Автотуризм в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 01:58, курсовая работа

Описание работы

Все мы любим отдыхать, одна из распространенных форм отдыха - туризм. Туризм прекрасен тем, что каждый находит в нем то, что хочет. Кому-то нравятся горы, кому-то реки, кто-то любит отдыхать на пляже, а другие - испытать себя на прочность…или свою машину. Автомобиль предназначен и, в общем случае, может ехать только по дороге, желательно по хорошей асфальтированной или наезженной грунтовой дороге. Куда приведет дорога, туда и прибудет путешественник. Надо сказать, что желания и устремления автотуриста в смысле выбора дестинации не всегда совпадают с имеющимися возможностями. В данной курсовой работе я расскажу в целом об автотуризме, как отрасли туризма.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Спортивный туризм в России……………………………………….5
История развития автотуризма в России…………………………………....7
Разновидности и особенные признаки автомобильных туров……………11
«Дом на колесах»……………………………………………………...….12
Автобусные туры………………………………………………………….15
Джипинг…………………………………………………………………...20
Глава 2. Ресурсное обеспечение автотуризма в России…………………...23
2.1Инфраструктура, необходимая для развития автотуризма в России……..25
2.2 Состояние и развитие дорожной инфраструктуры в России……………..26
Глава 3. География автотуризма в России.....................................................30
Заключение……………………………………………………………………...36
Список литературы………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.Автотуризм в России.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

Как известно, туристский продукт состоит из следующих  основных элементов -

туристских услуг: перевозка, проживание, питание, экскурсионное обслуживание. Также большое значение для этого вида туризма имеют услуги

нетипичного туристского профиля, в нашем случае - специфические услуги

инфраструктуры  для автомобилистов. Немаловажное значение имеют магазины и не только запасных частей для машин, но промтоварные, спортснаряжения и продуктовые. Таким образом, туристский продукт имеет все основные признаки классической модели по всем трем видам: услуг, работ и товаров. Вопрос только в главном, какие из этих элементов образуют туристский продукт, предлагаемый автотуристу.

      Основным отличием автотуриста является то, что важную составляющую тура - этап перевозки — обеспечение транспортом - он берет на себя и пользуется своим личным транспортом. В отдельных случаях автотурист может самостоятельно организовать проживание и питания: (а) поехать на свой страх и риск, «на авось» (б) попытаться заказать услуги самостоятельно по телефону. Это больше относится к любителям палаточного отдыха и приготовления пищи на костре или на походном примусе. В остальных случаях автотуристы пользуются рекомендациями туроператоров, услугами бронирования как минимум размещения и самостоятельно — услугами инфраструктуры той местности, по которой он путешествует. 

2.1 Инфраструктура, необходимая для развития автотуризма 

     Не  говоря о том, что нужен собственно автомобиль, достаточно надежный и отвечающий по своим техническим характеристикам целям путешествия и дорожным условиям, нужно еще множество спутных объектов и условий.

     Прежде  всего — это развитая дорожная сеть, достаточная по своему состоянию  дорожного покрытия для поездки без проблем, информация о дорогах (дорожные атласы, карты, схемы, легенды туристских маршрутов). Автомобиль, даже самый совершенный, требует постоянной дозаправки топливом и другими горюче-смазочными материалами, а также имеет свойство ломаться в самый неподходящий момент. Поэтому в регионе и по направлению путешествия необходимы достаточная сеть автозаправочных станций, станций технического обслуживания автомобилей, шиномонтажа, магазинов запасных частей для автомобилей. Если маршрут прокладывается в местности, где есть проблемы с техническим обеспечением, то «в одиночку» поездка просто не реальна, необходимо комплектовать экспедицию из нескольких автомобилей и группу технической поддержки, осуществлять контроль за передвижением. Здесь же следует упомянуть распространенные на многих южных курортах туры типа джип-сафари в пустыни, в горы, на обучение вождению по бездорожью. Это типичные групповые поездки с сопровождением инструкторами и проводниками, отличающиеся весьма высоким уровнем организации и подготовки, а также и ценой услуги.

     Также автотуристу необходимы удобные  средства размещения при дорогах (кемпинги, турбазы, гостиницы, мотели). Придорожные гостиницы обычно именуются мотелями, они устраиваются на ключевых магистралях, при въезде в крупные населенные пункты, на пересечении автомагистралей. Для них разрабатываются особые технологии обслуживания и гостиничного сервиса. У этих средств размещения имеются свои классификационные признаки и системы требований. Важны пункты питания, места охраняемых стоянок.

     Следует отметить и главное. Езда на автомобиле по дороге, даже самой хорошей, вряд ли является самоцелью (из классики известно, что «автомобиль не роскошь, а  средство передвижения»).. Нужны целевые объекты туристского интереса и экскурсионного показа, места отдыха. Одним из главных условий совершения проездки является минимальная проблемность, в смысле организации и подготовки, а также и достаточная безопасность путешествия. 

2.2 Состояние и развитие дорожной инфраструктуры 

     Сеть  автомобильных дорог в европейской  части России достаточная. Что касается пространства за Уралом, то лучше посмотреть атлас дорог самому и сделать  надлежащие выводы. Пока вероятнее всего там надлежит следовать классикам и «ударять автопробегом по бездорожью». Отдельные именно так и поступают и добираются на автомобиле через всю Сибирь, аж до Магадана.

     Дороги  в России в общем и целом  находятся в ужасающем состоянии. На многих из них асфальтовое покрытие разрушено полностью. Так, центральная  автострада России «Москва - Санкт-Петербург» на большей своей части имеет «келейность» на асфальте, который оставляет желать много лучшего на 90% протяженности трассы. Можно утверждать, что асфальт начинается лишь от границы Москвы к центру, скажем, в Химках, или от границ удаленности дач высоких чиновников.

     Если  обратимся к дневникам шведских путешественников, посетивших Северо-запад  России во второй половине XVIII века, то с удивлением узнаем, что:

     Большую роль в жизни путешественников играют дороги. От русских дорог и постоялых дворов у шведов остались неприятные впечатления.

Видимо, с тех времен изменилось мало что. Возможно, светлая и прибыльная идея супостатов капитализма о платных  автодорогах найдет свое место в  нашей стране и хоть где-нибудь дороги будут хорошими. На сегодня известен лишь один платный перегон 70 км на автостраде Москва-Воронеж. Тем не менее, ездить нужно и хочется, и посему российские автотуристы приспособились и ездят всюду — куда есть какая-нибудь дорога или накатанная колея без таковой.

     Развитие  рыночных отношений привело к  бурному росту количества автозаправочных станций. Конкурируя между собой, топливные компании были вынуждены от заправок контейнерного типа перейти к строительству современных автозаправочных комплексов. Современные автозаправочные станции включают в себя магазины, торгующие автозапчастями, промтоварами и продуктами, кафе, автомобильные мойки, шиномонтажи, туалеты и даже душ. На некоторых из них можно бесплатно подкачать колеса и пропылесосить салон. Высшим классом можно характеризовать наличие мотеля. Но все это относится к основным автомобильным трассам и туристским направлениям центра и юга России. В стороне от основных автострад картина резко меняется. Это редкая сеть устаревших АЗС, часто некачественный бензин и полное отсутствие сопутствующих даже примитивных услуг. Понятно, что строить суперсовременные автозаправочные станции в стороне от больших дорог нерентабельно. У крупных топливных монстров руки до этих мест вряд ли дойдут. Поэтому здесь открывается большой простор для среднего бизнеса. Строительство небольших рентабельных для данной местности автозаправочных станций могут взять на себя частные предприниматели и муниципальные образования.

     Следующая составляющая часть инфраструктуры автотуризма - это наличие широкой сети станций технического обслуживания автомобилей и магазинов запчастей. Путешествуя по центру и югу России, на центральных трассах и основных туристских направлениях больших проблем у автомобилистов не возникнет. Почти в каждом мало-мальски крупном населенном пункте есть шиномонтаж и автомастерская, осуществляющая мелкий и средний ремонт. Если случается что-то серьезное, то всегда есть возможность вызвать эвакуатор или получить помощь от проезжающих мимо водителей. Однозначно можно утверждать, что с ремонтом отечественных автомобилей здесь вопрос решен. Примерно также обстоит дело и с иномарками среднего класса. Конечно, дорогую иномарку, машину представительского класса в небольшой автомастерской отремонтировать не удастся, но и степень их надежности значительно выше, чем у других автомобилей. Обычно, если, конечно, не случится ДТП, «предстартовой» подготовке к путешествию хватает на весь его срок.

     Рассмотрим  вариант путешествия по проселочным (грунтовым) дорогам, не вникая в суть состояния дорожного полотна. На них сеть авторемонтных мастерских просто отсутствует. Опять же наиболее спокойно здесь себя чувствуют владельцы отечественных автомобилей. Почти в каждой деревне найдется умелец, который с «Жигулями» может сотворить просто чудо. Ведь основная профессия сельских мужчин - механизатор. В крайнем случае, машину просто дотащат «на веревке» до ближайшей мастерской в районном центре.

     В течение 10-ти лет, путешествуя на автомашине по самым дальним уголкам Северо-запада России, туристами накоплен большой опыт передвижения по необжитой местности. О путешествиях на автомашинах представительского класса по проселочным и полевым дорогам, очевидно, говорить не имеет смысла. Их удел - хороший асфальт. А вот для иномарок среднего класса и, естественно, внедорожников — эти дороги в летний период бывают вполне доступны. Осторожный и опытный водитель проезжает по ним без особого труда. Владельцу иномарки во многом придется полагаться на собственное знание автомобиля и дорожные советы туроператора, порекомендовавшего ему маршрут, включающий в себя передвижение по проселочным дорогам. Хочется отметить, что при разработке автомобильного маршрута туроператор должен указывать, на какой класс автомобилей и уровень водительского мастерства он рассчитывает. Вопрос питания участников поездки автопутешественнику также следует решить для себя заранее.

     На  основных магистралях, по которым двигаются  автомобильные потоки, проблем с  питанием у водителей и спутников  не возникнет. Уже в настоящее  время вдоль дорог развернута широкая сеть придорожных кафе. Путешественнику только остается сделать выбор, где перекусить. На автострадах масса предложений горячих пирожков, беляшей, другой снеди. Есть и множественные предложения отобедать домашней пищей. Летом всегда приятно перекусить в открытом кафе на свежем воздухе. Но за качество приготовленного здесь же на открытом огне шашлыка, а также пирожка из ведра или корзинки, вряд ли кто сможет дать гарантию. Поэтому надежнее отобедать в предприятии общественного питания.  
 
 
 
 

 

Глава III. География автотуризма в России 

     Путешествие на автомобиле один из интереснейших  видов туризма. Многие выбирают его, потому что считают такой вид  транспорта безопасным для себя, другие потому что благодаря таким поездкам можно больше увидеть и узнать, ну а кто-то просто не может расстаться со своим автомобилем. И все они, по своему правы.

     Действительно, разве можно узнать о своем  родном крае, области и всей стране путешествуя на поезде или на самолете? Ответ - нет. Человек не предоставлен себе, у него не будет возможности в любой момент остановиться, размяться, отдохнуть на природе, рассмотреть небольшие деревеньки по пути или пообщаться с местными жителями. Путешествие на автомобиле позволит ему сделать это.

     К сожалению, специфика автотуризма не позволяет нам добраться до таких уголков России, как Байкал или Средняя Азия (добраться туда нельзя, т.к. за Уралом какие-либо дороги, кроме грунтовых, обрываются и 100 дней в год по ним можно проехать только на вездеходе (а в остальные 265 дней - только на вертолете). Для автотуриста доступна только европейская часть России. И тут уже не важно, зачем ехать: по коммерческим делам в Саратов, навестить близких в Псков или поесть Астраханских арбузов - главное не сидеть дома, изучать свою Родину, узнавать жизнь глубинки.

     Для начала нужно продумать свой маршрут  и решить, что представляет наибольший интерес. Например, можно поехать  по Золотому Кольцу России, съездить к  озеру Байкал, побывать у  Черного  моря или проехать по пушкинским местам. Отправившись в автобусный экскурсионный тур по Золотому Кольцу, можно окунуться в очаровательную атмосферу русской провинции; совершить настоящее путешествие по реке времени; увидеть древние города России, чей архитектурный облик – совершенен, а история хранит тысячи удивительных легенд. Разработаны однодневные автобусные

и комбинированные (автобусно-пешеходные) туры по Москве, Санкт -

Петербургу, Нижнему Новгороду и другим крупным  российским городам, экскурсии с посещением усадеб Абрамцево, Архангельское, Царицыно, Коломенское и др. Из длительных туров особой популярностью пользуются автобусные маршруты в Санкт-Петербург с последующим посещением истори -ко-архитектурных ансамблей Павловска, Гатчины, Петергофа, Царского Села.

      Большим разнообразием отличаются темы экскурсионных программ автобусных туров. Так, организованы религиозные туры с посещением Данилова и Симонова монастырей в Москве, Троице - Сергиевской Лавры в

Сергиевом Посаде, Толгского монастыря в  Ярославле, Ипатьевского монастыря в Костроме, Дмитриевского собора во Владимире, Саввино - Сторожевского монастыря в Звенигороде и др. Космический тур предполагает поездку в Звездный городок, где туристы знакомятся с местным музеем и центром подготовки космонавтов, а также посещение Музея авиации в Монино. Театральные туры разработаны специально для поклонников русского искусства и включают в себя посещение Большого и Малого театров в Москве, Мариинского оперного театра в Санкт –Петербурге и спектаклей известных театров в других городах России.

      Многие  турфирмы в своей деятельности учитывают интересы конкретных категорий туристов. Так, при разработке маршрутов для школьников они ориентируются на школьные программы по истории, литературе, краеведению. Это позволяет привлечь дополнительных клиентов в турбизнес и способствует патриотическому воспитанию молодежи. Популярностью среди школьников пользуются, например, автобусные экскурсии «Пушкин в Москве», «Лермонтов в Москве», «Монастыри Москвы», «По местам боевой славы» (Москва и Подмосковье), «Пушкинские места» (с пребыванием школьников в Пскове) и др.

Информация о работе Автотуризм в России