Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:46, курсовая работа
Цель работы - определить степень важности и составные части организации формирования и внедрения тура в туристической деятельности.
При выполнении работы были использованы методы дедукции, индукции, наблюдения, сравнительный метод, анализ литературных работ и другие.
Областью возможного практического применения являются туристические предприятия Республики Беларусь с целью наиболее эффективной организации туроперейтинга своих предприятий.
Введение
1. Тур как основной продукт деятельности туристического предприятия
2. Организация деятельности туроператора по планированию и разработке тура
3. Анализ деятельности туроператора по формированию тура и внедрению его на рынок (на примере ООО «РОСТИНГ»)
4. Направления совершенствования деятельности туристского предприятия «РОСТИНГ» по формированию и внедрению на рынок туров
Заключение
Список использованных источников
Значит, чтобы произвести туристский продукт, необходимы соответствующие предпpиятия, существовавание и развитие которых является необходимым условием для функционирования туристского бизнеса.
Все вышесказанное еще раз подтверждает то, что организация деятельности предприятия по разработке и планированию тура является неотъемлемым компонентом турфирмы для осуществления успешной деятельности на рынке.
3. Анализ деятельности
туроператора по формированию
тура и внедрению его на
рынок (на примере ООО «
Согласно закону Республики Беларусь «О туризме», «формирование тура включает в себя составление программы тура и формирование комплекса туристических услуг (не менее двух), необходимых для совершения путешествия в соответствии с программой тура. К формированию тура также относится приобретение права на реализацию тура либо комплекса туристических услуг, сформированных нерезидентом Республики Беларусь».
Процесс формирования тура для последующей его продажи на рынке является своего рода производственной функцией туроператора. В зависимости от его специализации, масштабов деятельности, сезонности предлагаемых туров и их новизны этот процесс носит более или менее постоянный характер и предполагает ряд последовательных этапов. Формирование туристского продукта складывается из услуг множества предприятий, которые непосредственно связаны с обслуживанием людей на отдыхе и в путешествии. К ним относятся транспортные компании, предприятия питания, гостиницы, экскурсионно-познавательные организации, азартные заведения, спортивные и курортные организации и т.д.
В условиях современного рынка
разработка высококачественного
Процесс продвижения туристских услуг до конечного потребителя - процесс не прямой, часто не предусматривающий их непосредственной связи. В процессе продвижения туристские услуги комплектуются в так называемый туристский продукт (через туроператора) и через систему дистрибьюции (через турагентства) доводятся до потребителя. В схематическом виде это представлено:
Поставщики услуг
Потребители
Рис. 2. Схема
продвижения туристских услуг от
поставщиков услуг к
В данной главе в качестве примера деятельности туроператора по формированию тура и внедрению его на рынок, я выбрал ведущего в Беларуси туроператора по Болгарии - ООО «РОСТИНГ», который на туристическом рынке Беларуси с 1996 года и предлагает своим партнерам и клиентам полный спектр туристических услуг.
«РОСТИНГ» крепко удерживает планку лидера продаж сезонов вот уже как шесть лет. Последовательность формирования туров на туристском предприятии ООО «РОСТИНГ» регламентирует ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристской услуги».
Документация, конкретизирующая требования к процессу обслуживания туристов включает:
- описание процессов, форм и методов обслуживания туристов;
- значение характеристик процесса обслуживания туристов;
- количество персонала и уровень его профессиональной подготовки;
- договорное обеспечение туров.
ООО «РОСТИНГ» реализует все известные в теории виды туров:
— пэкидж-туры;
— индивидуальные;
— групповые.
Пэкидж-туры являются основным предметом деятельности ООО «РОСТИНГ» и определяется как пакет услуг, включающий следующие компоненты - перевозка и размещение, а также прочие услуги, не связанные с первыми двумя (трансфер, оформление страховки, услуги гиды, курортный сбор, питание, визовая поддержка). Пэкидж-туры осуществляются по следующим направлениям: Болгария, Тунис, Турция, Черногория, Румыния, Хорватия, Египет и Таиланд.
ООО «РОСТИНГ» также занимается организацией индивидуальных туров (до 5 человек). Как правило, такие туры формируются туристским предприятием на индивидуальной основе с учетом персональных запросов и пожеланий клиентов. Примером может послужить организация индивидуального тура в «ДУДУДКИ» для сотрудников «БелЖелДорПроекта».
Компания «РОСТИНГ» организовывала групповую поездку футбольного клуба «БАТЭ» (Борисов) в Румынию (г. Бухарест) на отборочный матч Лиги Чемпионов.
Рассмотрим
формирование пэкидж-тура:
Рис. 3. Процесс формирования тура
На туристическом предприятии ООО «РОСТИНГ» процесс формирования туров проходит в несколько стадий.
1) Проведение исследований.
Первоначально проводится исследование потребителей, конкурентов, потенциальных партнеров и поставщиков. Исследование потребителей проводится для того, чтобы выявить их предпочтения и вкусы, проанализировать состояние спроса на рынке. Таким образом, происходит формирование идеи, замысла. Здесь стоит отметить, что предприятие не прибегает к помощи специализированных учреждений для проведения анализа. Оно использует результаты проведенных маркетинговых исследований, статистические данные. Кроме того, спрос потенциальных туристов можно выявить во время проведения ежегодной туристической выставки в БелЭкспо. При исследовании конкурентов происходит изучение аналогичных туров на рынке туристических услуг по выбранному направлению (для этого достаточно изучить предложение в любой специализированной газете).
2) Разработка замысла (идеи) тура.
На данном этапе определяется целевая направленность тура с ориентацией на определенного потребителя, выбирается сезон, направление по странам и примерное наполнение основного комплекса услуг. Для осуществления этого могут быть использованы самые разнообразные методы:
- метод «мозгового штурма» (целенаправленный процесс генерирования новых идей для формирования их максимально широкого круга, с последующим анализом и отбором наиболее перспективных);
- наблюдение (перенятые частично или полностью идеи тура у туристических компаний, адаптировав ее к местным условиям и потребностям целевых потребителей);
- личный опыт туроператора.
Какое бы из указанных направлений ни было выбрано, следует помнить, что формирование идеи - процесс творческий, и ограничить его рамками стандартного алгоритма решений практически невозможно.
На ООО «РОСТИНГ» разработкой идеи тура, в основном, занимается директор и заместитель директора. Иногда, инициатором идей выступают сами сотрудники (например, Наталья Запольская - является разработчиком тура в Черногорию и Хорватию). Следует отметить, что при формировании тура в «РОСТИНГЕ» используется в основном личный опыт. Данная компания является лидером сезона 2001-2007 годов, поэтому, неудивительно, что на этапе разработки замысла используются знание потребностей рынка, умение прогнозировать и предугадывать развитие потребительских запросов.
3) Поиск и отбор поставщиков и партнеров.
Заключается в том, что из большого их числа нужно выбрать тех, кто проявит интерес к сотрудничеству. При этом они должны соответствовать интересам и требованиям туроператора в отношении обслуживания туристов. Для поиска партнеров и поставщиков можно использовать различные Справочники, Интернет и другие средства коммуникации. Традиционным является установление контактов с поставщиками услуг во время специализированных выставок, ярмарок и т.д.
В процессе поиска
потенциальных партнеров и
4) После выбора партнеров следует этап формирования основного комплекса услуг.
Этот этап предусматривает действия по комплектации тура из услуг партнеров или поставщиков на основе их реального предложения. Для ООО «РОСТИНГ» данный этап заключается в покупке готового пакета услуг у зарубежных партнеров. Затем добавляется транспортная услуга и услуга по медицинскому страхованию.
5) Экспериментальная проверка тура - заключительный этап его формирования, на котором практически готовый туристский продукт подлежит своему опробованию.
Наиболее часто встречающейся формой экспериментальной проверки тура являются так называемые рекламные туры и стади-туры (study tour). Рекламный тур предназначен для ознакомления с новым туристским продуктом представителей средств массовой информации, а также личностей, авторитетных для целевых потребителей, и зачастую представителей турагентов, которые впоследствии будут участвовать в продажах данного тура. Он должен рассматриваться как часть рекламной кампании в отношении данного продукта. Основными целями рекламных туров являются широкое информирование целевой аудитории о существовании нового продукта, наглядная демонстрация его потребительских свойств, достоинств и конкурентных преимуществ. Рекламные туры проводятся, как правило, за счет принимающей стороны и частично за счет самого туристического предприятия.
Второй часто используемой формой экспериментальной проверки тура являются стади-туры (обучающие туры), цель которых состоит в формировании представления о качествах тура, его достоинствах и недостатках у сотрудников служб продаж самого туристского предприятия и представителей турагентств, которые будут участвовать в реализации этого тура. Стади-тур включает в себя не только выполнение всех программных мероприятий, предусмотренных туром, но и ознакомление с технологическими особенностями оказания тех или иных услуг партнерами и поставщиками. Поэтому очень часто в ходе стади-туров их участники встречаются с руководителями и сотрудниками гостиниц, ресторанов, экскурсионных бюро, изучают процесс обслуживания туристов и особенности предоставления услуг, входящих в тур.
Зачастую к процессу экспериментальной проверки туров относят так называемые пробные продажи, которые организовываются для относительно небольших групп туристов до начала сезона массовых продаж. Обычно к участию в таких группах привлекают постоянных клиентов туристской компании с целью проверки тура в реальных условиях, а также изучения отзывов потребителей о качествах разработанного тура, его достоинствах и недостатках. Как правило, для пробных продаж туристская компания устанавливает специальные льготные цены, а в некоторых случаях предоставляет отдельные туристские услуги за свой счет [3, с.198].
Таким образом, этап испытания продукта в рыночных условиях очень важен с точки зрения проверки на практике качества туристического продукта, потребности в нем, доступности, цены и т.д.
Для туроператора «РОСТИНГ» характерными являются рекламные туры в Болгарию, в ходе которых менеджеры компании рассматривают тур «изнутри», как бы «глазами туристов», знакомятся с инфраструктурой отелей, питанием, аниматорской деятельностью, транспортировкой и т.д., и в результате дают характеристику нового тура, находят его преимущества и недостатки. Стоит отметить, что в данном случае, менеджеры играют ключевую роль в принятии решения компании внедрять тур на рынок или нет. Как правило, стоимость рекламных туров оплачивает сама компания. Директор предприятия «РОСТИНГ» ежегодно отправляет 3-4 лучших менеджера компании в рекламный тур, в первую очередь, для ознакомления с туром и повышения квалификации своих сотрудников. По результатам рекламного тура ведется его презентация, а также последующая рекламная кампания.
Этап экспериментальной проверки позволяет внести необходимые коррективы как в состав услуг, включенных в тур, так и в процесс его реализации. На этом этапе отрабатываются не только качество оказываемых услуг, но и работа персонала, связанного с продажами тура, готовность рекламной литературы и визуального оформления тура, организационное взаимодействие всех служб и структур.
На стадии формирования туров «РОСТИНГ» составляет календарный график на сезон. Можно обозначить следующие принципы, которыми турфирма руководствуется:
- регулярность поездок (1 раз в неделю, каждый месяц);
- длительность пребывания (от нескольких дней до нескольких недель);
- зависимость от пика сезона (пик сезона приходится на июль-август, поэтому количество туров увеличивается);
- зависимость от погодных условий;
- зависимость от занятости населения (время отпусков, каникул).
Процессу реализации туристского продукта предшествует весьма скрупулезный процесс заключения договоров между туроператором и предприятиями приема, размещения, питания, транспортного обеспечения и страховыми компаниями. Деятельность ООО «РОСТИНГ» связана с заключением большого числа договоров (контрактов) с партнерами по бизнесу (туроператорами и турагентами), производителями услуг, страховыми компаниями, потребителями туристских услуг.
Взаимоотношения с гостиничными предприятиями определяются следующими соглашениями:
- о твердой закупке мест с твердой оплатой (пример: гостиница «КАЛИТЕЯ» 3+*, Созопол, Болгария);
Согласно такому договору «РОСТИНГ» гарантирует полную оплату гостинице выделенную квоту мест, не зависимо от их наполнения.
- о текущем бронировании (пример: гостиница «ФЛАМИНГО» 4*, Албена, Болгария).
Согласно данного типа договора ООО «РОСТИНГ» не получает квоты мест от гостиницы. При обращении клиента оно направляет в гостиницу заявку на бронирование, и только после получения от неё подтверждения производит продажу гостиничных услуг.
У компании «РОСТИНГ» отсутствуют договорные отношения с предприятиями питания.
Договорные отношения с автотранспортными организациями строятся на основании договора-аренды транспортного средства с экипажем (водителем). По данному договору арендодатели предоставляют ООО «РОСТИНГ» транспортное средство во временное владение и пользование за плату и оказывает своими силами услуги по управлению им и его технической эксплуатации (примером может послужить договор-аренды автобусов «МАЗ», между ООО «РОСТИНГ» и ЧУП «Автотранс»).
Договор с авиакомпаниями - чартер (аренда самолета), по которому компания «РОСТИНГ» и «MOUZENIDIS», «ADRIATIC» Ltd., определили маршрут, и обязанности сторон, соответствие арендного договора международным правилам определяют стоимость рейса, включающую аренду самолета, расход топлива, работу экипажа и обслуживание в аэропорту.