Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 10:12, практическая работа
Экскурсия — это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой и взаимообусловлены.
Первое направление — процесс создания новой темы экскурсии.
Подготовка новой темы экскурсии поручается творческой группе. В ее состав включается от 3 до 7 человек в зависимости от сложности темы. Обычно каждому из участников творческой группы поручается разработка одного из разделов или нескольких вопросов подтемы. В целях контроля за работой творческой группы выбирается руководитель из числа студентов.
Портфель экскурсовода
“Ансамбль стрелки Васильевского острова”
Экскурсия занимает 5 часов.
Выполнили:
Санкт-Петербург
2011
Экскурсия — это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой и взаимообусловлены.
Первое направление — процесс создания новой темы экскурсии.
Подготовка новой темы экскурсии поручается творческой группе. В ее состав включается от 3 до 7 человек в зависимости от сложности темы. Обычно каждому из участников творческой группы поручается разработка одного из разделов или нескольких вопросов подтемы. В целях контроля за работой творческой группы выбирается руководитель из числа студентов.
Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:
Познавательная ценность — связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность их использования в эстетическом воспитании участников экскурсии.
Известность объекта, его популярность среди населения (например, такие объекты, как Дворцовая площадь, Эрмитаж и др.).
Необычность (экзотичность) объекта. Имеется в виду особенность, неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения. Необычность объекта может быть также связана с каким-то историческим событием, которое произошло в данном здании, на месте установки данного памятника, с легендой или историческим событием. Экзотичность может быть природного характера.
Местонахождение объекта. При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения.
Отбор объектов заканчивается составлением карточки на каждый из них.
В карточку объектов вносятся следующие данные:
1) наименование объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым памятник известен у населения;
2) историческое событие, с которым связан памятник, дата события;
3) местонахождение объекта, его почтовый адрес;
4) дата составления карточки, фамилия составителя.
К карточке прикрепляется фотография объекта, воспроизводящая его нынешний и прежние виды.
СОСТАВЛЕНИЕ МАРШРУТА ЭКСКУРСИИ
Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов.
Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута, — организация показа объектов в логической последовательности.
ПОДГОТОВКА КОНТРОЛЬНОГО ТЕКСТА ЭКСКУРСИИ
Основу контрольного текста даёт преподаватель. Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык.
Текст экскурсии составляется творческой группой студентов при разработке темы и выполняет контрольные функции. Это означает, что каждый студент должен строить свой рассказ с учетом требований данного текста (контрольного текста).
Помимо материалов для рассказа экскурсовода (студента) в контрольный текст включают материалы, которые должны составить содержание вступительного слова и заключения экскурсии, а также логических переходов. Он должен быть удобен для пользования. Цитаты, цифры и примеры сопровождаются ссылками на источники.
СОСТАВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТЕКСТА
Экскурсионная практика исходит из того, что основой рассказа экскурсовода является индивидуальный текст, который определяет последовательность и полноту изложения мыслей, помогает экскурсоводу (студенту) логически строить свой рассказ. Такой текст каждый экскурсовод (студент) составляет самостоятельно. Основой для индивидуального текста является контрольный текст, который выдал преподаватель.
Индивидуальный текст содержит полное изложение того, что следует рассказать на экскурсии. При изложении сущности исторических событий не должно быть сокращений, оценки их значения.
Не допускается также
Продолжительность рассказа не должна превышать времени, на какое памятник способен приковать к себе внимание экскурсантов. Чаще всего это пять-семь минут. Если это время не соблюдается, то никакая живость рассказа, никакие методические приемы не способны восстановить внимание экскурсантов. Экскурсовод так же, как лектор, может во время экскурсии пользоваться своим индивидуальным текстом. Для удобства пользования им рекомендуется перенести содержание рассказа на специальные карточки, где записываются краткие данные об объекте, основные мысли рассказа, отдельные цитаты, исторические даты. Карточки имеют порядковые номера и складываются перед экскурсией с учетом последовательности раскрываемых подтем.
КОМПЛЕКТОВАНИЕ «ПОРТФЕЛЯ ЭКСКУРСОВОДА»
«Портфель экскурсовода» — условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Эти пособия обычно помещаются в папке или небольшом портфеле.
В «портфель экскурсовода»
СОСТАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
Методическая разработка — документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Оформление методической разработки происходит следующим образом:
— на титульном листе располагаются
данные: наименование колледжа, название
темы экскурсии, вид экскурсии,
протяженность маршрута,
продолжительность в
— на следующей странице излагаются цель и задачи экскурсии, схема маршрута с указанием объектов и остановок во время экскурсии.
Методическая разработка состоит их трех разделов: вступления, основной части и заключения. Размер разработки — 6—12 страниц машинописного текста.
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
Контрольный текст экскурсии:
Кальмуцкая Юлия…………………………………………………………….……
Здание биржи. Северный и южный пакгаузы.
Киткина Ксения………………………………………………………………
Здание таможни…
Академия наук.
Здание двенадцати коллегий.
Академия Наук.
Захарова Анастасия………………………………………………………
Дворец Петра II.
Манеж кадетского корпуса.
Меншиковский дворец.
Красавина Екатерина………………………………………………………
Румянцевский сад.
Сфинксы на Университетской набережной.
Методическая разработка……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………….….
Введение.
Цель экскурсии - показ исторической роли города и знакомство с его архитектурными особенностями.
Задача экскурсии – знакомство экскурсантов с историей освоения и застройки самого большого острова дельты Невы, по праву являющимся культурным и музейным центром Санкт-Петербурга; ознакомить с его знаменитыми обитателями, в том числе о светлейшем князе Меншикове, ближайшем сподвижнике Петра I.
1. Начало. Биржевая площадь. Биржа. Ростральные колонны. Пакгаузы.
2.Набережная Макарова. Здание Таможни
4.Здание Двенадцати Коллегий. Памятник Ломоносову
5. Университетская наб. Академия Наук. Дворец Петра II. Манеж Кадетского корпуса.
6.Меншиковский дворец. Румянцевский сад. Обелиск Румянцева победам.
7. Академия Художеств. Сфинксы.
Контрольный текст экскурсии.
Кальмуцкая Юлия.
Здание биржи. Северный и южный пакгаузы.
В жизни любого морского города порт — одно из самых важных мест.
Стрелка Васильевского острова в Санкт-Петербурге – один из главных и красивейших ансамблей Северной столицы. Отсюда, от Биржевой площади, расходятся две набережные - Университетская и Макарова. Это одно из любимых мест петербуржцев и гостей города.
Васильевский остров начал застраиваться ещё в петровские времена. По замыслу Петра, город должен был стать одновременно морской крепостью и торговым портом. Вначале центр города возник на Петроградской стороне, но порт у Петропавловской крепости не мог развиваться из-за мелководья Невы. Тогда выбор царя пал на Васильевский остров.
По проекту Д.Трезини здесь намечалось создать площадь, застроенную по береговой дуге жилыми домами. С запада площадь ограничивало протяженное здание Двенадцати коллегий, за которым предусматривался канал, соединяющий Большую и Малую Неву (с севера на юг). В южной части предусматривалось строительство главной площади. Проект Трезини также предусматривал создание здесь большого собора. За исключением церкви и канала, все остальные сооружения были построены.
В течение 2х десятилетий на стрелке поднялись здания Двенадцати коллегий (1722-1742), кунсткамера (1718-1734), дворец царицы Прасковьи Федоровны (ныне Академия Наук) и др.постройки.
Образовавшуюся площадь назвали Коллежской. Весной, когда в порт приходили иностранные корабли, на площади начиналась торговля заморскими товарами. Здесь можно было купить говорящих попугаев, обезьян, черепах.
В начале XIX в. площадь распланировал архитектор Тома де Томон. Её перепланировка оказалась возможной после того, как к берегу было подсыпано 124 метра грунта в сторону реки. Созданный полукруглый выступ создавался для парадной пристани морского порта. Центром архитектурного ансамбля площади с 1810 года является здание Биржи.
В 1781 г. по проекту Дж. Кваренги начали возводить здание биржи. Но оно смотрело фасадом на Зимний дворец и не вписывалось в ансамбль площади. Через 4 года здание разобрали.
Проект новой биржи разработал французский архитектор Тома де Томон. Здание строили в 1804-1816 гг. величественное сооружение построено по типу храмов Древней Греции. Фасад украшен скульптурной группой «Нептуп с двумя реками». На колеснице, запряженной четверкой морских коней, бог морей в короне и с трезубцем в левой руке (символ морского могущества) торжественно въезжает в воды Невы. Женская фигура слева от Нептуна олицетворяет Неву, мужская фигура справа – реку Волхов. С противоположной стороны здания установлена другая скульптурная группа – «Навигация с Меркурием и двумя реками». (Меркурий - бог торговли). Аллегорическое значение скульптур- связь здания Биржи с торговлей и водной стихией. С 1940 г. здесь размещается Центральный военно-морской музей. Здание Биржи мы можем видеть на 50-ти рублевой Российской банкноте.
Здание Биржи разбило площадь
на две части. С запада от
неё осталась Коллежская
С обеих сторон от здания Биржи расположены южный и северный пакгаузы (закрытые складские помещения). Они возведены в 1826-1832 гг. (арх. Лукини) в стиле классицизма и хорошо вписываются в ансамбль площади. В южном пакгаузе сейчас находится Зоологический музей. В северном пакгаузе Биржи находится Центральный музей почвоведения им. В. В. Докучаева.
По проекту того же Тома де Томона в ансамбль стрелки были включены 2 ростральные колонны-маяки. Рострум в переводе с латинского – «клюв», так назывался нос корабля. По преданию, в Древнем Риме существовал обычай в честь морских побед возводить колонны и украшать их носами захваченных кораблей неприятеля. Колонны появились на стрелке в 1810 г. Одна служила маяком для судов на Малой Неве, другая указывала путь в Большую Неву. Колонны – символ морского могущества России. Высота колонн – 32 м. Внутри колонн – винтовая лестница. На верхней площадке – чаша-светильник. В 1957 г. к чашам подвели газ, и теперь ярко-оранжевые факелы на ростральных колоннах зажигаются в дни праздников и торжеств. Колонны украшены рострами. Нижняя, самая большая пара, укреплена так, что один нос корабля обращен к Неве, другой – к бирже. Каждый ростр декорирован фигурой наяды (речного божества). Вторая пара украшена головой крокодила, морскими коньками и рыбами. Ростры третьей пары – головой водяного, а четвертой, верхней и самой меньшей, - изображениями морских коньков. У подножия обеих колонн расположились сидящие 2 мужские и 2 женские фигуры. Считается, что они символизируют русские реки – Волгу, Днепр, Волхов и Неву.
Киткина Ксения
Здание таможни.
Набережная Макарова. За северным биржевым пакгаузом расположено здание Таможни (учреждение, ведающее ввозом и вывозом товаров и сбором пошлины). Здание построено в классическом стиле и обращено главным фасадом на Малую Неву. Оно увенчано куполом на высоком барабане. Фасад украшен восемью колоннами. На фронтоне (верхняя часть фасада здания треугольной или криволинейной формы) помещены статуи Меркурия, Нептуна и Цереры – богини урожая и покровительницы семейных уз. С 1927 г. в здании располагается институт русской литературы – Пушкинский дом.
Академия наук.
По Тифлисской улице до площади академика Сахарова. Здание библиотеки Академии наук. Памятник Сахарову. Сахаров – советский физик, политический деятель, Олин из создателей водородной бомбы, лауреат нобелевской премии.
Здание двенадцати коллегий.
В 1711 г. ПетрI вместо Боярской думы создал Сенат – высший законодательный орган государства. В 1718 г. были образованы коллегии (учреждения, каждое из которых ведает отдельной отраслью управления). Сначала их было 9, но в дальнейшем стало 12. Это были: