Анализ региональных особенностей деятельности туристских фирм (на примере Санкт-Петербурга)

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 00:29, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является развитие теоретических подходов к туризму как особенному виду предпринимательской деятельности, организации системы государственного регулирования развития туризма на федеральном и региональном уровнях и обоснование практических рекомендаций по ее совершенствованию.
Достижение этой цели потребовало решения следующих основных задач:
изучить аппарат понятий и категорий предпринимательства в туризме;
выявить особенности функционирования предприятий туризма;
изучить механизмы государственной поддержки туризма;
проанализировать предпринимательскую деятельность сферы въездного туризма в Санкт-Петербурге;
предложить возможные мероприятия по развитию въездного туризма в Санкт-Петербурге.

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 915.50 Кб (Скачать)

Главная опасность для выездного  туризма из Санкт-Петербурга заключается  не во внутренних противоречиях российского туристического рынка и не в изменении политической обстановки в странах мира. Подорвать выезд может нестабильность мировой экономики и «вторая волна» глобального экономического кризиса.

2.1.2. Изменения в сфере въездного туризма

 

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев отмечал, что именно в туризме заложена одна из «точек роста» для многих российских регионов25.

Развитие сферы туризма в  субъектах Федерации во многом определяется государственной политикой. Так, согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года26, существенный вклад в региональное развитие после 2012 года будут вносить перспективные центры опережающего экономического роста, к которым относятся туристско-рекреационные кластеры на территориях с уникальными природными ресурсами и природными ландшафтами, а также богатым историко-культурным наследием.

Особое внимание в Концепции  уделено развитию приморских и горных регионов России, обладающих высоким  природно-рекреационным потенциалом таких как: Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Краснодарский край и Ставропольский край. В некоторых из них признано необходимым сконцентрировать усилия на приоритетном развитии туристической отрасли, рекреационных услуг с высоким уровнем менеджмента и сервиса в связи с проведением XXII Олимпийских зимних игр в г. Сочи. Планируется, что растущий спрос на туристические услуги даст импульс развитию современного гостиничного бизнеса и связанного с ним производства товаров и услуг.

Перспективы развития туризма в  субъектах Федерации определены в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года, разработанной Федеральным агентством по туризму в 2008 году.

Поддержка развития туристской инфраструктуры осуществляется, прежде всего, в рамках целевых программ, как федеральных, так и региональных. Необходимо проанализировать действующие федеральные программы и внести в них профильный туристический блок27.

Экспертами признаётся, что в  дальнейшем необходимо большее внимание уделять развитию туристской инфраструктуры в историко-культурных центрах России, малых и средних исторических городах, это потребовало формирования специального раздела по развитию туристской инфраструктуры в проекте федеральной целевой программы «Развитие историко-культурных зон в России».

Вопросы создания туристской инфраструктуры должны быть тесно взаимоувязаны  с потребностями в развитии исторических городов. В городах, перспективных  для привлечения туристов, целесообразно формирование культурно-туристских зон, включающих не только памятники архитектуры, истории и культуры, но и объекты, предоставляющие туристам полный комплекс услуг проживания, питания, развлечений, информационного обслуживания. Особенностью таких зон является их использование, как туристами, так и местными жителями, что особенно важно для социально-экономического развития малых исторических городов в целом.

Одним из перспективных направлений  расширения культурно-познавательного  туризма является комплексное развитие пространства между Москвой и Санкт-Петербургом. Мощный транзитный туристский поток, проходящий между двумя столицами России, пока мало затрагивает Тверскую и Новгородскую области. Формирование единого туристического пространства, объединяющего все виды ресурсов Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей станет существенным дополнением знаменитого туристического маршрута «Золотое кольцо России», интегрируемого за счёт автомобильных и водных путей.

Программа развития туризма Санкт-Петербурга до 2010 года предполагала увеличение числа туристов до 5 млн. человек и вхождение в пятерку наиболее посещаемых городов Европы28. В основу программы были положены показатели концепции Boston Consulting Group, а именно сценарий «Прорыв», подразумевающий резкое улучшение ситуации в области туризма. Из 17 основных пунктов концепции туристического развития Петербурга, разработанной компанией The Boston Consulting Group, только два являются принципиально новыми, а оставшиеся 15 представляют собой уже обсуждавшиеся в свое время предложения администрации. При этом за создание концепции The Boston Consulting Group (BCG) получила $550 тыс. из федерального бюджета и еще по $3-4 миллиона ежегодно вплоть до 2010 г. город должен был тратить на воплощение в жизнь пунктов концепции. Основные мероприятия этой программы представлены в Приложении 2.

Как видим, первым, основным мероприятием, предложенным The Boston Consulting Group (BCG)  было создание агентства городского маркетинга Санкт-Петербурга, то есть специализированной предпринимательской структуры. Однако,  BCG не предложило ни организационно-правовую форму данного Агентства, ни прописало его основные цели и задачи, организационную структуру и т.п.

Проанализировать выполнение данной программы невозможно, так как приведенные в ней мероприятия не имеют количественных значений. Но абсолютно точно, что самая здравое и ключевое предложение об организации Агентства не выполнено. Оценивать же выполнение этой программы можно только по увеличению турпотока в Санкт-Петербург.

Имеющиеся данные туроператоров о  туристических потоках в город  и посещаемости музеев расходятся с  заявляемыми с трибун и попавшими  в официальную статистику чуть ли не в два раза (2,5 млн. туристов в  год, из которых около миллиона - неорганизованных, против 5,2 млн. туристов по мнению "Городского туристско-информационного центра")29

В Санкт-Петербурге действует закон «О стратегических инвестиционных проектах, стратегических инвесторах и стратегических партнерах Санкт-Петербурга»30. В соответствии с этим законом, инвестиционные проекты необходимо отнести к числу стратегической важности для Санкт-Петербурга, т.е. в результате реализации таких проектов должно наблюдаться существенное улучшение социально-экономических и культурных условий жизни горожан.

Для отнесения к разряду стратегических инвестиционных проектов он должен удовлетворять следующим условиям:

    • На территориях, прилегающих к зоне реализации проекта, происходит стимулирование инвестиционной и деловой активности, в том числе в сфере ЖКХ.
    • С точки зрения окупаемости проект экономически эффективен.
    • Совокупный объем инвестирования в развитие промышленности, транспортно-логистического комплекса составляет не менее 3 млрд. руб., а в иные инвестиционные проекты – не менее 15 млрд. руб.
    • В случае, когда проект связан с промышленным производством, используются и внедряются высокоэкономичные технологии.
    • Целесообразность проекта подтверждена соответствующим исполнительным органом государственной власти.

Одним из основных подходов проведения инвестиционной политики в Санкт-Петербурге является кластерный подход. В настоящее время на территории города формируются три кластера:a31

  • транспортно-логистический кластер;
  • автомобильный кластер;
  • туристический кластер.

В целях развития туризма в  Санкт-Петербурге реализуются такие крупные инвестиционные проекты, как:

  • Развитие гостиничной инфраструктуры Санкт-Петербурга. Цель проекта – развитие рынка гостиничных услуг и туристической отрасли Санкт-Петербурга. В работе находится 155 гостиничных проектов на 13 021 номеров. «Программа размещения объектов гостиничной инфраструктуры в Санкт-Петербурге» включает в себя адресный перечень 170 зданий и земельных участков, предназначенных исключительно для размещения гостиничных комплексов. Формы реализации проекта – целевое предоставление участков для реализации гостиничных проектов, аукционы по продаже объектов недвижимости под гостиниц32.
  • Развитие территории острова Новая Голландия. Цель проекта – создать новую достопримечательность Санкт-Петербурга, архитектурную доминанту, привлекательное и доступное место для посещения туристов и горожан. На площади 180 000 кв. м разместятся офисные помещения, магазины, 3 отеля, 9000 тыс. кв. м жилья, Дворец Фестивалей, галерея искусств, музей, подземный паркинг. Проект включает реконструкцию двух мостов и создание восьми новых. Бюджет проекта: 378 млн. долл. США33.

Таким образом, становится очевидным, что для развития въездного туризма необходимо создать aгоскорпорацию или ОАО с участием государства не менее 50%, которая будет заниматься рекламой и продвижением России как туристического центра. То есть являлась бы туроператором, создающим туры по России, планомерно развивающей туристскую инфраструктуру.

В последние годы во многих станах можно наблюдать тенденцию передачи ряда функций в сфере регулирования туризмом на региональный и местный уровень. Определение генеральной линии развития туризма в стране, сознание основных законов,  проведение единой национальной политики в области туризма закрепляется за центральными органами. Определяющую роль в повышении уровня развития въездного туризма начинают играть региональные власти.

Формы управления туризмом на государственном  уровне  зависят от сложившихся  традиций, специфики политического  устройства страны, ее площади и  других факторов. В целом создаются специальные органы власти (министерства, управления, администрации) или подразделения (департаменты), а также координационные советы или организации, занимающиеся продвижением туризма за рубежом. Причем, такие организации могут быть как государственными, так и с участием частных предприятий, т.к. постоянная динамика развития туризма, тенденция к глобализации и усилению конкуренции требует привлечения частных капиталов в деле продвижения места (создании инфраструктуры, рекламной кампании и т.д.).

 

 

 

 

 

2.2. Перспективные направления развития въездного туризма в Санкт-Петербурге

 Туризм является одной из  самой доходной отраслью экономики,  что становясь глобальным бизнесом, он вступил в эру жесткой  конкуренции между странами и  отдельными регионами за право называться крупными туристскими центрами. Международный туризм видоизменяется, на что влияет не только открытие и доступ к  новым, доселе недоступным направлениям, но и требовательность,  взыскательность туриста. Существует множество доводов в пользу туризма как предпочтительного направления для развития территории, располагающей необходимыми ресурсами.  Ф. Котлер выделяет пять преимуществ:

  1. Рабочие места в отелях, ресторанах, розничных предприятиях и транспорте;
  2. Поддержка индустрий и профессий;
  3. Множительный эффект;
  4. Стимулирование экспорта местных продуктов;
  5. Налоговые поступления от туризма.34

Высокая доходность туризма, степень  занятости в этой отрасли, постоянные преобразования на  мировом туристском пространстве демонстрируют регионам, что они должны всячески стимулировать туризм в рамках программ по развитию территорий. Желание стать признанным и известным местом назначения – сложный маркетинговый вызов.

Перспективы добиться преимущества появляются и у небольших городов, ведь теперь  стратегии развития городов и регионов не ограничиваются государственными субсидиями, выполнением ряда проектов, традиционными схемами. Частный сектор активно вовлекается в процесс развития территории, становится полноправным партнеров региональных властей и источником новых идей. Развитие городов и регионов – это объективный процесс, происходящий в самом регионе, в стране и даже в моровом масштабе в целом, но одновременно сегодня развитие регионов во многом зависит от управленческих мер на местах. т.е. специфичность кризисов в отдельных регионах одной страны, как и успешное развитие других регионов, определяется объективными и субъективными факторами.35 При этом субъективные факторы, к которым относится методы регионального управления, условия пребывания и условия ведения бизнеса говорят о том, что сегодня в условиях нарастания конкуренции между регионами во всех областях (в борьбе за жителей, туристов, инвесторов) власть должна особенно внимательно подойти к вопросу об эффективном управлении, развитии и продвижении своих регионов.

Принятие решений о развитии территории, будь то крупный регион, город или государство в целом, должно опираться на эффективные  и передовые методы управления и  планирования.  К таким методам сегодня можно отнести:

  1. Инструменты региональной промышленной политики, включающие в себя комплекс мер по привлечению инвестиций;
  2. Методы стратегического планирования развития регионов;
  3. Территориальный маркетинг, который определяется как «маркетинг в интересах территории, ее внутренних субъектов, а также внешних субъектов, во внимании которых заинтересована территория».36

 В  2011 году не произошло  прорыва в развитии въездного  туризма Петербург, сохранил позиции,  достигнутые к моменту написания  программы BCG в 2005 году.

Наиболее приемлемый для Петербурга вариант развития туризма — достижение «бума», то есть ускоренное развитие туризма и реализация потенциала, которым обладает самый европейский в России и один из самых красивых городов в мире. По оценке аналитиков группы МКД, сценарий «бума» осуществим при обязательном выполнении нескольких жестких условий. Во-первых, «Морской фасад» должен быть введен в эксплуатацию в заявленные сроки и с заявленной пропускной способностью — 1,5 млн пассажиров в год. Во-вторых, необходимо выполнить план реконструкции аэропорта Пулково и повысить пассажиропоток до 14 млн. пассажиров к 2013 году, а также резко увеличить количество авиаперевозчиков- дискаунтеров, работающих в городе37.

Информация о работе Анализ региональных особенностей деятельности туристских фирм (на примере Санкт-Петербурга)