., Марчук В.И. Методология статистической оценки рынка туристских услуг // Рыночная трансформация экономики предпринимательства: состояние и перспективы. Сборник научных трудов. Выпуск 2001 г. / Под ред. к.т.н. проф. Романова В.А. – Шахты, ЮРГУЭС. – 2001 г. – С.112-117
  7. Волков Ю.Ф. «Введение в гостиничный и туристский бизнес».-Ростов н/д.: Феникс,2003.
  8. Ефимова О.П. Экономика гостиниц и ресторанов. Учебное пособие. М.:ОСЬ-89,2001.-391 с.
  9. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник для образовательных учреждений тур. профиля. М.: Финансы и статистика, 2003.-315 с.
  10. Перерва В.И. Экологический туризм в современном мире // Бюллетень "Использование и охрана природных ресурсов России". 1999. N 3-4, С. 120-125.
  11. Туризм в цифрах. 2003. Госкомстат РФ. Российский союз туриндустрии. М., 2004. С. 88.
  12. Туризм как вид деятельности: Учебник для студентов вузов тур. Профиля. Воломин И., Н.В. Исаева, Е.И. Ильина. М.: Финансы и статистика, 2003. – 327с.

 

1 Туризм в России. 2004. Офиц. издание. - М.: Госкомстат РФ, 2004. - С. 164.


Информация о работе История развития туризма В Росссии