Техническое обслуживание системы смазки автомобиля. Классификация масел

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 18:27, реферат

Описание работы

Смазочная система служит для уменьшения трения и износа деталей двигателя, охлаждения от коррозии трущихся деталей, а также удаления с их поверхностей продуктов износа. При продолжительной работе двигателя масло постепенно загрязняется и разжижается, поэтому его необходимо своевременно заменять.

Содержание

Техническое обслуживание системы смазки автомобиля
Назначение и основные характеристики системы смазки автомобиля
Основные неисправности, диагностирование и техническое обслуживание
Порядок разборки и сборки системы смазки с описанием приспособлений и инструмента обеспечивающих рациональные приемы работы
Дефектация деталей с описанием способов возможного восстановления годности для дальнейшей эксплуатации
Классификация масел
Классификация моторных масел по вязкости SAE
Классификация моторных масел по назначению и уровням эксплуатационных свойств API
Классификация моторных масел по назначению и уровням эксплуатационных свойств ACEA
Классификация моторных масел по вязкости, назначению и уровням эксплуатационных свойств ГОСТ
Спецификации производителей автомобилей

Работа содержит 1 файл

2.docx

— 587.36 Кб (Скачать)

Ряд всесезонных масел: SAE 0W-20, 0W-30, 0W-40, 0W-50, 0W-60, 5W-20, 5W-30, 5W-40, 5W-50, 5W-60, 10W-20, 10W-30, 10W-40, 10W-50, 10W-60, 15W-30, 15W-40, 15W-50, 15W-60, 20W-30, 20W-40, 20W-50, 20W-60. Обозначение состоит из комбинации зимнего и летнего ряда, разделенных тире. Всесезонные масла должны удовлетворять одновременно критериям и зимнего, и летнего масла. Чем меньше цифра, стоящая перед буквой W, тем меньше вязкость масла при низкой температуре, легче холодный пуск двигателя стартером и лучше прокачиваемость масла по смазочной системе. Чем больше цифра, стоящая после буквы W, тем больше вязкость масла при высокой температуре и надежнее смазывание двигателя при жаркой погоде.

Таким образом, класс SAE сообщает потребителю диапазон температуры  окружающей среды, в котором масло  обеспечит:

- проворачивание двигателя стартером (для зимних и всесезонных масел)

- прокачивание масла масляным насосом по смазочной системе двигателя под давлением при холодном пуске в режиме, не допускающем сухого трения в узлах трения (для зимних и всесезонных масел)

надежное смазывание летом  при длительной работе в максимальном скоростном и нагрузочном режиме (для летних и всесезонных масел)

2.2. Классификация моторных масел по назначению и уровням эксплуатационных свойств API

Наиболее известной международной  классификацией моторных масел по областям применения и уровню эксплуатационных свойств является классификация API (Американского института нефти).

Классификация API подразделяет моторные масла на две категории :

S (Service) — для бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов и легких грузовиков.

C (Commercial) — для дизелей коммерческих автотранспортных средств (грузовиков), промышленных и сельскохозяйственных тракторов, дорожно-строительной техники.

Обозначение класса масла  состоит из двух букв латинского алфавита: первая (S или C) указывает категорию  масла, вторая — уровень эксплуатационных свойств. Чем дальше от начала алфавита вторая буква, тем выше уровень свойств (т.е. качество масла). Классы дизельных  масел подразделяются дополнительно  для двухтактных (CD-2, CF-2) и четырехтактных дизелей (CF-4, CG-4, СН-4). Большинство зарубежных моторных масел универсальные - их применяют  как в бензиновых, так и в  дизельных двигателях. Такие масла  имеют двойное обозначение, например: SF/CC, CD/SF и т.д. Основное назначение масла  указывают первые буквы , т.е. SF/CC - "более  бензиновое", CD/SF- "более дизельное". Энергосберегающие масла для  бензиновых двигателей дополнительно  обозначаются аббревиатурой ЕС (Energy Conserving).

На сегодняшний день (апрель 2009) классификация API содержит 3 действующих  класса категории "S" и 6 действующих  классов категории "С". Но многие производители продолжают выпускать  масла классов, исключенных из спецификации, поскольку автомобили со старыми  двигателями продолжают эксплуатироваться, а значит, есть необходимость в  этих маслах. Согласно рекомендаций API любой вышестоящий действующий  класс категории "S" заменяет нижестоящий  действующий класс. Для дизельных  масел, вышестоящий действующий  класс как правило, но не всегда, заменяет нижестоящий класс.

Таблица №1. Спецификация API для бензиновых двигателей

Класс

Статус

Назначение

SM

Действующий

Для всех автомобильных двигателей, выпускаемых в настоящее время. Введен в 2004 году. Масла этого класса имеют повышенную стойкость к  окислению, улучшенную защиту от износа и отложений, улучшенные низкотемпературные свойства

SL

Действующий

Для двигателей 2004 и старше годов выпуска

SJ

Действующий

Для двигателей 2001 и старше годов выпуска

SH

Устаревший

Для двигателей 1996 и старше годов выпуска

SG

Устаревший

Для двигателей 1993 и старше годов выпуска

SF

Устаревший

Для двигателей 1988 и старше годов выпуска

SE

Устаревший

Не подходит для использования  в двигателях, изготовленных после 1979 года.

SD

Устаревший

Не подходит для использования  в двигателях, изготовленных после 1971 года. Использование в более  современных моторах может привести к неудовлетворительной работе или  поломкам

SC

Устаревший

Не подходит для использования  в двигателях, изготовленных после 1967 года. Использование в более  современных моторах может привести к неудовлетворительной работе или  поломкам

SB

Устаревший

Не подходит для использования  в двигателях, изготовленных после 1951 года. Использование в более  современных моторах может привести к неудовлетворительной работе или  поломкам

SA

Устаревший

Не содержит присадок. Не подходит для использования в  двигателях, изготовленных после 1930 года. Использование в более современных  моторах может привести к неудовлетворительной работе или поломкам




 

Таблица №2. Спецификация API для дизельных двигателей

ККласс

Статус

Назначение

CJ-4

Действующий

Введен в 2006 году. Для высокооборотистых, четырехтактных двигателей, удовлетворяющих  нормам выброса, введенным в 2007 году. Масла данного класса предназначены  для работы на топливе, содержащем не более 0,05% серы. Однако для выполнения требований по нормам выброса, надежной работы систем очистки отработанных газов и достижения удлиненных интервалов замены масла, необходимо использовать дизтопливо, содержание серы в котором  не превышает 0,0015%. Моторные масла класса CJ-4 разрабатывались для двигателей, оборудованных самыми современными системами снижения выбросов вредных  веществ (сажевые фильтры, системы  рециркуляции выхлопных газов и  др.) Масла класса CJ-4 имеют улучшенные защитные свойства, повышенную окислительную, низко- и высокотемпературную стабильность, удлиненные интервалы замены. Однако при использовании топлива с  содержанием серы более 0,0015% интервалы  замены необходимо уменьшить. Масла  класса CJ-4 могут заменять масла классов CI-4, CH-4, CG-4 и CF-4.

CI-4

Действующий

Введен в 2002 году. Для высокооборотистых, четырехтактных двигателей, удовлетворяющих  нормам выброса, введенным в 2004 году. Масла этого класса разработаны  для двигателей, имеющих систему  рециркуляции выхлопных газов (EGR) и  работающих на дизтопливе с содержанием  серы до 0,5 %. Могут заменять масла  классов CD, CE, CF-4, CG-4 и CH-4.

CH-4

Действующий

Введен в 1998 году. Для высокооборотистых  четырехтактных двигателей, соответствующих  нормам выброса, установленным в 1998 году. Предназначены для работы с  использованием топлива с содержанием  серы до 0,5%. Может использоваться вместо масел классов CD, CE, CF-4 и CG-4.

CG-4

Действующий 
(до 31.08.09)

Введен в 1995 году. Для тяжелонагруженных, высокооборотистых, четырехтактных двигателей, работающих на топливе с содержанием  серы менее 0,5%. Применяется в двигателях, соответствующих требованиям стандарта 1994 года по уровню выбросов. Может заменять масла классов CD, CE, CF-4.

CF-4

Устаревший

Введен в 1990 году. Для высокооборотистых, четырехтактных, безнаддувных и наддувных  двигателей. Может применяться вместо масел классов CD и CE.

CF-2

Действующий

Введен в 1994 году. Для тяжелонагруженных  двухтактных дизелей. Могут применяться  вместо масел класса CD-II.

CF

Действующий

Введен в 1994 году. Для внедорожников, вихрекамерных и форкамерных  дизелей, а также дизелей, работающих на топливе с высоким содержанием  серы (до 0,5%). Могут применяться вместо масел класса CD.

CE

Устаревший

Введен в 1985 году. Для высокооборотистых, четырехтактных, безнаддувных и наддувных  двигателей. Может применяться вместо масел классов CC и CD.

CD-II

Устаревший

Введен в 1985 году. Для двухтактных  двигателей.

CD

Устаревший

Введен в 1955 году. Для некоторых  безнаддувных и турбированных двигателей.

CC

Устаревший

Не подходит для использования  в дизельных двигателях, изготовленных  после 1990 года.

CB

Устаревший

Не подходит для использования  в дизельных двигателях, изготовленных  после 1961 года.

CA

Устаревший

Не подходит для использования  в дизельных двигателях, изготовленных  после 1959 года.


Рисунок №1. Маркировка

 

Классификация ILSAC разработана Международным комитетом по одобрению и стандартизации смазочных материалов (ILSAC) совместно с JAMA (Ассоциация производителей автомобилей Японии) и ААМА (Ассоциация производителей автомобилей Америки). Для бензиновых двигателей легковых автомобилей японского производства лучше всего подходит эта классификация, для американских автомобилей равноценны как масла по ILSAC, так и по API. Действующим стандартом ILSAC, принятым в 2004 году, является GF-4. Масла этого класса являются энергосберегающими, они совместимы с системами нейтрализации выхлопных газов и обеспечивают улучшенную защиту двигателя от износа. В 2010 году предполагается введение стандарта GF-5.

2.3. Классификация  моторных масел по назначению  и уровням эксплуатационных свойств  ACEA

Ассоциация европейских  производителей автомобилей (Association des Constracteuis Europeen des Automobiles) - с 1 января 1996 года ввела свою классификацию моторных масел, которая с тех пор неоднократно обновлялась. Здесь приведена классификация, введеная с 22 декабря 2008 года.

Требования европейских  стандартов к качеству моторных масел  являются более строгими, чем американских, т.к. в Европе условия эксплуатации и конструкция двигателей отличаются от американских:

  • более высокой степенью форсирования и максимальными оборотами;
  • меньшей массой двигателей;
  • большей удельной мощностью;
  • большими допустимыми скоростями передвижения;
  • более тяжелыми городскими режимами.

Ввиду этих особенностей испытания  моторных масел проводятся на европейских  двигателях и по методикам, отличающимся от американских. Это не позволяет  напрямую сравнивать уровни требований и стандартов АСЕА и API.

Классификация ACEA разделяет моторные масла на 3 класса:

A/B — для бензиновых двигателей и дизелей легковых автомобилей и легких грузовиков;

C — совместимые с нейтрализаторами отработавших газов;

E — для мощных дизелей грузовых автомобилей.

A/B- масла для  бензиновых и дизельных двигателей

A1/B1 Предназначены для бензиновых двигателей и легковых дизелей, которые разработаны для использования масел с увеличенными интервалами замены, которые обеспечивают низкий коэффициент трения, маловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига (от 2.9 до 3.5 mPa.s.) Эти масла могут быть не пригодны для работы в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

A3/B3 Предназначены для высокопроизводительных бензиновых двигателей и легковых дизелей, разработанных для применения и/или с увеличенными интервалами замены масла в соответствии с рекомендациями изготовителей двигателей, и/или для применения в тяжелых условиях эксплуатации, и/или всесезонного применения маловязких масел.

A3/B4 Предназначены для применения в высокопроизводительных бензиновых двигателях и дизелях с непосредственным впрыском топлива. Могут применяться вместо масел класса A3/B3.

A5/B5 Предназначены для высокопроизводительных бензиновых двигателей и легковых дизелей, которые разработаны для использования масел с увеличенными интервалами замены, которые обеспечивают низкий коэффициент трения, маловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига (от 2.9 до 3.5 mPa.s.) Эти масла могут быть не пригодны для работы в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

C- масла, совместимые  с каталитическими нейтрализаторами

C1 Предназначены для автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, требующих масел, которые обеспечивают низкий коэффициент трения, с малой вязкостью, низкой сульфатной зольностью, низким содержанием серы и фосфора, имеющих минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 2.9 mPa.s. Эти масла продлевают срок эксплуатации сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов и способствуют экономии топлива. Могут быть не пригодны для применения в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

C2 Предназначены для автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, разработанных для использования масел, обеспечивающих низкий коэффициент трения, с малой вязкостью, имеющих минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 2.9 mPa.s. Эти масла продлевают срок эксплуатации сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов и способствуют экономии топлива. Могут быть не пригодны для применения в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

C3 Предназначены для автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, имеющих минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 3.5 mPa.s. Эти масла продлевают срок эксплуатации сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов. Могут быть не пригодны для применения в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

Информация о работе Техническое обслуживание системы смазки автомобиля. Классификация масел