Анализ региональных особенностей деятельности туристских фирм (на примере Санкт-Петербурга)

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 00:29, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является развитие теоретических подходов к туризму как особенному виду предпринимательской деятельности, организации системы государственного регулирования развития туризма на федеральном и региональном уровнях и обоснование практических рекомендаций по ее совершенствованию.
Достижение этой цели потребовало решения следующих основных задач:
изучить аппарат понятий и категорий предпринимательства в туризме;
выявить особенности функционирования предприятий туризма;
изучить механизмы государственной поддержки туризма;
проанализировать предпринимательскую деятельность сферы въездного туризма в Санкт-Петербурге;
предложить возможные мероприятия по развитию въездного туризма в Санкт-Петербурге.

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 915.50 Кб (Скачать)

В-третьих, следует ввести в строй  достаточное количество гостиничных  номеров для всех категорий туристов, а не только для самых богатых. Программа развития туризма в Санкт-Петербурге до 2010 года предполагала ввод в строй 10—12 тыс. номеров дополнительно, но реально за пять лет появилось только около 4 тыс. новых гостиничных мест. В-четвертых, «бум» невозможен без серьезного ослабления визового режима для европейцев и, в-пятых, без внедрения программы по формированию и продвижению туристического имиджа Санкт-Петербурга. Наконец, шестое условие, без которого не будут выполнены предыдущие пять, — постоянная комплексная поддержка туристической отрасли государством. Слово «комплексная» является ключевым: ни один шаг не даст эффекта вне связи с другими необходимыми мероприятиями. Для успешной реализации данной поддержки, необходимо создать туроператора с участием города, в задачу которого должно входить:

  • разработка комплекса рекламных компаний Санкт-Петербурга для различных стран;
  • размещение их на телевизионных каналах различных стран;
  • проработка конкретных туров по Санкт-Петербургу и пригородам;
  • организация конгрессов, съездов, конференций в осеннее-зимний период совместно с Администрацией города, научной и театральной общественностью;
  • координация развития гостиничной и транспортной составляющей туристического продукта;
  • участие в обсуждении и установлении цен гостиницами, транспортниками и музеями Санкт-Петербурга и пригородов;
  • продвижение туров на международном туристическом рынке.

Ожидания, что все указанные  условия будут выполнены, выглядят преувеличенно оптимистичными не только на фоне происходящих кризисных явлений, но и с учетом недостаточного содействия городских властей. Поэтому в ближайшие два-три года целесообразно ориентироваться на сохранение текущих тенденций в отрасли туризма и постепенное улучшение ситуации. При появлении позитивных сигналов возникнет возможность перехода к оптимистичному сценарию. Необходимо помнить, что в туристической индустрии результаты становятся заметны через несколько лет постоянного вложения труда и денег.

Политику постепенных улучшений  можно будет считать успешной, если снизится фактор сезонности (за счет кампаний по привлечению туристов в низкий сезон), увеличится срок пребывания гостей в городе и расширятся возможности для их суточных трат (через развитие индустрии развлечений). Также среди важных задач — мотивация туристов к повторным поездкам и усиление сегмента делового туризма (в том числе привлечение в город международных деловых конференций). Впрочем, речь надо вести об увеличении числа ярких событий в целом — как деловых, так и культурных, молодежных и прочих.

Обязательным условием является расширение практики и повышение удобства бронирования гостиниц и туров через Интернет. Таким способом, в обход туристических  операторов, осуществляется 25% бронирований в Европе. Виртуализацию туризма — сравнительно новое явление для России — необходимо поддерживать как один из очевидных, легких и дешевых методов увеличения числа привлекаемых туристов.

Создание туристического имиджа Санкт-Петербурга является необходимым шагом, работающим в комплексе с перечисленными мерами, и бесполезным — в отрыве от них. Мнение туриста, сформированное по возращении из поездки, имеет приоритетное значение перед официальной рекламой бренда города. Не имеет смысла рекламировать отсутствующие преимущества города для туристов. Столь же малоэффективно создавать гостям привлекательные возможности и не пропагандировать их.

Бренд города создают далеко не только власти и игроки туристического рынка. В значительной степени его создают  жители. Нельзя сказать, что культура гостеприимства в Петербурге отсутствует, но назвать ее развитой также трудно. Необходимо формировать и усиливать лояльное отношение горожан к иностранным гостям. Можно использовать социальную рекламу или средства массовой информации, способные донести до жителей аргументы в пользу пребывания в Петербурге иностранных гостей, перечислить выгоды, которые получит каждый петербуржец в результате развития туризма.

Средством привлечения внимания горожан  к задачам по укреплению туристического бренда Петербурга является широкая  дискуссия. Развитие городов никогда не бывает успешным, если осуществляется исключительно сверху. Серия дискуссий «Будущий Петербург», начатая медиа-холдингом РБК, призвана привлечь широкие слои образованных горожан к обсуждению путей развития Петербурга — в том числе как туристического центра.

Санкт-Петербург имеет стартовые  возможности для того, чтобы соответствовать  по итогам кропотливой работы, ведущим европейским туристическим центрам.

Формирование туристической столицы  может стать одной из пяти-восьми приоритетных целей для власти и горожан. Это точно более разумная задача, чем создание промышленного центра, особенно в формате автосборки. Города уже давно не зарабатывают на такой промышленности. Они зарабатывают на инновационных услугах, торговле, дизайн-бюро, спортивных и культурных событиях, и в том числе на туристах. Следовательно, привлечение в Петербург 5—10 млн. гостей ежегодно и получение городом годового дохода от туризма в сотни миллионов долларов — это вполне реально.

Безусловно, есть серьезные вызовы, на которые предстоит ответить. Один из них — это стимулирование потока гостей в низкий сезон. Период с октября по май стал сезоном делового туризма и конференций во многих европейских туристических центрах, что подсказывает направление работы для Петербурга.

Таким образом, необходимы улучшения — в создании быстрого, легкого, дружелюбного и заботливого сервиса не только в сегменте отелей, ресторанов и магазинов, но и в аэропортах, на таможне, железнодорожных вокзалах и в общественном транспорте. Необходимо, процедуры регистрации туристов, сделать более рациональной. Таким образом, необходима поддержка туристической отрасли на уровне Администрации города. Пока же у нас вместо Комитета по туризму создано Санкт-Петербургское Государственного Казенного Учреждения «Городской туристско-информационное бюро». То есть вместо Комитета или предприятия с вышеперечисленными задачами, создана бывшая Горсправка, которая эффективность своей деятельности считает по количеству обращений туристо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключениеa

 

 

Проведенный в курсовой работе анализ показал, что на рынке туристических услуг действует два типа компаний: туроператоры и турагенты. Туроператор – компания по производству туров из различных компонентов (авиабилет, размещение в гостинице, трансфер, экскурсионное обслуживание, оформление страховки и визы). Турагент – это магазин, основная цель которого - продать туристскую услугу (путевку).

Туроператоры подразделяются на две  основные группы:

• Крупные операторы, которые продают  турпакеты только через сеть уполномоченных агентств и не занимаются розничной продажей;

• Средние и малые операторы, которые не только производят, но и  продают турпакеты в розницу.

Туристические агентства также  делятся на две основных категории, но по другому признаку:

• независимые туристические агентства (70% от общего количества турфирм);

• сетевые туристические агентства - точки продаж, объединенные общим  брендом, рекламно-маркетинговой политикой, технологией работы.

Основным объектом сферы деятельности является туристская услуга.

Таким образом, туристическая услуга имеет свою специфику – она  производится множеством производителей – отельеры предоставляют ночлег, рестораторы – обеды и ужины, транспортные компании – транспортные услуги. Все эти услуги превращаются в единую туристическую услугу туроператором. А турагентсво, выступая в роли розничного продавца, доводит ее до конечного потребителя – туриста. Поэтому в следующем главе рассмотрим более подробно роль конкретных производителей в создании услуг. 

Сегодня на рынке туристических услуг наблюдается тенденция сокращения количества независимых туристических агентств (по данным статьи «Рынок туристических услуг: туристический рынок России растёт быстрее экономики страны»38  .

Эксперты делят рынок туризма  на въездной туризм (въезд иностранных граждан в РФ), выездной туризм (выезд российских граждан за рубеж) и внутренний туризм России. При этом, Россия обладает уникальными возможностями как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. Разнообразие ландшафтов (равнинные, горные, морские, речные, лесные, тундровые) позволяет развивать множество видов туризма, пляжный отдых, лечение и оздоровление. Несмотря на глобальные катаклизмы, ежегодный прирост рынка туризма за последние годы составляет 20-25% в год. Быстрее всего в России развивается не въездной или внутренний туризм, а выездной. При этом потребляют данные услуги высокодоходные группы населения, и рост цен на них, как правило, не оказывает решающего влияния на приобретение путевок и туров. Кроме того, увеличивается интерес зарубежных туристов к посещению России.

Россия располагает огромным потенциалом, как в развитии внутреннего туризма, так и в приёме иностранных  путешественников. В стране есть всё необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа. В целом, определён порядок создания и функционирования сферы туризма. Сформированы имущественные и обязательственные отношения туристических предприятий, установлены процедуры государственной регистрации, сертификации, стандартизации, защиты прав потребителей, страхования рисков, рекламной деятельности, охраны окружающей среды и другие правовые основы туристского бизнеса и связанного с ним сервиса.

Однако, развитие въездного туризма тормозится неразвитостью инфраструктуры и проблемами безопасности. В большинстве наших городов нет ни приличных гостиниц, ни приличных ресторанов, да и добраться до них сверхпроблематично – у нас дешевле долететь до любого города Европы, нежели до российского.

Открывать новые направления сегодня  у нас очень сложно, потому что  существует большая транспортная проблема. У нас не развивается авиасообщение  внутри страны: даже в два соседних сибирских региона надо лететь через  Москву. Во всем мире это решается посредством организации чартерных перевозок. Но у нас на этом направлении замкнутый круг. Чартеров нет, потому что нет спроса, а спроса нет, потому что дорого, т.е. опять же потому, что нет чартеров. Разрубить этот гордиев узел можно только при государственном участии. Например, когда Израиль начинал организацию чартерных рейсов из Москвы, то их министерство туризма гарантировало всем туроператорам 30% мест. То есть если вы заполняли 70%, оставшиеся государство просто доплачивало. При таких условиях можно было смело входить в этот бизнес. Или другой пример, как это делается в Европе: выходит авиакомпания на новое направление, приходит в небольшой аэропорт и предлагает совершать перелеты, если аэропортовый сбор будет идти в доход авиаперевозчика, а не наоборот. И все соглашаются, потому что есть большое количество никому не известных аэропортов, куда никто не летает. В результате, когда направление будет раскручено, аэропортовый сбор в его классическом понимании может быть восстановлен. Но поначалу кто-то должен рискнуть и проспонсировать тех пионеров, которые готовы начать бизнес.

Власти Санкт-Петербурга уже много лет говорят о необходимости построить в городе сети трехзвездных отелей, но их как не было, так и нет.

Можно привести следующий пример: для строительства гостиницы необходимо получить 516 всевозможных согласований. Это невероятно удлиняет процесс, а ведь когда ты получил участок, то уже должен платить за его аренду. Вот и получается, что средства замораживаются не менее чем на четыре года. В туристическом бизнесе давно известно, что инвестиции в пятизвездную гостиницу возвращаются через 7 лет, в четырехзвездную – через 10, в трехзвездную – никогда.

Поэтому невозможно на уровне провинциального городка создать фирму по въездному туризму – нет поставщиков туристских услуг требуемого качества, да и не продвинуть тур на международном уровне. В итоге получается замкнутый круг – туристов привозить некуда и, соответственно, некому. Намного легче заняться выездным туризмом.

На сегодня доля туризма в российской экономике составляет 2,5% от ВВП – около 1 трлн. рублей. В этой сфере занято 6% трудоспособного населения.

Согласно утвержденной правительством Федеральной целевой программе  «Развитие внутреннего и въездного  туризма», в ближайшие пять лет на становление отрасли планируется потратить 332 млрд. рублей, 96 млрд. из которых будет выделено из федерального бюджета.

Однако, внимательнейший анализ Федеральной  целевой программы не дает ответа на вопрос – а кто конкретно  является получателем, потребителем данных средств? В туризме, особенно въездном, основным действующим лицом является туроператор, который формирует туры, является регулятором цен, занимается продвижением туров, рекламой и т.п. Именно туроператоров надо поддерживать в первую очередь.

Но ни в России, ни в Санкт-Петербурге нет туроператора, соответствующего масштабам страны и города соответственно, которые бы решали глобальные задачи. Создание туристской госкорпорации  – национального туроператора является первостепенной задачей. Только при создании такой корпорации и передачи ей выделенных средств возможен «прорыв» в сфере въездного туризма.

Государство предпринимает большие  усилия по развитию событийного туризма  – это и олимпиада в Сочи и Чемпионат мира по футболу, и  проведение Санкт-Петербургского экономического форума и т.п. Конечно, и в Сочи и в других городах к названным событиям.

Все разработанные в Федеральной  программе мероприятия абсолютно  правильные. Но их необходимо дополнить  следующими  мероприятиями:

  • Создание туристкой госкорпорации – национального туроператора;
  • Вложение всех выделенных в программе средств в уставный капитал данной госкорпорации;
  • Полное освобождение от налогов вновь созданных туроператоров в первые пять лет деятельности при оплаченном уставном капитале в 1 миллиард рублей (может быть другая цифра);
  • 50% со финансирование государством или регионом создания и размещения на зарубежных телеканалах рекламных роликов о стране или регионе.

Информация о работе Анализ региональных особенностей деятельности туристских фирм (на примере Санкт-Петербурга)