Гостиничная индустрия как важнейший элемент туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотреть гостиничную индустрию как важнейший элемент туризма.
Для достижения этой цели в работе ставятся следующие задачи:
1) дать определение понятию «туризм»;
2) выделить виды и формы туризма;
3) рассмотреть сущность гостиничной индустрии;
4) классифицировать гостиницы по существующим признакам;
5) проанализировать деятельность гостиниц России;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ КАК ВАЖНЕЙШЕГО ЭЛЕМЕНТА ТУРИЗМА 6
1.1 Понятие, виды и формы туризма 6
1.2 Сущность гостиничной индустрии 9
1.3 Классификация гостиниц 13
2 АНАЛИЗ ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ 17
2.1 Анализ деятельности основных гостиниц г.Барнаула 17
2.2 Проблемы развития гостиничного бизнеса в России 24
2.3 Перспективы гостиничной индустрии 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 35

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ (3).doc

— 161.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Алтайский государственный университет»

Географический  факультет

Кафедра рекреационной географии, туризма и регионального маркетинга 
 
 
 

Гостиничная индустрия как  важнейший элемент  туризма

(курсовая  работа) 
 

Выполнил  студент

1 курса  916-сп группы

Романько  В.Е.

____________________

(подпись)

Научный руководитель

ассистент

Игнатенко М.Н.

 ____________________

(подпись)

Работа  защищена

«___»_________2011 г.

Оценка______________ 
 
 
 
 
 
 

     Барнаул 2011 

     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                              3   

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ КАК ВАЖНЕЙШЕГО ЭЛЕМЕНТА ТУРИЗМА                                                           6

1.1 Понятие, виды  и формы туризма                                                                     6

1.2 Сущность гостиничной индустрии                                                                  9

1.3 Классификация гостиниц                                                                                13

2 АНАЛИЗ ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ                                                    17

2.1 Анализ деятельности основных гостиниц г.Барнаула                                 17

2.2 Проблемы развития гостиничного бизнеса в России                                  24                                

2.3 Перспективы гостиничной индустрии                                                          28 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                   31      

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                    33     

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                                     35                                                                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Туризм относится к тому виду деятельности человечества, чья история начинается задолго до возникновения цивилизованного общества. В каждой исторической эпохе есть такие элементы деятельности людей, которые, так или иначе, попадают под категорию туризма.

     Туризм в современном обществе играет большую роль. Значение туризма в жизни людей, регионов, государств и в международной жизни сегодня невозможно переоценить. В настоящее время туризм это мощная индустрия, включающая в себя разнообразные формы динамично развивающегося предпринимательства.

     Гостиничная индустрия как вид экономической  деятельности включает предоставление гостиничных услуг и организацию  за вознаграждение краткосрочного проживания в гостиницах, кемпингах, мотелях, школьных и студенческих общежитиях, домах для приезжих и т.п.

     Первые  гостиницы (караван-сараи), как и  сама профессия по обслуживанию путешествующих людей, возникли в далеком прошлом, более чем за 2 тыс. лет до н. э., в древневосточной цивилизации. Со времен Древней Греции и особенно Древнего Рима получили развитие постоялые дворы, хаинны, инны, гостиницы, ямы, почтовые станции - это родоначальники гостиниц, предназначенных для путешествующих торговцев и артистов, паломников и странников.

     Актуальность  данной темы исследования состоит в  том, что гостиничный бизнес - неотъемлемая часть индустрии гостеприимства - напрямую зависит от уровня расходов своих клиентов. В современных условиях, особенно в крупных мегаполисах, гостиницы, буквально вынуждены бороться за «место под солнцем». Чтобы не только сохранить бизнес, но и развиваться, гостинице необходимы средства, получить которые можно только у клиента.

     В течение последних трёх лет в  России наблюдается стремительное  развитие гостиничного бизнеса. В крупные  города приходят международные гостиничные  сети, растет число маленьких частных отелей, реконструируются старые советские гостиницы. Правда, количественный рост далеко не всегда сопровождается одновременным повышением качества обслуживания и уровня сервиса.

     Лидерами  по развитию гостиничного бизнеса сегодня являются Москва, Санкт-Петербург, Сочи. Быстро растет отельный бизнес в Калининграде, Томской и Волгоградской областях, на Урале (в частности, в Челябинске и Екатеринбурге), а также в Красноярске. От них немного отстает Дальний Восток.

     Однако, анализ гостиничного бизнеса России позволил выявить, что развитие данной сферы в настоящее время находится лишь на начальном уровне, по сравнению с другими странами. Этому мешает ряд проблем.

     Целью данной курсовой работы является рассмотреть  гостиничную индустрию как важнейший элемент туризма.

     Для достижения этой цели в работе ставятся следующие задачи:

  1. дать определение понятию «туризм»;
  2. выделить виды и формы туризма;
  3. рассмотреть сущность гостиничной индустрии;
  4. классифицировать гостиницы по существующим признакам;
  5. проанализировать деятельность гостиниц России;
  6. выявить проблемы и перспективы развития гостиничного бизнеса.

     При написании данной курсовой работы были использованы следующие методы исследования:

  • анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа).
  • обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения).
  • моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования) и др.

     Теоретической основой курсовой работы послужили положения и выводы ученых и специалистов в области рекреационной географии, туризма и регионального маркетинга, таких как Котлер Ф., Уокер Дж., Бирюков Е.С., Ваген Л., Чудновский А.Д., Зорин И.В., Кабушкин Н.И., Байлик С.И., Браймер Р. А. и др.

      Структурное содержание. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ  КАК ВАЖНЕЙШЕГО ЭЛЕМЕНТА ТУРИЗМА 

     1.1 Понятие, виды и формы туризма 

     Одним из направлений сферы услуг является туристский бизнес. Единого определения туризма до сих пор не существует. В истории цивилизации первоосновы определения туризма были положены греками: Tour (тур) означает «путешествие».

     На  настоящий момент можно отчетливо  зафиксировать три наиболее общие  трактовки понятия «туризм».

     Во-первых, зауженная, сводящая туризм к понятию  туристского тура, то есть деятельности туристских компаний. Этой точки зрения придерживаются некоторые российские специалисты, утверждая, что лишь незначительная часть организаций специализируется на производстве товаров и услуг исключительно для туристов. И поэтому, как полагают сторонники такой точки зрения, нет никакой необходимости выделять туризм в отдельную отрасль.

     Во-вторых, односторонняя потребительская, которой  придерживаются в ряде ведущих стран  мира и которая легла в основу определения туризма в Федеральном  законе «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ [1].

     Туризм  — временные выезды (путешествия) людей из места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях, но без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

     Проанализировав данное определение туризма, можно  сделать вывод о том, что в  его основу положены три следующих  компонента [6].

     1. Временные перемещения (выезд)  людей из мест их постоянного проживания в иные места.

     2. Цели поездки могут быть различны, кроме занятия оплачиваемой деятельностью  в месте временного пребывания.

     3. Период пребывания в стране  должен составлять от 24 часов,  но не более шести месяцев  (закон «Об основах туристской деятельности РФ») или одного года (ВТО).

     Вместе  с тем есть особые категории туристов, в отношении которых данные критерии все-таки недостаточны, — это беженцы, кочевники, заключенные, транзитные пассажиры, которые формально не въезжают в страну, и лица, сопровождающие или конвоирующие эти группы. 
Важно отметить, что данное определение значительно шире в сравнении с представлением туризма как туроператорской и турагентской деятельности.

     И, в-третьих, под туризмом понимаются отношения в обществе по поводу использования свободного времени людей за пределами их местожительства во взаимосвязи с условиями воспроизводства всего спектра необходимых для этого услуг и товаров. В этом определении добавлена производственная составляющая, являющаяся неотъемлемой стороной туристского бизнеса, так как именно она обеспечивает на мировом рынке туристских услуг неотъемлемую от спроса сторону — предложение. И только единство и взаимодействие этих сторон — неотъемлемое условие нормального функционирования всего многообразия нарастающего туристского потока в мире.

     Развитие  туризма сопряжено с появлением различных новых форм и видов  туризма. В качестве признака, позволяющего классифицировать путешествия по видам  туризма, можно использовать мотивационные  факторы, которые побудили человека отправиться в поездку. Хотя мотивы не всегда определяются однозначно, все же можно выделить шесть видов туризма в системе его управления [10]:

  1. Туризм с целью отдыха (поездки с целью физического или психологического восстановления организма).
  2. Туризм с целью изучения культуры (познавательный и паломнический туризм).
  3. Общественный туризм (клубный туризм, посещение друзей, знакомых, родственников).
  4. Спортивный туризм (поездки с целью активного или пассивного участия в спортивных мероприятиях).
  5. Экономический туризм (поездки, совершаемые из профессионального и коммерческого интереса).
  6. Политический туризм (участие в конгрессах, политических событиях и мероприятиях).

     Существует  много возможностей, позволяющих  выделить формы туризма (Приложение 1).

     На  первый взгляд может показаться, что  между формами и видами туризма  нет большого различия. В обоих  случаях путешествия группируются по определенным критериям. Разница  состоит в том, что виды туризма  различаются по мотивации путешествующих, то есть по внутренним факторам, а формы туризма — по внешним причинам и воздействиям, что очень важно для менеджмента [9].

Информация о работе Гостиничная индустрия как важнейший элемент туризма