Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 09:29, реферат
Глобализация проявляется не только в интенсификации финансовых и товарных потоков, но и в изменении самих субъектов, оперирующих на рынках. В результате централизации капиталов эти субъекты становятся мощнее и крупнее, начинают перестраивать схемы управления: создают организационные, телекоммуникационные, транспортные, финансовые сети, которые усиливают взаимозависимость участников бизнеса.
По рекомендациям
международной конференции по статистике
туризма и путешествий, организованной
ЮНВТО, была создана специальная
группа экспертов по разработке ВСТ.
Перед экспертами стояла задача разработать
свод основных понятий, классификаций
и агрегированных показателей, которые
позволяли бы дать единообразную
оценку экономического эффекта влияния
спроса на туристские услуги на развитие
экономики стран. Требовалось сформулировать
этот свод таким образом, чтобы он
был сопоставимым с показателями,
используемыми в других областях,
и был единообразным для
Разработка показателей ВСТ заняла пять лет (с марта 1994 г. по ноябрь 1999 г.). Результат этой работы изложен в документе "Концептуальные основы вспомогательного счета туризма" (Tourism Satellite Account: The Conceptual Framwork).
После одобрения рекомендуемых методологических основ на 31-й сессии Статистической комиссии ООН в 2000 г. ВСТ стал полноценным статистическим инструментом для оценки экономического значения туризма.
Разработка ВСТ
(75 стран разработали или
отсутствие единообразия в классификациях и определениях, используемых в различных источниках; расхождение между предложением и спросом туристских продуктов, предоставляемых посетителям (как резидентам, так и нерезидентам);
потребности новых пользователей, которые обычно не включаются в основные статистические операции (кто организует поездки, число участников путешествующей группы, однодневные посетители и др.).
Для внедрения ВСТ необходимо совершенствование системы национальной туристской статистики, основанной на информации и данных, получаемых от национальной службы статистики, национальной туристской администрации, Центрального банка, национальных ассоциаций туристских предприятий.
Эти показатели должны
дополняться данными
Так как ВСТ является инструментом, показывающим роль туризма в экономике государства, то важно знать его основные составляющие, дающие представление о необходимой организации государственного статистического наблюдения в туризме. Главная идея ВСТ - детальный анализ спроса на товары и услуги, которые сопрягаются с туризмом в экономике, и измерение этого спроса. С помощью ВСТ можно измерить:
вклад туризма в ВВП;
место туризма среди других секторов экономики;
количество рабочих мест в различных секторах экономики, инициированных развитием туризма;
объемы инвестиций в туризм;
налоговые поступления, генерированные туристской индустрией;
туристское потребление;
влияние туризма на платежный баланс;
людские ресурсы, задействованные в индустрии туризма.
ВСТ позволяет реально
оценить экономический вес
ВСТ выявляет внутри каждой отрасли составляющие, зависящие от туризма, их экономическую эффективность.
Различают две основные составляющие ВСТ: туристское потребление и туристский спрос.
Туристское потребление. Оно включает стоимость товаров и услуг, потребленных всеми посетителями на территории конкретной страны. Это прежде всего личные расходы на размещение, транспорт, питание, развлечения, финансовые услуги и покупки товаров длительного и краткосрочного пользования, используемые для туристских нужд. Расходы могут быть произведены как до поездки, так и после нее, а также во время путешествия как по стране, так и за ее рубежами.
Деловые поездки. Это командировки представителей государственных и туристических организаций, связанных с развитием отрасли.
Расходы государства на индивидуальное туристское потребление. Это нерыночные услуги, предоставляемые государственными организациями индивидуальным посетителям. К ним относятся ознакомление с культурными и природными ценностями (искусство, музеи, национальные парки и др.), а также различного рода формальности (таможенные, иммиграционные услуги).
Экспорт товаров и услуг посетителями включает расходы иностранных посетителей на товары и услуги на территории принимающей туристов страны.
Туристский спрос. Он включает туристское потребление и оставшиеся неохваченными товары и услуги, связанные с компонентами конечного потребления. К ним относятся:
расходы государственных организаций на коллективное туристское потребление - нерыночные услуги, связанные с туризмом (управление авиацией, обеспечение безопасности, санитарные услуги на курортах и др.);
капитальные вложения - расходы, осуществляемые поставщиками услуг туристской индустрии (частный сектор) и государственными организациями на поставку оборудования, оснащения, создания инфраструктуры для посетителей;
экспорт - потребительские товары, направляемые за границу для туристского пользования [горючее, электроника, средства производства, направляемые за границу для использования поставщиками услуг (самолеты, круизные суда)].
Особенностью ВСТ являются агрегированные показатели, которыми измеряется результат общей экономической деятельности в области туризма. Они отображают: размер потребления во внутреннем туризме (расходы самих туристов и их спонсоров); добавленную стоимость (как в самой туристской, так и в агрегированных отраслях); формирование основного капитала; коллективное туристское потребление и совокупный туристский спрос.
В настоящее время национальные ВСТ составляются на основе местных годовых статистических показателей, однако необходима разработка и создание ВСТ на уровне областей, провинций, городов. Некоторые показатели ВСТ не входят в статистическое наблюдение каждый год, а поэтому рассчитываются на основе усредненных уровней предшествующих лет. По такой методике можно рассчитывать квартальные ВСТ и делать прогнозы.
Задачей ВСТ является оценка экономических последствий посещения туристами конкретной страны, поездок внутри нее и выезда ее граждан в другие государства. В общий экономический счет страны необходимо включать услуги, оказанные в любой точке земного шара.
Например, воздушная перевозка туриста из страны А в страну В, используя самолеты страны С, является показателем для измерения ВСТ в стране С.
Иными словами, надо принимать во внимание не только прямое туристское потребление, но и вторичный эффект от всей другой производственной деятельности.
В этом случае следует
использовать институциональную единицу,
которая определяется Статистическим
комитетом ООН как "экономический
субъект, способный в пределах своих
прав собственным имуществом нести
ответственность по обязательствам,
возникающим при осуществлении
экономической деятельности и из
заключенных сделок с другими
субъектами". Использование
Предполагается включить в ВСТ систему оплаты труда в туризме (Tourism Labour Accounting System - LAST), методологические основы которой разработаны Международной организацией труда (МОТ). Это позволит оценить количество работающих в сфере туризма, определить уровень материального вознаграждения, выявить наиболее распространенные специальности.
Применение положений Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) - инновация для российского туристского бизнеса
Принятие России
во Всемирную торговую организацию
вызовет необходимость
Этот документ устанавливает:
иностранные поставщики услуг и сами услуги пользуются тем же режимом, что и национальные:
должен соблюдаться
режим наибольшего
необходимо обеспечить открытую публикацию всех нормативно-правовых актов, административных распоряжений, а также другой информации, касающейся регулирования торговли услугами;
должна обеспечиваться постепенная либерализация всей сферы услуг.
ГАТС содержит принципы,
на которых основывается многосторонняя
международная правовая система, регулирующая
торговлю услугами и влияющая на развитие
национального
Одним из основных положений ГАТС, обязательных для всех стран - участниц ВТО, является применение национального режима - правового положения, согласно которому на иностранных юридических и физических лиц распространяются все права и преимущества, которыми пользуются местные юридические и физические лица.
В соответствии с ГАТС государства могут взять на себя специфические обязательства по доступу на их рынок иностранных услуг и их поставщиков, а также по предоставлению им национального режима. Каждый член ВТО может ограничить действие наци-онального режима. Эти специфические обязательства фиксируются государствами в национальном списке обязательств и изъятий. Если в нем никаких исключений не сделано, считается, что государства отказываются от ограничительных мер.
Для предпринимателей,
занятых в туристском бизнесе, применение
ГАТС означает, что туристские фирмы,
гостиничные предприятия и
Торговля услугами (их поставка) осуществляется четырьмя основными способами (ГАТС, ст. 1, п. 2):
а) трансграничная поставка - с территории одной страны на территорию другой страны - члена ВТО (распространена в секторе финансовых услуг - страхование, кредитование, услуги платежных карточных систем и др.);
б) потребление услуги за рубежом - передвижение потребителя в страну, где предоставляется услуга (распространено в туристском бизнесе);
в) коммерческое присутствие
на территории другого члена ВТО
любого типа предпринимательской
г) перемещение физических лиц одной страны, производящих и продающих услуги для их реализации на территории другого государства - члена ВТО (консультанты, врачи, адвокаты и др.).
Как видим, ГАТС регулирует не только трансграничную торговлю услугами, но и торговлю ими на национальной территории.
Перечисленные условия торговли услугами нашли свое отражение в Федеральном законе РФ от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Закон (статья 34) определяет содержание национального режима в отношении внешней торговли услугами.
В статье 33 этого закона определены способы осуществления внешней торговли услугами:
1) с территории
Российской Федерации на
2) с территории
иностранного государства на
территорию Российской
3) на территории
Российской Федерации
4) на территории
иностранного государства
5) российским исполнителем
услуг, не имеющим
6) иностранным исполнителем
услуг, не имеющим
7) российским исполнителем
услуг путем коммерческого