Разработка программы социологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является разработка программы социологического исследования. Для этого необходимо решать следующие задачи:
- рассмотреть основные направления и задачи социологических исследований в сфере труда;
- изучить виды социологических исследований;
- изучить использование результатов социологических исследований в практике управления персоналом;

Содержание

Введение
1. Сущность и значение социологических исследований труда
1.1 Основные направления и задачи социологических исследований в сфере труда
1.2 Виды социологических исследований
1.3 Использование результатов социологических исследований в практике управления персоналом
2. Разработка рабочей программы социологического исследования
2.1 Характеристика компании по доставке воды «Демидовская»
2.2 Обоснование основных элементов программы исследования
2.3 Определение инструментария исследования
3. Апробация разработанной программы исследования
3.1 Результаты пилотажного исследования
3.2 Выводы и предложения
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

разработка програмы соц исл..rtf

— 677.85 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

1. Сущность и значение социологических исследований труда

1.1 Основные направления и задачи социологических исследований в сфере труда

1.2 Виды социологических исследований

1.3 Использование результатов социологических исследований в практике управления персоналом

2. Разработка рабочей программы социологического исследования

2.1 Характеристика компании по доставке воды «Демидовская»

2.2 Обоснование основных элементов программы исследования

2.3 Определение инструментария исследования

3. Апробация разработанной программы исследования

3.1 Результаты пилотажного исследования

3.2 Выводы и предложения

Заключение

Литература

 

 

Введение

 

Актуальность работы заключается в следующем. Социологическая наука как отрасль обществоведения вступила в новый этап своего развития. Если до 60-х годов она разрабатывалась преимущественно в теоретико-методологическом плане, то в последнее время в ней преобладал эмпирический уклон. Однако при всей своей привлекательности эмпирическая направленность большинства социологических исследований нс привела к значительным успехам в социальной практике и в управлении общественными процессами. Эмпиризм, упрощенность в толковании вопросов общественного развития оказались ненадежной базой для принятия практических решений в социальной сфере. Все более очевидной становилась необходимость в высокой социологической теории и в ее переводе на язык практики.

С расширением фронта социологических исследований особо актуальными стали вопросы методологии и методики их проведения. И это вполне понятно. С одной стороны, на методологические проблемы долгое время не обращали внимания: в ряде исследований преобладал эмпиризм, стихийность и узость в постановке методик, не учитывающих высокие методологические требования. С другой стороны, в этой области пришлось столкнуться с влиянием эмпирической социологии. Вместе с методиками, разработанными на Западе, были механически, без учета специфики нашего общества, его истории и социально-психологических реалий заимствованы и определенные методологические установки зарубежной социологии. Эти установки дают о себе знать и по сей день. Опыт показал, что без солидного методологического фундамента социологические исследования положительных результатов дать не могут. Эффективность методик тоже оказалась в прямой зависимости от методологии, реализуемой при их разработке. В этом заключается значимость и актуальность теоретических социологических исследований.

Целью данной курсовой работы является разработка программы социологического исследования. Для этого необходимо решать следующие задачи:

- рассмотреть основные направления и задачи социологических исследований в сфере труда;

- изучить виды социологических исследований;

- изучить использование результатов социологических исследований в практике управления персоналом;

- дать характеристику компании по доставке воды «Демидовская»;

- дать обоснование основных элементов программы исследования;

- определить инструментарий исследования;

- определить результаты пилотажного исследования;

- сделать выводы и предложения.

Объект исследования - компания по доставке воды «Демидовская»; предмет исследования - социологическое исследование, проводимое среди сотрудников компании.

В процессе написания работы автором были использованы учебники, учебные пособия, а также периодические источники.

 

1. Сущность и значение социологических исследований труда

 

1.1 Основные направления и задачи социологических исследований в сфере труда

 

Социология труда является частью науки социология, одной из сфер ее исследования. Социология (от лат. societas -- общество и греч. logos -- слово, учение) -- наука об обществе, рассматривающая его как систему социальных общностей, групп, устанавливающая закономерности их развития, происходящих внутри них процессов и отношений. В свою очередь, социология труда изучает структуру и механизм социально-трудовых отношений, а также социальные процессы в сфере труда.

Социально-трудовые отношения -- отношения между социальными группами (общностями) и отдельными индивидами в процессе трудовой деятельности. Взаимодействие -- универсальное свойство общностей и явлений. Если оно базируется на общности целей и интересов, то принимает форму сотрудничества, при различии, противоречии в интересах превращается в конфликтные взаимоотношения, соперничество. Любая организация, предприятие состоит из людей. Они являются центральным фактором любой модели управления и, нередко, наиболее уязвимым ее звеном. Именно люди принимают верные или ошибочные решения, выпускают высококачественную или бракованную продукцию, действуют на благо фирмы или в ущерб ее интересам.

На сегодняшний день понимание роли социальных процессов и отношений в сфере труда как важнейшего фактора повышения его эффективности стало аксиомой. Более того, социологи и психологи разрабатывают такие проблемы, как роль иррациональных побуждений в трудовой мотивации, значение игровых моментов в работе, специфика трудовых установок, совместной деятельности, обусловленная этническими и историческими особенностями людей.

Всю совокупность социально-трудовых отношений можно подразделить по нескольким признакам.

1. В зависимости от их содержания можно выделить: производственно-функциональные, обусловленные спецификой разделения и кооперации труда; социально-психологические, связанные с симпатиями и антипатиями, общностью или различием интересов, ценностей, возраста, взглядов и т.п.; общественно-организационные, обусловленные функционированием общественных организаций на предприятии и принадлежностью к ним.

2. В зависимости от субъектов, вступающих в отношения, можно выделить -- межорганизационные (коллектив -- Коллектив) и внутриорганизационные (коллектив--личность, личность--личность).

3. В зависимости от наличия или отсутствия отношений подчиненности выделяют горизонтальные (субъекты отношений равны по статусу, отношения подчиненности отсутствуют) и вертикальные отношения (субъекты отношений связаны подчинением в рамках служебной иерархии).

4. По степени регламентированности различают формальные, официально оформленные какими-либо документами (должностная инструкция, Положение о подразделении, карта технологического процесса и т.п.) отношения и неформальные, складывающиеся самопроизвольно (традиции, «неписаные правила», взаимные симпатии).

5. По способу поддержания отношения могут быть непосредственными, «контактными» (лицом к лицу) и безличными, опосредованными передачей информации, предметом труда, взаимосвязью целей и задач [1, с. 244].

Социальные процессы в сфере труда -- это процессы формирования, функционирования, развития (или деградации) социальных групп и отдельных работников. Среди них можно выделить следующие.

1. В качестве базового социального процесса социологи рассматривают сам процесс труда. Действительно, значительную часть своей жизни человек проводит на работе. Здесь он сталкивается со всем многообразием социально-трудовых отношений. Трудовая деятельность во многом определяет статус человека в организации и обществе, его материальный достаток, уровень развития его способностей, а значит, и его запросы, интересы, отношение к труду, даже способ проведения досуга, планы на будущее.

2. Социально-интегративные процессы, -- это процессы объединения людей в социальную группу, формирования чувства причастности, общности новых работников в организации.

3. Ценностно-ориентационные -- это процессы формирования позитивной трудовой мотивации работников, их заинтересованности в достижении целей совместной деятельности.

4. Изменяюще-поддерживающие процессы -- связаны с различными видами трудовых перемещений работников: движением между рабочими местами, сменой места работы, профессионально-квалификационными изменениями, развитием трудовой карьеры.

Итак, можно сделать вывод, что предметом социологии труда являются социально-трудовые отношения и социальные процессы в сфере труда. Основная цель проводимых исследований -- повышение эффективности трудовой деятельности при обеспечении развития работников, удовлетворении их потребностей, формировании позитивных внутриколлективных отношений [7, с. 48].

Задачи, решаемые в ходе социологических исследований, сложны и разнообразны, как сложны социальная структура предприятия, протекающие в ней социальные процессы. Во многом они будут определяться спецификой, содержанием и условиями деятельности. Однако можно выделить ряд наиболее общих задач.

1. Совершенствование системы управления организацией, повышение обоснованности принятия управленческих решений -- изучение социальных процессов, влияющих на эффективность управления (разграничение управленческих функций, рациональность иерархической системы, стиль и методы руководства, степень участии рядовых исполнителей в принятии решений, определение пределов компетенции и ответственности и т.п.).

2. Повышение уровня стабильности трудового коллектива, внутри-коллективной сплоченности, формирование единой трудовой морали фирмы на основе изучения факторов и масштабов сотрудничества и конфликтов, формальных и неформальных взаимосвязей, проблем лидерства, уяснения причин избыточной текучести кадров.

3. Развитие системы адаптации новых работников на предприятии, а также работников к инновациям на основе исследования механизма формирования «кадрового ядра», факторов, определяющих сроки и успешность адаптации, оценки социальных последствий технических и организационных новшеств, совершенствования системы подбора и расстановки кадров.

4. Повышение трудовой активности работников на основе анализа процессов формирования трудовой мотивации, факторов, ее определяющих, оценки действенности существующих и рекомендаций по разработке новых систем стимулирования.

5. Изучение содержания, условий труда и разработка мер по их совершенствованию, гуманизации трудовой деятельности. Выявление фактоpoв, способствующих повышению удовлетворенности трудом, разработка рекомендаций по планированию трудовой карьеры.

6. Повышение качества трудовой жизни, в том числе за счет лучшего Удовлетворения потребностей работников, развития социально-бытовой сферы в организации. Разработка социальных программ, пpoгpaмм социальной поддержки работников, планов социального Развития организации [10, с. 124].

Многие из указанных задач актуальны для современной России. В период становления рыночных отношений важнейшими являются вопросы формирования новой трудовой мотивации, защиты трудовых прав работников, согласования экономических интересов «работодатель - наемный работник», обеспечения нормальных условий и охраны труда, должного уровня социальных гарантий, создания системы социального партнерства, не менее эффективной, чем в развитых странах с рыночной экономикой. В период «первоначального накопления капитала», ломки старой и отсутствия новой системы управления трудом, считая, что вовремя выплаченная зарплата и дамоклов меч безработицы являются лучшим стимулом к труду, работодатели на довольно длительный период выпустили из поля зрения указанные проблемы. Однако сегодня все большее их число понимает: без учета социальных аспектов совместной деятельности, создания сплоченной, эффективно действующей команды единомышленников возможности предпринимателя существенно ограничены. На вооружение берутся западный опыт, методики, применявшиеся ранее, современные отечественные разработки и прикладные исследования в сфере социологии труда в России обретают новую жизнь [1, с. 246].

 

1.2 Виды социологических исследований

 

В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью.

Социологическое исследование включает четыре сменяющих друга этапа:

- подготовку исследования;

- сбор первичной социологической информации;

- подготовку собранной информации к обработке и ее обработку;

- анализ полученной информации, подведение итогов исследования, формулировку выводов и рекомендаций.

Несмотря на то, что каждое социологическое исследование, претендующее на цельность и законченность, включает вышеназванные этапы, единой, унифицированной формы социологического анализа, пригодной для изучения различной сложности проблем, не существует.

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем целей и задач. Именно в соответствии с ними и различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии.

Разведывательное исследование используется для предварительного обследования определенного процесса или явления. Потребность в таком предварительном этапе, как правило, возникает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена. В частности, он успешно применяется для получения дополнительной информации о предмете и объекте, для уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в дальнейшем [4, с. 138].

Под первичной социологической информацией принято понимать полученные в ходе социологического исследования в различной форме необобщенные сведения (например, ответы опрашиваемых на вопросы анкеты, интервью, записи исследователя в карточках наблюдения и др.), подлежащие дальнейшей обработке и обобщению.

Выполняя вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативных данных. В этом смысле можно говорить о такой его разновидности, как экспресс-опрос, цель которого состоит в получении отдельных сведений, особо интересующих исследователя в данный момент.

Информация о работе Разработка программы социологического исследования