Инновации в гостиничном бизнесе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 10:32, курсовая работа

Описание работы

В наше время гостиничная индустрия представляет собой отрасль с высоким уровнем конкуренции. Современные гостиницы предоставляют потребителям не только услуги проживания и питания, но и широкий спектр услуг транспорта, связи, развлечений, экскурсионное обслуживание, медицинские, спортивные услуги, услуги салонов красоты и прочие услуги.

Содержание

Введение……………………………………….………………...…………………...3
1. Инновации в сфере туризма и гостеприимства
1.1 Сущность и содержание понятия «инновация» в сфере туризма и гостеприимства…………………………….………………….……………………..5
1.2 Разработки и применение инноваций в практике мировых гостиничных комплексов …………………………………………………………………..………8
1.3 Программы и положения, регламентирующие инновационную деятельность в Республике Беларусь……………………………………………………………..10
2. Инновационная деятельность гостиничного комплекса Республики Беларусь
2.1 Основные показатели инновационной деятельности по отраслям и секторам национальной экономики………………………………………………………….14
2.2 Организационно-экономическая характеристика гостиницы «Веста»……..16
2.3 Характер инновационной деятельности гостиницы «Веста»……………....20
3. Разработка механизмов адаптации мирового опыта в условиях Республики Беларусь……………………………………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованных источников………………………………………….......27

Работа содержит 1 файл

Инновации в ГБ.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ГОСТИНИЧНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

    2.1 Основные показатели  инновационной деятельности  по отраслям и  секторам национальной  экономики 

    В 2006 году на государственном уровне была принята долгосрочная стратегия  формирования национальной инновационной системы, перевода экономики на инновационный путь. Значимость стратегических целей научно-технического развития подтверждена Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, отметившим в послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь, что сегодня для Беларуси существует один приемлемый путь развития - это переход к инновационной экономике, «экономике знаний» [6].

     Концептуальные  положения по выдвижению и реализации намеченных стратегических целей инновационного развития закреплены в принятой в первом квартале 2007 года Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы. Программа призвана координировать действия органов государственного отраслевого и регионального управления, осуществлять правовое и методологическое обеспечение комплекса мероприятий по переводу национальной экономики в режим интенсивного инновационного развития, содействовать организации контроля в ходе его выполнения.

     С учетом реальных процессов и ориентиров развития белорусского общества действующая научно-техническая политика предусматривает первоочередное решение задач:

     - обеспечения инновационного развития  экономики;

     - эффективной государственной поддержки  научной сферы, в том числе  ее технологического и кадрового  потенциала;

     - содействия интеграции науки,  образования, производства;

     - дальнейшего совершенствования  системы управления научной, научно-технической  и инновационной деятельностью;

     - развития институтов защиты интеллектуальной  собственности;

     - стимулирования наукоемкого экспорта и расширения международного научно-технического сотрудничества;

     - содействия техническому и технологическому  перевооружению производств, выпуску  наукоемкой продукции.

     В распределении объемов финансирования проявляется, с одной стороны, сбалансированное отношение к выполнению различных видов работ, а, с другой стороны, приоритетность выполнения работ в области естественных и технических наук. В 2009 г. направление финансовых ресурсов по видам работ осуществлялось следующим образом: на фундаментальные исследования – 17,7%; на прикладные исследования – 25,6%; на разработки – 56,7%.

     Важным  представляется, что в последние  годы поддерживается тенденция сокращения оттока кадров из научной сферы с  одновременным укреплением ее материально-технической  базы. По предварительным данным, в 2009 г. общая численность сотрудников отрасли «наука и научное обслуживание» составила 36 тыс. чел. При этом численность работников, непосредственно выполнявших исследования и разработки, и исследователей не только не сократилась, но, наоборот, возросла соответственно на 1,1% и на 1,2%. В то же время нельзя оставить без внимания тенденцию сокращения численности исследователей высшей квалификации (докторов и кандидатов наук), за 2009 г. – на 2,2%.

     Устойчивость  положения и развития научной  сферы в значительной степени  поддерживается системой налоговых  преференций. Только по основным видам  налогов и платежей в 2009 г. налоговые льготы для отрасли составили в доходах консолидированного бюджета 0,93%. В абсолютном выражении суммы льгот превысили 340 млрд. руб.

     Интенсивное развитие научной сферы становится действенным фактором распространения  инноваций и новейших технологий.

     Число инновационно-активных предприятий  в промышленности за отчетный год  выросло на 18,9%. Одновременно годовой  объем отгруженной инновационной  продукции увеличился до 8206,1 млн. руб., или на 17,2% в сравнении с 2008 г.

     Из  отраслей промышленности инновационная деятельность особенно широко охватывает организации машиностроения и металлообработки (43,9% всех организаций промышленной отрасли, осуществляющих инновации); пищевой промышленности (18,8%); легкой промышленности (10,1%); промышленности строительных материалов (6,6%); химической и нефтехимической промышленности (5,3%); лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (4,2%).

     Среди регионов по уровню инновационной активности промышленных организаций выделяются Брестская область (23,2%) и г. Минск (22,9%). В других регионах этот показатель колеблется от 12,4% (Минская область) до 15,2% (Гродненская область) [6].

     Конкурентоспособность белорусской инновационной продукции  подтверждается высоким удельным весом  ее экспорта – 73%, при этом около 46% продукции в 2009 г. направлялось в страны СНГ и больше половины (54%) – в страны дальнего зарубежья. Приведенные цифры достаточно оптимистичны, хотя и оказались несколько ниже уровня, достигнутого в 2008 г.,  когда на экспорт было направлено 83% инновационной продукции, в том числе в страны СНГ отгружено около 30% продукции, в страны дальнего зарубежья – около 70%.

     Отрицательно  действующие факторные условия  должны быть устранены в ближайшей  перспективе. Основным рычагом в  решении этого вопроса становится реализация Государственной программы инновационного развития, предусматривающая в том числе развитие национальной инновационной системы (НИС). Существенную поддержку способно оказать также и развивающееся международное научно-техническое сотрудничество, которое одновременно выступает и стимулом, и следствием активной научной и инновационной деятельности внутри страны.

     В отчетном году научно-техническое сотрудничество сохраняло широкую векторную  направленность. Его участниками  выступали представители взаимосвязанных сфер: научной, производственной, образования.

     На  международном уровне наряду с широкой  тематикой исследований активизировалось взаимодействие по решению вопросов:

      - использования достижений мировой  ядерной науки;

      - коммерциализации белорусских инновационных разработок;

      - инвестиционной поддержки инновационной  деятельности, включая деятельность  отечественного Парка высоких  технологий;

      - защиты прав интеллектуальной  собственности;

      - развития сектора информационных  технологий (ИТ);

      - развития экологичных производств  (например, производства биотоплива, переработки отходов и т.д.);

      - координации действий в развитии  наиболее перспективных направлений  исследований и разработок (нанотехнологии, биотехнологии, микроэлектроника, аэрокосмические технологии, фармация, медицина и т.д.). 
 

    2.2 Организационно-экономическая  характеристика гостиницы  «Веста» 

    Со  слов владельца и, основываясь на данные источников [7] и [8], свою деятельность гостиница «Веста» начала в 1992 году и рассчитана в первую очередь на обслуживание иностранных бизнес-клиентов. 1992-1993 года были напряжёнными в гостиничном деле Республики Беларусь. Из-за распада СССР снизился поток туристов, утрачена связь с постоянными бизнес-клиентами. Заполняемость номерного фонда в «Весте» была неполной, ниже средних показателей. Коренным образом ситуация изменилась к 1995 году, загрузка гостиницы увеличилась до 76% из которых: 60% составили иностранные граждане, а 20% из них являлись постоянными клиентами.

    Графически  соотношение клиентов гостиницы в разрезе стран за 2009 год представлено на рисунке 2.1.

      
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рисунок 2.1 - Графическое соотношение клиентов гостиницы в разрезе стран за 2009 год.

     Примечание - Источник: [7]. 

    Трехзвездочная  гостиница «Веста» расположена в культурном центре города Бреста, крупного областного центра Беларуси, в тихом, экологически чистом районе – поблизости находится парковая зона «1 мая», мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», археологический музей «Берестье», музей железнодорожной техники, несколько театров и кинотеатров. Рядом находится административное здание, разветвлённая транспортная сеть, удобное сообщение с железнодорожным и автобусным вокзалами. За 18 лет успешной деятельности «Веста» зарекомендовала себя как солидное, надёжное предприятие на рынке гостиничных услуг Беларуси.

     Номерной фонд гостиницы составляет 58 номеров: 29 одноместных,17 двухместных, 1 трехместный, 3 номера высшей категории, 6 номеров высшей категории улучшенной планировки, 2 номера высшей категории улучшенной планировки и повышенной комфортности, всего 90 койко-мест. Из удобств, предоставляемых в номерах, можно отметить: кондиционер, ванная комната, холодильник, радиотелефон, ортопедические матрасы, кабельное телевидение, в VIP – номерах – спутниковое ТВ, номерах повышенной комфортности и в VIP-номерах – джакузи, ванна, биде, плазменная панель с DVD-проигрывателем. В 2001 году «Веста» получила сертификат качества ИСО-9001.

    С понедельника по пятницу загрузка гостиницы  составляет в среднем 85 - 90%, а в выходные, с пятницы на понедельник, загрузка составляет 20 - 25%. Средняя годовая загрузка гостиницы с 1997 по 2008 года составляет 90 - 95%, на данный момент загрузка гостиницы не превышает 65 - 70%, что связано с увеличением цен на проживание и пользование платными услугами гостиницы с 1 января 2009 года. К примеру, стоимость одноместного номера на 01.10.2008 составляла 29 - 37 тыс. бел. руб., с 01.01.2009 увеличилась до 84 - 105 тыс. бел. руб., стоимость двуместного номера на 01.10.2008 составляла 40 - 43 тыс. бел. руб., увеличилась до 106 - 135 тыс. бел. руб. В связи с чем:

  1. установлен единый тариф оплаты гостиничных услуг для всех граждан. До 1 января 2009г. оплата за услуги для иностранных граждан была в 2,5 - 3 раза больше, по сравнению со стоимостью для граждан Республики Беларусь;
  2. значительно снизилось количество брестчан в качестве клиентов: до 1 января 2009г. в выходные дни номера предоставлялись молодожёнам и их гостям. В такие дни загрузка гостиницы составляла 50 - 60 %. В связи с увеличением стоимости спрос на номера в праздничные дни снизился.

    Сравнение стоимости номеров различной категории и уровня комфортабельности и в разрезе номерного фонда гостиницы представлено в таблице 2.1. Стоимость номеров указана на 01.10.08 и 01.01.09 в белорусских рублях. 

Таблица 2.1 – Сравнительная таблица стоимости  номеров различной категории

Тип номера Комфорт Цена (бел. руб.) на 01.10.08 Цена (бел. руб.) на 01.01.09
Одноместный Т. У. Д. Р. ТВ. Х. Ф. Тел. К. 70.000 87.000
Одноместный повыш. комф. Т. У. Д. Р. ТВ. Х. Ф. Тел. К. 92.000 106.000
Двухместный

(2 кровати)

Т. У. Д. Р. ТВ. Х. Ф. Тел. К. 105.000 120.000
Двухместный (двухкомнатный) Т. У. Д. Р. ТВ. Х. Ф. Тел. К. 160.000 195.000
Двухместный (двухкомнатный повыш. комф.) Т. У. Д. В. Б. Р. ТВ. Х. Ф. Тел. МБ. К. П. 180.000 250.000
Трёхместный Т. У. Д. Р. ТВ. Х. Ф. Тел 150.000 190.000
VIP Т. У. Д. В. Б. Р. ТВ. Х. Ф. Тел. МБ. К. П. 270.000 395.000

     Примечание:

    1) Источник: собственная разработка;

    2) Сокращения: Т – туалет, У. – умывальник, Д – душ, В – ванна, Б – биде, Р – радио, ТВ – телевизор, Х – холодильник, Ф – фен, П – электроплита. 

    По  сравнению с 2008 годом, загрузка номерного  фонда в 2009году снизилась на 9%. Однако на доходы гостиницы это существенно  не повлияло, так как спросом стали  пользоваться номера бизнес класса и  высшей категории. Большую популярность приобрели одноместные номера в разрезе проживания, их загрузка возросла до 85 - 90%, загрузка двухместных номеров составляет 60 - 70%, за последние три года спрос на VIP-номера вырос до 50-60%.

Информация о работе Инновации в гостиничном бизнесе