Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:34, реферат
Система охлаждения предназначена для отвода тепла от механизмов и деталей двигателя, а также для поддержания нормального теплового режима двигателя. На автомобильных двигателях наибольшее распространение получили жидкостные системы с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.
В жидкостной системе охлаждения поверхности блока и головки цилиндров заключены в клетку или охлаждающую рубашку (контур), при наличии пространства между цилиндрами, в котором может циркулировать соответствующая жидкость. В качестве жидкости обычно используется вода или ее этиленгликолевые смеси – антифризы.
Введение
2. Устройство системы охлаждения ВАЗ 2101
2.1 Центробежный насос
2.2 Самоуплотняющийся сальник
2.3 Принудительное охлаждение
2.4 Радиатор системы охлаждения ВАЗ 2101
2.5 Термостат
3. Техническое обслуживание системы охлаждения
4. Основные неисправности и ремонт системы охлаждения
5. Техника безопасности при выполнении работ
5.1 Пожарная безопасность
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
1. Введение
2. Устройство системы охлаждения ВАЗ 2101
2.1 Центробежный насос
2.2 Самоуплотняющийся сальник
2.3 Принудительное охлаждение
2.4 Радиатор системы охлаждения ВАЗ 2101
2.5 Термостат
3. Техническое обслуживание
4. Основные неисправности и
5. Техника безопасности при
5.1 Пожарная безопасность
Заключение
Список используемой литературы
1. Введение
При сгорании топлива, когда двигатель работает с полностью открытой заслонкой, максимальная температура сгорающих газов может достигать величины 1500 – 2000°С. Расширение газов во время рабочего хода существенно понижает их температуру, но во время такта выпуска температура все еще может находиться вблизи 800°С.
Все детали двигателя, с которыми вступают в контакт эти нагретые газы, поглощают теплоту этих газов, пропорционально их температуре, площади и продолжительности контакта, в результате чего температура деталей двигателя повышается. Температура отработавших газов выше температуры красного каления и выше температуры плавления такого металла, как алюминий. Если не предпринимать меры для снижения температуры деталей двигателя, некоторые или многие из нижеперечисленных деталей могут быть серьезно повреждены:
стенки камеры
сгорания, головка поршня, верхний
торец цилиндра и область
пленка масла,
которая должна смазывать
в результате нагрева
свежей порции подаваемой в
цилиндр горючей смеси, из-за
уменьшения его плотности,
некоторые части поверхности камеры сгорания могут нагреться до такой степени, что будут зажигать свежую порцию рабочей смеси до появления искры; это называется преждевременным воспламенением и может привести к серьезному повреждению двигателя.
Кроме этого, важно не переохлаждать двигатель, иначе могут возникнуть другие проблемы:
теплота необходима
для испарения топлива внутри
цилиндра во время такта
Опыт показывает, что температура
головки цилиндров должна поддерживаться
немного ниже 200 – 250С, поскольку
перегрева также следует
Поэтому для поддержания нормального теплового режима работы узлов и механизмов необходимо непрерывно отводить теплоту от взаимодействующих деталей, не допуская их перегрева.
Следует поддерживать тепловой режим двигателя в пределах 85 – 95о С независимо от его нагрузки и температуры окружающей среды.
На современных автомобильных двигателях в полезную работу превращается лишь 23 - 40% теплоты, выделяющейся в цилиндрах двигателя, остальная теплота уноситься отработавшими газами, с охлаждающей жидкостью или воздухом и затрачивается на трение, рассеивание в окружающую среду внешними поверхностями двигателя и др.
2. Устройство системы охлаждения ВАЗ 2101
Система охлаждения предназначена
для отвода тепла от механизмов и
деталей двигателя, а также для
поддержания нормального
В жидкостной системе охлаждения поверхности блока и головки цилиндров заключены в клетку или охлаждающую рубашку (контур), при наличии пространства между цилиндрами, в котором может циркулировать соответствующая жидкость. В качестве жидкости обычно используется вода или ее этиленгликолевые смеси – антифризы.
Наиболее широкое
[pic]
Рис. 2 Система охлаждения ВАЗ-2101: 1
– трубка отвода жидкости от радиатора
отопителя к жидкостному
[pic]
Рис.3. Принципиальная схема системы охлаждения: 1 – радиатор; 14 – поршень; 2 – крышка; 15 – сливной краник; 3 – вентилятор; 16 – нижний бачок радиатора; 4 – термостат; 5 – жидкостный насос; 6 – расширительный бачок; 7 – головка цилиндров; 8 – трубопровод к отопителю; 9 – указатель температуры жидкости; 10 – вентилятор отопителя; 11 – радиатор отопителя; 12 – рубашка охлаждения головки цилиндров; 13 - рубашка охлаждения блока цилиндров.
Система охлаждения состоит (рис.3) из:
- рубашки охлаждения блока и головки блока цилиндров;
- центробежного насоса;
- термостата;
- радиатора с расширительным бачком;
- вентилятора;
соединительных патрубков и шлангов.
Систему охлаждения заполняют жидкостью
через расширительный бачок 6 (рис. 3)
или горловину радиатора. В крышке
радиатора или бачка выполнен
паровоздушный клапан, который поддерживает
повышенное давление в системе охлаждения
при работе двигателя, повышая тем
самым температуру Тосола. По мере
остывания остановленного двигателя
клапан постепенно снижает давление,
предотвращая разрыв радиатора и
расширительного бачка. Для слива
жидкости служат отверстия в нижней
части радиатора и блоке
Во время работы двигателя жидкость
циркулирует в системе
Система охлаждения двигателя конструктивно
объединена с системой отопления
пассажирского салона автомобиля. Нагретая
жидкость поступает в радиатор отопителя
8 (рис.4) из рубашки охлаждения головки
блока цилиндров по верхнему трубопроводу,
а отводится по нижнему трубопроводу
к насосу охлаждающей жидкости. Проходя
через радиатор отопителя самотеком
(при движении автомобиля) или под
действием включенного
2.1 Центробежный насос
Для создания принудительной циркуляции охлаждающей жидкости в системе охлаждения служит жидкостный насос центробежного типа (рис. 5). Расположен насос в передней части блока цилиндров и приводится в действие клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала. Он состоит из корпуса 1, крыльчатки 9 и крышки 6 подшипников, соединенных между собой через прокладку.
[pic]
Рис. 5 Продольный разрез жидкостного насоса ВАЗ – 2101: 1 – корпус; 2 – подшипник; 3 – шкив; 4 – ступица шкива; 5 – стопорный винт подшипника; 6 – крышка; 7 – валик; 8 – сальник; 9 – крыльчатка.
Пластмассовая крыльчатка 9 (рис. 5) крепится на заднем конце вала 5при помощи ступицы. Пи вращении крыльчатки жидкость из подводящего патрубка поступает к ее центру, затем захватывается лопастями и под действием центробежной силы отбрасывается к стенкам корпуса 1 насоса, а оттуда через полые приливы подается в рубашку охлаждения двигателя.
2.2 Самоуплотняющийся сальник
Герметичность вращающихся деталей,
расположенных в корпусе
Своими выступами графитовое кольцо входит в пазы крыльчатки и закрепляется обоймой. Для контроля за исправным состоянием сальника в корпусе жидкостного насоса имеется технологическое отверстие. В случае выхода из строя сальника через него будет вытекать охлаждающая жидкость.
[pic]
Рис. 6 Сальник ВАЗ – 2101: 1 – корпус; 2 – резиновая манжета; 3 – пружина; 4 – графитовое кольцо; Б – контролируемый размер 11мм при запрессовке.
2.3 Принудительное охлаждение
В системе с водяным охлаждением простейшего типа движение автомобиля вперед само по себе достаточно для создания воздушного потока через радиатор. Однако вентиляторы с принудительным приводом обеспечивают больший воздушный поток, в результате чего радиатор меньшего размера может рассеивать требуемое количество тепла. Простейшим способом привода вентилятора является ремень, который приводит генератор и насос охлаждающей жидкости, вентилятор на самом деле просто установлен на удлиненной части оси жидкостного насоса.
Вентилятор необходим только тогда,
когда скорость потока воздуха через
радиатор недостаточна для поддержания
требуемой температуры
Хотя благодаря приданию оптимальной формы лопастям вентилятора и использованию лопастей из штампованной стали можно добиться определенной экономии энергии, на современных автомобилях еще большая экономия достигается при использовании отключаемой системы привода, которая прекращает работу в том случае, когда работа вентилятора не нужна. Одной из наиболее распространенной системой является – электрическая.
Вентилятор с электрическим приводом.
Вентилятор приводится отдельным
электрическим двигателем, который
включается только тогда, когда охлаждающая
жидкость достигает определенной заданной
температуры, например 90°С. Подаваемая
к двигателю энергия
Вентилятор имеет
[pic]
Рис. 7. Детали радиатора и вентилятора с электроприводом: 1 – радиатор; 2 – пробка радиатора; 3 – вентилятор; 4 – электродвигатель вентилятора; 5 – кожух вентилятора; 6 – датчик включения электродвигателя вентилятора; 7 – сливная пробка радиатора; 8 – нижняя опора радиатора.
2.4 Радиатор системы охлаждения ВАЗ 2101
Радиатор, являющийся теплообменным узлом, предназначен для передачи тепла от охлаждающей жидкости потоку воздуха. Он крепится к кузову автомобиля с помощью резиновых подушек (опор), что необходимо для уменьшения вибраций и ударных нагрузок, возникающих при движении.
Радиатор состоит из верхнего и нижнего бачков и теплорассеивающей сердцевины, наружная поверхность которой обдувается воздухом, рассеивающим теплоту, полученную жидким теплоносителем (охлаждающей жидкостью) от нагретых деталей двигателя.
Сердцевина радиатора состоит
из трех – четырех рядов плоских
латунных трубок, между рядами которых
размещаются широкие
В пробке радиатора размещаются
выпускной и впускной клапаны. При
избыточном давлении в системе охлаждения
открывается выпускной клапан и
пар или жидкость по трубопроводу
отводится в расширительный бачок.
По мере понижения температуры