Техническое обслуживание системы смазки автомобиля. Классификация масел

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 18:27, реферат

Описание работы

Смазочная система служит для уменьшения трения и износа деталей двигателя, охлаждения от коррозии трущихся деталей, а также удаления с их поверхностей продуктов износа. При продолжительной работе двигателя масло постепенно загрязняется и разжижается, поэтому его необходимо своевременно заменять.

Содержание

Техническое обслуживание системы смазки автомобиля
Назначение и основные характеристики системы смазки автомобиля
Основные неисправности, диагностирование и техническое обслуживание
Порядок разборки и сборки системы смазки с описанием приспособлений и инструмента обеспечивающих рациональные приемы работы
Дефектация деталей с описанием способов возможного восстановления годности для дальнейшей эксплуатации
Классификация масел
Классификация моторных масел по вязкости SAE
Классификация моторных масел по назначению и уровням эксплуатационных свойств API
Классификация моторных масел по назначению и уровням эксплуатационных свойств ACEA
Классификация моторных масел по вязкости, назначению и уровням эксплуатационных свойств ГОСТ
Спецификации производителей автомобилей

Работа содержит 1 файл

2.docx

— 587.36 Кб (Скачать)

При ЕО проверяют уровень смазочного материала, герметичность системы и при необходимости доливают смазочный материал в картер двигателя. После пробного пуска двигателя его останавливают и проверяют на слух работу фильтра центробежной очистки смазочного материала.

При ТО-1 кроме работ по ЕО проверяют осмотром герметичности узлов и смазочных трубопроводов. У автомобилей с дизелем контролируют уровень смазочного материала в топливном насосе высокого давления и регуляторе частоты вращения коленчатого вала двигателя. При работе в условиях большой запыленности окружающей среды выполняют следующее: заменяют смазочный материал в поддоне картера двигателя; сливают отстой корпусов смазочных фильтров; очищают от отложений внутреннюю поверхность крышки корпуса фильтра центробежной очистки смазочного материала; промывают поддон и фильтрующий элемент воздушных фильтров двигателя и вентиляции картера, а также фильтр грубой очистки, если он не проворачивается рукояткой.

При ТО-2 дополнительно к работам, выполняемым при ТО-1, заменяют (по графику) смазочный материал в картере двигателя. При этом промывают фильтрующий элемент фильтра грубой очистки и заменяют фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки смазочного материала или очищают фильтр центробежной очистки, очистка и промывают клапан вентиляции картера двигателя. Промывают фильтрующий элемент воздушных фильтров двигателя и компрессора и с учетом конструктивных особенностей фильтра заменяют в них смазочный материал.

При СО, кроме работ, предусмотренных ТО-2, промывают смазочную систему и заливают смазочный материал, соответствующий времени года. Проверяют исправность датчика аварийных сигналов давления смазочного материала в смазочной системе двигателя. При подготовке к зимней эксплуатации отключают смазочный радиатор.

Для проверки уровня смазочного материала автомобиля устанавливают  на горизонтальной площадке и останавливают  двигатель. Подождав 4…5 мин, пока смазочный  материал стечет, вынимают и проверяют  измерительным щупом, вставляют  его на место до упора, затем вновь  вынимают и по метке «Полно» и  «Долей» определяют уровень. Метка  «Полно» на измерительном щупе соответствует  верхнему уровню смазочного материала  в двигателе, который не следует  превышать. При смазывании щупа ниже метки «Долей» смазочный материал необходимо долить в картер двигателя. Нормальный уровень смазочного материала  до пуска двигателя после длительной стоянки автомобиля должен соответствовать  метке 1 на измерительном щупе. В  двигателе автомобилей КАМАЗ  нормальный уровень смазочного материала  соответствует метке «В» на измерительном  щупе.

Смена смазочного материала  и промывка смазочной системы  осуществляются на прогретом двигателе  до температуры охлаждающей жидкости 70…90?С. Остановив двигатель, отвертывают  сливную пробку картера и сливают  отработанный смазочный материал. Заливная горловина смазочной системы  при этом должна быть открыта. Из корпусов смазочных фильтров сливают отстой, разбирают и промывают фильтры. Ввернув сливную пробку, заливают смазочный материал до верхней метки  на измерительном щупе.

Для заправки смазочным материалом двигателя используют раздаточные  колонки. Пускают двигатель и  дают ему поработать около 5 мин на малой частоте вращения коленчатого  вала для заполнения смазочных полостей. Останавливают двигатель и после 4…5 мин доливают смазочный материал до уровня, соответствующего верхней  отметке на измерительном щупе.

При сильном загрязнении  смазочного материала систему промывают. Для этого в смазочную систему  заливают маловязкий промывочный смазочный  материал до уровня, соответствующего примерно нижней метке измерительного щупа, пускают двигатель и дают ему поработать 2…3 мин на режиме холостого хода. Затем сливают промывочный смазочный материал, заливают в систему соответствующий свежий смазочный материал и пускают двигатель на 3…5 мин. Через 5…10 мин после останова двигателя контролируют уровень смазочного материала и при необходимости доливают его.

Для улучшения процесса промывки смазочной системы двигателя  и экономного расходования промывочного смазочного материала используют специальные  установки, которые соединяют с  поддоном картера двигателя с  помощью шланга и комплекта сменных  штуцеров. Установка подает в двигатель  промывочный смазочный материал, промывает смазочную систему, откачивает смазочный материал из картера и  очищает его. Промывочный смазочный  материал повторно используется после  соответствующей очистки. Для очистки  в установке предусмотрены: магнитная  пробка; приемный фильтр; фильтры тонкой очистки и центробежного очистителя. Промывку смазочной системы проводят при работе двигателя на режиме холостого  хода.

Очистку фильтрующих элементов  смазочной системы выполняют  заменой смазочных фильтров одноразового пользования или промывкой центробежных фильтров.

Для смены фильтрующих  элементов фильтра очистки смазочного материала на двигателе автомобилей  КАМАЗ вывертывают сливные пробки на колпаках и сливают смазочный  материал из фильтров. Затем вывертывают  болт крепления колпака фильтра  и снимают колпак вместе с элементом, вынимают фильтрующий элемент из колпака (также снимают второй колпак и фильтрующий элемент), промывают  колпаки фильтров дизельным топливом, заменяют фильтрующие элементы и  собирают фильтр в последовательности, обратной разборке. Сборка заканчивается  проверкой герметичности соединений фильтра на работающем двигателе. При  наличии подтекания подтягивают  болты крепления колпаков. Если течь по уплотнению колпаков не устраняется подтягиванием, то заменяют резиновые уплотнительные прокладки.

Для удаления масляных отложений  из фильтра центробежной очистки  останавливают двигатель и дают стечь смазочному материалу в  течение 20…30 мин. Затем отворачивают барашковую гайку, снимают кожух  и отворачивают пробку. На корпус центрифуги и крышку корпуса центрифуги наносят  метки. Отворачивают гайку, снимают  крышку, пластмассовую вставку со втулкой, сетчатый фильтр и прокладку. Затем все детали смазочного фильтра  промывают в керосине. При сильном  засмолении сетчатого фильтра или при наличии разрывов сетки фильтр заменяют. Затем выполняют сборку фильтра в последовательности, обратной разборке. При сборке фильтра особое внимание обращают на состояние уплотнительных резиновых колец и установку прокладки кожуха. Метки на корпусе центрифуги и крышке корпуса при сборке совмещают. Затем проверяют работу фильтра на прогретом двигателе на слух. После остановки двигателя корпус центрифуги исправного фильтра продолжат враться 2…3 мин, издавая характерный шум. Если этот шум продолжается более короткое время, чем обычно, то корпус центрифуги притормаживается ввиду чрезмерной затяжки барашковой гайки, которую следует затягивать только усилием руки.

Работа центрифуги автомобилей  КАМАЗ по сравнению с работой  центрифуги автомобилей ЗИЛ и  МАЗ не сопровождается характерным  шумом. Поэтому ее работоспособность  оценивают по наличию и количеству отложений на корпусе за определенный пробег автомобиля.

Промывка системы вентиляции картера заключается в снятии и очистке трубки и шлангов, промывке воздушного фильтра. Трубки и шланги системы после промывки должны быть плотно соединены между собой, шланги не должны иметь разрывов, расслоений и разбуханий. Для промывки фильтра  снимают его крышку, вывертывают  центральный стяжной винт, снимают  фильтр с двигателя и разбирают. Промывают клапан вентиляции картера ацетоном. После промывки фильтрующего элемента в корпус фильтра заливают некоторое количество смазочного материала для двигателя, собирают фильтр и устанавливают на двигатель в порядке, обратном разборке.

При мойке системы вентиляции картера двигателя ЗМЗ-53 промывают  фильтрующую набивку фильтра  вентиляции картера в керосине и  просушивают, смачивают фильтр вентиляции картера смазочным материалом для  двигателей, снимают вытяжную трубку вентиляции, промывают ее керосином  и прошивают. Затем ставят все  детали на место в последовательности, обратной разборке.

Включение смазочного радиатора  необходимо при температуре воздуха  выше 20?С, а также при работе автомобиля в особо тяжелых с большой  нагрузкой и малыми скоростями движения. У двигателя автомобиля ЗИЛ-431410 для  включения радиатора открывают  кран, находящийся с правой стороны  двигателя рядом со смазочным  насосом.

При нормальных условиях эксплуатации смазочный радиатор должен быть выключен, так как температура смазочного радиатора существенно влияет на давление в смазочной системе  двигателя. При движении автомобилей  ЗИЛ-431410 и ГАЗ-53-12 со скоростью 40…50 км/ч  давление смазочного материала в  системе двигателя должно составлять 0,2…0,4 МПа. При снижении давления смазочного материала на режиме холостого хода до 0,09…0,04 МПа (ЗМЗ-53-12) или 0,06…0,03 МПа  ЗИЛ-431410) на щитке приборов загорается контрольная лампа. Давление смазочного материала в прогретом двигателе  КАМАЗ-740.10 при частоте вращения коленчатого  вала 2600 мин?? должно быть 0,45…0,55 МПа.

  1. 3. Порядок разборки и сборки системы смазки с описанием  приспособлений и инструмента обеспечивающих рациональные приемы работы

Сборку  и испытания смазочного насоса (двухсекционного).

Сборку насоса начинают с  предварительной сборки корпуса  верхней секции, крышке, корпуса  нижней секции и вала. Корпус верхней  секции устанавливают в зажимное приспособление. В отверстие в  корпусе запрессовывают ось зубчатого  колеса верхней секции. Ось в отверстие  корпуса запрессовывают легкими  ударами медного молотка, а в  гнездо корпуса насоса - под прессом. При запрессовке оси используют направляющую втулку.

Аналогично устанавливают  ось зубчатого колеса в корпус нижней секции. Затем в отверстие  корпуса под перепускной клапан вставляется шарик, пружину, ставят прокладку и заворачивают пробку перепускного клапана.

При под сборке крышки насоса в отверстие редукционного клапана  вставляют плунжер, пружину и  заворачивают пробку с прокладкой.

При сборке вала насоса в  его паз вставляют сегментную шпонку. Затем напрессовывают зубчатое колесо верхней секции так, чтобы  можно было надеть стопорное кольцо. После установки стопорного кольца зубчатое колесо запрессовывают до упора  в кольцо и на валик надевают крышку насоса, второе стопорное кольцо, устанавливают  шпонку и напрессовывают зубчатое колесо нижней секции до упора в кольцо.

При общей сборке смазочного насоса из узлов на торцы корпуса  верхней секции устанавливают прокладки, на ось надевают зубчатое колесо верхней  секции и в корпус вставляют вал  насоса в сборе с зубчатыми  колесами и крышкой. После установки  вала вставляют центрирующие штифты, накладывают прокладку и на центрирующие штифты надевают корпус нижней секции, предварительно установив болты  в отверстия смазочного насоса. На вал привода смазочного насоса напрессовывают центрирующую втулку. При сборке насоса двигателя автомобиля особое внимание обращают на следующие зазоры: между зубьями пары и стенками гнезда корпуса (0,050…0,087 мм); между зубьями пары (0,14…0,30 мм); между торцами зубьев пары и крышкой (0,120…0,205 мм); между торцами зубчатой пары и корпусом нижней секции (0,135…0,188 мм). Вал смазочного насоса, установленный в его корпусе, после затяжки болтов должен легко вращаться от руки.

После ремонта смазочного насоса испытывают на стенде на развиваемое  давление. Ведущий вал насос вставляют  в отверстие смазочного распределителя так, чтобы он вошел в зацепление с приводным штырем редуктора. При  этом отверстия для подвода и  нагнетания смазочного материала насосом  совмещают с соответствующими отверстиями

Смазочного распределителя. При включении пневмоцилиндра воздухораспрелительным краном шток цилиндра выдвигается и прижимами прижимает насос с торца к смазочному распределителю. При включении пневмокамеры ее шток прижимает штуцер к отверстию смазочного насоса, через которое смазочный материал нагнетается к масляному радиатору.

Нажав на кнопку пуска, включают смазочный насос через электродвигатель и редуктор, установленные на раме стенда. Давление смазочного материала, развиваемое насосом, контролируют манометрами. Переключая рукоятку, проверяют  момент открытия редукционного и  перепускного клапанов насоса. В резервуар  стенда заливают смазочный материал.

При испытаниях смазочного насоса двигателя автомобиля на вазелиновом  смазочном материале марки Т  при частоте вращения валика 400 мин  и температуре смазочного материала 18…20 С давление смазочного материала  для верхней секции не должно превышать 24 МПа, для нижней - 6МПа. Редукционный клапан верхней секции должен открываться  при давлении 27,5…30ПМа, а перепускной клапан нижней секции - при давлении 12…15 МПа.

Установку смазочного насоса в сборе на двигатель осуществляют по центрирующей втулке, установленной  на валу, предварительно поставив уплотнительную прокладку. Крепят смазочный насос  болтами с пружинными шайбами.

Проверка  деталей насоса.

Порядок выполнения.

1. После разборки все  детали насоса промойте керосином  или бензином, продуйте струей  сжатого воздуха, а затем осмотрите  корпус и крышку насоса; при  наличии трещин детали замените.

2. Проверьте набором щупов  зазоры между зубьями шестерен, а также между наружными диаметрами  шестерен и стенками корпуса  насоса, которые должны быть соответственно 0,15 мм (предельно допустимый 0,25 мм) и  0, 11-0,18 мм (предельно допустимый 0,25 мм).

3. Если зазоры превышают  предельные значения, то замените  шестерни, а при необходимости  и корпус насоса.

4. Щупом и линейкой  проверьте зазор между торцами  шестерен и плоскостью корпуса,  который должен быть равен  0,066-0,161 мм (предельно допустимый 0,2 мм). Если зазор больше 0,2 мм, замените  шестерни или корпус насоса  в зависимости от того, что  подверглось износу.

Информация о работе Техническое обслуживание системы смазки автомобиля. Классификация масел