Воздушный транспорт в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 19:56, реферат

Описание работы

Воздушный транспорт отличается меньшей величиной постоянных издержек по сравнению с железными дорогами, водным транспортом или трубопроводами. Постоянные издержки воздушного транспорта включают затраты на покупку самолетов и, при необходимости, специального оборудования грузопереработки и контейнеров. Переменные издержки включают расходы на керосин, техническое обслуживание самолетов и оплату труда летного и наземного персонала.

Работа содержит 1 файл

наброски..docx

— 593.63 Кб (Скачать)
  • нахождение в государственной собственности только того имущества, которое необходимо для исполнения публичных функций и полномочий на уровне Российской Федерации;
  • передача в собственность субъектов Российской Федерации имущества, необходимого для выполнения публичных полномочий уровня власти субъектов Российской Федерации;
  • использование приватизации федерального имущества как инструмента структурных преобразований в области гражданской авиации, направленного на получение позитивного экономического, социального и бюджетного эффектов;
  • оптимизация сети аэропортов (аэродромов), в том числе международных;
  • создание унифицированной аэродромной сети, отвечающей единым требованиям и способной обеспечить потребности гражданской, государственной и экспериментальной авиации в мирное и военное время;
  • повышение конкурентоспособности аэропортов Российской Федерации на рынке международных авиационных транзитных и трансферных перевозок.

     Концепция также увязана с основными  параметрами проектов Федеральной  целевой программы «Развитие  транспортной системы России (2010-2015 годы)», концепции долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

     Хотел бы подробнее остановиться на основных положениях Концепции в части  гражданской авиации.

     В рамках данной Концепции разработана  классификация аэродромов (аэропортов) и подготовлены предложения по формированию перечня аэродромов (аэропортов) национальной опорной аэродромной (аэропортовой) сети Российской Федерации, включая  предложения по определению перечня  аэродромов (аэропортов) федерального значения. С учетом разработанной  классификации подготовлены предложения  по совершенствованию управления активами наземной инфраструктуры гражданской  авиации Российской Федерации.

     Предлагаемый  перечень аэродромов национальной опорной  аэродромной сети состоит из 117 аэродромов, обеспечивающих:

  • стратегическую связность аэродромной сети Российской Федерации – единство и неразрывность авиационных связей на всей территории страны;
  • обслуживание основных пассажиро- и грузопотоков Российской Федерации (более 90%);
  • обслуживание городов с населением более 1 млн. жителей и крупнейших городов-курортов.

     Перечень  аэродромов национальной опорной аэродромной  сети подлежит утверждению после  внесения соответствующих изменений  в законодательство Российской Федерации.

     С учетом разработанной классификации, в целях оптимизации системы  управления активами наземной инфраструктуры гражданской авиации Российской Федерации, привлечения инвестиций субъектов Российской Федерации  и частных инвестиций в аэродромную (аэропортовую) инфраструктуру, в Концепции  предусматриваются механизмы реструктуризации федерального имущества воздушного транспорта.

     В отношении аэродромов, не включенных в национальную опорную аэродромную сеть предусматривается их передача в собственность субъектов Российской Федерации (при заинтересованности субъектов Российской Федерации) с последующим сохранением в региональной собственности, а также создание на базе указанного имущества казенных предприятий или передача частному инвестору в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     В отношении гражданских аэродромов национальной опорной аэродромной  сети предусматривается их сохранение в государственной собственности  и передача на баланс Единому балансодержателю – федеральному государственному унитарному предприятию «Администрация гражданских  аэропортов (аэродромов)», либо субъекту Российской Федерации в собственность или управление, с учетом законодательства Российской Федерации.

     Представленный  в Правительство Российской Федерации  перечень аэродромов, необходимых для  осуществления полномочий Российской Федерации, сформирован с учетом функциональной классификации аэропортов и включает в себя, в том числе 9 аэродромов совместного базирования, находящихся в ведении Минобороны России, задействованных в основном в сфере гражданской авиации.

     Задача  утверждения такого Перечня имеет  особую актуальность для активизации  процесса реструктуризации федеральной  собственности - передачи иных аэродромов в собственность субъектов Российской Федерации.

     В этой связи хотел бы отметить, что  в настоящее время в Минтранс России поступило более 30 соответствующих  обращений субъектов Российской Федерации.

     В части создания условий эффективной  деятельности Единого балансодержателя, хотел бы отметить, что в настоящее  время значительное количество аэропортов, планируемых к передаче Единому  балансодержателю, реконструкция которых  планируется в рамках существующей и разрабатываемой ФЦП, находится  в казне Российской Федерации.

     При этом для передачи аэродрома из казны  в хозяйственное ведение требуется  проведение инвентаризации и оценки передаваемого имущества, кадастрирование  земельного участка и т.д.

     Однако  средств федерального бюджета для  проведения указанной работы Росавиации не предусмотрено.

     В этой связи, прошу Правительство  Российской Федерации поручить Минфину  России и Минтрансу России при  подготовке проекта федерального бюджета  на 2009 –2011 году предусмотреть выделение  субсидий единому балансодержателю на проведение указанных работ.

     ТАКЖЕ хотел бы остановиться на важном для  развития отрасли вопросе.

     В настоящее время налоговое законодательство (п.11. ст. 381 НК РФ) в части налога на имущество предусматривает особый режим налогообложения организаций  только в отношении железнодорожных  путей общего пользования, федеральных  автомобильных дорог общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных  объектов.

     Вместе  с тем, результаты проведенной экспертной оценки влияния данного налога на хозяйственную деятельность хозяйствующих  субъектов – операторов аэропортов, свидетельствуют, что после ввода  аэродромной инфраструктуры (основных фондов) по результатам реализации ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 годы)», произойдет существенное увеличение расходных  обязательств балансодержателя (балансодержателей) такого имущества, что приведет к  увеличению стоимости услуг операторов аэропортов и как следствие увеличению стоимости авиабилетов, что в конечном итоге негативно скажется на доступности авиаперевозок и авиационной подвижности населения.

     В это связи, по мнению Минтранса России, вопрос совершенствования законодательства в области налогообложения имущества  аэродромов, прежде всего обеспечивающих региональные и местные авиаперевозки, приобретает особую актуальность.

     В Концепции предлагается передать Росавиации аэродромы совместного базирования, находящиеся в ведении Минобороны России и интенсивно используемые гражданской  авиацией или не используемые государственной  авиацией.

     На  данный момент к числу аэропортов, в которых расположены аэродромы  совместного базирования, находящиеся  в ведении Минобороны России, и  требующих скорейшей реконструкции, относятся Анапа (Витязево), Архангельск (Талаги), Владивосток (Кневичи), Новосибирск (Толмачево), Пермь (Большое Савино), Петрозаводск (Бесовец), Петропавловск-Камчатский (Елизово). При этом Минтранс России обладает необходимыми для реконструкции данных аэродромов средствами, однако не имеет возможности направить их на развитие указанных аэродромов.

     Прошу Правительство Российской Федерации  поручить заинтересованным федеральным  органам исполнительной власти ускорить подготовку предложений по передаче в гражданский сектор имущества  указанных аэродромов.

     В отношении находящихся в федеральной  собственности активов операторов аэропортов предусматривается:

     Находящиеся в федеральной собственности  акции акционерных обществ, имеющих  в пользовании аэродромы национальной опорной сети, подлежат приватизации одним из способов, предусмотренных законодательством, а также могут быть переданы в установленном порядке в управление или собственность субъекта Российской Федерации.

     Находящиеся в федеральной собственности  акции акционерных обществ - операторов иных (не включенных в национальную опорную сеть) аэропортов, а также  соответствующие федеральные государственные  унитарные предприятия подлежат передаче в собственность субъекта Российской Федерации (включая имущество  аэродрома в составе имущественного комплекса унитарного предприятия).

     Также, с учетом мировой практики экономически развитых стран, в качестве одного из способов совершенствования управления имуществом аэропортов, преимущественно  регионального и местного значения, для повышения конкурентоспособности  и привлечения дополнительных инвестиций в инфраструктуру аэропортов рассматривается  вопрос о создании управляющих аэропортовых компаний.

     Количество  вложенных средств в развитие аэродромной инфраструктуры, равно  как и обеспеченность российских авиакомпаний конкурентоспособным парком воздушных судов, оказывают влияние на перспективные объемы авиационных перевозок и авиационную подвижность населения.

     В Концепции рассмотрено несколько  сценариев развития аэродромной  сети Российской Федерации, с учетом различных объемов и источников финансирования капитальных вложений. При текущем уровне финансирования количество аэродромов соответствующих  требованиям безопасности полетов  продолжит сокращаться и уже  к 2017 году могут начать выбывать аэродромы  из числа 117 аэродромов национальной опорной  аэродромной сети.

     При базовом уровне финансирования, который  позволит приостановить выбытие  аэродромов и обеспечит развитие аэродромной сети, необходимо около 543 млрд. рублей до 2020 года в ценах  соответствующих лет. При этом указанные  средства планируется направить  в основном на реконструкцию и  развитие аэродромов национальной опорной  аэродромной сети.

     При этом планируется, что доля средств  федерального бюджета должна составить  порядка 80%, бюджетов субъектов Российской Федерации около 11%, внебюджетных источников около 9%.

     Положения сценариев развития аэродромной  сети Российской Федерации, представленные в проекте Концепции, нашли отражение  в разрабатываемом проекте Федеральной  целевой программы «Развитие  транспортной системы России (2010 – 2015 годы)». Общее финансирование проектов строительства и реконструкции аэродромов в рамках проекта ФЦП в период 2010 – 2015 годы составляет около 345 млрд. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета на развитие аэродромной инфраструктуры около 275 млрд. руб.

     В Концепции подготовлены предложения  по формированию эффективных механизмов сохранения и развития всего сегмента социально значимых авиационных  перевозок, включая региональные и  местные перевозки, перевозки в  районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

     По  мнению Минтранса России, необходимым  условием для развития таких авиационных  перевозок является формирование эффективных  механизмов государственной поддержки  деятельности авиаперевозчиков и операторов аэропортов.

     Государственная поддержка эксплуатационной деятельности авиакомпаний в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям должна быть направлена на снижение тарифа на авиаперевозку до приемлемого  уровня, обеспечивающего транспортную доступность для населения, а  государственная поддержка в  таких районах аэропортовой деятельности должна быть ориентирована на обеспечение  приемлемого уровня аэропортовых сборов и тарифов при безубыточном функционировании операторов аэропортов.

     Базовыми  механизмами системы государственной  поддержки местных и региональных воздушных перевозок и аэропортовой деятельности должны стать:

     субсидирование  из соответствующих бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации аэропортовой деятельности на основании нормативных расчетов средств, необходимых для содержания инфраструктуры аэропортовых комплексов, включая аэродромы;

     субсидирование  из соответствующих бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации авиакомпаний, осуществляющих социально значимые региональные и местные перевозки;

     организация аэропортовой деятельности на основе создания казенных предприятий в  районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (при соответствующем  технико-экономическом обосновании  данной организационно-правовой формы  применительно к каждому конкретному  случаю).

Информация о работе Воздушный транспорт в России