Работа с ансамблем в ДМШ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 17:15, дипломная работа

Описание работы

Работа состоит из двух основных глав. В первой главе исследуется история возникновения и развития ансамбля баянистов. Во второй главе раскрыты основные методы и приемы репетиционной работы с ансамблем баянистов, приведены конкретные примеры (упражнения, пьесы различного характера).
Основная цель работы – изучение основных навыков (методов) ансамблевой игры, глубокое осознание роли индивидуальности в контексте коллективного музицирования.
Задача – выявить основные принципы и приемы работы с ансамблем, ознакомиться со спецификой и особенностями репетиционной работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. История возникновения и развития ансамблевого искусства в России разных периодов......................................................................................5
I.1. Создание первых ансамблей баянистов 70-х годов XIXвека. ………….....5
I.2. Возникновение академического ансамблевого искусства игры на баяне в 20-30-х годах. …………………………………………………………………….6
I.3. Развитие ансамблевого искусства в послевоенные годы. ………………....7
I.4. Баянное ансамблевого искусства период конца 50-60 годов; 1970-2000 годов. ………………………………………………………………………………8
I.5.Развитие ансамблевого искусства современного периода. .........................10
Глава II. Основные методы работы с ансамблем. Воспитание основных навыков ансамблевого музицирования на начальном этапе…………….12
II.1. Роль руководителя…………………………...…………………………......12
II.2. Комплектация учеников……………..……………………………….…....17
II.3. Учебно-воспитательная работа в ансамбле………………………………20
II.4. Особенности музицирования. …………………………………………….25
1) Технические навыки. ………………………………………………………...25
2) Репетиционная работа с ансамблем. ……………………..…………………29
II.5. Подбор репертуара……………………………………………………........36
II.6. Разбор произведений……………….……………………………………...37
II.7. Генеральная репетиция……………………….……...……………….…...41
II.8. Концертное выступление………………………….……………………....43
Заключение ……………………………………………….…………………….45
Список литературы…...………………………………….………………….....47

Работа содержит 1 файл

диплом 24.12.doc

— 3.73 Мб (Скачать)

Государственное образовательное  учреждение

среднего профессионального образования

Иркутский музыкальный колледж

 

Работа с ансамблем в ДМШ

Выпускной квалификационный реферат

 

 

"К защите допускаю"

Руководитель:

 

_____________________

 

Рецензент:

 

_____________________

Выполнила:                                                                                                                                    Студентка 4 курса                                                                                                                                             специализации 070102.04

инструменты народного оркестра

Нечесова Анна Геннадьевна

Руководитель: Поподько В.А.

 

 

 

 

 

2011

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. История возникновения и развития ансамблевого искусства в России разных периодов......................................................................................5

I.1. Создание первых ансамблей баянистов 70-х годов XIXвека. ………….....5

I.2.  Возникновение академического ансамблевого искусства игры на баяне в 20-30-х годах.  …………………………………………………………………….6

I.3. Развитие ансамблевого искусства в послевоенные годы. ………………....7

I.4. Баянное ансамблевого искусства период конца 50-60 годов; 1970-2000  годов. ………………………………………………………………………………8

I.5.Развитие ансамблевого искусства современного периода. .........................10

Глава II. Основные методы работы с ансамблем. Воспитание основных навыков ансамблевого музицирования на начальном этапе…………….12

II.1. Роль руководителя…………………………...…………………………......12

II.2. Комплектация учеников……………..……………………………….…....17

II.3. Учебно-воспитательная работа в ансамбле………………………………20

II.4. Особенности музицирования. …………………………………………….25

1) Технические навыки. ………………………………………………………...25

2) Репетиционная работа с ансамблем. ……………………..…………………29

II.5. Подбор репертуара……………………………………………………........36

II.6. Разбор произведений……………….……………………………………...37

II.7. Генеральная репетиция……………………….……...……………….…...41

II.8. Концертное выступление………………………….……………………....43

Заключение ……………………………………………….…………………….45

Список литературы…...………………………………….………………….....47

 

Введение

Актуальность  выбранной темы состоит в том, что была предложена работа в классе ансамбля ДМШ. В связи с этим появилась необходимость исследования и изучения основных методов работы с ансамблем.

Музыкальный ансамбль – это коллективная форма  игры, при которой все музыканты  сообща раскрывают художественное содержание произведения. «…Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя  соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль, технические приемы с индивидуальностью, стилем, приемами исполнения партнеров, что обеспечивает слаженность и стройность исполнения в целом» (Музыкальная энциклопедия).

Понятие «ансамбль», означающее стройное сочетание различных элементов, встречаются во всех областях искусства. В музыке ансамблем называют группу из двух и более музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение, а также и само произведение, написанное для такой группы музыкантов. Определение «хороший ансамбль» характеризует слаженность исполнения и единство творческих устремлений участников художественного коллектива; выражение «чувство ансамбля» (хорошо или плохо развитое) подразумевает способность музыканта к совместной игре и особые, специфические навыки ансамблевой игры.

Ансамбль имеет большое значение в формировании и воспитании разностороннего музыканта в условиях музыкальной школы. Известно, что ансамблевая игра значительно расширяет музыкальный кругозор учащегося, развивает такие качества, необходимые музыканту, как умение слушать не только собственное исполнение, но и партнера, общее звучание всей музыкальной ткани пьесы; воспитывает умение увлечь своим замыслом товарища, а когда это необходимо подчиниться его воле; активизирует фантазию и творческое начало; заостряет ощущение звукового колорита; повышает чувство долга и ответственности за знание своей партии, ибо совместное исполнительство требует свободного владения текстом, прививает учащимся чувство товарищества.

В реферате сделана попытка отразить основные аспекты, включающие в себя принципы и особенности работы в  классе ансамбля.

Работа состоит из двух основных глав. В первой главе исследуется  история возникновения и развития ансамбля баянистов. Во второй главе раскрыты основные методы и приемы репетиционной  работы с ансамблем баянистов, приведены конкретные примеры (упражнения, пьесы различного характера).

 

Основная цель работы – изучение основных навыков (методов) ансамблевой игры, глубокое осознание роли индивидуальности в контексте коллективного музицирования.

 

Задача – выявить основные принципы и приемы работы с ансамблем, ознакомиться со спецификой и особенностями репетиционной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. История возникновения и развития ансамблевого искусства в России разных периодов.

 

I.1. Создание первых ансамблей баянистов 70-х годов XIXвека.

Традиция совместного исполнения произведения на нескольких хроматических  гармониках или баянах возникла с  появлением инструмента. Создание первой хроматической гармоники в Росси относится к 70-м гг. XIX века. В это время уже существовал семейный ансамбль гармонистов в семье создателя инструментов – Н. И. Белобородова, он представлял собой слаженный коллектив, исполнявший концертные программы на весьма высоком художественном уровне. Его концертная деятельность имела большой успех у горожан и получила поддержку Л.Н.Толстого, который не только слушал эти выступления, но и давал советы и рекомендации по совершенствованию работы, интересовался знанием оркестрантами нотной грамоты и теории музыки в целом.

Еще более высокого художественного  уровня достигает оркестр гармоник, который с 1903 года возлагает ученик Н.И.Белобородова Владимир Петрович Хегстрем ( 1865 – 1920). Руководимые им музыканты значительно расширяют сферу своей концертной деятельности, существенно обновляют репертуар. Наряду с обработками бытовых песенно-танцевальных жанров, занимают произведения музыкальной классики. Коллектив выступал во многих городах России, записывался на пластинки и был удостоен чести дать концерт в Малом зале Московской консерватории.

В.П.Хегстрем особенно много сил и энергии отдал широкому распространению в России исполнительства на гармонике. В 1906 году он организует «Первое российское общество любителей игры на хроматических гармониках» - 1907 года в Туле  был утвержден его устав.

 

 

I.2. Возникновение академического ансамблевого искусства игры на баяне в 20-30-х годах.

Одним из наглядных показателей  значительно возросшего уровня обучения явилось проведение Первого всесоюзного смотра исполнителей на народных инструментах. Он состоялся в Москве с 29 сентября по 17 октября 1939 года и по сути своей был конкурсным состязанием. Призерами становятся восемь киевлян, обучавшихся в классе М.М.Гелиса. среди баянистов это – Николай Иванович Ризоль, сестры Мария и Раиса Григорьевны Белецкие. Вскоре вместе с Иваном Тимофеевичем Журомским они организуют Квартет баянистов Киевской государственной филармонии. Коллектив успешно гастролировал по стране и далеко за ее пределами.

Большую популярность с 1927 года получают также два других ансамбля – Квартет баянистов семьи Онегиных и с 1935 года – Квартет баянистов имени М.М.Иппоитова-Иванова, а также Трио баянистов братьев Бесфамильновых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.3. Развитие ансамблевого искусства в послевоенные годы.

Горячей любовью слушательской  аудитории стало пользоваться также  искусство дуэта баянистов Анатолия Андреевича Шалаева и Николая Андреевича Крылова. Хотя в их репертуаре было немало произведений музыкальной классики – произведений М.Мусоргского, П.Чайковского, Ж.Бизе, А.Хачатуряна и ряда других композиторов; исполняли аранжировки народных песен. Наибольшую известность в их репертуаре получили многочисленные обработки А.А.Шалаева, прочно закрепившиеся в концертной и педагогической практике вплоть до наших дней.

Для камерного-академического баянного ансамблевого исполнительства в  данный период времени особенно важной становится активизация концертной деятельности квартета баянистов Киевской государственной филармонии в составе Н.И.Ризоля, И.И.Журомского, Р.Г.Белецкой и М.Г.Белецкой – коллектива, начавшего работу еще в довоенные годы. Его искусство характеризовалось прежде всего глубиной интерпретации и скрупулезным отношением ко всем деталям интерпретируемых произведений, широкомасштабной логикой музыкального мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.4. Баянное ансамблевого искусства период конца 50-60 годов; 1970-2000 годов.

Намного активнее, чем ранее, становится также ансамблевая деятельность баянистов, в репертуаре появляется ряд развернутых, масштабных сочинений. К примеру, в концертных программах прославленного Квартета Киевской государственной филармонии под управлением Н.И.Ризоля находят убедительное воплощение крупные полотна – первая часть Симфонии № 40 В.А.Моцарта, вторая часть Симфонии № 6 П.И.Чайковского, Венгерская рапсодия № 10 Ф.Листа, «Готическая сюита» Л.Бёльмана и другие произведения.

Возникает ряд новых ансамблей. Среди наиболее знаменитых их них  следует выделить трио баянистов  в составе Николай Сергеевич Худяков, Анатолий Александрович Хижняк, Иван Тимофеевич Шепельский, воспитанников Киевской государственной консерватории М.М.Гелиса. этот коллектив, развернувший активную концертно гастрольную деятельность с 1960 года стал особенно заметным явлением во всем ансамблеовм искусстве второй половины XX века. Творческое лицо артистов определялось прежде всего высокой академической культурой, умением выстроить крупную форму, широким тембро-динамическим спектром звучания, филигранным техническим мастерством. Примечательной особенностью стала также четко выраженная просветительская направленность, проявляющаяся в активном проведении различных тематических концертах (из произведений русских, украинских, уральских композиторов, сочинений И.С.Баха, П.И.Чайковского, вечеров органной музыки и т.п.), это сделало еще более действенной пропаганду данной формы исполнительства, намного увеличило ее престижность.

 

Новые тенденции характерны также  для дуэтного исполнительства. Одним  из наиболее ярких с середины 1980-х  годов становится дуэт Николая Прокофьевича Ищенко(р. 1954) и Наталии Петровны Ищенко (1954 – 2005)  из Челябинска, дуэт из Харькова Александра Владимировича Мищенко (р. 1956) и Игоря Ивановича Снедкова (р. 1954), ростовский дуэт баянистов Геннадия Викторовича Галицкого (р. 1958) и Анатолия Валентиновича Заикина (р. 1958).

Ансамбли баянистов пользуются неизменным успехом у слушателей благодаря их широким художественно-выразительным  и техническим возможностям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.5. Развитие ансамблевого искусства современного периода.

Ришар Гальяно является одним из популярных современных композиторов, которые продолжает традиции заложенные Астором Пьяццоллой в плане нового течения в ансамблевом испонительстве. В частности Ришар Гальяно является непревзойденным ансамблистом, его пьесы зачастую создаются не только для джазовых трио и квартетов, где он играет с контрабасом, гитарой, ударными. Большой популярностью пользуются его выступления и записи с видным французским кларнетистом и саксофонистом, а также исполнителем на бандонеоне Мишеле Порталем. Нередки также выступления баяниста с известными джазовыми музыкантами.

В настоящее время существуют множество  ансамблей баянистов и аккордеонистов, которые ведут активную концертную деятельность, пропагандируя как  классическую, эстрадную, так и популярную музыку, написанную непосредственно для данных инструментов. Это ансамбли такие как: Дуэт «Баян-Микс» - творчество коллектива рассчитано на очень широкую аудиторию. В репертуаре дуэта есть классические произведения в современной танцевальной аранжировке, популярные мелодии и всемирно известные хиты, а также авторские композиции.

            Ансамбль "Русский тембр" - занимает совершенно особое место. Никто больше не играет на уникальных инструментах, созданных мастером-самородком Николаем Косоруковым. Его изобретение – тембровые баяны, которые звучат как инструменты симфонического оркестра, деревянные и медные. Музыканты играют на баянах, а слышится гобой, кларнет, валторна, туба… Ансамбль «Русский тембр» на 80% состоит из экспериментальных тембровых одноручных баянов (4+1) конструкции Н.Косорукова.

           Липецкое трио баянистов - В репертуаре ансамбля - сочинения разных стилей и жанров отечественной и зарубежной классики, произведения композиторов-овременников, талантливые обработки народной музыки. Аранжировки для этого состава - коллективный творческий труд партнеров-единомышленников.

Информация о работе Работа с ансамблем в ДМШ