История развития гостиничного бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:21, реферат

Описание работы

В качестве целей проделанной работы хотелось бы выделить:
• Изучение истории гостиничного бизнеса в России в различные периоды
• Выявление и рассмотрение проблем развития сферы
• Анализ данной сферы в целом

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………...3
I.История развития гостиничного бизнеса в России………………………………………5
1.1 Как все начиналось - От «ям» через петровскую эпоху к европейским стандартам…………………………………………………………………………….5
1.2 Развитие бизнеса в СССР, его состояние в 90-ые годы……………………….8
1.3 Отечественная гостиничная индустрия в настоящее время………………….15
II. Проблемы развития гостиничного бизнеса в России…………………………………18
2.1Несовершенство системы классификации средств размещения……………...19
2.2Проблема профессионального образования в сфере гостиничного бизнеса………………………………………………………………………………………20
Заключение…………………………………………………………………………………22
Библиографический список………………………………………………………………..24
Приложения……………………………………………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 71.44 Кб (Скачать)

До кризиса 1998 года, когда  экономика России постепенно развивалась, и прогнозы дальнейшего экономического развития страны были оптимистичны, всем гостиницам хватало места на рынке, и они могли позволить себе высокие даже по европейским меркам цены. При этом удавалось сохранить  хорошую заполняемость (в 1997 году средняя  заполняемость гостиниц в Москве составила 65 %, а в 1998 – 59 %).  
После кризиса 1998 года, бизнес-поток уменьшился, и заполняемость гостиниц в 1999 году снизилась до 45 %.

Именно в это время  в России появляются первые гостиницы  международных сетей. Среди них предприятия сетей «Holliday Inn», «Marriott» , «Sheraton», «Radisson», «Kempinski». Нестабильное политическое и финансовое положение страны внесло разлад в гостиничный бизнес. Ранее позиционировавшиеся на одном рынке, пяти- и четырехзвездочные гостиницы разделились на две группы. К первой группе можно отнести отели действительно высокого класса с отличным положением в центре города: «Балчуг», две гостиницы сети «Мариотт» - «Мариотт Ройал» и «Гранд-отель Мариотт», «Националь», а также реконструированный «Метрополь». Ко второй категории относятся «Олимпик-Пента», «Тверская», «Палас-отель», «Рэдиссон-Славянская». Произошло расслоение и в ценах этих двух категорий.  
Сразу после кризиса обострилась конкуренция между гостиницами; они вынуждены были снижать цены. Стоимость проживания услуг снизилась на 30 % по сравнению с докризисным уровнем, и пятизвездочные гостиницы стали предлагать свои услуги по ценам четырехзвездочных. Это привело к перераспределению клиентов между гостиницами и некоторым образом отразилось на их заполняемости. Это привело к тому, что заполняемость в гостиницах первой категории стала гораздо выше, чем в гостиницах второй категории. 

К началу XXI века основной доход приносят гостиницы Москвы и Санкт-Петербурга. Более 34% российских гостиничных предприятий являются убыточными.

 

 

 

1.3 Отечественная гостиничная индустрия в настоящее время

Процессы, происходившие в 90-е годы, свидетельствовали о нелегких временах гостиничного бизнеса.

Представители гостиничного бизнеса в 90-е годы создали национальные ассоциации для укрепления своих  позиций, для поддержки отечественного гостиничного бизнеса и защиты интересов  национальных производителей гостиничных  услуг. Российская гостиничная ассоциация была учреждена ГАО «Москва», Российской ассоциацией туристских агентств, АО «Совет по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга» и др. В настоящее время РГА является членом Всемирной туристской организации и Международной ассоциации гостиничного и ресторанного бизнеса. В нее входят около 50 гостиниц из Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Рязани, Калининграда, Ярославля и др. городов России.

К концу 90-х годов происходят заметные изменения, которые коренным образом меняют положение гостиничного хозяйства в стране. В РФ начинается формирование гостиничных цепей, прежде всего при поддержке иностранного капитала. Рынок гостиничных услуг  ориентируется на западные стандарты.

Начинается строительство  новых гостиниц на месте старых, не отвечающих требованиям международного туризма. Планируется демонтаж еще  нескольких гостиниц в историческом центре города, таких как «Минск», «Киевская», на месте которых будут  построены современные гостиничные  комплексы. Коренной реконструкции  будет подвергнута и знаменитая московская гостиница «Россия».

Функционирование гостиничного хозяйства России на современном  этапе выявило наличие благоприятной  тенденции постепенного выхода этой отрасли из кризиса, что проявляется  в увеличении рентабельности предприятий, повышении загрузки гостиниц, особенно тех, которые расположены в крупных  городах, в курортных местах, традиционных туристских центрах. Хотя в целом  состояние этого бизнеса остается еще достаточно нестабильным и тяжелым, особенно в российских регионах.

Отечественный гостиничный  рынок в последнее время лихорадит: появляются все новые управляющие  компании, уже заявлены, по меньшей  мере, пять национальных отельных брендов, а в течение последнего года сделано  сразу несколько громких заявок на создание общероссийских сетей из десятков и даже сотен объектов размещения.

Интерес к гостиничному строительству  в России наметился около пяти лет назад и продолжает расти. Подкрепляется он сохраняющимся  дефицитом предложения гостиничных  услуг практически во всех ценовых  категориях при стабильном спросе. 

Последние десять лет российский гостиничный рынок ежегодно рос  на 15-20%, а объем рынка составил порядка $ 4 млрд. Всего на российском рынке работает около 4000 гостиниц, включая  санатории и пансионаты, что составляет более 410 тысяч мест.

Важной тенденцией российского ранка гостиничных услуг является проникновение международных сетевых компаний. Это в первую очередь связанно с недостатком опыта российских компаний в гостиничном бизнесе. Их проникновение на российский рынок происходит различным путем: присоединением уже построенных гостиниц, поглощение конкурирующих гостиничных цепей, строительством новых объектов по своим технологиям и на свои средства.

С этим напрямую связана  тенденция к росту числа инвестиционных проектов по строительству и реконструкции  гостиниц. Здесь необходимо отметить некую противоречивость рынка гостиничных  услуг. Несмотря на то, что в основном рост инвестиций характерен для гостиниц высокого сегмента – «4 звезды» и  «5 звезд», существует тенденция к  сокращению числа подобных гостиниц. Такая тенденция объясняется  тем, что сроки окупаемости дорогих  отелей гораздо меньше, а заполняемость  остается наиболее высокой среди  всех сегментов.

Развитие отмечено практически  во всех регионах, однако наиболее привлекательны  Москва и Санкт-Петербург. Это связано с рентабельностью гостиниц. В регионах она составляет – 15-20%, а в Москве 17-25%. Вследствие этого для инвесторов наиболее прибыльным и перспективным является московский рынок гостиничной недвижимости. По данным международного агентства TRI Hospitality Consulting, в первом полугодии 2007 года каждый гостиничный номер в столице принес его владельцу €149 чистой прибыли, что на €36 больше, чем в Лондоне, занявшем второе место. По имеющимся данным, всего в российской столице 34,4 тысяч гостиничных номеров, 40% приходится на гостиницы категории "три звезды", 28% - на "две звезды", 18% - на "четыре звезды", 8% - на "пять звезд. Московские гостиницы высшей категории составляют хоть и небольшую, но весьма существенную часть рынка. Отели, принимающие первых лиц иностранных государств и деловую элиту, по определению не могут играть иной роли. Что касается гостиничного бизнеса Санкт-Петербурга, то там функционирует 329 гостиниц, совокупный номерной фонд которых составлял около 18 тысяч номеров. Из них к категории «5 звезд» относится 9 гостиниц, 20 отелей имеют категорию «4 звезды», 91 гостиница – категорию «3 звезды». 

Однако, несмотря на всю свою привлекательность для гостиничных  магнатов, оба мегаполиса имеют сложности  с получением участков. Иностранные  инвесторы готовы вкладывать деньги в строительство, но при создании гостиниц, принадлежащих мировым  гостиничным цепям, наиболее распространен  франчайзинговый договор, предусматривающий продажу лицензии на использование торговой марки и прав на участие в системах сбыта и маркетинга сети.

Также наряду с франчайзингом  и контрактом на управление широкое  распространение получила практика создания совместных предприятий.  Например, крупнейшие работающие в  России цепи по системе СП это «Новотель» (Шереметьево), «Рэдисон Славянская», «Ренессанс Москва».

Несомненно, что гостиничные  рынки Москвы и Санкт-Петербурга оказывают доминирующее влияние  на состояние гостиничной отрасли  страны в целом. Однако в последние  годы и здесь наметились некоторые  сдвиги, проявляющиеся, в первую очередь, в сокращении доли столиц в общем  отраслевом балансе. Происходит оживление  гостиничных рынков других регионов. К числу таких стремительно развивающихся  районов относится, в первую очередь, город-курорт Сочи, инвестиционная привлекательность  которого не уступает столичным городам, Краснодарский край, а также ряд  городов-миллионеров, например, Екатеринбург. В ряде регионов гостиничный бизнес развивается даже более динамично, чем другие сектора рынка недвижимости: жилищный и торгово-офисный. В значительной степени там активно развивается  сегмент мини-отелей и гостиниц среднего ценового уровня.

Вывод: таким образом, исходя из проанализированного материала, на каждом историческом этапе гостиничная индустрия приобретала новые характерные черты, будь то название предприятий, от «ямы» до «отеля», или форма собственности, от государственной до частной. Можно сказать одно – гостиничный бизнес с каждым годом набирает новый виток в своем развитии.

 

 

 

 

II.Проблемы развития гостиничного бизнеса в России

Анализ гостиничного бизнеса  позволяет сказать, что в настоящее  время развитие данной сферы находится  на порядок ниже, чем гостиничная  индустрия других государств- лидеров. Естественно существует ряд проблем, которые мешают России двигаться вперед в этом вопросе. Среди таких проблем можно выделить:

  • Низкий профессионализм- недостаток практических и теоретических знаний, низкий уровень подготовки профессионалов
  • Низкое качество российского продукта- отсутствие культуры обслуживания в российских гостиницах, не позволяющее эффективно продавать данные услуги
  • Отсутствие информации о ситуации в регионах России- отсутствие развитых межрегиональных связей, объективной информации о специфике потребностей в регионах России. Недостаток информации о динамике и особенностях спроса среди различных групп региональных потребителей
  • Культура корпоративных отношений- крайне низкий уровень взаимоотношений между различными гостиничными цепями, который не позволяет решать проблемы рынка совместно.

Гостиничный бизнес — один из наиболее динамично развивающихся  сегодня сегментов рынка. Эксперты считают, что возрастающая с каждым днем конкуренция через несколько  лет вынудит отельеров снижать цены и повышать качество услуг. В результате этого даже гостиницы эконом-класса перестанут ассоциироваться с дешевой отделкой и отсутствием элементарных удобств. Денежная емкость гостиничного рынка России оценивается в $1,7–2 млрд., а темпы роста — в 20–25% в год.

Гостиничный рынок становится все более зрелым, предлагая «игрокам»  новые инвестиционные возможности  и разнообразие конкурентоспособного продукта. В результате сформировались различные сегменты гостиничного рынка, которые можно классифицировать следующим образом: гостиницы класса премиум, среднего и выше среднего класса и эконом-класса. Многим городам не хватает дешевых гостиниц. Нехватка гостиниц средней руки, ориентированных на командированных, школьников и небогатой категории населения, сдерживает поток туристов. Люди приезжают по делам, им необходимы дешевые номера. Спрос на них очень велик. Но большинство новые гостиницы строятся от трех звезд и выше. Опытные отельеры утверждают, что строить одно- и двухзвездочные отели — все равно, что увидеть на улице плохо одетого человека и дать ему денег, чтобы он купил себе хорошую одежду. Проще построить офис и сдать его в аренду: хлопот намного меньше, а доходы те же самые. Развитие рынка должно идти не только в категории выше трех звезд. Именно этот сегмент пока и развивается. Большинство городских отелей работают на уровне от трех звезд, хотя далеко не все соответствуют этому уровню.

2.1 Несовершенство  системы классификации средств  размещения

Одним из препятствий, которое  мешает развитию гостиничного бизнеса, является не6совершенство классификации  средств размещения.

В настоящее время в  Государственном реестре Госстандарта России зарегистрированы четыре добровольные системы сертификации средств размещения.

  1. Система добровольной сертификации услуг центров отдыха (рекреационных центров) образована Одинцовской торгово-промышленной палатой (зарегистрирована в 1999 г.). В этой системе оценивается как качество средств размещения (обозначается звездами в кругах от «без звезды» до 5 «звезд»), так и природной зоны отдыха (категория от D до А).
  2. Система добровольной сертификации санаторно-оздоровителъных услуг образована Всероссийским научно-исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) (зарегистрирована в 2000 г.). Присваивается категория от 1 до 4 «звезд».
  3. Система добровольной сертификации услуг гостиниц и других средств размещения на категорию образована Госстандартом России (зарегистрирована е 2001 г.). В системе присваивается категория от 1 до 5«звезд».
  4. Система добровольной сертификации услуг гостиниц образована ВНИИКИ (зарегистрирована 2001 г.). В системе присваивается категория от 1 до 5 «звезд».

Уже не раз стоял вопрос о создании единой классификации  для гостиниц, т.к. существующие системы  зачастую расходятся в своих стандартах. Если тому или иному отелю отказали в присвоении желаемой категории  в одной системе, никто не мешает ему обратиться к другой и, возможно, там ему повезет больше. Часто  встречаются и вовсе парадоксальные ситуации: отель уровня две звезды, а отдельные этажи в нем  заявляются как четыре звезды. И это при том, что по российскому законодательству в системах сертификации вообще не могут присваиваться «звезды».

Введение новой классификации  позволит также привести в соответствие стандарты обслуживания иностранных  потребителей с российским сервисом. В основном, иностранные туристы  предпочитают отели среднего уровня, которые в нашей стране присутствуют, но их качество не удовлетворяет запросам зарубежных гостей. Причем стоит заметить, что стоит гостинице провести минимальный ремонт, так ее «звездность», а соответственно и цены, возрастают.[6]

 

2.2 Проблема профессионального образования в сфере гостиничного бизнеса

Информация о работе История развития гостиничного бизнеса в России