Система охлаждения ВАЗ 2101

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 23:03, реферат

Описание работы

Система охлаждения служит для поддержания оптимального теплового режима двигателя за счет регулируемого отвода тепла от наиболее теплонагруженных деталей в результате соприкосновения их с горячими газами или трения. При перегреве двигателя уменьшается его мощность, увеличивается расход топлива. Чрезмерный прогрев двигателя вызывает выгорание смазки, при этом резко возрастает износ трущихся поверхностей деталей. Происходят задир и выплавление вкладышей подшипников, разрушение поверхности шеек коленчатого вала, заклинивание поршня. Кроме того, в карбюраторном двигателе могут возникнуть детонирующие удары. Все это выводит двигатель из строя.

Содержание

. Назначение системы охлаждения
2. Устройство системы охлаждения автомобиля ВАЗ 2101
3. Принцип действия
4. Основные дефекты и способы их устранения
5. Техническое обслуживание
6. Ремонт водяного насоса (помпы)

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 723.01 Кб (Скачать)
 
 
 

Колледж «Сервиса и управления» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

«Система  охлаждения ВАЗ 2101» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

студент 3-го курса

36 группы

Иванов  Ю.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Валдай

2011 г.

ПЛАН 

1. Назначение  системы охлаждения

2. Устройство  системы охлаждения автомобиля  ВАЗ 2101

3. Принцип действия

4. Основные дефекты  и способы их устранения

5. Техническое  обслуживание

6. Ремонт водяного  насоса (помпы) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Назначение системы охлаждения 

     Система охлаждения служит для поддержания  оптимального теплового режима двигателя  за счет регулируемого отвода тепла  от наиболее теплонагруженных деталей  в результате соприкосновения их с горячими газами или трения. При  перегреве двигателя уменьшается  его мощность, увеличивается расход топлива. Чрезмерный прогрев двигателя  вызывает выгорание смазки, при этом резко возрастает износ трущихся поверхностей деталей. Происходят задир  и выплавление вкладышей подшипников, разрушение поверхности шеек коленчатого вала, заклинивание поршня. Кроме того, в карбюраторном двигателе могут возникнуть детонирующие удары. Все это выводит двигатель из строя.

     В автомобильных двигателях чаще применяют  жидкостную и реже воздушную систему  охлаждения. При воздушной системе  охлаждения передача тепла от двигателя  происходит непосредственно в атмосферу. Необходимая интенсивность охлаждения достигается с помощью охлаждающих  ребер цилиндров и их головок, вентилятора и дефлектора. Система  удобна в эксплуатации, имеет набольшую  массу и обеспечивает быстрый  прогрев двигателя после пуска. Однако система воздушного охлаждения имеет существенные недостатки: неравномерность  отвода тепла по высоте цилиндра, большие  потери мощности двигателя на привод вентилятора, шумность работы.

     В автомобильных двигателях наиболее часто применяют систему жидкостного  охлаждения с принудительной циркуляцией  жидкости. В качестве охлаждающей  жидкости применяют воду или низкозамерзающие жидкости - антифризы, водный раствор  этиленгликоля «Тосол». Поток циркулирующей  жидкости направляется в первую очередь  к наиболее нагретым деталям двигателя: стенкам камеры сгорания, свечам зажигания, выпускным клапанам, цилиндрам двигателя. Теплота от нагревающихся деталей  передается через стенки агрегатов  двигателя охлаждающей жидкости, а от нее также через наружные стенки агрегатов системы охлаждения в атмосферу. 

2. Устройство системы охлаждения автомобиля ВАЗ 2101 

     Система охлаждения служит для поддержания  оптимального теплового режима двигателя  за счет регулируемого отвода тепла  от наиболее теплонагруженных деталей  в результате соприкосновения их с горячими газами или трения.

      При перегреве двигателя уменьшается  его мощность, увеличивается расход топлива.

      Чрезмерный  перегрев двигателя вызывает выгорание  смазки, при этом резко возрастает износ трущихся поверхностей деталей.

      Происходят  задир и выплавление вкладышей подшипников, разрушение поверхности шеек коленчатого вала, заклинивание поршня.

      Кроме того, в карбюраторном двигателе  могут возникнуть детонирующие удары.

Всё это  выводит двигатель из строя.

С другой стороны, переохлаждение двигателя  также нежелательно.

      Увеличиваются потери мощности двигателя на преодоление  возросшего трения из-за более густой смазки.

      Рабочая смесь, конденсируясь, смывает плёнку масла со стенок цилиндров и увеличивает  износ деталей поршневой группы.

      Увеличивается коррозионный износ зеркала цилиндров  в результате образования серных и сернистых соединений.

      И, как следствие, наблюдаются ухудшение  топливной экономичности и значительное снижение срока службы двигателя.

      В автомобильных двигателях чаще применяют  жидкостную и реже воздушную системы  охлаждения.

При воздушной  системе охлаждения передача тепла  от двигателя происходит непосредственно  в атмосферу. Необходимая интенсивность охлаждения достигается с помощью охлаждающих рёбер цилиндров и их головок, вентилятора и дефлектора.

      Система удобна в эксплуатации, имеет небольшую  массу и обеспечивает быстрый  прогрев двигателя после пуска. Однако система воздушного охлаждения имеет существенные недостатки: плохая равномерность отвода тепла по высоте цилиндра, большие потери мощности двигателя на привод вентилятора, шумность работы.

В автомобильных  двигателях наиболее часто применяют  систему жидкостного охлаждения с принудительной циркуляцией жидкости.

      Систему заполняют всесезонной охлаждающей  жидкостью Тосол А-40 (антифриз, содержавший  антикоррозийные и антивспенивающие присадки, исключающий образование накипи, с температурой начала загустевания - 400 С), заменяют которую через 60 000 км.

      В системе охлаждения двигателя 2108 используют также охлаждающую жидкость Тосол  А-65 (температура начала загустевания – 650 С).

Поток циркулирующей жидкости направляется в первую к наиболее нагретым деталям  двигателя: стенкам камеры сгорания, свечам зажигания, выпускным клапанам, цилиндрам двигателя.

      Теплота от нагревающихся деталей передаётся через стенки агрегатов двигателя  охлаждающей жидкости, а от неё  также через наружные стенки агрегатов  системы охлаждения в атмосферу. 

Рис. 1. Система охлаждения.

1-трубка  отвода жидкости от радиатора  отопителя; 2 - патрубок отвода горячей жидкости из головки цилиндров в радиатор отопителя; 3 - перепускной шланг термостата; 4 - выпускной патрубок рубашки охлаждения; 5 - подводящий шланг радиатора;6 - расширительный бачок; 7-рубашка охлаждения; 8 - пробка радиатора; 9 - радиатор; 10 - кожух вентилятора; 11 - вентилятор; 12 - шкив; 13 – отводящий шланг радиатора; 14 – ремень привода насоса; 15 – насос; 16 – шланг подачи охлаждающей жидкости к термостату; 17 – термостат. Стрелками показано направления движения жидкости.

 К системе жидкостного охлаждения (рис.1) относятся:

-полость  (рубашка) охлаждения блока и  головки цилиндров; 

- радиатор  с жалюзями;

- вентилятор;

- водяной  насос (помпа);

- термостат;

- датчики  температуры охлаждающей жидкости;

- водораспределительная  труба;

- патрубки  и шланги с деталями крепления;

- расширительный (компенсационный) бочок;

- сливные  краники;

- отопитель кабины водителя (салона);

- предпусковой  подогреватель.  
 

3. Принцип работы  системы охлаждения

      Охлаждающая жидкость циркулирует в полости (рубашке) блока и головки цилиндров, омывая гильзы цилиндров и стенки камеры сгорания.

      Затем, омывая приливы клапанов, охлаждает  их и поступает в полость подогрева  впускного коллектора.

      Далее через верхний патрубок охлаждающая  жидкость попадает в верхний бачок  радиатора, где охлаждается потоком  воздуха, перетекая по трубкам в  нижний бачок радиатора, и через  патрубок и шланг поступает к  водяному насосу.

      При запуске двигателя охлаждающая  жидкость циркулирует первоначально  по малому кругу, пока температура не достигнет 85° - 95°С (Рис. 2) 

Рис. 2. Схема циркуляции охлаждающей жидкости по малому кругу.

1 –  радиатор; 2-подводящий шланг на  радиатор; 3 - расширительный бачок; 4 – термостат; 5 – центробежный  насос; 6 – рубашка охлаждения  картера; 7 –рубашка охлаждения головки  цилиндров; 8 – радиатор отопителя салона; 9 – кран отопителя; 10 –сливная пробка картера; 11 – сливная пробка радиатора.

      После достижения температуры 850 – 950С, термостат открывается и охлаждающая жидкость начинает циркулировать по большому кругу.

Водяной насос обеспечивает принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости.

Он приводится в действие от коленчатого вала приводным  ремнём.

Интенсивность охлаждения жидкости регулируется термостатом, который в зависимости от температуры  жидкости пускает её по большому или  малому контуру охлаждения, а также  отключением и включением вентилятора.

Заправляется  система охлаждающей жидкостью  через заливную горловину расширительного  бачка.

Сливается жидкость из системы через сливной  кран и краны дополнительного  оборудования автомобиля.

Система жидкостного в современных охлаждения автомобилях – закрытого типа, то есть она сообщается с атмосферой через паровоздушный клапан, что  обеспечивает повышение температуры  кипения жидкости и уменьшает  её испарение.

По сравнению  с воздушной системой охлаждения жидкостная система лучше регулируется, равномернее охлаждает детали двигателя, расходует гораздо меньше мощности на привод водяного насоса и вентилятора, бесшумна в работе.

Систему жидкостного охлаждения используют также для охлаждения компрессора  пневматической тормозной системы.

Радиатор  предназначен для охлаждения жидкости, отводящей теплоту от деталей  двигателя.

Каркас  радиатора образован боковыми стойками, соединёнными пластиной, припаянной к  нижнему бачку.

Он крепится к раме автомобиля на резиновых подушках, что необходимо для уменьшения вибрации и ударных нагрузок, возникающих  при его движении.

В радиаторах применяются в основном трубчато – пластинчатые или трубчато – ленточные.

Трубчато  – пластинчатая сердцевина состоит  из трёх – четырёх рядов латунных трубок, овального сечения, к которым  припаяны поперечно расположенные  пластины, увеличивающие поверхность  охлаждения.

Трубчато  – ленточная сердцевина состоит  из плоских латунных , между рядами которых размещаются широкие зигзагообразные ленты, имеющие специальные выштамповки, искривляющие воздушный канал и повышающие эффективность отдачи тепла потоку воздуха.

Радиаторы с трубчато – ленточной сердцевиной  получили широкое распространение  и устанавливаются на большинстве  двигателей.

Радиатор  автомобиля ВАЗ 2101 (рис.4.)– неразборный, имеет вертикальное расположение трубок и горизонтальное расположение охлаждающих пластин.

Охлаждение  жидкости происходит в сердцевине радиатора, набранной из медны, латунных или алюминиевых трубок, на которых имеются охлаждающие рёбра, изготовленные из латуни или стали.

Сердцевина  соединяет между собой верхний  и нижний бачки радиатора.

В верхнем  бачке радиатора имеется горловина, через которую систему охлаждения заполняют жидкостью.

Горловина герметично закрывается пробкой, имеющей  два клапана (впускной и выпускной).

Информация о работе Система охлаждения ВАЗ 2101