Система охлаждения двигателя ЛАДА 2107 (ВАЗ 2107)

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 02:05, лабораторная работа

Описание работы

Система охлаждения служит для охлаждения нагревающихся деталей и поддержания нормального температурного режима двигателя. Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией.

Работа содержит 1 файл

Система охлаждения двигателя ЛАДА 2107.doc

— 443.00 Кб (Скачать)

Система охлаждения двигателя ЛАДА 2107 (ВАЗ 2107)

 

 

 

 

Система охлаждения служит для охлаждения нагревающихся деталей и поддержания  нормального температурного режима двигателя. Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Вместимость системы 9.85 л (двигатели с алюминиевыми радиаторами имеют меньшую вместимость). Система охлаждения состоит из насоса 36. радиатора, расширительного бачка 8, неразборного термостата 38. четырехлопастного электровентилятора, рубашек охлаждения блока и головки блока цилиндров, трубопроводов, шлангов и сливных пробок. Система заполняется жидкостью Тосол А-40 - водным раствором антифриза Тосол-А (концентрированного раствора этиленгликоля с антикоррозионными и антивспенивающими присадками, исключающими образование накипи и коррозии деталей, плотностью 1, 12-1, 14 г/см). Тосол А-40 имеет плотность 1, 078-1, 085 г/см и температуру начала кристаллизации минус 40 С. Уровень жидкости при холодном двигателе должен быть на 3-4 см выше метки "MIN" на полупрозрачном расширительном бачке. Доливать в расширительный бачок необходимо дистиллированную воду или антифриз Тосол-А в зависимости от плотности охлаждающей жидкости в системе. Проверка плотности жидкости осуществляется ареометром при техническом обслуживании автомобиля. Для контроля температуры охлаждающей жидкости имеются датчик, установленный в головке цилиндров, и указатель на щитке приборов. При нормальном тепловом режиме работы двигателя стрелка указателя стоит у начала красного поля шкалы в пределах 80 – 100 C. Повышенный тепловой режим двигателя может быть вызван неполадками в системе охлаждения (недостаточное количество охлаждающей жидкости, ослабление натяжения ремня привода насоса, неисправность термостата) или тяжелыми условиями движения (движение по песку, крутому затяжному подъему, буксировка и т.д.). Слив жидкости из системы охлаждения осуществляется через сливные отверстия, закрываемые пробками: одна в левом углу нижнего бачка радиатора, другая в блоке цилиндров слева по ходу движения автомобиля. При работе двигателя нагретая в рубашке охлаждения жидкость поступает через выпускной патрубок 6 по шлангам 5 и 7 в радиатор или термостат 38 в зависимости от положения клапанов термостата, далее всасывается по шлангу 37 насосом 36 и направляется насосом снова в рубашку охлаждения. К системе охлаждения подключен отопитель салона автомобиля. Нагретая жидкость из головки цилиндров поступает по шлангу 4 через кран в радиатор отопителя, а по шлангу 3 и трубке 1 отсасывается насосом 36. Насос охлаждающей жидкости служит для обеспечения циркуляции жидкости в системе охлаждения. Насос центробежного типа. Корпус 30 и крышка 25 отлиты из сплава алюминия. Валик 27 насоса устанавливается в двухрядном шариковом подшипнике 24, который стопорится в крышке стопорным винтом 28. Чтобы винт не ослабевал, контуры гнезда стопорного винта расчеканиваются после сборки. Подшипник не имеет внутренней обоймы, роль обоймы выполняет валик насоса. При сборке подшипник заполняется смазкой Литол-24 и в дальнейшем не смазывается. На передний конец валика напрессовывается ступица 26 шкива привода насоса, на задний - крыльчатка 31. К торцу крыльчатки, закаленному токами высокой частоты на глубину 2-3 мм, прижимается упорное уплотнительное кольцо сальника, изготовленное из графитовой композиции. Сальник насоса неразборный. состоит из наружной латунной обоймы 23, резиновой манжеты 29 и уплотнительного кольца. Сальник запрессован в крышку насоса. Корпус 30 насоса имеет приемный патрубок 32 и окно 22 со стороны блока цилиндров для подачи насосом охлаждающей жидкости. Электровентилятор. Вентилятор 18 четырехлопастной, изготавливается из пластмассы. Лопасти вентилятора имеют переменный по радиусу угол установки и для уменьшения шума переменный шаг по ступице. Вентилятор устанавливается на вал электродвигателя и поджимается гайкой. Для лучшей эффективности работы вентилятор находится в кожухе 19, который крепится болтами к кронштейнам радиатора. Электровентилятор в сборе с электродвигателем устанавливается на трех резиновых втулках и крепится гайками на шпильках кожуха вентилятора. Включение и выключение электровентилятора осуществляется в зависимости от температуры жидкости датчиком типа ТМ-108, который завертывается в нижний бачок радиатора с левой стороны. Температура замыкания контактов датчика должна находиться в пределах 89-95 С, а размыкания контактов в пределах 84-90 С. Радиатор и расширительный бачок. Радиатор с верхним и нижним бачками, двумя рядами латунных вертикальных трубок и с лужеными охлаждающими пластинами. Крепится радиатор четырьмя болтами к передку кузова и опирается на резиновые опоры 21. Заливная горловина 15 радиатора закрывается пробкой 11 и соединяется шлангом 10 с полупрозрачным пластмассовым расширительным бачком 8. Пробка радиатора имеет впускной клапан 13 и выпускной 12, через который радиатор соединяется шлангом с расширительным бачком. Впускной клапан не прижат к прокладке (зазор 0.5-1, 1 мм) и допускает впуск и выпуск охлаждающей жидкости в расширительный бачок при нагревании и охлаждении жидкости. При закипании жидкости или резком увеличении температуры из-за небольшой пропускной способности впускной клапан не успевает выпускать жидкость в расширительный бачок и закрывается, разобщая систему с расширительным бачком. Когда давление при нагревании возрастет до 50 кПа, откроется выпускной клапан 12, и часть охлаждающей жидкости выйдет в расширительный бачок. Расширительный бачок закрывается пробкой, которая имеет резиновый клапан, срабатывающий при давлении, близком к атмосферному. С июля 1987 года на двигатели стали устанавливать радиаторы с алюминиевыми сердцевинами 42, изготовленными из двух рядов горизонтальных круглых алюминиевых трубок и алюминиевых охлаждающих пластин. Радиатор имеет правый 43 и левый 39 пластмассовые бачки с патрубками для подсоединения шлангов и заливную горловину. Радиатор разборный, сердцевина крепится к бачкам через уплотнительные резиновые прокладки. Для повышения эффективности охлаждения жидкости алюминиевые охлаждающие пластины штампуются с насечкой, обеспечивающей турбулентное движение воздуха через радиатор. Исключение из технологического процесса пайки использование алюминия и пластмассы уменьшило трудоемкость изготовления радиатора, а также значительно снизило его массу. Однако в связи с использованием алюминиевых трубок не рекомендуется использование в системе охлаждения одной воды в качестве охлаждающей жидкости, чтобы исключить вероятность коррозии этих трубок. Термостат и работа системы охлаждения. Термостат системы охлаждения ускоряет прогрев двигателя и поддерживает необходимый тепловой режим двигателя. При оптимальном тепловом режиме температура охлаждающей жидкости должна быть 85- 95 С. Термостат 38 состоит из корпуса 48 и крышки 51, которые завальцованы вместе с седлом основного клапана 46. Термостат имеет входной патрубок 45 охлажденной жидкости из радиатора, патрубок 49 перепускного шланга 5 перепуска жидкости из головки цилиндров в термостат и патрубок 50 подачи охлаждающей жидкости в насос 36. Основной клапан установлен на стакане, в котором завальцована резиновая вставка 44. В резиновой вставке находится стальной полированный поршень 52, который закреплен на неподвижном держателе. Между стенками стакана и резиновой вставкой находится термочувствительный твердый наполнитель. Основной клапан 46 прижимается пружиной к седлу. На клапане закреплены две стойки, на которых установлен перепускной клапан 47. поджимаемый пружиной перепускного клапана. Термостат, в зависимости от температуры охлаждающей жидкости автоматически включает или отключает радиатор системы охлаждения и перепускает жидкость через радиатор или минуя его. На холодном двигателе при температуре охлаждающей жидкости ниже 80 С основной клапан закрыт, перепускной - открыт. При этом жидкость циркулирует по шлангу 5 через перепускной клапан 47 в насос 36. минуя радиатор (по малому кругу). Этим обеспечивается быстрый прогрев двигателя. Если температура жидкости повышается выше 94 С, термочувствительный наполнитель термостата расширяется, сжимает резиновую вставку 44 и выдавливает поршень 52. перемещая основной клапан 46 до полного открытия. Перепускной клапан 47 полностью закроется. Жидкость в этом случае циркулирует по большому кругу: из рубашки охлаждения по шлангу 7 в радиатор и далее по шлангу 34 через основной клапан поступает в насос, которым вновь направляется в рубашку охлаждения. В пределах температур 80-94 С клапаны термостата находятся в промежуточных положениях, и охлаждающая жидкость циркулирует по малому и большому кругам. Величина открытия основного клапана обеспечивает постепенное подмешивание охлажденной в радиаторе жидкости и наилучший тепловой режим работы двигателя. Температура начала открытия основного клапана термостата должна находиться в пределах 80, 6-81, 5 С. ход клапана - не менее 6, 0 мм. Проверку начала открытия основного клапана выполняют в баке с водой. Начальная температура воды должна быть 73-75 С. Температуру воды постепенно увеличивают на 1 С в минуту. За температуру начала открытия клапана принимают температуру, при которой ход основного клапана составит 0, 1 мм. Простейшую проверку работы термостата можно провести на ощупь непосредственно на автомобиле. При исправном термостате после пуска холодного двигателя нижний бачок радиатора начинает нагреваться, когда стрелка указателя температуры жидкости на щитке приборов находится примерно на расстоянии 3-4 мм от красной зоны шкалы, что соответствует температуре охлаждающей жидкости 80-85 С. Неисправный термостат заменяют новым.

 

Система охлаждения. Устройство

 

Система охлаждения двигателя –  жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости.

 

Для контроля температуры охлаждающей  жидкости служит датчик, установленный в головке цилиндров, и стрелочный указатель на панели приборов.

 

Система охлаждения заполняется специальной  жидкостью ТОСОЛ А-40, имеющей антикоррозийные  и антивспенивающий присадки. Температура  начала кристаллизации жидкости —40°  С.

 

Промышленностью выпускается концентрированный антифриз ТОСОЛ А с температурой начала кристаллизации —20° С, приобретающий свойства жидкости ТОСОЛ А-40 после разбавления дистиллированной водой в соотношении: 54% антифриза «ТОСОЛ» А и 46% дистиллированной воды.

 

Периодичность замены охлаждающей жидкости при нормальной эксплуатации автомобиля — один раз в два года или через 60 ООО км пробега.

 

Сливается охлаждающая жидкость через  отверстия в блоке цилиндров  и нижнем бачке радиатора, закрытые коническими пробками.

 

Горячая жидкость отводится от головки  цилиндров, проходит через радиатор или обводную магистраль - в зависимости от положения клапанов термостата — и поступает в насос, из которого направляется в блок цилиндров.

 

В систему охлаждения двигателя  включен атопитель кузова, жидкость в который поступает из головки цилиндров через кран  и отводится к насосу, а также обогрев корпуса дросселей карбюратора, жидкость в который поступает из рубашки впускной трубы и отводится через отводную трубу отопителя к насосу.

 

Для компенсации изменений объема и давления охлаждающей жидкости имеется расширительный бачок, который соединен шлангом с горловиной радиатора, закрытой пробкой.

 

 

Если необходим  ремонт только масляного насоса, следует  снять двигатель с автомобиля и установить его на поворотный стенд Аг.22204; слить все масло из поддона картера, перевернуть двигатель и снять поддон картера; отвернуть болты крепления масляного насоса и снять его в комплекте с приемным патрубком.

Установку масляного насоса на двигатель выполнять в последовательности, обратной снятию.

Разборка  и сборка масляного насоса. Закрепить  масляный насос в тисках, осторожно, чтобы не повредить корпус, а затем: снять приемный патрубок вместе с  редукционным клапаном  давления масла  и пружиной и крышку корпуса насоса; вынуть из корпуса валик насоса в комплекте с ведущей шестерней и вынуть ведомую шестерню.

Для сборки насоса следует осторожно закрепить  его в тисках, затем установить ведущую шестерню вместе с валом  в отверстие корпуса, а ведомую  шестерню надеть на ось в корпусе; установить крышку корпуса и редукционный клапан регулировки давления в сборе и прикрепить патрубок к корпусу насоса.

После сборки насоса при проворачивании ведущего валика от руки шестерни должны вращаться  плавно и без заметного усилия.

Контроль  насоса. После разборки все детали насоса тщательно промыть керосином  или бензином, продуть струей сжатого  воздуха, а затем тщательно осмотреть  корпус и крышку насоса (при наличии  трещин детали заменить), проверить, не засорены ли приемный и нагнетательный каналы, и продуть их струей сжатого воздуха, чтобы обеспечить  хорошую очистку; осмотреть ведущую и ведомую шестерни, при повышенном износе заменить их.

Проверить набором щупов зазор между  зубьями шестерен, а также между  наружными диаметрами шестерен и расточками в корпусе насоса, которые должны быть равны соответственно 0,15 мм и 0,11—0,18 мм. Если зазоры превышают предельные значения, то следует заменить шестерни, а при необходимости  и  корпус насоса.

Система  смазки  двигателя   комбинированная — под давлением и разбрызгиванием. В систему смазки входят: масляный насос; приемный патрубок с мелкой фильтрующей сеткой, прикрепленный к корпусу насоса; полнопоточный масляный фильтр, прикрепленный к левой передней стороне двигателя; редукционный клапан давления масла, встроенный в приемный патрубок; электрический датчик недостаточного давления масла.

 

 

Циркуляция  масла для смазки двигателя происходит следующим образом.

 

Насос засасывает масло из картера и по каналу в  блоке подводит его к полнопоточному фильтру. Выходя из фильтра, масло через каналы в блоке смазывает коренные подшипники и два подшипника валика привода масляного насоса. От коренных подшипников масло через внутренние каналы коленчатого вала смазывает шатунные подшипники и от них через отверстия на нижних головках шатунов разбрызгиванием смазывает цилиндры.

 

Масло по отдельному каналу подается к электрическому датчику  давления масла. Распределительный  вал, расположенный на головке блока  цилиндров, его опоры, кулачки, рычаги и стержни клапанов смазываются через каналы в блоке, головке и через центральный канал в распределительном валу. Цепь механизма распределения смазывается маслом, которое выходит из передней опоры распределительного вала и передней втулки вала привода масляного насоса; масло разбрызгивается центробежной силой звездочек указанных валов через радиальные отверстия на звездочках.

 

Масляный  насос шестеренчатого типа, установлен внутри поддона картера и крепится к блоку цилиндров двумя болтами. Ведущая шестерня неподвижно закреплена на валике, а ведомая свободно вращается на оси, запрессованной в корпусе насоса.

 

К корпусу  насоса прикреплен маслоприемный патрубок с. фильтрующей сеткой и встроенным редукционным клапаном.


Информация о работе Система охлаждения двигателя ЛАДА 2107 (ВАЗ 2107)