История развития гостиничного бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:21, реферат

Описание работы

В качестве целей проделанной работы хотелось бы выделить:
• Изучение истории гостиничного бизнеса в России в различные периоды
• Выявление и рассмотрение проблем развития сферы
• Анализ данной сферы в целом

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………...3
I.История развития гостиничного бизнеса в России………………………………………5
1.1 Как все начиналось - От «ям» через петровскую эпоху к европейским стандартам…………………………………………………………………………….5
1.2 Развитие бизнеса в СССР, его состояние в 90-ые годы……………………….8
1.3 Отечественная гостиничная индустрия в настоящее время………………….15
II. Проблемы развития гостиничного бизнеса в России…………………………………18
2.1Несовершенство системы классификации средств размещения……………...19
2.2Проблема профессионального образования в сфере гостиничного бизнеса………………………………………………………………………………………20
Заключение…………………………………………………………………………………22
Библиографический список………………………………………………………………..24
Приложения……………………………………………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 71.44 Кб (Скачать)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

(ФГОУВПО «РГУТиС»)

 

Факультет туризма и гостеприимства

 

Кафедра «Организация ресторанного и гостиничного сервиса»

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине

«Основы гостиничного сервиса»

На тему «История гостиничного дела в России»

 

 

 

 

 

                                                                                                                                Выполнила студентка группы СКД09-3

                                                                                                                                Вакуленко Е.Д.

                                                                                                                                Руководитель:

                                                                                                                                Коцюба Л.К.

 

 

 

 

 

 

Москва

2011

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………...3

I.История развития гостиничного бизнеса в России………………………………………5

1.1 Как все начиналось - От «ям» через петровскую эпоху к европейским стандартам…………………………………………………………………………….5

1.2 Развитие бизнеса в СССР, его состояние в 90-ые годы……………………….8

1.3 Отечественная гостиничная индустрия в настоящее время………………….15

II. Проблемы развития гостиничного бизнеса в России…………………………………18

          2.1Несовершенство системы классификации средств размещения……………...19

          2.2Проблема профессионального образования в сфере гостиничного        бизнеса………………………………………………………………………………………20

Заключение…………………………………………………………………………………22

Библиографический список………………………………………………………………..24

Приложения……………………………………………………………………………….25

 

 

ведение

Туризм всегда играл важную роль в жизни человека. Именно туризм является одним из доступных средств  познания окружающего нас мира, его  истории, достопримечательностей и  культурного наследия. Туризм представляет собой один из видов услуг и  принадлежит к быстро развивающимся  отраслям экономики.

Понятие туризма трудно отделить от понятия гостеприимства. В современной  научной литературе существует множество  определений этих терминов. Гостеприимство – это более точное понятие, так  как направлено на удовлетворение потребностей не только туристов, но и потребителей вообще. Оно  появилось еще на заре человеческой цивилизации. Веками совершенствуясь и обретая новые функции, понятие гостеприимство дошло и до наших дней, превратившись в сильную и значительную отрасль, приносящую существенный доход, как владельцам, так и государству.

Историю гостеприимства трудно отделить от истории туризма не только потому, что это две важные составляющие современной экономики, но и потому, что исторически они формировались  как взаимосвязанные и взаимодополняемые социальные сферы.

Развитие туризма, появление  новых его видов, расширение географии  путешествий способствовали распространению  гостиниц, их совершенствованию и  специализации. В свою очередь улучшение  обслуживания туристов, развитие транспортной инфраструктуры и гостиничного хозяйства  способствовали развитию туристских потоков.[1]

Развитие туризма и  гостеприимства напрямую связано с  развитием всех сфер человеческой культуры, ориентированных на отдых и лечение, образование и развлечения людей.

Сфера гостеприимства- мощная индустрия, в которой работают миллионы профессионалов, создавая все лучшее для потребителей услуг(туристов).  Индустрия гостеприимства включает в себя различные сферы деятельности людей – туризм, отдых, развлечения, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, экскурсионную деятельность, организацию выставок и проведение различных научных конференций.

Гостиничная индустрия или  гостиничное хозяйство является важнейшей составной частью отрасли  гостеприимства. Гостиница связывает  размещение, рестораны, транспорт и  экскурсии в единую цепь обслуживания. Современная гостиница представляет собой комплекс для временного проживания путешественников, их отдыха, питания, развлечения, бытового обслуживания, получения  информации.

Г остиничное предприятие в наше время предоставляет потребителям не только услуги проживания и питания, но и широкий спектр услуг транспорта, связи, развлечений, экскурсионное обслуживание, медицинские, спортивные услуги, услуги салонов красоты и пр. Фактически гостиничные предприятия в структуре индустрии туризма и гостеприимства выполняют ключевые функции. Следовательно, вполне логично выделить гостиничную индустрию или гостиничный бизнес как крупнейшую комплексную составляющую индустрии туризма и гостеприимства и рассматривать ее самостоятельно.

Актуальность выбранной  темы реферата можно отметить в том, что в данный момент развитие гостиничного бизнеса в России вызывает сильный  интерес. В течение последних  пяти лет в России наблюдается  стремительное развитие гостиничного бизнеса.  В крупные города приходят международные отельеры, растет число маленьких частных отелей, реконструируются старые советские гостиницы. Правда, количественный рост далеко не всегда сопровождается одновременным повышением качества обслуживания и уровня сервиса. Следует также отметить тот факт, что гостиничный бизнес способствует значительному экономическому росту государства, а также делает население более мобильным. Внутренняя перестройка этого бизнеса также повышает актуальность темы. Страны, ранее занимавшие ведущие роли в гостиничном комплексе, уходят на вторые и третьи роли. На смену им приходят новые лидеры.

В качестве целей проделанной  работы хотелось бы выделить:

  • Изучение истории гостиничного бизнеса в России в различные периоды
  • Выявление и рассмотрение проблем развития сферы
  • Анализ данной сферы в целом

 

 

 

 

 

 

I. История развития гостиничного бизнеса в России

1.1 Как все начиналось - От «ям» через петровскую эпоху к европейским стандартам

Путешествия были бы невозможны, если путникам негде было бы остановится на ночлег и получить провизию. Гостеприимство имеет долгую историю, оно начинается с древнейшей традиции “преломлять хлеб” со странниками. У разных народов мира складывались различные традиции и обычаи встречать гостей.

 
Появление первых прообразов гостиниц, как и самой профессии по обслуживанию людей, останавливающихся на ночлег, уходит своими корнями в далекое  прошлое.  
Гостиные дома располагались в городах и на дорогах, ведущих из одних стран в другие. Помимо путешественников услугами гостиных домов пользовались гонцы, курьеры, правительственные служащие. Здесь людям предоставляли ночлег, убежище, пищу, там же кормили и меняли лошадей.  
В средние века в Европе постоялые дворы начинали создаваться при монастырях. Церковь обязывала организовывать “госпиции” для путешественников, паломников, священников, путешествующих по святым местам. Со временем из бесплатного приюта они становятся предприятиями, рассчитанными на получение дохода.  
Прообразы гостиниц имелись и на Ближнем Востоке, и в Средней Азии, и в Закавказье.[2]

На Руси постоялые дворы, предшественники первых гостиниц, появляются в XII -XIII вв. В них отдыхали и меняли лошадей. Эти постоялые дворы - “ямы”, как их называли, располагались один от другого на расстоянии конного  перехода. 

В XV веке создаются многочисленные почтовые станции, которыми ведает Ямской приказ. По велению Ямского приказа открывались новые станции, ему же подчинялись и ямщики. В это же время строятся многочисленные гостиные и постоялые дворы. В гостиных дворах не только торговали, в них жили и совершали торговые операции. 

В XVI веке Обычаи гостеприимства были закреплены в памятнике русской бытовой культуры «Домострое». В «Домострое» даются рекомендации хозяину дома и его домочадцам, как надо встречать и потчевать гостей. Этот документ являлся своего рода первой русской энциклопедией домашнего хозяйства.

В период правления Петра I возрастает мобильность населения. На дорогах России в это время  можно было встретить и роскошные  кареты знати, запряженные большим  количеством лошадей, и возки  с менее состоятельной публикой, и простые телеги.

Для перевозки почты строились  специальные почтовые тракты. Именно на них и стали появляться придорожные  гостиницы. Первая такая гостиница была создана в 1715 году при почтовом ведомстве в Санкт-Петербурге. Эту дату принято считать началом официальной истории отечественного гостиничного хозяйства. Созданию сети придорожных гостиниц способствовал Указ Петра I «Об учреждении постоялых и гостиных дворов», изданный им в январе 1719 года. К концу XVIII столетия в России насчитывалось уже свыше 3 тысяч почтовых станций с гостиницами – тут можно было отдохнуть после дороги, поесть и поменять лошадей.

Роль и значение гостиниц для российского общества были велики, неслучайно, что именно в них царь любил устраивать ассамблеи и  торжественные приемы. Постепенно набор  сервисных услуг, предлагавшихся в  гостиницах, возрастал.

Социально-политические и  экономические реформы, которые  проводил Петр I в России, не могли  не оказать заметного влияния  на систему гостеприимства. Изменения, происходившие в ней, во многом были обусловлены стремлением ввести европейские стандарты, с которыми познакомились русские послы, купцы  и молодые дворяне, получавшие по воле царя образование за границей. Да и сам Петр I во время своих  заграничных путешествий имел возможность  лично изучить условия проживания и питания и услуги, предоставляемые  гостям в европейских гостиницах и постоялых дворах. Все это  заставило по-новому взглянуть на существующую в то время в России систему гостеприимства, основными  элементами которой до правления  Петра I были гостиные дворы и ямские станции.[3]

В России к XVIII века существовало немало постоялых и гостиных дворов, которые в крупных городах выполняли различные функции, в них осуществлялась торговля, коммерческие и купеческие сделки. Многие гостиные дворы принимали гостей по национальному признаку. Так, в Москве существовали «аглийский», «греческий», «армянский», в Нижнем Новгороде, к примеру, были «немецкий», «голландский» дворы. Развитие промышленного производства приводит к росту городов, численности их населения, а расширение торговых и других связей между российскими городами и губерниями оказывает благоприятное воздействие на развитие гостиничного хозяйства Российской империи. Во всех крупных городах к началу XIX века существуют современные по тем временам гостиницы.  В 1818 году в Москве функционирует 7 гостиниц. В городе на улице Неглинной возводится фешенебельная гостиница «Европа», переименованная в годы советской власти в «Центральную». С 1821 г. действовало Положение, регламентировавшее правила содержания гостиниц, рестораций и трактиров. Гостиницы предоставляли не только услуги размещения, но и питания с широким набором блюд и напитков. Позднее был отменен запрет на музыку в ресторанах гостиниц.

В гостиничный бизнес приходят инициативные и предприимчивые люди, такие как купец Н. И. Корзинкин, который в 1878 г. образует товарищество «Большая Московская гостиница», под  которое он приобретает пятиэтажный  дом с рестораном и садом.

Москва славилась своим  хлебосольством и гостей встречала  многочисленными питейными заведениями  и трактирами. Один из первых в городе трактиров, получивший название «Истерийского», потаился в XIX в. в доме купца Шевалдышева. Отличительной чертой московских трактиров была русская национальная кухня и складывающиеся практически в каждом трактире свои обычаи и традиции. В дореволюционной России существовали трактиры, ориентированные на различные слои населения. К концу XIX - началу XX вв. в России под влиянием западной культуры получают кондитерские, различные кафе и рестораны. Если Москва славилась своими чайными, Петербург – кофейнями, где подавали вкусные пирожные. Начало XX в. Знаменуется расцветом ресторанного бизнеса в городах России, которые начинают вытеснять традиционные трактиры, превращающиеся в питейные заведения для людей низких сословий. Крупные рестораны выписывают поваров из Франции. Помимо музыки гости развлекаются бильярдом, петушиными боями. Обслуживающий персонал одевается в униформу, которая была различной в зависимости от типа заведения общего питания. Так, в ресторанах при гостиницах официанты были во фраках и белых перчатках, в трактирах гостей обслуживали половые из крестьян в белых фартуках.

Строительство гостиниц шло  быстрыми темпами. К началу XX в. в одном только Петербурге гостиниц уже более 320, а в целом по России было более 4600 гостиниц, и это не считая постоялых дворов и трактиров с номерами.[3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Развитие бизнеса в СССР, его состояние в 90-ые годы

В начале XX века гостиничный бизнес в России стал строиться  уже по законам европейского стиля.  В крупных городах Европы и Америки появились роскошные (пятизвездные в современной терминологии) гостиницы, рассчитанные на удовлетворение спроса со стороны новых миллионеров и старой знати, для которых путешествия стали модным времяпровождением. Несколько таких гостиниц были построены и в России, например "Метрополь" и "Националь" – в Москве, "Европа" - в Петербурге. 

Высокий рост гостиниц отмечается на Черноморском побережье. Отличные рекреационные  особенности привлекали не только отечественных  путешественников, но и иностранных  туристов. Но стоит отметить, что  предвоенный период сильно пошатнул экономику страны, и  лишь небольшая  часть населения могла позволить  себе выехать отдыхать на курорт.

Информация о работе История развития гостиничного бизнеса в России