Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 10:32, курсовая работа
В наше время гостиничная индустрия представляет собой отрасль с высоким уровнем конкуренции. Современные гостиницы предоставляют потребителям не только услуги проживания и питания, но и широкий спектр услуг транспорта, связи, развлечений, экскурсионное обслуживание, медицинские, спортивные услуги, услуги салонов красоты и прочие услуги.
Введение……………………………………….………………...…………………...3
1. Инновации в сфере туризма и гостеприимства
1.1 Сущность и содержание понятия «инновация» в сфере туризма и гостеприимства…………………………….………………….……………………..5
1.2 Разработки и применение инноваций в практике мировых гостиничных комплексов …………………………………………………………………..………8
1.3 Программы и положения, регламентирующие инновационную деятельность в Республике Беларусь……………………………………………………………..10
2. Инновационная деятельность гостиничного комплекса Республики Беларусь
2.1 Основные показатели инновационной деятельности по отраслям и секторам национальной экономики………………………………………………………….14
2.2 Организационно-экономическая характеристика гостиницы «Веста»……..16
2.3 Характер инновационной деятельности гостиницы «Веста»……………....20
3. Разработка механизмов адаптации мирового опыта в условиях Республики Беларусь……………………………………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованных источников………………………………………….......27
ИННОВАЦИОННАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСТИНИЧНОГО
КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
2.1
Основные показатели
инновационной деятельности
по отраслям и
секторам национальной
экономики
В 2006 году на государственном уровне была принята долгосрочная стратегия формирования национальной инновационной системы, перевода экономики на инновационный путь. Значимость стратегических целей научно-технического развития подтверждена Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, отметившим в послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь, что сегодня для Беларуси существует один приемлемый путь развития - это переход к инновационной экономике, «экономике знаний» [6].
Концептуальные положения по выдвижению и реализации намеченных стратегических целей инновационного развития закреплены в принятой в первом квартале 2007 года Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы. Программа призвана координировать действия органов государственного отраслевого и регионального управления, осуществлять правовое и методологическое обеспечение комплекса мероприятий по переводу национальной экономики в режим интенсивного инновационного развития, содействовать организации контроля в ходе его выполнения.
С учетом реальных процессов и ориентиров развития белорусского общества действующая научно-техническая политика предусматривает первоочередное решение задач:
-
обеспечения инновационного
-
эффективной государственной
- содействия интеграции науки, образования, производства;
-
дальнейшего совершенствования
системы управления научной,
-
развития институтов защиты
- стимулирования наукоемкого экспорта и расширения международного научно-технического сотрудничества;
-
содействия техническому и
В
распределении объемов
Важным представляется, что в последние годы поддерживается тенденция сокращения оттока кадров из научной сферы с одновременным укреплением ее материально-технической базы. По предварительным данным, в 2009 г. общая численность сотрудников отрасли «наука и научное обслуживание» составила 36 тыс. чел. При этом численность работников, непосредственно выполнявших исследования и разработки, и исследователей не только не сократилась, но, наоборот, возросла соответственно на 1,1% и на 1,2%. В то же время нельзя оставить без внимания тенденцию сокращения численности исследователей высшей квалификации (докторов и кандидатов наук), за 2009 г. – на 2,2%.
Устойчивость положения и развития научной сферы в значительной степени поддерживается системой налоговых преференций. Только по основным видам налогов и платежей в 2009 г. налоговые льготы для отрасли составили в доходах консолидированного бюджета 0,93%. В абсолютном выражении суммы льгот превысили 340 млрд. руб.
Интенсивное развитие научной сферы становится действенным фактором распространения инноваций и новейших технологий.
Число
инновационно-активных предприятий
в промышленности за отчетный год
выросло на 18,9%. Одновременно годовой
объем отгруженной
Из отраслей промышленности инновационная деятельность особенно широко охватывает организации машиностроения и металлообработки (43,9% всех организаций промышленной отрасли, осуществляющих инновации); пищевой промышленности (18,8%); легкой промышленности (10,1%); промышленности строительных материалов (6,6%); химической и нефтехимической промышленности (5,3%); лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (4,2%).
Среди регионов по уровню инновационной активности промышленных организаций выделяются Брестская область (23,2%) и г. Минск (22,9%). В других регионах этот показатель колеблется от 12,4% (Минская область) до 15,2% (Гродненская область) [6].
Конкурентоспособность
белорусской инновационной
Отрицательно действующие факторные условия должны быть устранены в ближайшей перспективе. Основным рычагом в решении этого вопроса становится реализация Государственной программы инновационного развития, предусматривающая в том числе развитие национальной инновационной системы (НИС). Существенную поддержку способно оказать также и развивающееся международное научно-техническое сотрудничество, которое одновременно выступает и стимулом, и следствием активной научной и инновационной деятельности внутри страны.
В
отчетном году научно-техническое
На международном уровне наряду с широкой тематикой исследований активизировалось взаимодействие по решению вопросов:
-
использования достижений
- коммерциализации белорусских инновационных разработок;
-
инвестиционной поддержки
- защиты прав интеллектуальной собственности;
-
развития сектора
-
развития экологичных
-
координации действий в
2.2
Организационно-экономическая
характеристика гостиницы
«Веста»
Со слов владельца и, основываясь на данные источников [7] и [8], свою деятельность гостиница «Веста» начала в 1992 году и рассчитана в первую очередь на обслуживание иностранных бизнес-клиентов. 1992-1993 года были напряжёнными в гостиничном деле Республики Беларусь. Из-за распада СССР снизился поток туристов, утрачена связь с постоянными бизнес-клиентами. Заполняемость номерного фонда в «Весте» была неполной, ниже средних показателей. Коренным образом ситуация изменилась к 1995 году, загрузка гостиницы увеличилась до 76% из которых: 60% составили иностранные граждане, а 20% из них являлись постоянными клиентами.
Графически соотношение клиентов гостиницы в разрезе стран за 2009 год представлено на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 - Графическое соотношение клиентов гостиницы в разрезе стран за 2009 год.
Примечание
- Источник: [7].
Трехзвездочная гостиница «Веста» расположена в культурном центре города Бреста, крупного областного центра Беларуси, в тихом, экологически чистом районе – поблизости находится парковая зона «1 мая», мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», археологический музей «Берестье», музей железнодорожной техники, несколько театров и кинотеатров. Рядом находится административное здание, разветвлённая транспортная сеть, удобное сообщение с железнодорожным и автобусным вокзалами. За 18 лет успешной деятельности «Веста» зарекомендовала себя как солидное, надёжное предприятие на рынке гостиничных услуг Беларуси.
Номерной фонд гостиницы составляет 58 номеров: 29 одноместных,17 двухместных, 1 трехместный, 3 номера высшей категории, 6 номеров высшей категории улучшенной планировки, 2 номера высшей категории улучшенной планировки и повышенной комфортности, всего 90 койко-мест. Из удобств, предоставляемых в номерах, можно отметить: кондиционер, ванная комната, холодильник, радиотелефон, ортопедические матрасы, кабельное телевидение, в VIP – номерах – спутниковое ТВ, номерах повышенной комфортности и в VIP-номерах – джакузи, ванна, биде, плазменная панель с DVD-проигрывателем. В 2001 году «Веста» получила сертификат качества ИСО-9001.
С понедельника по пятницу загрузка гостиницы составляет в среднем 85 - 90%, а в выходные, с пятницы на понедельник, загрузка составляет 20 - 25%. Средняя годовая загрузка гостиницы с 1997 по 2008 года составляет 90 - 95%, на данный момент загрузка гостиницы не превышает 65 - 70%, что связано с увеличением цен на проживание и пользование платными услугами гостиницы с 1 января 2009 года. К примеру, стоимость одноместного номера на 01.10.2008 составляла 29 - 37 тыс. бел. руб., с 01.01.2009 увеличилась до 84 - 105 тыс. бел. руб., стоимость двуместного номера на 01.10.2008 составляла 40 - 43 тыс. бел. руб., увеличилась до 106 - 135 тыс. бел. руб. В связи с чем:
Сравнение
стоимости номеров различной категории
и уровня комфортабельности и в разрезе
номерного фонда гостиницы представлено
в таблице 2.1. Стоимость номеров указана
на 01.10.08 и 01.01.09 в белорусских рублях.
Таблица
2.1 – Сравнительная таблица
Тип номера | Комфорт | Цена (бел. руб.) на 01.10.08 | Цена (бел. руб.) на 01.01.09 |
Одноместный | Т. У. Д. Р. ТВ. Х. Ф. Тел. К. | 70.000 | 87.000 |
Одноместный повыш. комф. | Т. У. Д. Р. ТВ. Х. Ф. Тел. К. | 92.000 | 106.000 |
Двухместный
(2 кровати) |
Т. У. Д. Р. ТВ. Х. Ф. Тел. К. | 105.000 | 120.000 |
Двухместный (двухкомнатный) | Т. У. Д. Р. ТВ. Х. Ф. Тел. К. | 160.000 | 195.000 |
Двухместный (двухкомнатный повыш. комф.) | Т. У. Д. В. Б. Р. ТВ. Х. Ф. Тел. МБ. К. П. | 180.000 | 250.000 |
Трёхместный | Т. У. Д. Р. ТВ. Х. Ф. Тел | 150.000 | 190.000 |
VIP | Т. У. Д. В. Б. Р. ТВ. Х. Ф. Тел. МБ. К. П. | 270.000 | 395.000 |
Примечание:
1) Источник: собственная разработка;
2)
Сокращения: Т – туалет, У. – умывальник,
Д – душ, В – ванна, Б – биде, Р – радио,
ТВ – телевизор, Х – холодильник, Ф – фен,
П – электроплита.
По сравнению с 2008 годом, загрузка номерного фонда в 2009году снизилась на 9%. Однако на доходы гостиницы это существенно не повлияло, так как спросом стали пользоваться номера бизнес класса и высшей категории. Большую популярность приобрели одноместные номера в разрезе проживания, их загрузка возросла до 85 - 90%, загрузка двухместных номеров составляет 60 - 70%, за последние три года спрос на VIP-номера вырос до 50-60%.