Динамика развития и территориальная структура сети санаторно-курортных учреждений Беларуси. Структура управления санаторно-курортным ко

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 01:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление отличительных черт функционирования и перспектива включения санаторно-курортных учреждений в туристский рынок Беларуси. Автором были поставлены следующие задачи: изучение динамики развития и сложившейся территориальной структуры сети санаторно-курортных учреждений; изучение структуры управления санаторно-курортным комплексом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Динамика развития и территориальная структура сети санаторно-курортных учреждений Беларуси. 5
1.1 Развитие сети санаторно-курортных учреждений в советский период 5
1.2 Развитие санаторно-курортного комплекса при переходе к рыночной системе отношений. 11
1.3 Современная ситуация системы санаторно-курортного лечения и оздоровления Беларуси. 14
Глава 2. Структура управления санаторно-курортным комплексом. 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Работа содержит 1 файл

Курсовая, 2 курс.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

       Всего в Беларуси функционируют  102 санатория на 24,5 тыс. койко-мест, из них первую категорию имеют 58 здравниц, вторую категорию - 29, третью - 15 санаториев. Из 85 оздоровительных организаций на 10 тыс. койко-мест первая категория присвоена 40 организациям, вторая - 2, третья - 3, остальные без категории.

     Государственная аттестация санаториев и оздоровительных  организаций - процесс непрерывный. Поэтому повышение или понижение  категории происходит постоянно - в  зависимости от реального положения  дел в здравницах [15, с.32]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2 СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНЫМ КОМПЛЕКСОМ. ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

           Структуру санатория  можно представить состоящей  из следующих основных компонент:

     Жилой комплекс – совокупность жилых корпусов и отделов, которые обеспечивают проживание пациентов в санатории (ведение информации о свободных и занятых номерах, подбор номера и расселение пациентов);

       Лечебный комплекс – обеспечивает  проведение лечебных процедур  для пациентов (проведение обследования  пациентов, назначение соответствующего поставленному диагнозу лечения, снабжение пациентов необходимыми им лекарственными препаратами);

     Комплекс  питания – обеспечивает пациентов  необходимым для каждого питанием (обследование пациента врачом-диетологом, выбор системы питания и диеты, назначение соответствующего рациона питания).

     Спортивный  комплекс – предоставляет возможность  пациентам посещать спортивный зал, бассейн и т.д.

     Культурно-развлекательный  комплекс – занимается культурно- развлекательными программами для пациентов санатория (кино, вечера отдыха, праздничные программы и т.д.).

     Кроме этих основных составляющих в санаторном комплексе имеются бухгалтерия, регистратура, архив для хранения данных о пациентах, склады для хранения лекарственных препаратов, продуктов питания, запасной мебели, приборов освещения, технического инвентаря и т.д.

     Рассмотрим  каждое подразделение санаторного  комплекса подробнее.

     Подразделение «Администрация» может состоять из 2-х человек – генерального директора и его заместителя. В их непосредственном подчинении находятся секретарь и юрист.

     Подразделение «Регистратура» может включать в  себя два отдела:

     - отдел регистратуры - занимается  регистрацией поступающих и выписывающихся  пациент (в составе отдела регистратуры  находится заведующий регистратуры и несколько сотрудников подразделения. Количество сотрудников может варьироваться в зависимости от величины санатория);

     - архивный отдел – занимается  ведением архивов со сведениями  о пациентах 
(личные данные, диагноз заболевания, назначенные системы лечения и питания).

     Финансовый  отдел занимается ведением данных о  финансах санатория (состоит из непосредственного  начальника финансового отдела и  сотрудников отдела).

     Бухгалтерия осуществляет контроль за денежными  потоками санаторного комплекса; в составе отдела – главный бухгалтер и несколько штатных бухгалтеров.

     Жилой комплекс санатория обеспечивает проживание пациентов в номерах санатория; он включает в себя:

     - заведующий жилым комплексом  – контролирует процесс размещения  пациентов в номерах;

     - отдел администраторов, которые  непосредственно производят подбор  номера для пациента и размещают  его; 

     - прачечная – осуществляет стирку  и глажение белья; 

     - технический персонал - осуществляет  уборку номеров.

     Лечебный  комплекс санатория проводит диагностику и лечение пациентов. 
В составе подразделения находятся:

     - заведующий лечебным комплексом  – контролирует процесс лечения  пациентов;

     - диагностическое отделение - проводит  обследование пациента, ставит диагноз  заболевания; 

     - лечебное отделение – назначает систему лечения и проводит лечебные процедуры.

     - Фармацевтическое отделение –  проводит консультирование пациентов  по лекарствам, назначает необходимый  каждому набор лекарств и осуществляет  заказы лекарственных препаратов  со склада.

     Комплекс  питания занимается подбором системы питания для каждого пациента в зависимости от его заболевания и диагноза, поставленного врачом- диетологом. В состав комплекса входят:

     - заведующий комплексом питания  - контролирует процесс выбора  системы питания и непосредственно процессом питания пациентов;

     - отделение врачей-диетологов - проводит  обследование пациента, ставит диагноз,  назначает систему питания; 

     - кухня – осуществляет приготовление  блюд в соответствии с системой  и рационом питания каждого  пациента;

     - столовая – занимается кормлением пациентов в соответствии с системой и рационом питания каждого из них.

     Спортивный  комплекс предоставляет возможность  пациентам посещать спортивный зал, бассейн и т.д.

     В состав комплекса входят:

     - заведующий спортивным комплексом;

     - спортивное отделение (тренеры, медицинские работники, инструктора и т.д.).

     Культурно-развлекательный  комплекс занимается культурно- развлекательными программами для пациентов санатория (кино, вечера отдыха, праздничные программы  и т.д.). В состав комплекса входят:

     - заведующий культурно-развлекательным  комплексом;

     - культурно-развлекательное отделение.

     Материально-технический  отдел проводит небольшие ремонтные  работы, а также осуществляет снабжение  всех подразделений санатория хозяйственным  инвентарем и хранение этого инвентаря. В состав отдела входят:

     - заведующий материально-техническим  отделом – контролирует работу  своего отдела;

     - материально-техническая часть - осуществляет снабжение всех  подразделений санатория техническим  инвентарем;

     - отдел ремонта - проводит небольшие ремонтные работы;

     Подразделение «Склады» занимается заказом продуктов  питания, медикаментов и материальных средств, их хранением и доставкой  в подразделения. В составе подразделения  находятся:

     - заведующий складами – контролирует  работу складов;

     - склад материальных средств;

     - склад лекарственных препаратов;

     - склад продуктов питания.

     К высшему уровню управления в  организационной  структуре относятся: ген. директор, зам. ген. директора, заведующий финансовым отделом, а также заведующие жилищным, лечебным комплексами и комплексом питания.

     К среднему уровню управления относятся: заведующий регистратурой, главврач, главный  фармацевт, заведующий складами и заведующий материально- техническим отделом.

     К низшему уровню управления относятся: главный бухгалтер, старший архива, старший повар, старший столовой. И главные ответственные каждого из складов.

     Каждое  из вышеописанных подразделений  имеет свою функцию и свое множество  процессов, которые оно выполняет.

     Эти функции и процессы можно представить в виде «черных ящиков», будут известны только входные и выходные потоки, а также ограничения (условия) и ресурсы, необходимые для их выполнения.

     Все подразделения санаторного комплекса  находятся в постоянном взаимодействии; они связаны потоками информации, материальных средств, энергетических и экономических ресурсов, которыми они обмениваются в процессе функционирования.

     В современную курортную систему  вовлечено большое количество предприятий  и организаций самой разнообразной  направленности, организационно-правовых форм и форм собственности, видов предпринимательской деятельности, которые можно сгруппировать: предоставляющие услуги по размещению туристов (санатории, пансионаты, базы отдыха, гостиницы, мотели и т.д.); предоставляющие услуги питания (рестораны, бары, закусочные, столовые и т.д.); транспортные предприятия, санаторные предприятия, осуществляющие разработку и реализацию курортного продукта; предприятия сферы досуга; общественные санаторно-курортные организации; центральные и региональные органы. Каждая из этих групп применяет концепцию предпринимательства, особенности реализации которой определяются спецификой их деятельности.

     Актуальная  идея санаторно-курортной индустрии  – это соотношение между возможностями  рекреационных учреждений и потребностями их клиентов для того, чтобы осуществить цели, прежде всего, получения прибыли.

     Предпринимательско-ориентированная  структура санаторно-курортных учреждений складывается из элементов системы  управления, в которую входит аппарат  управления, чья суть заключается в изменении прежней организационной структуры и появлении нового подразделения – отдела, перераспределении кадрового аппарата, его обучении и переориентации на решение новых задач; методов управления – для достижения необходимого уровня сервиса, повышение заинтересованности персонала в сбыте санаторно-курортных услуг; появление новых функций: сбытовой, продвижение санаторно-курортных услуг; изменение содержания прежних функций: планирование на основе прогноза сбыта, тактика конкурентов сезонности; аналитической – анализ новых показателей производственно-финансовой деятельности; перераспределение функций между подразделениями; из информации, технологии и техники – проведение специально разработанных и спланированных исследований внешней среды и внутреннего состояния санаторно-курортного учреждения и в связи со значительным объёмом разнообразной информации, широкая автоматизация рабочих мест, разработка новых программных продуктов.

     Актуализируя  уровень внедрения предпринимательской  концепции в практику управления санаторно-курортной отраслью, считается целесообразным выделить следующие этапы формирования предпринимательско-ориентированной системы управления.

     На  первом этапе, на котором находится  большинство курортных учреждений, специальной предпринимательской структуры нет. Функции предпринимательской отрасли обычно берут на себя отделы реализации путёвок, само название которых показывает узость стоящих перед ними задач. Их деятельность ограничивается заключением контрактов, рассылкой путёвок, оформлением прайс-листов, участием в мероприятиях по рекламе.

     На  втором этапе, на базе наиболее продвинутой  структуры создаётся внутренний отдел предпринимательства, планомерно занимающийся выполнением свойственных функций.

     Третий  этап характеризуется превращением службы в ведущую организационную структуру санаторно-курортного учреждения, координирующую работу всех других подразделений центра реабилитации для успешной реализации её целей.

     Подразделения предпринимательства в санаторно-курортном  комплексе выполняют двоякую функцию. Во-первых они действуют как агенты по сбыту для всех остальных подразделений учреждения; во-вторых, они выступают как представители рынка, на котором они действуют. Подразделения предпринимательства не только представляют санаторно-курортный комплекс на рынке, они представляют рынок на предприятии.

Информация о работе Динамика развития и территориальная структура сети санаторно-курортных учреждений Беларуси. Структура управления санаторно-курортным ко