Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 17:15, дипломная работа
Работа состоит из двух основных глав. В первой главе исследуется история возникновения и развития ансамбля баянистов. Во второй главе раскрыты основные методы и приемы репетиционной работы с ансамблем баянистов, приведены конкретные примеры (упражнения, пьесы различного характера).
Основная цель работы – изучение основных навыков (методов) ансамблевой игры, глубокое осознание роли индивидуальности в контексте коллективного музицирования.
Задача – выявить основные принципы и приемы работы с ансамблем, ознакомиться со спецификой и особенностями репетиционной работы.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. История возникновения и развития ансамблевого искусства в России разных периодов......................................................................................5
I.1. Создание первых ансамблей баянистов 70-х годов XIXвека. ………….....5
I.2. Возникновение академического ансамблевого искусства игры на баяне в 20-30-х годах. …………………………………………………………………….6
I.3. Развитие ансамблевого искусства в послевоенные годы. ………………....7
I.4. Баянное ансамблевого искусства период конца 50-60 годов; 1970-2000 годов. ………………………………………………………………………………8
I.5.Развитие ансамблевого искусства современного периода. .........................10
Глава II. Основные методы работы с ансамблем. Воспитание основных навыков ансамблевого музицирования на начальном этапе…………….12
II.1. Роль руководителя…………………………...…………………………......12
II.2. Комплектация учеников……………..……………………………….…....17
II.3. Учебно-воспитательная работа в ансамбле………………………………20
II.4. Особенности музицирования. …………………………………………….25
1) Технические навыки. ………………………………………………………...25
2) Репетиционная работа с ансамблем. ……………………..…………………29
II.5. Подбор репертуара……………………………………………………........36
II.6. Разбор произведений……………….……………………………………...37
II.7. Генеральная репетиция……………………….……...……………….…...41
II.8. Концертное выступление………………………….……………………....43
Заключение ……………………………………………….…………………….45
Список литературы…...………………………………….………………….....47
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального
Иркутский музыкальный колледж
Работа с ансамблем в ДМШ
Выпускной квалификационный реферат
"К защите допускаю"
Руководитель:
_____________________
Рецензент:
_____________________
Выполнила:
инструменты народного оркестра
Нечесова Анна Геннадьевна
Руководитель: Поподько В.А.
2011
Глава I. История возникновения и развития ансамблевого
искусства в России разных периодов......................
I.1. Создание первых ансамблей баянистов 70-х годов XIXвека. ………….....5
I.2. Возникновение академического ансамблевого искусства игры на баяне в 20-30-х годах. …………………………………………………………………….6
I.3. Развитие ансамблевого искусства в послевоенные годы. ………………....7
I.4. Баянное ансамблевого искусства
период конца 50-60 годов; 1970-2000 годов.
………………………………………………………………………………
I.5.Развитие ансамблевого искусства современного периода. .........................10
II.2. Комплектация учеников……………..……………………………….….
II.3. Учебно-воспитательная работа в ансамбле………………………………20
II.4. Особенности музицирования. …………………………………………….25
1) Технические навыки. ………………………………………………………...25
2) Репетиционная работа с ансамблем. ……………………..…………………29
II.5. Подбор репертуара……………………………………………………
II.7. Генеральная репетиция……………………….……...………………
II.8. Концертное выступление………………………….……………………
Заключение ……………………………………………….…………………….45
Список литературы…...………………………
Введение
Музыкальный ансамбль – это коллективная форма игры, при которой все музыканты сообща раскрывают художественное содержание произведения. «…Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль, технические приемы с индивидуальностью, стилем, приемами исполнения партнеров, что обеспечивает слаженность и стройность исполнения в целом» (Музыкальная энциклопедия).
Понятие «ансамбль», означающее стройное сочетание различных элементов, встречаются во всех областях искусства. В музыке ансамблем называют группу из двух и более музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение, а также и само произведение, написанное для такой группы музыкантов. Определение «хороший ансамбль» характеризует слаженность исполнения и единство творческих устремлений участников художественного коллектива; выражение «чувство ансамбля» (хорошо или плохо развитое) подразумевает способность музыканта к совместной игре и особые, специфические навыки ансамблевой игры.
Ансамбль имеет большое значение в формировании и воспитании разностороннего музыканта в условиях музыкальной школы. Известно, что ансамблевая игра значительно расширяет музыкальный кругозор учащегося, развивает такие качества, необходимые музыканту, как умение слушать не только собственное исполнение, но и партнера, общее звучание всей музыкальной ткани пьесы; воспитывает умение увлечь своим замыслом товарища, а когда это необходимо подчиниться его воле; активизирует фантазию и творческое начало; заостряет ощущение звукового колорита; повышает чувство долга и ответственности за знание своей партии, ибо совместное исполнительство требует свободного владения текстом, прививает учащимся чувство товарищества.
В реферате сделана попытка отразить основные аспекты, включающие в себя принципы и особенности работы в классе ансамбля.
Работа состоит из двух основных
глав. В первой главе исследуется
история возникновения и
Основная цель работы – изучение основных навыков (методов) ансамблевой игры, глубокое осознание роли индивидуальности в контексте коллективного музицирования.
Задача – выявить основные принципы и приемы работы с ансамблем, ознакомиться со спецификой и особенностями репетиционной работы.
Глава I. История возникновения и развития ансамблевого искусства в России разных периодов.
I.1. Создание первых ансамблей баянистов 70-х годов XIXвека.
Традиция совместного
Еще более высокого художественного уровня достигает оркестр гармоник, который с 1903 года возлагает ученик Н.И.Белобородова Владимир Петрович Хегстрем ( 1865 – 1920). Руководимые им музыканты значительно расширяют сферу своей концертной деятельности, существенно обновляют репертуар. Наряду с обработками бытовых песенно-танцевальных жанров, занимают произведения музыкальной классики. Коллектив выступал во многих городах России, записывался на пластинки и был удостоен чести дать концерт в Малом зале Московской консерватории.
В.П.Хегстрем особенно много сил и энергии отдал широкому распространению в России исполнительства на гармонике. В 1906 году он организует «Первое российское общество любителей игры на хроматических гармониках» - 1907 года в Туле был утвержден его устав.
I.2. Возникновение академического ансамблевого искусства игры на баяне в 20-30-х годах.
Одним из наглядных показателей значительно возросшего уровня обучения явилось проведение Первого всесоюзного смотра исполнителей на народных инструментах. Он состоялся в Москве с 29 сентября по 17 октября 1939 года и по сути своей был конкурсным состязанием. Призерами становятся восемь киевлян, обучавшихся в классе М.М.Гелиса. среди баянистов это – Николай Иванович Ризоль, сестры Мария и Раиса Григорьевны Белецкие. Вскоре вместе с Иваном Тимофеевичем Журомским они организуют Квартет баянистов Киевской государственной филармонии. Коллектив успешно гастролировал по стране и далеко за ее пределами.
Большую популярность с 1927 года получают также два других ансамбля – Квартет баянистов семьи Онегиных и с 1935 года – Квартет баянистов имени М.М.Иппоитова-Иванова, а также Трио баянистов братьев Бесфамильновых.
I.3. Развитие ансамблевого искусства в послевоенные годы.
Горячей любовью слушательской
аудитории стало пользоваться также
искусство дуэта баянистов Анат
Для камерного-академического баянного ансамблевого исполнительства в данный период времени особенно важной становится активизация концертной деятельности квартета баянистов Киевской государственной филармонии в составе Н.И.Ризоля, И.И.Журомского, Р.Г.Белецкой и М.Г.Белецкой – коллектива, начавшего работу еще в довоенные годы. Его искусство характеризовалось прежде всего глубиной интерпретации и скрупулезным отношением ко всем деталям интерпретируемых произведений, широкомасштабной логикой музыкального мышления.
I.4. Баянное ансамблевого искусства период конца 50-60 годов; 1970-2000 годов.
Намного активнее, чем ранее, становится также ансамблевая деятельность баянистов, в репертуаре появляется ряд развернутых, масштабных сочинений. К примеру, в концертных программах прославленного Квартета Киевской государственной филармонии под управлением Н.И.Ризоля находят убедительное воплощение крупные полотна – первая часть Симфонии № 40 В.А.Моцарта, вторая часть Симфонии № 6 П.И.Чайковского, Венгерская рапсодия № 10 Ф.Листа, «Готическая сюита» Л.Бёльмана и другие произведения.
Возникает ряд новых ансамблей. Среди наиболее знаменитых их них следует выделить трио баянистов в составе Николай Сергеевич Худяков, Анатолий Александрович Хижняк, Иван Тимофеевич Шепельский, воспитанников Киевской государственной консерватории М.М.Гелиса. этот коллектив, развернувший активную концертно гастрольную деятельность с 1960 года стал особенно заметным явлением во всем ансамблеовм искусстве второй половины XX века. Творческое лицо артистов определялось прежде всего высокой академической культурой, умением выстроить крупную форму, широким тембро-динамическим спектром звучания, филигранным техническим мастерством. Примечательной особенностью стала также четко выраженная просветительская направленность, проявляющаяся в активном проведении различных тематических концертах (из произведений русских, украинских, уральских композиторов, сочинений И.С.Баха, П.И.Чайковского, вечеров органной музыки и т.п.), это сделало еще более действенной пропаганду данной формы исполнительства, намного увеличило ее престижность.
Новые тенденции характерны также для дуэтного исполнительства. Одним из наиболее ярких с середины 1980-х годов становится дуэт Николая Прокофьевича Ищенко(р. 1954) и Наталии Петровны Ищенко (1954 – 2005) из Челябинска, дуэт из Харькова Александра Владимировича Мищенко (р. 1956) и Игоря Ивановича Снедкова (р. 1954), ростовский дуэт баянистов Геннадия Викторовича Галицкого (р. 1958) и Анатолия Валентиновича Заикина (р. 1958).
Ансамбли баянистов пользуются
неизменным успехом у слушателей
благодаря их широким художественно-
I.5. Развитие ансамблевого искусства современного периода.
Ришар Гальяно является одним из популярных современных композиторов, которые продолжает традиции заложенные Астором Пьяццоллой в плане нового течения в ансамблевом испонительстве. В частности Ришар Гальяно является непревзойденным ансамблистом, его пьесы зачастую создаются не только для джазовых трио и квартетов, где он играет с контрабасом, гитарой, ударными. Большой популярностью пользуются его выступления и записи с видным французским кларнетистом и саксофонистом, а также исполнителем на бандонеоне Мишеле Порталем. Нередки также выступления баяниста с известными джазовыми музыкантами.
В настоящее время существуют множество
ансамблей баянистов и
Ансамбль "Русский тембр" - занимает совершенно особое место. Никто больше не играет на уникальных инструментах, созданных мастером-самородком Николаем Косоруковым. Его изобретение – тембровые баяны, которые звучат как инструменты симфонического оркестра, деревянные и медные. Музыканты играют на баянах, а слышится гобой, кларнет, валторна, туба… Ансамбль «Русский тембр» на 80% состоит из экспериментальных тембровых одноручных баянов (4+1) конструкции Н.Косорукова.
Липецкое трио баянистов - В репертуаре ансамбля - сочинения разных стилей и жанров отечественной и зарубежной классики, произведения композиторов-овременников, талантливые обработки народной музыки. Аранжировки для этого состава - коллективный творческий труд партнеров-единомышленников.