Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 01:22, курсовая работа
Целью данной работы является выявление отличительных черт функционирования и перспектива включения санаторно-курортных учреждений в туристский рынок Беларуси. Автором были поставлены следующие задачи: изучение динамики развития и сложившейся территориальной структуры сети санаторно-курортных учреждений; изучение структуры управления санаторно-курортным комплексом.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Динамика развития и территориальная структура сети санаторно-курортных учреждений Беларуси. 5
1.1 Развитие сети санаторно-курортных учреждений в советский период 5
1.2 Развитие санаторно-курортного комплекса при переходе к рыночной системе отношений. 11
1.3 Современная ситуация системы санаторно-курортного лечения и оздоровления Беларуси. 14
Глава 2. Структура управления санаторно-курортным комплексом. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
Источник: [11]
В
структуре распределения
Переход к рыночной системе отношений в санаторно-курортной сфере в Беларуси имел ряд отличий от других постсоветских стран. Во-первых, не была проведена приватизация. На сегодняшний день в стране функционирует только один частный санаторий, совместное белорусско-немецкое предприятие "Надежда 21-й век". Для сравнения: в России процесс приватизации санаторно-курортных организаций начался в 1992 году, а в 2005 году доля государственной собственности в санаторно-курортных организациях составляет 40,6 % [2]. Во-вторых, государством проводилось дотирование лечебно-оздоровительных учреждений (санаториев и пансионатов c лечением, санаториев-профилакториев, домов и пансионатов отдыха), в результате чего их суммарная коечная вместимость к 1995 г сократилась всего на 12% по отношению к 1990 году. В-третьих, в Беларуси сохранилась сложная система подчинения санаторно-курортных учреждений, что повлияло на эффективность реформирования и скорость модернизации санаторно-курортных учреждений, а также существенно осложнило процесс координации их деятельности.
Со
второй половины 1990 гг. наблюдается некоторый
рост количества отдыхающих, но его темпы
остаются невысокими из-за значительной
конкуренции зарубежных курортов и высокой
стоимости путевок относительно средней
заработной платы населения (Таблица 6).
С целью увеличения доступности санаторно-курортного
лечения в 2000 году было принято «Положения
о порядке направления на оздоровление
и лечение населения», в соответствии
с которым стоимость путевки была дифференцирована
в зависимости от дохода, а также расширен
перечень лиц, имеющих право на получение
бесплатной путевки [14, с.23]. В результате на 8-15%
в зависимости от типа оздоровительного
учреждения вырастает количество отдыхающих.
Таблица 6
Динамика количества обслуженных лиц, тыс. чел | ||||||||
1990 | 1995 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |
санаторно-курортные организации и организации отдыха | 443,1 | 515,1 | 570,6 | 647,1 | 656,8 | 673,8 | 677,2 | 539,7 |
санатории и пансионаты с лечением | 152,2 | 186,3 | 238 | 274,6 | 259,2 | 271,4 | 278,2 | 255,7 |
детские санатории | 25,2 | 36,7 | 44,7 | 49,4 | 52 | 54,5 | 55,7 | 29,3 |
детские
реабилитационно- |
- | - | 21,6 | 23,7 | 28,3 | 32,3 | 38,5 | 44,7 |
санаторно-оздоровительные комплексы | - | - | 31,7 | 46,7 | 65,4 | 64,1 | 66,9 | 73,9 |
санатории-профилактории | 173,7 | 166 | 161,2 | 154,1 | 143,1 | 147,7 | 145,6 | 123,3 |
дома и пансионаты отдыха | 58,8 | 50,5 | 18 | 29,8 | 30 | 15,2 | 12,4 | 10,7 |
базы и другие организации отдыха | 58,4 | 112,3 | 100,1 | 118,2 | 130,8 | 143,1 | 135,6 | 131,4 |
Источник: [11]
В
2000-2001 году санаторно-курортная система
Беларуси переходит к новому этапу
развития. Значительное внимание уделяется
вопросам совершенствования лечебно-
К 2000 году произошло сокращение числа санаторно-курортных учреждений на 12% по сравнению с 1990 годом, однако на 5 тысяч мест увеличивается их вместимость. Вводятся в эксплуатацию санатории «Радон» и «Озерный» [7, с.12]. Ряд баз отдыха и туристских баз был перепрофилирован в пансионаты с лечением. Увеличивается коечный фонд реабилитационных отделений различных профилей. Наблюдается рост числа санаторно-курортных учреждений, увеличение их номерного фонда. В 2003 году был зафиксирован максимальный показатель обеспеченности коечным фондом– 51 место в расчете на 10 тыс. чел. Но это отражает не только позитивную тенденцию роста коечного фонда, но и общее сокращение численности население Беларуси.
Коэффициент загрузки коечного фонда остается стабильным (12,1 чел\место в 2000, 11,7 чел\место в 2005). В период с 1990 по 2005 год при увеличении объема коечного фонда на 10%, число обслуженных лиц увеличивается в 1,5 раза. То есть происходит сокращение срока пребывания. В структуре обслуженных лиц преобладают граждане Беларуси (98,9%) [10, с.32].
Сохранение
государственной системы
На
основании вышеизложенного
1.3 Современная ситуация системы санаторно-курортного лечения и оздоровления Беларуси.
Когда четыре года назад в Беларуси начиналось реформирование системы санаторно-курортного лечения и оздоровления, немало было панических настроений: мол, коренная ломка приведет к деградации и окончательному развалу отрасли, к массовым сокращениям работников. Вопреки мрачным прогнозам скептиков, система не просто выжила, а прогрессирует. Если раньше она была тяжким ярмом на бюджете, то сейчас становится источником его пополнения, в том числе и за счет экспорта санаторных услуг.
В белорусских здравницах в 2009 году отдохнули и подлечились 1 млн. 309 тыс. человек (такой же объем оздоровления населения был в 2008 году).
В 2009 году побывали в отечественных санаториях и оздоровительных организациях 817 тыс. детей в возрасте 3-18 лет, что на 27 тыс. мальчиков и девочек меньше по сравнению с 2008 годом. Такое снижение обусловлено демографическими изменениями численности детского населения страны. А вот охват оздоровлением детей увеличился с 55,6% до 55,7%.
Что
касается летнего отдыха детей, то плановые
показатели на 2009 год перевыполнены
- отдохнули и подлечились на каникулах
в лагерях с дневным и
Ежегодно
матерям с детьми выделяется около
35 тыс. путевок. В последние годы
коечная мощность для оздоровления
этой категории населения
Следует отметить, что спрос на такие путевки велик. Это объяснимо: не каждая мама хочет отпускать дочь или сына одних в незнакомое место, в незнакомый коллектив. Да и научно подтверждено, что эффект от лечения ребенка гораздо больший, если он находится рядом с близкими людьми.
Необходимо подчеркнуть, что ребенку путевка выделяется бесплатно (на основании справки из поликлиники), а матери - за 15% стоимости путевки вне зависимости от доходов семьи. Причем мать или другой близкий ребенку человек также получает путевку с лечением. Это исключение из общего правила: все остальные сопровождающие (инвалидов, группы детей и т.д.) получают путевки без лечения - только с оплатой проживания и питания. А лечебный комплекс услуг они при желании могут приобрести за собственные деньги.
На заре реформирования отрасли в 2006 году заполняемость санаториев была лишь около 20%. А в последние два года этот показатель стабилизировался на уровне 88%. На взгляд многих учёных, политиков, такая цифра оптимальна для нашей системы. И вряд ли в дальнейшем возможны ее существенные колебания. Показатель в 90% станет, по всей видимости, константой на ближайшие годы, если не будет масштабного увеличения коечного фонда (а это не прогнозируется).
В рамках реализации подпрограммы "Дети Чернобыля" президентской программы "Дети Беларуси" ежегодно возрастает доля несовершеннолетних обладателей путевок из регионов, пострадавших от последствий аварии на ЧАЭС. Так, в прошлом году оздоровились 115 тыс. юных жителей этих территорий - 65,9% подлежащих оздоровлению (в 2008 году данный показатель составлял 65,8%). В текущем году планируем выделить путевки 103,6 тыс. детей (66% подлежащих оздоровлению).
Кроме того, в минувшем году путевки были выделены около 8 тыс. граждан, сопровождающих группы детей на оздоровление, а также 235 инвалидам Чернобыля первой и второй групп (для этой категории населения законодательно предусмотрено первоочередное санаторно-курортное лечение один раз в два года). В нынешнем году планируется оздоровить 466 инвалидов-чернобыльцев.
В целом на чернобыльское оздоровление в 2009 году выделено из республиканского бюджета Br114,9 млрд. На текущий год эта сумма проиндексирована на 9%.
Общий объем финансирования на оздоровление населения из средств государственного социального страхования и республиканского бюджета в 2009 году. Прогноз на 2010-й:
В прошлом году на эти цели было выделено Br260,8 млрд. (из них Br122,8 млрд. - средства соцстраха и Br138 млрд. - бюджетные деньги). В 2008 году на оздоровление населения было израсходовано на Br37 млрд. меньше: соответственно Br223,8 млрд. (Br107,7 млрд. и Br116,1 млрд.).
А на текущий год на цели оздоровления и санаторно-курортного лечения населения предусмотрено уже Br276 млрд. - на 8,2% больше по сравнению с 2009-м. Такой объем средств позволит не только увеличить долю оздоравливаемого населения, но и справиться с выполнением показателей всех госпрограмм в данной сфере, в том числе подпрограмм "Дети Чернобыля" и "Дети-инвалиды" президентской программы "Дети Беларуси".
Планируется увеличить удельный вес получателей путевок среди работающего населения (приходится признать, что он действительно очень мал). В 2010 году предусматривается, что на 1000 работающих будет приходиться 5 путевок, на 1000 неработающих - 127. Безусловно, трудоспособные люди, во-первых, более социально активны и, во-вторых, объективно имеют больший доход по сравнению с неработающими пенсионерами и инвалидами. Тем не менее, путевки с господдержкой для этой категории граждан тоже важны и нужны - ведь получается, что они находятся в ущемленном положении по сравнению с другими категориями граждан.