Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 15:02, контрольная работа
Путешествия и туризм – два неразрывно связанных понятия, которые описывают определённый образ жизнедеятельности человека. Это отдых, пассивное или активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля , наука, лечение и др. Однако всегда при этом присутствует характерное действие, определяющее собственно путешествие от иных сфер деятельности, – временное перемещение человека в иную местность или страну, отличные от его обычного местонахождения или проживания.
Введение ……………………………………………………………….3
Предыстория развития мирового туризма………………………..5
Зарождение элементов путешествий……………………………..8
Путешествия в Древнем мире …………………………………….9
Походы и путешествия средневековья ………………………... 11
Путешествия и открытия XV- XVI вв. ………………………....12
Этапы развития туризма в России XIX- XX вв. ………………...13
Просветительский период (до 90х гг. XIX в.) ……………….…15
Предпринимательский период ( 1890- 1917 гг.) ……………….18
Организационно- централизованный период ( 1930- 1970 гг.)...21
Развитие советского туризма 30х – 90х гг. …………………..…25
Административно- нормативный период (1970- 1990 гг.).….…28
Переходный период ( с 1990х гг.)………………………………..30
Современное состояние российского туристского рынка ...……31
Заключение …………………………………………………………....34
Список использованной литературы ……………………………..…38
Министерство культуры РФ
ФГОУ ВПО Пермская Государственная Академия Искусства и Культуры
Факультет культурологии
Кафедра управления и экономики социально-культурной сферы
Контрольная работа.
История развития туризма.
Выполнила:
2012
Содержание
Введение ……………………………………………………………….3
Заключение …………………………………………………
Список использованной литературы ……………………………..…38
Введение.
В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.
С экономической точки зрения туризм – это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными средствами, объектами питания, размещения, культурно-бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями. Таким образом, туризм входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики (в некоторых странах).
Путешествия и туризм – два неразрывно связанных понятия, которые описывают определённый образ жизнедеятельности человека. Это отдых, пассивное или активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля , наука, лечение и др. Однако всегда при этом присутствует характерное действие, определяющее собственно путешествие от иных сфер деятельности, – временное перемещение человека в иную местность или страну, отличные от его обычного местонахождения или проживания.
За многовековую историю путешествий, географических открытий, промышленного освоения новых территорий, расширения мирохозяйственных связей были собраны многочисленные научные литературные материалы, отчёты и дневники. Они сыграли неоценимую роль в накоплении человеком знаний в различных областях науки, культуры, техники. У многих людей появляется потребность увидеть новые районы и страны, познакомиться с жизнью и обычаями их народов. Всё это послужило причиной возникновения особой формы путешествий – туризма.
Появление туризма стало
возможным в результате коренных
изменений в характере
1. Предыстория развития мирового туризма.
Предыстория туризма – период развития туризма до начала XIX в. включает следующие этапы развития: античный туризм – основными мотивами путешествий были образование, паломничество, торговля, лечение, спортивные соревнования; туризм средних веков – основными мотивами путешествий были: религиозный туризм, образование, аристократические отношения; туризм нового времени – основные тенденции отдыха определила промышленная революция.
Принято считать, что туристские путешествия начались в момент, когда поездки утратили торговое значение. К первым миграциям подобного рода относятся путешествия религиозного характера, которые в древнем Египте отмечаются в 4 тысячелетии до н.э. В последующем времени туристские поездки египтян связывались с путешествиями к городам, искусственным озерам, значительный интерес пробуждали строящиеся пирамиды. Однако недостаток густой сети хороших дорог, мест ночлега и питания, которые появились только в древней Греции и Риме, затрудняли первые путешествия. Туризм в то время не составлял источника доходов.
Значение дорожной сети оценили только персы, которые на территории своей страны развили систему коммуникаций. К наиболее лучшим из них принадлежали королевские дороги, связывавшие Вавилон, Сузы и Екбатан с окрестностями. Каждые 30 миль на этих дорогах находились корчмы, пункты питания, отдыха и т.п. За оказываемые там услуги полагалась плата, согласно ставкам, одинаковым как для богатых, так и для бедных.
Расцвет античного туризма был связан главным образом с древней Грецией и Римом. В этих государствах большой вес придавался экономической стороне путешествий. Как греки, так и римляне часто предпринимали весьма далекие путешествия, при этом греки – из-за слабого развития дорожной сети – совершали их главным образом морским путем. Массовый характер в те времена носили и путешествия в религиозных целях. Другой формой туристских путешествий были выезды в лечебные местности. При минеральных источниках, либо вблизи святых мест, возводились объекты наподобие современных санаториев, а лечебные места славились большим комфортом услуг и разнообразием развлечений. Кроме мест лечения римляне охотно проводили время в горах и у моря. Уже в древнем Риме отмечается двухсезонность туристских выездов, причем зимние выезды не имели такого массового характера, как летние.
Средневековье отличалось значительным замедлением туристского движения. Возникновение множества новых государств с нестабильной внутренней обстановкой вызвало создание политических барьеров, незнакомых ранее. Только вVII и VIII вв. н.э. были возобновлены активные путешествия в религиозных целях. В позднейших периодах эта форма путешествий приобрела значительные размеры и в течение многих столетий играла существенную роль в структуре туристского движения.
Наряду с путешествиями в религиозных целях, все больше отмечалось поездок политического характера, особенно предпринимаемых официальными посланниками глав государств. Развитие науки и связанная с этим организация университетов привели, начиная с XIII в., к появлению в Европе путешествий студентов.
Миграции, связанные с религиозным культом и университетскими центрами, составляли решающее большинство в общей структуре туристского движения в период от позднего средневековья до современной истории.
В XVII в. в Европе появляется форма «чистого туризма», которая охватывала людей, путешествующих с целью познания, лечения либо отдыха.
Зарождение туризма, как социального явления относится к концу XVII – началу XVIII вв., когда учащиеся школ стали совершать пешеходные прогулки на природу. Но близкий к современному туризм, как форма отдыха и развлечений, зародился примерно 150 лет назад.
1.1 Зарождение элементов путешествий.
Как свидетельствуют исследования археологов и историков, уже в глубокой древности первобытному человеку была свойственна регулярная кочёвка. Постоянные поиски пищи заставляли человека совершать длительные переходы, хорошо ориентироваться на местности. При этом человек следовал определёнными путями, нередко используя тропки, протопленные дикими стадными животными. Почти у всех первобытных племён и народностей был широко распространён обычай взаимного посещения различных групп, принадлежащих к одному или разным племенам. Такие визиты – обычное явление у австралийцев. Эскимосы при всех трудностях сообщения в арктических условиях постоянно совершали очень далёкие путешествия, чтобы посетить своих друзей. Эти взаимные путешествия сыграли огромную роль в развитии культуры в первобытные времена, являясь путями и средствами культурного обмена. Визиты нередко приурочивались к тому времени , когда у данной группы имелась в изобилии пища: к сезону созревания плодов, ко времени улова рыбы, сбора урожая и т.д.
1.2 Путешествия в древнем мире.
Если человек в первобытном обществе имел лишь некоторые землевладельческие представления об окружающей местности, то древние народы, вступившие в совсем экономическом развитии в эпоху рабовладельческого общества, уже делали попытки систематизации географических знаний об известной им части Земли. Об этом можно судить по дошедшим до нас сведениям о странствиях, путешествиях, походах.
Египетские папирусы свидетельствуют о том, что древними египтянами совершались далёкие путешествия. Например, в царствование фараона Асса, в эпоху, более 60 столетий назад, египетский военачальник Урдуду совершил плавание в далёкую страну Пунт. Другой египетский путешественник Киркуф, отправившись в южные страны, достиг «Страны счастливых», которая находилась дальше Пунта, откуда вывез карлика, вид которого «вселил радость и любовь в сердце фараона».
Китайцы с доисторических времён начали составлять карты. Ещё до нашей эры в Китае существовало особое бюро по производству картографических съёмок. Более того, у древних китайцев имелась географическая литература, в том числе книга рек, книга о морях и горах, книга по географии Китая «Юкинг».
Расцвет экономики и культуры периода Римской империи нашёл отражение в развитии и внешних политических, экономических и культурных связей. К этому времени можно отнести начало туризма с целью лечения различных болезней. Врачи рекомендовали пациентам сменить климат, выехать в деревню или в горы, в сосновые леса или на воды.
Путешествия в Римской империи были безопасны и в какой-то степени удобны. Путник покидал Гадрианскую стену на севере Италии и путешествовал 8 тыс. км до Эфиопии по хорошим дорогам. С помощью перекладных лошадей можно было преодолеть большие расстояния за короткие промежутки времени. Ещё в I в. до н. э. В Римской империи возникли государственные постоялые дворы, находившиеся на расстоянии одного дня езды на лошади. У древних римлян имелась определённая классификация гостиничного хозяйства. Существовали два типа «пристанищ» в провинции и в самом Риме: один из них предназначался только для патрициев (мансионас), другой - для плебеев (стабулярии). Во время поездок римляне пользовались специальными картами- путеводителями. Римская гостиница представляла собой жилые помещения для путешественников, конюшню, колодец, лавку с провизией. Некоторые гостиницы обслуживали только официальных лиц по специальным дипломам, которые те брали с собой во время путешествия. Эта традиция сохранилась до сих пор: существуют специальные помещения для особо важных персон в некоторых аэропортах, портах, на вокзалах.
1.3 Походы и путешествия средневековья.
Знаменитым путешественником средневековья был венецианский купец Марко Поло, который не только совершил путешествие из Европы в Золотую Орду, но и прослужил при дворе великого хана почти 25 лет. Большое впечатление на Марко Поло произвела система путей сообщения, установленная по всей монгольской империи, и особенно в Китае, где Хубилай-ханом она была доведена практически до совершенства. От Ханбалыка во все главные провинции Китая шли большие дороги, обсаженные деревьями. На расстоянии от одного до другого в населённых и в пустынных местностях были построены большие здания-станции, хорошо оборудованные и снабжённые запасами провизии, так называемые ямы. Марко Поло сообщал, что эти «ямы» были хорошо обставлены, что «даже король, если бы ему пришлось тут остановиться, остался бы доволен». В каждой комнате имелись шёлковые постели и все необходимые принадлежности, которые могли понадобиться путешественнику. При каждой яме были конюшни на 200-400 лошадей. В пустынях вместо них содержались верблюды. В каждом таком доме-яме был смотритель, следивший за тем, чтобы лошади и ямщики были всегда наготове. Между большими почтовыми станциями были расположены подстанции для гонцов-пешеходов, которые не могли быстро бежать более 21 км. Для самой быстрой почты на этих подстанциях держали и перекладных лошадей. В этом случае имелись не только лошади, но и гонцы. Приближаясь, первый гонец звонил в колокольчик, подвешенной к поясу, давая знать о своём прибытии второму гонцу, который брал почту, вскакивал на приготовленную для него лошадь и мчался дальше. Поло вернулся в 1295г. в Венецию, принял участие в войне с Генуей, был пленён и, сидя в темнице, продиктовал рассказы о своих путешествиях товарищу по заключению пизанцу Рустичиано, которую назвал: «Книга Марко Поло о разнообразии мира».