Инновационные процессы в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 09:29, реферат

Описание работы

Глобализация проявляется не только в интенсификации финансовых и товарных потоков, но и в изменении самих субъектов, оперирующих на рынках. В результате централизации капиталов эти субъекты становятся мощнее и крупнее, начинают перестраивать схемы управления: создают организационные, телекоммуникационные, транспортные, финансовые сети, которые усиливают взаимозависимость участников бизнеса.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 65.50 Кб (Скачать)

По рекомендациям  международной конференции по статистике туризма и путешествий, организованной ЮНВТО, была создана специальная  группа экспертов по разработке ВСТ. Перед экспертами стояла задача разработать  свод основных понятий, классификаций  и агрегированных показателей, которые  позволяли бы дать единообразную  оценку экономического эффекта влияния  спроса на туристские услуги на развитие экономики стран. Требовалось сформулировать этот свод таким образом, чтобы он был сопоставимым с показателями, используемыми в других областях, и был единообразным для различных  социально-географических условий.

Разработка показателей  ВСТ заняла пять лет (с марта 1994 г. по ноябрь 1999 г.). Результат этой работы изложен в документе "Концептуальные основы вспомогательного счета туризма" (Tourism Satellite Account: The Conceptual Framwork).

После одобрения  рекомендуемых методологических основ  на 31-й сессии Статистической комиссии ООН в 2000 г. ВСТ стал полноценным статистическим инструментом для оценки экономического значения туризма.

Разработка ВСТ (75 стран разработали или планируют  разработать такой счет в ближайшие  годы, в их число входят Индия, Испания, Канада, Коста-Рика, Марокко, Мексика, Новая  Зеландия, Соединенные Штаты Америки, Франция, Ямайка и др.) вскрыла наличие  определенных проблем. Все они связаны  с внутренней природой ВСТ в качестве инструмента для сведения воедино  разрозненных данных. К числу этих проблем относятся:

отсутствие единообразия в классификациях и определениях, используемых в различных источниках; расхождение между предложением и спросом туристских продуктов, предоставляемых посетителям (как  резидентам, так и нерезидентам);

потребности новых  пользователей, которые обычно не включаются в основные статистические операции (кто организует поездки, число участников путешествующей группы, однодневные  посетители и др.).

Для внедрения ВСТ  необходимо совершенствование системы  национальной туристской статистики, основанной на информации и данных, получаемых от национальной службы статистики, национальной туристской администрации, Центрального банка, национальных ассоциаций туристских предприятий.

Эти показатели должны дополняться данными департамента (ведомства) перевозок, таможенной и  иммиграционной служб.

Так как ВСТ является инструментом, показывающим роль туризма  в экономике государства, то важно  знать его основные составляющие, дающие представление о необходимой  организации государственного статистического  наблюдения в туризме. Главная идея ВСТ - детальный анализ спроса на товары и услуги, которые сопрягаются  с туризмом в экономике, и измерение  этого спроса. С помощью ВСТ  можно измерить:

вклад туризма в  ВВП;

место туризма среди  других секторов экономики;

количество рабочих  мест в различных секторах экономики, инициированных развитием туризма;

объемы инвестиций в туризм;

налоговые поступления, генерированные туристской индустрией;

туристское потребление;

влияние туризма  на платежный баланс;

людские ресурсы, задействованные  в индустрии туризма.

ВСТ позволяет реально  оценить экономический вес туристской отрасли. Объем туристских услуг  влияет на развитие транспорта, сферы  торговли, сети культурных учреждений (музеи, библиотеки и др.), строительства, сельского хозяйства и др.

ВСТ выявляет внутри каждой отрасли составляющие, зависящие  от туризма, их экономическую эффективность.

Различают две основные составляющие ВСТ: туристское потребление  и туристский спрос.

Туристское потребление. Оно включает стоимость товаров  и услуг, потребленных всеми посетителями на территории конкретной страны. Это прежде всего личные расходы на размещение, транспорт, питание, развлечения, финансовые услуги и покупки товаров длительного и краткосрочного пользования, используемые для туристских нужд. Расходы могут быть произведены как до поездки, так и после нее, а также во время путешествия как по стране, так и за ее рубежами.

Деловые поездки. Это  командировки представителей государственных  и туристических организаций, связанных  с развитием отрасли.

Расходы государства  на индивидуальное туристское потребление. Это нерыночные услуги, предоставляемые  государственными организациями индивидуальным посетителям. К ним относятся  ознакомление с культурными и  природными ценностями (искусство, музеи, национальные парки и др.), а также  различного рода формальности (таможенные, иммиграционные услуги).

Экспорт товаров  и услуг посетителями включает расходы  иностранных посетителей на товары и услуги на территории принимающей  туристов страны.

Туристский спрос. Он включает туристское потребление  и оставшиеся неохваченными товары и услуги, связанные с компонентами конечного потребления. К ним  относятся:

расходы государственных  организаций на коллективное туристское потребление - нерыночные услуги, связанные  с туризмом (управление авиацией, обеспечение  безопасности, санитарные услуги на курортах и др.);

капитальные вложения - расходы, осуществляемые поставщиками услуг туристской индустрии (частный  сектор) и государственными организациями  на поставку оборудования, оснащения, создания инфраструктуры для посетителей;

экспорт - потребительские  товары, направляемые за границу для  туристского пользования [горючее, электроника, средства производства, направляемые за границу для использования  поставщиками услуг (самолеты, круизные суда)].

Особенностью ВСТ  являются агрегированные показатели, которыми измеряется результат общей  экономической деятельности в области  туризма. Они отображают: размер потребления  во внутреннем туризме (расходы самих  туристов и их спонсоров); добавленную  стоимость (как в самой туристской, так и в агрегированных отраслях); формирование основного капитала; коллективное туристское потребление и совокупный туристский спрос.

В настоящее время  национальные ВСТ составляются на основе местных годовых статистических показателей, однако необходима разработка и создание ВСТ на уровне областей, провинций, городов. Некоторые показатели ВСТ не входят в статистическое наблюдение каждый год, а поэтому рассчитываются на основе усредненных уровней предшествующих лет. По такой методике можно рассчитывать квартальные ВСТ и делать прогнозы.

Задачей ВСТ является оценка экономических последствий  посещения туристами конкретной страны, поездок внутри нее и выезда ее граждан в другие государства. В общий экономический счет страны необходимо включать услуги, оказанные  в любой точке земного шара.

Например, воздушная  перевозка туриста из страны А в страну В, используя самолеты страны С, является показателем для измерения ВСТ в стране С.

Иными словами, надо принимать во внимание не только прямое туристское потребление, но и вторичный  эффект от всей другой производственной деятельности.

В этом случае следует  использовать институциональную единицу, которая определяется Статистическим комитетом ООН как "экономический  субъект, способный в пределах своих  прав собственным имуществом нести  ответственность по обязательствам, возникающим при осуществлении  экономической деятельности и из заключенных сделок с другими  субъектами". Использование институциональных  единиц позволяет определить степень  влияния туризма на платежный  баланс, включая доход от собственности, оплаченной иностранными инвесторами.

Предполагается  включить в ВСТ систему оплаты труда в туризме (Tourism Labour Accounting System - LAST), методологические основы которой разработаны Международной организацией труда (МОТ). Это позволит оценить количество работающих в сфере туризма, определить уровень материального вознаграждения, выявить наиболее распространенные специальности.

Применение положений  Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) - инновация для российского  туристского бизнеса

Принятие России во Всемирную торговую организацию  вызовет необходимость руководствоваться  ее основными документами, в том  числе Генеральным соглашением  по торговле услугами (ГАТС).

Этот документ устанавливает:

иностранные поставщики услуг и сами услуги пользуются тем  же режимом, что и национальные:

должен соблюдаться  режим наибольшего благоприятствования (Most favoured nation treatment), т.е. международно-правовой режим, при котором каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставить другой стороне, ее физическим и юридическим лицам такие же благоприятные условия в области экономических, торговых и иных отношений, какие она предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству;

необходимо обеспечить открытую публикацию всех нормативно-правовых актов, административных распоряжений, а также другой информации, касающейся регулирования торговли услугами;

должна обеспечиваться постепенная либерализация всей сферы услуг.

ГАТС содержит принципы, на которых основывается многосторонняя международная правовая система, регулирующая торговлю услугами и влияющая на развитие национального законотворчества. Соглашение распространяется на все виды услуг  за исключением поставляемых при  исполнении функций государственной  власти и содержит общие, обязательные для всех стран-участниц положения, а также конкретные перечни обязательств по отдельным видам услуг, принимаемые  странами - членами ВТО по доступу  на их национальные рынки.

Одним из основных положений ГАТС, обязательных для  всех стран - участниц ВТО, является применение национального режима - правового  положения, согласно которому на иностранных  юридических и физических лиц  распространяются все права и  преимущества, которыми пользуются местные  юридические и физические лица.

В соответствии с  ГАТС государства могут взять  на себя специфические обязательства  по доступу на их рынок иностранных  услуг и их поставщиков, а также  по предоставлению им национального  режима. Каждый член ВТО может ограничить действие наци-онального режима. Эти специфические обязательства фиксируются государствами в национальном списке обязательств и изъятий. Если в нем никаких исключений не сделано, считается, что государства отказываются от ограничительных мер.

Для предпринимателей, занятых в туристском бизнесе, применение ГАТС означает, что туристские фирмы, гостиничные предприятия и другие компании одной страны могут без  всяких ограничений осуществлять свою деятельность в других странах; в гостиничном секторе иностранные компании могут управлять гостиницами и продавать свои услуги в тех объемах и на тех же условиях, как и местные, пользуясь при этом всеми правами на государственную поддержку и получение льгот; туристские компании могут направлять свой персонал для работы в зарубежные страны и размещать его там без ограничений; компаниям, связанным с туризмом, разрешается осуществлять международные переводы и платежи по текущим сделкам без ограничений.

Торговля услугами (их поставка) осуществляется четырьмя основными способами (ГАТС, ст. 1, п. 2):

а) трансграничная поставка - с территории одной страны на территорию другой страны - члена  ВТО (распространена в секторе финансовых услуг - страхование, кредитование, услуги платежных карточных систем и  др.);

б) потребление услуги за рубежом - передвижение потребителя  в страну, где предоставляется  услуга (распространено в туристском бизнесе);

в) коммерческое присутствие  на территории другого члена ВТО  любого типа предпринимательской деятельности путем учреждения, приобретения или  использования юридического лица, а также путем создания или использования отделения, представительства на территории страны - члена ВТО в целях поставки услуг;

г) перемещение физических лиц одной страны, производящих и  продающих услуги для их реализации на территории другого государства - члена ВТО (консультанты, врачи, адвокаты и др.).

Как видим, ГАТС регулирует не только трансграничную торговлю услугами, но и торговлю ими на национальной территории.

Перечисленные условия  торговли услугами нашли свое отражение  в Федеральном законе РФ от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Закон (статья 34) определяет содержание национального режима в отношении  внешней торговли услугами.

В статье 33 этого  закона определены способы осуществления  внешней торговли услугами:

1) с территории  Российской Федерации на территорию  иностранного государства;

2) с территории  иностранного государства на  территорию Российской Федерации;

3) на территории  Российской Федерации иностранному  заказчику услуг;

4) на территории  иностранного государства российскому  заказчику услуг;

5) российским исполнителем  услуг, не имеющим коммерческого  присутствия на территории иностранного  государства, путем присутствия  его или уполномоченных действовать  от его имени лиц на территории  иностранного государства;

6) иностранным исполнителем  услуг, не имеющим коммерческого  присутствия на территории Российской  Федерации, путем присутствия  его или уполномоченных действовать  от его имени иностранных лиц  на территории Российской Федерации;

7) российским исполнителем  услуг путем коммерческого присутствия  на территории иностранного государства;

Информация о работе Инновационные процессы в туризме