Исследование туристско-рекреационных ресурсов Пермского края и разработка программы обслуживания велосипедного тура

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

Программный туризм - это путешествие с четко определенной целью и задачами, которые связаны между собой.
Цели путешествие определяет сам потребитель. На современном туриском рынке наиболее популярными считается:
-Отдых;
-Деловые поездки;
-Экологические;
-С целью обучения;
-Спортивный.

Содержание

Глава 1. Теоретические основы программного туризма. 3
1.1 Основные понятия и сущность Программного туризма. 3
Видами туризма является: 3
1.2 Мотивация программного туризма 6
1.3 Особенности организации велосипедного туризма 8
Влияние спорта 13
Маршрут движения велогруппы 17
Важные детали гардероба велосипедиста 20
Велотуры 21
Велотуры выходного дня 22
Глава 2. Исследование и разработка программы обслуживания тура в Пермском крае. 30
2.1. Анализ рекреационных ресурсов района 30
Географическое положение 30
Климатические ресурсы 31
Лесные и водные ресурсы 31
Рекреационные ресурсы 33
Природный потенциал для велосипедного туризма 34
2.2. Анализ туристских ресурсов (средства размещения, материальная оснащенность) 35
Музеи и выставки Пермского края 35
Кафе и гостиницы Пермского края 37
Гостинницы Пермского края 40
Памятники Перми и Пермского края 41
Достопримечательности в Пермском крае 41
2.4. Турфирмы и их продукты (в выбранном районе, в выбранной сфере туризма с указанием цен и прочих данных) 43
3. Разработка велосипедного тура по Пермскому краю 45
4. Заключение 47
5. Список литературы 48

Работа содержит 1 файл

Програмный туризм.docx

— 74.75 Кб (Скачать)

Во-первых, велосипедный туризм позволяет преодолевать за поход  очень большие расстояния. Только в автомототуризме расстояния больше, но в этом случае вы ограничены в  выборе дороги возможностями транспортного  средства, лишены контакта с природой. Велосипед же позволяет наслаждаться быстрой сменой впечатлений и  посмотреть огромный район не мешая  при этом ощущать каждый метр дороги, каждое дуновение ветерка. Велотурист для путешествия использует более  сложную технику - велосипед, а велосипедная группа и каждый её спортсмен в  отдельности, является участником дорожного  движения, и обязана подчиняться  правилам дорожного движения.

Во-вторых, как уже было упомянуто выше, высокая скорость велотуризма обеспечивает быструю  смену впечатлений. В велосипедном походе вы можете один день пробиваться  через снега среди высоких  вершин, на следующий загорать у  теплого моря, потом идти сквозь густой лес через многочисленные броды, а через два дня ехать  по сухой полупустыне, где до далекого горизонта не единого деревца. Пешеходники  и горники могут упрекнуть  велотуристов, мол вы никогда не увидите те места, где бываем мы. Но это не так, ничто не мешает доехать  до интересного, не проходимого на велосипеде, участка, а дальше сделать на один два дня пешеходную прогулку. Таким  образом, можно сходить хоть на Эльбрус. И в то же время на велосипеде можно добраться до таких мест, куда на машине проехать невозможно в  силу плохой дороги, а пешком дойти  нельзя в силу их удаленности. В общем, для велосипедного туризма нет недостижимых мест

В-третьих, если другие виды туризма ограничены в выборе района (в горный поход нельзя ходить на равнине, в водный поход нельзя сходить  в пустыню), то для велотуризма  доступны все районы: Памир и Чукотка, Кавказ и пустыни Средней Азии, кольские тундры и монгольские степи. Кроме того, велотуризм всесезонный  вид туризма. В велопоходы можно  ходить и зимой и летом, и весной и осенью. Очень интересные зимние маршруты проходят в районе Таймыра  и Прибайкалья. Весной интересно  сходить в цветущую пустыню, а  осенью насладиться отличной погодой  на Кавказе.

Отдых в движении имеет  ряд несомненных преимуществ, в  числе которых - путешествие небольшой  компанией на значительные расстояния, отсутствие изматывающей физической нагрузки и необходимости нести на себе тяжелый багаж.

Отдых на природе в сочетании  с получением знаний в области  истории и географии дает возможность  людям, уставшим от воздействия техногенной  среды, не только восстановить защитные функции организма, но и в целом - гармонию в своем мироощущении; является перспективным направлением в рациональном природопользовании, сохранении культуры, образовании, воспитании и формировании мировоззрения.

В последние годы велосипедный туризм становится все более популярным видом отдыха. Рост его популярности связан с модой на здоровый образ  жизни в целом, поскольку велоспорт  является одним из самых экологичных  и полезных для здоровья видов  туризма. Он привлекает не только ощущением  скорости, свободы, но и интересными  экскурсиями, а также возможностью полноценного отдыха на природе.

Занятия велосипедным туризмом благоприятно отражаются на общем физическом развитии. Согласно статистики, у юношей и девушек, систематически занимающихся велосипедным спортом, редко встречается отставание в развитии таких важных органов, как сердце, легкие и др. У одной трети подростков-велосипедистов сердце больше по своим размерам, чем оно должно быть для соответствующего роста и веса их тела.

Влияние спорта

Так же одна из особенностей обусловлена сильным влиянием на развитие велосипедного туризма лыжного и горного туризма, а так же спортивными традициями. Эта особенность заключается в спортивном стиле походов, выражающаяся в экономии времени и четкой организации работы на маршруте и в лагере.

По форме проведения велосипедные маршруты разделяются на организованные (плановые и самодеятельные (клубно-секционные) и неорганизованные – аматорские («дикие) [1, c.4].

Плановый велотуризм предусматривает  организацию и проведение походов  туристскими организациями и  предприятиями разных форм собственности (преимущественно по туристическим  путевкам). Они осуществляются по разработанным, изученным, описанным, а иногда и  промаркированным маршрутам под  руководством инструкторов, которые  имеют достаточный опыт и хорошо знакомы с местностью. Весь маршрут, как правило проходит через туристские базы или другие средства размещения туристов, где участники похода обеспечиваются ночлегом, питанием, культурными и  медицинскими услугами, а на отдельных  участках автомобильным транспортом.

Большинство начинающих туристов совершают свои первые велосипедные путешествия именно по таким маршрутам, которые пролегают через живописные уголки природы, включают в себя памятки  старины, интересные архитектурные  сооружения, литературно-мемориальные или исторические места. В большинстве своем такие маршруты не отличаются сложностью и не требуют специальной туристской подготовки.

Самодеятельные туристические  велосипедные маршруты организуют и  проводят советы по вопросам туризма, спортивные товарищества и спортивные секции предприятий, учреждений и учебных  заведений, оздоровительно-спортивные лагеря и т.д.

Самодеятельные туристы  сами подбирают состав группы, выбирают район путешествия, разрабатывают  маршрут, обеспечивают себя необходимым  снаряжением, продуктами питания, а  на маршруте организовывают ночлег и  экскурсии. Маршруты самодеятельных велопоходов  утверждаются маршрутно-квалификационными  комиссиями, а прохождение их контролируется соответствующими учреждениями (контрольно-спасательными  службами и отрядами) [1,c. 7].

Особенность неорганизованных велосипедных маршрутов в том, что  туристы сами выбирают район путешествия, часто не имея четко разработанного плана и программы похода. В  большинстве своем такие группы собираются из друзей, семей, знакомых. Их главная задача – активный отдых  во время летних отпусков или каникул.

Еще одной особенностью современного велосипедного туризма является то, что сегодня в мире наблюдается  переход от массового туризма  к индивидуальному, семейному, небольшими группами.

При движении группы впереди  едет направляющий, который выбирается из числа участников путешествия, а  сзади - замыкающий, которым обычно является руководитель группы. Интервал между велосипедистами должен составлять 3-5 м, а на сложных участках - до 10 м и более. Режим движения такой  же, как и в других видах спортивного  туризма: 50 ходовых минут и 10 минут  привала. После третьего перехода обед. Во время привала надо сделать разминку (несколько упражнений), осмотреть велосипед, груз; отдыхают лежа или сидя.

Во время движения запрещены  любые остановки без разрешения командира, палатки и вещи участников собираются, пока готовится завтрак; когда завтрак готов, почти все  вещи должны быть собраны. В каждом походе учреждается должность экологиста, который приводит перед отъездом стоянку в надлежащий вид. А так же собирает весь мусор, создаваемый группой на маршруте, с тем, чтобы вечером сжечь его на костре.

Законом для туриста-велосипедиста  должен быть и определенный режим  питания. Нельзя плотно обедать непосредственно  перед выходом в путь. Между  приемом пищи и началом движения должен быть интервал не менее 1,5 часов. После прекращения движения рекомендуется  принимать пищу после некоторого отдыха (примерно через час после  остановки на привал).

Но заниматься велосипедным туризмом надо, конечно, разумно. Большое  значение здесь должно придаваться  тренировкам.

Несмотря на то, что в  поход вы отправитесь только в  теплое летнее время года, проводить  тренировки надо систематически, круглый  год. Зимой это может быть ходьба на лыжах, катание на коньках, занятия  легкой атлетикой. Даже при небольших  перерывах в тренировках нарушается процесс развития выносливости, и  каждый раз надо начинать все сначала.

Постепенное нарастание нагрузки, усложнение тренировочных занятий - вот залог правильного развития тренированности.

Большое значение здесь имеет  и рациональный распорядок всего  дня спортсмена: достаточный отдых  ночью, правильный режим питания, отдых  и спортивные развлечения на свежем воздухе, систематическое занятие  утренней гимнастикой и т. д. Если Вы планируете отправиться в серьезное многодневное путешествие на велосипеде, то необходимо заранее научиться выдерживать заданный темп. Тем, кто успешно прошел тренировочный период, можно смело отправляться и в велосипедный поход.

В велосипедном туризме выделяется шесть категорий сложности походов. Первая категория - самая простая, шестая - самая сложная. Категория сложности  похода определяется по Методике категорирования  велосипедных походов. Минимальная протяженность велосипедного похода первой категории сложности составляет 300 км. Вообще, среди видов спортивного туризма, где для передвижения используется исключительно мускульная сила человека, велосипедный туризм является лидером по скорости передвижения и протяженности маршрутов.

Для детей 9-10 лет не надо выбирать для прогулки путь более 5 км, 11-12-летние учащиеся могут совершить первую прогулку не более чем на 10 км. Подростки 13-14 лет могут ехать в первый раз на более далекое расстояние - до 25 км, 15-16-летние - до 35 км; 17-18-летние - до 40 км. Эта величина составляет примерно половину пути однодневного похода. В  последующие выезды можно постепенно увеличивать дистанцию так, чтобы  она составляла сначала 60, 70 затем 80 и 90% от дневного перехода. Рекомендуется  ехать со скоростью не более 15 км в час по асфальтовой и не более 10 км в час по проселочной дороге, делая привалы по 10 минут через  каждые 5 км пути. И, конечно, каждому  велосипедисту надо изучить и  твердо знать правила уличного движения и езды на велосипеде.

Подросткам 13-14 лет, которые  занимаются велосипедным туризмом не первый год, можно удлинять маршрут  до 30 км в день. При такой протяженности  пути режим движения должен быть следующим: через первые 10 км пути - привал на 30 минут, в середине пути - большой  привал на 3-4 часа, во время которого велосипедисты отдыхают, обедают, купаются, осматривают достопримечательные места, музеи, готовят машины к следующему переходу и т. д.

Соблюдение всех этих правил поможет правильной работе организма  велосипедиста, а участник туристского  похода на велосипеде разовьет силу, выносливость, улучшит общее физическое развитие.

Маршрут движения велогруппы

Разработанные велосипедные маршруты имеют различную категорию  сложности (от І до V), которые различаются  длиной маршрута, рельефом местности, формой проведения.

Во время разработки туристического велосипедного маршрута следует  придерживаться таких требований:

- туристические маршруты  не должны пролегать территориями, которые потенциально опасны  для туристов, т.е. там, где возможны  сдвиги пород, обвалы, лавины, через  болота, речные пороги и т.д.  и создавать опасность для  других участников маршрута. Например, велосипедные маршруты не должны  проходить там, где пролегают  пешеходные или конные маршруты, по тротуарам или автострадам; 

- новые туристические  маршруты следует прокладывать  там, где существуют уже проложенные  дороги, имеются водоемы; 

- следует избегать прокладывания  маршрутов по автомобильным дорогам,  имеющим интенсивное движение. Туристические  маршруты должны проходить территориями  с благоприятным экологическими  и санитарно-эпидемиологическими  условиями; 

- необходимо предусматривать  возможность ночевки туристов  в отведенных для этого местах  и/или в средствах размещения  туристов;

- следует учитывать возможность  профилактических, ремонтных, строительных  работ собственниками дорог или  объектов средств размещения  и питания

По маршруту группа движется под руководством опытных гидов-инструкторов. Все инструктора знакомы с  маршрутом, а также могут произвести несложный ремонт велосипеда в пути.

Средняя группа, отправляющаяся в велопутешествие - 7 - 10 человек. Возраст  участников от 18 до 40 лет. Скорость передвижения обычно не превышает 18-22 км в час. Оптимальная  нагрузка во время велотура - около 40 км в день. Она позволяет и  прочувствовать, что отдых вы выбрали  именно активный, и успеть поснимать  окружающие красоты, и пообщаться с  командой

Ночевки во время велотура обычно происходят в палатках. Часто  в один из дней тура устраивается ночевка  в гостевых домах или кемпингах - с баней и прочими радостями  цивилизации. Приготовлением пищи, как  правило, занимаются инструктора, но и  туристам- добровольцам возражать никто  не станет.

От выбора маршрута в большой  степени зависит, удачно ли будут  решены задачи, поставленные перед  туристской группой.

Маршрут должен проходить  по району, интересному для туристов и пригодному по своим природным  условиям для велосипедного путешествия. Утомительные переходы могут свести на нет все хорошие впечатления. Поэтому надо выбирать район, в котором  бы почва (большие площади заболоченных и песчаных участков) не создавала  излишних трудностей, климат и дороги (наличие шоссейных, грунтовых дорог  и проходимых на велосипеде троп) были благоприятны для путешествия, а  бездорожные участки и перевалы в горах не превышали 10--15% общей протяженности маршрута.

Однако универсальность  велосипеда как средства передвижения дает возможность выбирать маршруты почти с любым рельефом местности  и с любыми дорогами. Не страшно, если небольшие отрезки пути придется пройти пешком, ведя велосипед в  руках, или преодолеть несколько  бродов. В зависимости от рельефа  местности, погоды и качества дорог  группа средней силы за время своего отпуска может пройти от 400 до 1000 км.

Велосипед легок и удобен, в случае необходимости его можно  перевозить на всех видах транспорта. Это дает возможность организовывать путешествия в районы, отдаленные от места жительства туристов, и  пользоваться на некоторых участках маршрута железнодорожным, автомобильным, речным или морским транспортом. Такое комбинированное путешествие  открывает большие возможности  в выборе маршрутов [4, c. 65].

Информация о работе Исследование туристско-рекреационных ресурсов Пермского края и разработка программы обслуживания велосипедного тура