Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 00:29, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является развитие теоретических подходов к туризму как особенному виду предпринимательской деятельности, организации системы государственного регулирования развития туризма на федеральном и региональном уровнях и обоснование практических рекомендаций по ее совершенствованию.
Достижение этой цели потребовало решения следующих основных задач:
изучить аппарат понятий и категорий предпринимательства в туризме;
выявить особенности функционирования предприятий туризма;
изучить механизмы государственной поддержки туризма;
проанализировать предпринимательскую деятельность сферы въездного туризма в Санкт-Петербурге;
предложить возможные мероприятия по развитию въездного туризма в Санкт-Петербурге.
Главная опасность для выездного туризма из Санкт-Петербурга заключается не во внутренних противоречиях российского туристического рынка и не в изменении политической обстановки в странах мира. Подорвать выезд может нестабильность мировой экономики и «вторая волна» глобального экономического кризиса.
2.1.2. Изменения в сфере въездного туризма
Президент Российской Федерации Д.А. Медведев отмечал, что именно в туризме заложена одна из «точек роста» для многих российских регионов25.
Развитие сферы туризма в
субъектах Федерации во многом определяется
государственной политикой. Так, согласно
Концепции долгосрочного социал
Особое внимание в Концепции
уделено развитию приморских и горных
регионов России, обладающих высоким
природно-рекреационным
Перспективы развития туризма в субъектах Федерации определены в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года, разработанной Федеральным агентством по туризму в 2008 году.
Поддержка развития туристской инфраструктуры осуществляется, прежде всего, в рамках целевых программ, как федеральных, так и региональных. Необходимо проанализировать действующие федеральные программы и внести в них профильный туристический блок27.
Экспертами признаётся, что в дальнейшем необходимо большее внимание уделять развитию туристской инфраструктуры в историко-культурных центрах России, малых и средних исторических городах, это потребовало формирования специального раздела по развитию туристской инфраструктуры в проекте федеральной целевой программы «Развитие историко-культурных зон в России».
Вопросы создания туристской инфраструктуры должны быть тесно взаимоувязаны с потребностями в развитии исторических городов. В городах, перспективных для привлечения туристов, целесообразно формирование культурно-туристских зон, включающих не только памятники архитектуры, истории и культуры, но и объекты, предоставляющие туристам полный комплекс услуг проживания, питания, развлечений, информационного обслуживания. Особенностью таких зон является их использование, как туристами, так и местными жителями, что особенно важно для социально-экономического развития малых исторических городов в целом.
Одним из перспективных направлений расширения культурно-познавательного туризма является комплексное развитие пространства между Москвой и Санкт-Петербургом. Мощный транзитный туристский поток, проходящий между двумя столицами России, пока мало затрагивает Тверскую и Новгородскую области. Формирование единого туристического пространства, объединяющего все виды ресурсов Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей станет существенным дополнением знаменитого туристического маршрута «Золотое кольцо России», интегрируемого за счёт автомобильных и водных путей.
Программа развития туризма Санкт-Петербурга до 2010 года предполагала увеличение числа туристов до 5 млн. человек и вхождение в пятерку наиболее посещаемых городов Европы28. В основу программы были положены показатели концепции Boston Consulting Group, а именно сценарий «Прорыв», подразумевающий резкое улучшение ситуации в области туризма. Из 17 основных пунктов концепции туристического развития Петербурга, разработанной компанией The Boston Consulting Group, только два являются принципиально новыми, а оставшиеся 15 представляют собой уже обсуждавшиеся в свое время предложения администрации. При этом за создание концепции The Boston Consulting Group (BCG) получила $550 тыс. из федерального бюджета и еще по $3-4 миллиона ежегодно вплоть до 2010 г. город должен был тратить на воплощение в жизнь пунктов концепции. Основные мероприятия этой программы представлены в Приложении 2.
Как видим, первым, основным мероприятием, предложенным The Boston Consulting Group (BCG) было создание агентства городского маркетинга Санкт-Петербурга, то есть специализированной предпринимательской структуры. Однако, BCG не предложило ни организационно-правовую форму данного Агентства, ни прописало его основные цели и задачи, организационную структуру и т.п.
Проанализировать выполнение данной программы невозможно, так как приведенные в ней мероприятия не имеют количественных значений. Но абсолютно точно, что самая здравое и ключевое предложение об организации Агентства не выполнено. Оценивать же выполнение этой программы можно только по увеличению турпотока в Санкт-Петербург.
Имеющиеся данные туроператоров о туристических потоках в город и посещаемости музеев расходятся с заявляемыми с трибун и попавшими в официальную статистику чуть ли не в два раза (2,5 млн. туристов в год, из которых около миллиона - неорганизованных, против 5,2 млн. туристов по мнению "Городского туристско-информационного центра")29.
В Санкт-Петербурге действует закон «О стратегических инвестиционных проектах, стратегических инвесторах и стратегических партнерах Санкт-Петербурга»30. В соответствии с этим законом, инвестиционные проекты необходимо отнести к числу стратегической важности для Санкт-Петербурга, т.е. в результате реализации таких проектов должно наблюдаться существенное улучшение социально-экономических и культурных условий жизни горожан.
Для отнесения к разряду
Одним из основных подходов проведения инвестиционной политики в Санкт-Петербурге является кластерный подход. В настоящее время на территории города формируются три кластера:a31
В целях развития туризма в Санкт-Петербурге реализуются такие крупные инвестиционные проекты, как:
Таким образом, становится очевидным, что для развития въездного туризма необходимо создать aгоскорпорацию или ОАО с участием государства не менее 50%, которая будет заниматься рекламой и продвижением России как туристического центра. То есть являлась бы туроператором, создающим туры по России, планомерно развивающей туристскую инфраструктуру.
В последние годы во многих станах
можно наблюдать тенденцию
Формы управления туризмом на государственном уровне зависят от сложившихся традиций, специфики политического устройства страны, ее площади и других факторов. В целом создаются специальные органы власти (министерства, управления, администрации) или подразделения (департаменты), а также координационные советы или организации, занимающиеся продвижением туризма за рубежом. Причем, такие организации могут быть как государственными, так и с участием частных предприятий, т.к. постоянная динамика развития туризма, тенденция к глобализации и усилению конкуренции требует привлечения частных капиталов в деле продвижения места (создании инфраструктуры, рекламной кампании и т.д.).
2.2. Перспективные направления развития въездного туризма в Санкт-Петербурге
Туризм является одной из
самой доходной отраслью
Высокая доходность туризма, степень занятости в этой отрасли, постоянные преобразования на мировом туристском пространстве демонстрируют регионам, что они должны всячески стимулировать туризм в рамках программ по развитию территорий. Желание стать признанным и известным местом назначения – сложный маркетинговый вызов.
Перспективы добиться преимущества появляются и у небольших городов, ведь теперь стратегии развития городов и регионов не ограничиваются государственными субсидиями, выполнением ряда проектов, традиционными схемами. Частный сектор активно вовлекается в процесс развития территории, становится полноправным партнеров региональных властей и источником новых идей. Развитие городов и регионов – это объективный процесс, происходящий в самом регионе, в стране и даже в моровом масштабе в целом, но одновременно сегодня развитие регионов во многом зависит от управленческих мер на местах. т.е. специфичность кризисов в отдельных регионах одной страны, как и успешное развитие других регионов, определяется объективными и субъективными факторами.35 При этом субъективные факторы, к которым относится методы регионального управления, условия пребывания и условия ведения бизнеса говорят о том, что сегодня в условиях нарастания конкуренции между регионами во всех областях (в борьбе за жителей, туристов, инвесторов) власть должна особенно внимательно подойти к вопросу об эффективном управлении, развитии и продвижении своих регионов.
Принятие решений о развитии территории, будь то крупный регион, город или государство в целом, должно опираться на эффективные и передовые методы управления и планирования. К таким методам сегодня можно отнести:
В 2011 году не произошло
прорыва в развитии въездного
туризма Петербург, сохранил
Наиболее приемлемый для Петербурга вариант развития туризма — достижение «бума», то есть ускоренное развитие туризма и реализация потенциала, которым обладает самый европейский в России и один из самых красивых городов в мире. По оценке аналитиков группы МКД, сценарий «бума» осуществим при обязательном выполнении нескольких жестких условий. Во-первых, «Морской фасад» должен быть введен в эксплуатацию в заявленные сроки и с заявленной пропускной способностью — 1,5 млн пассажиров в год. Во-вторых, необходимо выполнить план реконструкции аэропорта Пулково и повысить пассажиропоток до 14 млн. пассажиров к 2013 году, а также резко увеличить количество авиаперевозчиков- дискаунтеров, работающих в городе37.