Инновационные процессы в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 09:29, реферат

Описание работы

Глобализация проявляется не только в интенсификации финансовых и товарных потоков, но и в изменении самих субъектов, оперирующих на рынках. В результате централизации капиталов эти субъекты становятся мощнее и крупнее, начинают перестраивать схемы управления: создают организационные, телекоммуникационные, транспортные, финансовые сети, которые усиливают взаимозависимость участников бизнеса.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 65.50 Кб (Скачать)

Влияние политической, экономической и социальной сфер на инновационные процессы в туризме

Активное развитие туризма во второй половине XX века, как уже отмечалось, продолжается и в веке текущем. Его резервом стали перманентные (непрерывные) инновационные процессы.

Стимулирующее воздействие  на инновационные процессы в туризме  оказывают разнообразные факторы:

новые направления  развития науки и техники, появление  новых технологий;

экономическая и  политическая ситуация в отдельных  регионах мира и странах;

нововведения, осуществляемые международными организациями, правила  экономических взаимоотношений, устанавливаемые  Всемирной торговой организацией, новые  формы сотрудничества, внедряемые Всемирной  туристской организацией, решения, принимаемые  международными или региональными  туристскими организациями, ассоциациями; получение новых знаний о туристских ресурсах в различных регионах земного  шара и информации о дополнительных возможностях туристских поездок;

государственные законы, а также другие правовые акты, определяющие экономические и политические принципы функционирования туристских предприятий, включая разработку государственной концепции развития туризма, принятие новых нормативно-правовых актов по социально-экономическим вопросам;

изменение ситуации на рынках: появление новых туристских направлений, несоответствие предлагаемых услуг потребностям путешественников, изменение структуры спроса, появление  новых требований со стороны потребителей к качеству туристского продукта;

внедрение новшеств в деятельность производственных отраслей, тесно связанных с туристским бизнесом (транспортные компании, гостиницы, оздоровительные учреждения, средства связи и др.);

стремление компаний укрепить позиционирование на рынке  или борьба за выживание;

неожиданные события, не зависящие от воли людей: экологические  и техногенные катастрофы, террористические акты и другие.

Признанием туризма  в качестве важного направления  политики стран Европейского Союза  стала декларация его Совета от 10 октября 1984 г. "О туристской политике Сообщества". В дальнейшем был  принят целый ряд юридических, организационных  и финансовых документов, которые  определяют туристскую политику Европейского Союза. 13 июня 1990 г. была принята Директива  Совета ЕЭС 90/314 "О путешествиях, отпусках и поездках, включающих все"; одобрена Программа исследований и обучения в области туризма; принята декларация Европарламента о единой туристской политике и другие специальные программы  для туристского сектора, которые  предусматривали выделение средств  на инвестиции в сфере туризма.

Инновации в туризме  стимулируются и в отдельных  странах ЕС. Так, в Италии был принят закон "О реформе национального  законодательства о туризме".

Этим законом  туристские предприятия приравнены к промышленным, на них распространяются льготы, отчисления, субвенции, стимулы  и преимущества любого вида, которые  предусмотрены действующими законодательными нормами для промышленной отрасли, естественно, в рамках финансовых возможностей на эти цели.

Закон направлен  на усиление взаимного сотрудничества различных структур и учреждений с целью проведения единой национальной политики в области туризма, а  также на полное использование возможностей предпринимательства в туристской деятельности.

Важным новшеством в законодательстве Италии стало  выделение местных туристских систем, под которыми "понимают общность однородных или интегрированных  условий туризма, включающих даже территориальные  зоны, расположенные в разных областях, которые характеризуются комплексным  предложением культурных и природных  благ и туристской привлекательностью, включая типичные сельскохозяйственные продукты и изделия местных ремесленников  или широким присутствием отдельных  или ассоциированных предприятий".

Новая законодательная  норма направлена на стимулирование туристской отрасли и системный  подход к управлению территорией  и ее ресурсами. Местные туристские системы должны организовываться и  управляться с учетом самобытности территорий, т.е. образа жизни, народных традиций и ремесел, географических и природных условий.

Законодательно  закрепив местные туристские системы, государство обеспечило все условия, предусмотрев и финансовую поддержку, чтобы способствовать самостоятельной  работе коммун и провинций по созданию проектов туристского развития и  их реализации.

Влияние на создание местных туристских систем оказывают  и программы государственного финансирования, осуществляемые Европейским Союзом совместно с правительством и  областями Италии. В программе, рассчитанной на 2000 - 2006 гг., участвовали шесть  областей (Сицилия, Сардиния, Апулия, Калабрия, Кампания и Базиликата). На Сицилии по проекту "От традиционного туризма к объединенной туристской системе" создана местная туристская система, объединившая усилия 15 коммун острова.

Во многих странах  происходит эволюция организационных  форм управления туризмом и методов  продвижения туристского продукта на рынки.

Вместе с тем  надо учитывать, что любая туристская система является вероятностной. Такая  система всегда остается неопределенной, так как нельзя точно прогнозировать ее развитие и любое предсказание никогда не выходит за пределы  вероятностных категорий.

Инновационные процессы в продвижении и коммерциализации туристского продукта

Туристский бизнес опирается на фундамент накопленных  знаний. Поэтому надо сначала изучить  опыт прошлого, соотнести его с  настоящим, стать экспертом в  своей области и лишь затем приступать к воплощению новых идей и внедрению инноваций.

Одним из признаков  успеха на рынке является увеличение рыночной доли. Исследования показывают, что не реклама и не активное продвижение  продукта обеспечивают устойчивый рост доли рынка, а инновации во всех направлениях туристской деятельности. Инновационные  процессы проходят в межгосударственных и национальных системах управления туристской деятельностью; освоении новых  технологий (электронная торговля, создание виртуальных туристских фирм); формах маркетинга, создании туристского  продукта.

Как уже отмечалось, внедрение электронного бизнеса  позволяет:

использовать более  экономичные каналы связи с компаниями и целевыми рынками;

потребителям проще  и быстрее приобретать туристский продукт, что приводит к увеличению оборота и объема расходов;

обеспечивать более  высокий уровень обслуживания и  удержания потребителя;

сокращать расходы  благодаря большей эффективности  внутренних операций и упрощению  процедуры торговых сделок.

Важнейшим аспектом электронного бизнеса и маркетинга является управление взаимоотношениями  с потребителем через потребительский  маркетинг (Customer Relationship Management - CRM).

CRM включает накопление  детальной информации о потребителях. Информация охватывает социально-демографическую  характеристику, интересы, вид деятельности  и запросы потребителей.

Электронная торговля представляет собой новую форму  рыночных отношений и представляет собой новую форму рыночных отношений  и основывается на применении новейших телекоммуникационных технологий, и  прежде всего Интернета. Система  торговли в сети Интернет подходит как покупателю, так и продавцам. Если в 1997 г. объем глобального электронного рынка оценивался в 10 млрд долл., то в 2005 г. - уже более 350 млрд долл. США.

Туризм имеет  важное преимущество перед другими  секторами электронной торговли - его потребитель получает приобретенный  продукт непосредственно в месте  его производства, в туристском центре (нет необходимости доставлять продукт  потребителю по различным адресам).

В 1990-х гг. в Италии для создания имиджа страны, привлекательной  для туризма, была разработана целевая  стратегия - маркетинг для продукта. Его цель состоит в том, чтобы  создавать и продвигать туристский продукт, выражающий и отражающий территориальные  особенности и сочетающий ценности окружающей среды со специфическими местными условиями приема, обслуживания туристов.

Разработка стратегии  маркетинга для продукта привела  к созданию объединений (ассоциаций), получивших название "клуб продукта".

Это добровольные группы различных профессионально действующих  участников рынка и территориальных  сообществ, целью которых является продвижение специфического туристского  продукта (оздоровление, отдых в  горах, на озерах, море, знакомство с  культурно-историческими ценностями, гастрономическими изысками и др.).

Национальное агентство  Италии по туризму (ЭНИТ) создавало "клубы  продукта" исходя из постулата, что  каждый сегмент рынка должен иметь  особую мотивацию для осуществления  поездки. Для каждого из клубов были разработаны целевые программы, которые определяют, какие услуги, какой категории туристов и на рынках каких стран предлагать.

Тенденция создания клубов коснулась и России, однако несколько в другом ракурсе: объединились фирмы, которые направляют туристов в конкретные страны: клубы Венгрии, Мальты, Чехии, российско-вьетнамский  клуб и др.

Роль Всемирной  туристской организации в стимулировании и распространении инноваций

Учитывая экономическое  и социальное значение туризма, государства  стремятся согласовывать и принимать  международные нормы, регулирующие отношения в сфере туристской деятельности. Краеугольный камень был  заложен в заключительном акте Совещания  по безопасности и сотрудничеству в  Европе, подписанном в Хельсинки  руководителями 33 европейских государств, США и Канады 1 августа 1975г. Государства-участники  выразили намерение поощрять развитие туризма как средства ознакомления с жизнью, культурой и историей других стран, роста взаимопонимания  между народами, улучшения контактов, в том числе и в сфере  досуга. Государства-участники выразили готовность содействовать улучшению  материальной базы туризма, осуществлению  совместных проектов в этой области, включая техническое сотрудничество, обмен информацией и др.

Важным международно-правовым аспектом межгосударственных туристских связей является сотрудничество, осуществляемое в рамках заключенного в 1979 г. Соглашения об отношениях и связях Всемирной  туристской организации (ЮНВТО) с Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН). Соглашением определены направления предоставления многосторонней помощи в каждом экономическом и социальном секторе, связанном с развитием туризма, меры по укреплению материально-технической базы туризма государств - членов Всемирной туристской организации. Большая часть проектов, финансируемых ПРООН, осуществляется самой ООН или одним из 26 связанных с ней и ассоциированных учреждений на основе типового соглашения между ЮНВТО как исполнительным агентством и ПРООН.

Если говорить об ЮНВТО, специализированном учреждении ООН, то одной из основных задач ее деятельности является сотрудничество в целях развития, которое заключается в распространении и внедрении новшеств, а также накопленного опыта в области туризма среди всех стран мира.

Осенью 1980 г. в Маниле (Филиппины) состоялась Всемирная конференция  по туризму. Она приняла Манильскую декларацию по мировому туризму, в которой  признается, что мировой туризм может  развиваться лишь на основе справедливости, суверенного равенства, невмешательства  во внутренние дела и сотрудничества всех государств вне зависимости  от их экономических и социальных систем, а его конечной целью является улучшение качества жизни для  всех народов.

Декларация Всемирной  конференции по туризму в Акапулько (Мексика, 1982 г.) рекомендовала государствам при осуществлении выбора технологий в области туризма гармонично увязывать местные и иностранные  технологии, приспосабливать их к  конкретным условиям и использовать проверенные прикладные методы.

Состоявшаяся в  апреле 1989 г. в Гааге Межпарламентская конференция по туризму приняла  Гаагскую декларацию по туризму. В ней  отмечалось, что туризм может быть эффективным средством содействия социально-экономическому росту для  всех стран, если одновременно принимаются  необходимые меры по решению наиболее срочных национальных задач и  достижению приемлемого уровня самообеспечения, при котором страна не должна тратить больше того, что она надеется получить от туризма. Он должен входить в комплексное развитие страны наряду с другими приоритетными направлениями экономики, а внутренний туризм необходимо стимулировать так же, как и международный.

На XIV сессии Генеральной  ассамблеи Всемирной туристской организации, которая проходила  в 2001 г. в Сеуле и Осаке, были приняты  Сеульская декларация "Мир и туризм" и Осакская декларация тысячелетия.

В Декларации тысячелетия, которую составили и одобрили лидеры мирового туризма из государственного и частного секторов, есть раздел "Туризм и информационные технологии". В  нем отмечается, что успешная деятельность туристских предприятий и турцентров во многом зависит от использования возможностей информационных технологий и Интернета. Государственные ведомства, национальные туристские администрации и организации маркетинга туристских направлений (ОМТН) должны в тесном сотрудничестве с частным сектором и региональными и местными властями активно создавать и обогащать комплексные базы данных для обеспечения конкурентоспособности туристского электронного бизнеса. На надлежащем уровне следует защищать права потребителей, внедрять системы оперативного разрешения конфликтов и передовые технологии для удобства и комфорта путешественников, упрощения и унификации документации, необходимой при пересечении границ.

Информация о работе Инновационные процессы в туризме