Специфика проведения транспортной экскурсии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – создание тематической, транспортной экскурсии (автобусной).
Задачи работы:
- освятить теорию и методику основ создания и проведения транспортной, тематической экскурсии.
- составить перечень религиозных объектов города Лебедяни.
- составить маршрут экскурсии.
- разработать технологическую карту экскурсии.
- обобщить и систематизировать фактический материал по объектам в контрольном тексте экскурсии.
- подобрать иллюстративный материал экскурсии (портфель экскурсовода).

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 5.70 Мб (Скачать)

Через десять лет после этого  священник храма Рождества Богородицы о. Димитрий Бажанов заполнил метрику, разосланную Императорским Археологическим обществом по епархиям Русской Православной Церкви для сбора сведений обо всех храмах, построенных до 1800 г. Благодаря ей мы сегодня можем представить себе много из внешнего и внутреннего убранства Рождество-Богородицкого храма, не «пережившего» лихие времена XX столетия: «Наружные стены гладкие, посередине церкви есть пояс, выделанный из кирпича, в средине украшенный зубцами из кирпича (поребрик), на углах стен есть колонки из кирпича гладкие. Других фигур нет. Карнизы есть вверху, под самой крышей, в виде поясков и зубчиков... Кровля на храме несколько выгнута, восьмигранная, покрыта зелёной краской. Фонарь глухой, шестигранный, прямо над сводами, покрыт белым железом, есть на фонаре предглавие и пояс, украшенный золочёными ложечками. Глава одна сделана из белой жести, украшена узорчатым поясом и золочёными ложечками, под самым крестом главка золочёная». Крест на церкви железный, четырёхконечный, вызолоченный. Дверей три, паперть с одной стороны. Колокольня формы четырёхугольной, в три яруса, в нижнем на углах по четыре колонки полукруглые, во втором ярусе по две колонки полукруглых и две гладких, а в третьем ярусе на углах по три колонки полукруглых, кроме того, колокольня украшена карнизами, отливами и зубцами. Колоколов шесть, два больших отлиты в настоящем XIX в. столетии, а четыре — древние. Стены внутри окрашены масляною розовою краской, не расписаны... Иконостас деревянный, старого устройства, тело его белое, есть местами резьба золочёная, Царские двери из двух створок, с резьбой". В главном иконостасе все иконы были старого письма и кроме образа Спасителя не были поновляемы. В иконостасе же придельного алтаря в тёплой церкви все иконы относились к концу XIX в. Престол в главном алтаре был деревянный с кипарисовой верхней доской. Солея обыкновенная, деревянная, на две ступени выше. Амвон обыкновенный, деревянный. Оба клироса полукруглые, белые, без украшений. Пол везде деревянный.

Согласно страховым оценкам 1910 г., Рождество-Богородицкая церковь  снаружи была окрашена масляной краской, а внутри оштукатурена и окрашена. Длина её с колокольней составляла 48 арш., наибольшая ширина 19 арш., высота до верха карниза 12 арш., больших окон 14 и малых 8. Иконостас в настоящей церкви длиной 12 и высотой 12 арш. (оценён в 4 000 руб.), в трапезной длина иконостаса 9 и высота 5,5 арш. (оценён в 1 000 руб.), трапезная отапливалась 3 голландскими печами, колокольня в три яруса, высотой до верха карниза 37 арш., ближайшая постройка — кирпичный жилой дом священника Бажанова, в 15 саженях с южной стороны.

Достопримечательностями храма в  начале XX столетия являлись Казанская  икона Божией Матери «весьма древнего письма, особо чтимая за чудотворную», иконы Рождества Богородицы и  «Сошествие во ад», Евангелие 1703 г. и медный ковчег XVII в.[6, 100]

С расцветом ярмарочной торговли и  ростом города к середине XIX в. резко  увеличился приход Рождество-Богородицкого  храма. В начале XIX в. в Пушкарской слободе насчитывалось 100 домов с живущими в них 304 мужчинами и 328 женщинами. В 1856 г., в период наивысшего расцвета лебедянских ярмарок, прихожан было 649 мужчин и 779 женщин. Но постепенно значение ярмарок падает, и количество прихожан уменьшается, и в 1889 г. в приходе насчитывалось 140 дворов, мужчин 374, женщин 412.

По данным 1911 г., в приход входило 67 городских дворов торговцев с  проживавшими в них 157 мужчинами и 168 женщинами, а также Пушкарская слобода с 76 дворами земледельцев, 218 мужчинами и 225 женщинами. В 1915 г. в приходе храма Рождества Пресвятой Богородицы 146 дворов с проживавшими в них 391 мужчиной и 402 женщинами.

При Рождество - Богородицкой церкви школа была открыта в 1896 г., а в следующем году для неё и церковной сторожки выстроено близ церкви кирпичное одноэтажное здание длиной 10, шириной 8, высотой 3 арш., в котором было 7 окон, 1 дверь и голландская печь. Заведующим и законоучителем церковно-приходской школы при Рождество - Богородицком храме являлся настоятель его о. Димитрий Бажанов. И при посещении школы в 1899 г. епископом Тамбовским и Шацким Георгием (Орловым) «особое помещение её было найдено приличным... Учащиеся отвечали и пели хорошо, в школе преподаётся рукоделие». Впрочем, будет неправильно умолчать о том факте, что дело школьного просвещения в приходе Пушкарской слободы ладилось не всегда. Так, во время посещения Лебедяни епископом Тамбовским и Шацким Кириллом (Смирновым) в 1911 г. сопровождавший его ключарь Покровского кафедрального собора г. Тамбова протоиерей Тихон Поспелов составил следующие впечатление о Рождество-Богородицком храме и приходской школе: «Церковь эта бедна и никаких украшений, кроме утвари не имеет. Содержится опрятно. Хор здесь очень плохой — поёт громко и без должного благоговения. Документы церковные найдены правильными. Церковная школа помещается в необыкновенно тесной и грязной церковной караулке; в ней обучаются 18 детей обоего пола; успехи их, несмотря на то, что здесь учитель со специальным педагогическим образованием, найдены весьма плохими по всем предметам, кроме рукоделия у девочек; успехи по рукоделию отличные. Учитель Силявин относится к своим обязанностям очень небрежно...» Возможно, приход поправил вскоре положение с обучением своих детей в церковной школе при Рождество - Богородицкой церкви, но свидетельств об этом пока найти не удалось. Впрочем, прошло всего несколько лет, и после революции 1917 г. все церковно-приходские школы в стране и вовсе были закрыты. Храмы, в том числе и в Пушкарской слободе Лебедяни, вступали в новый этап своей истории, который на первых порах угрожал Церкви отделением от государства, лишением всякой собственности, запретом заниматься просвещением и образованием. Через несколько лет власть добралась и до внутренней жизни Церкви, начав с ограбления храмов и монастырей ради «голодающих Поволжья».[15]

В 1925 г. храм Рождества Пресвятой  Богородицы был поставлен на учёт отделением музеев Главнауки Наркомпроса. В это время в храме служил протоиерей Иоанн Семёнович Богословский.

После 1929 г. Богородицкая церковь закрыта  и впоследствии поменяла нескольких хозяев. Сначала здесь была мастерская, до войны работала плодоовощная сушилка, а после войны — колбасный цех, ремстрой участок КБО, размещались склады. В алтаре хранился цемент, и попавшая влага превратила его в многотонный бетонный монолит. Колокольня была разрушена ещё в 1930-е гг., и теперь её можно увидеть лишь на картине Б. Кустодиева и редких фотографиях начала XX в.

Затем Рождество-Богородицкий храм долгое время пустовал, обезображенный и  осквернённый. Особенно сильно пострадала от вандализма и времени трапезная. И лишь только под куполом в храмовой части сохранились остатки росписей и лепные украшения начала XIX в.

К восстановлению храма приступили только с началом третьего тысячелетия. Силами прихода Ново-Казанского собора на храме установлена временная железная кровля. В последнее время начались работы внутри храма, в ходе которых наполовину заложена подпружная арка придельного алтаря, а на второй (северной) половине поставлен каменный столб, делящий её пополам. Впереди предстоит полноценная, опирающаяся на комплексные научные исследования реставрация Рождество-Богородицкого храма, являющегося одним из самых древних и интересных церковных сооружений Лебедянской земли.[10, 163]

 

 

 

 

 

Подтема IV основание г. Лебедяни.

Старинный русский город  Лебедянь, когда-то широко известный  своими ярмарками, а теперь почти  забытый, расположен на севере Липецкой области, по обоим берегам Дона. Основанный в начале XVII века, этот город относился  к тем степным оплотам Русского государства, которые, по словам И.А. Бунина, находились «среди великих черноземных  полей Подстепья на той роковой  черте, за которой некогда простирались «земли дикие, незнаемые» и первые вдыхали  бурю, пыль и хлад из-под грозных  азиатских туч, то и дело заходивших над нею, первые видели зарева страшных ночных и дневных пожарищ, ими  запаляемых, первые давали знать Москве о грядущей беде и первыми ложились костьми за нее». 
Впервые полстолетия своего существования Лебедяни не раз приходилось «ложиться костьми» Город-крепость, основанный на южном рубеже Московского государства, был призван закрыть собой опасную брешь в системе обороны между Ельцом и Данковым, через которую татары могли «приходить безвестно». В 1618 году город был разорен и сожжен казаками гетмана Сагайдачного. Начало истории города Лебедяни загадочно. Историкам точно известны даты основания соседних городов - Ефремова, Данкова, Липецка, Раненбурга, Козлова. Год же основания Лебедяни неизвестен. Сохранились лишь легенды, где факт перемешан с вымыслом и корни которых уходят едва ли не в XIV век и далее. Интересно, что ни один из названных городов не может похвалиться подобными историями. 

 

 

 

 

 

 

 

Подтема V Cтарый соборный храм Казанской иконы Божией Матери.

Первым храмом Лебедяни, получившей в 1613/1614 г. статус города и первого  воеводу Л.А. Кологривова, стала церковь, построенная вскоре после этого  в пределах Лебедянской крепости. После разорения Лебедяни в 1613 г. и после сожжения гетманом Сагайдачным  города в 1618 г. в малом остроге  вновь была выстроена церковь. Возможно, новый собор был освящён в  прежнее храмонаименование  и  именно он упоминается среди построек малого острога Лебедяни в писцовых книгах 1627—1628 гг.: «… соборная церковь  древяна клецки с папертью во имя  Николы Чудотворца…» И эта церковь  сгорела 25 апреля 1662 г. Лишь через три  года последовал царский указ о постройке  соборной церкви в Лебедяни с тем  же храмонаименованием.

В 1703 г. страшный пожар практически  полностью уничтожил Лебедянь. Сгорела  и крепость, и все строения, находящиеся  в ней. В том числе и обветшавшая  к тому времени соборная церковь  святителя Николая Чудотворца.

Лебедянцами была выстроена новая  соборная церковь, освящённая теперь «во  имя Пресвятые Богородицы Казанские».

Спустя десятилетие после возведения новой соборной Казанской церкви что-то подвигло жителей города построить  ещё один деревянный храм и освятить его в память прежнего собора –  во имя святителя Николая Чудотворца. Произошло это около 1715 г. С этого  времени оба отдельно стоящих  храма – Казанский и Никольский, имевшие один общий причт, именовались  соборными храмами города Лебедяни. К 1768 г. обе церкви пришли в такую  ветхость, что «в зимнее время от мятели и в летнее время от дождя  происходила немалая течь; почему вкладчики пожелали вместо оных соборных ветхих деревянных церквей построить  с колокольней одну во имя Казанския  Пресвятые Богородицы церковь, с  приделом Николая Чудотворца, каменным зданием», которая и была освящена в 1771 г. Старые деревянные соборные храмы  были разобраны.

Первоначально была выстроена только храмовая часть с небольшой трапезной и отдельно стоящей колокольней. И только через несколько лет, в конце того же XVIII столетия, их соединили, расширив на запад трапезную часть. Особенностью нового храма стало отклонение его продольной оси и алтаря на 20 градусов к северу, в отличие от большинства других церквей, имевших более чёткую ориентацию восток-запад.

Длина Казанской церкви с колокольней составила 48 аршин, ширина — 11 аршин, высота храмовой части до верха карниза — 8 аршин, высота колокольни до верхнего карниза — 37 аршин. В 1846 г. к колокольне были пристроены кирпичная кладовая и караулка. Первая, размером 11×4 аршин и высотой 3,5 аршина, примыкала к притвору с южной стороны, караулка, 4 х 11 аршин  и высотой 3,5 аршина, — с северной. В каждой из пристроек было по два окна. И сторожка и кладовая в настоящее время разобраны.

Храмовая часть Казанской церкви была покрыта железом. Венчала её двенадцатигранная глава, также покрытая железом и «крашеная поясами в белый и бирюзовый цвета, с позолоченными украшениями». Крест на главе был деревянный, шестиконечный, обложенный железом.

В трапезной части собора с южной  стороны устроен был придел во имя святого Николая Чудотворца, в XIX в. его сделали тёплым. Он отделялся «...от главной церкви глухою стеной с пролётом в виде арки в середине, свод восьмигранный в виде круговой дуги». Пол в храме был деревянный.

Прежние иконостасы, устроенные при  основании храма в 1771 г., в XIX столетии заменили новыми: в 1839 г. — иконостас главного престола, а в 1868 г. — придельного в трапезной. Размеры главного иконостаса: длина 11 арш., высота 12 арш. Придельный иконостас был двусторонний. Размеры лицевой стороны: длина 4 арш. 10 верш., высота 4 арш., боковая сторона: длина 4 арш. 14 верш., высота 4 арш. Деревянные, с вызолоченной резьбой по белому полю, иконостасы украшали колонны, полуколонны и пилястры.

На звоннице Старо-Казанского собора в конце XIX в. находилось 5 колоколов, на самом большом из которых читалась следующая надпись: «1796 года октября дня слит сей колокол в городе Лебедянь к соборной Казанския церкви куплен старанием старостою церковным Кондратием Алексеевым Булгаковым и купцом Сидором Проскуриным и священником Михаилом Проскуриным и всех той церкви прихожан. 105 п. 11 ф. Лил мастер чебокзаренин Михаил Зубков».[8, 65]

В 1840-х гг. достопримечательностью старо - соборного храма считался «крест медный с чеканными изображениями, на нём» и надписью: «...месяца декабря... дня построен сей крест во святую церковь в городе Лебедяне во имя  престола Николая Чудотворца. По обещанию Домны Судейкиной ради поминовения мужа ея воево Петра Судейкина». В ризнице хранилось Евангелие, напечатанное в 1744 г.

В начале XX столетия причт старособорного храма земли не имел вовсе, что объясняется, возможно, передачей всего земельного надела во владение новособорной Казанской церкви после её построения и перевода туда всего причта старого собора.

Штат Казанского собора первоначально составляли два священника, диакон, два дьячка и пономарь. С 1836 г., поле окончания постройки и освящения Ново-Казанского собора, Старо-Казанский был сделан одноштатным с причтом в составе священника, диакона и псаломщика.

Важное значение в жизни любого прихода играл церковный староста, в обязанности которого входило  и личное участие в благоукрашении храма, и привлечение для этих целей средств прихожан и различных жертвователей. По меньшей мере с 1880-х и до 1906 г. старостой Старо-Казанского собора состоял потомственный почётный гражданин, купец первой гильдии Пётр Иванович Игумнов, ко дню Святой Пасхи 1908 г. награждённый за заслуги по духовному ведомству золотой медалью «За усердие» на Владимирской ленте. С 1907 г. и вплоть до революции 1917 г. старостой храма был бывший директор Лебедянского городского банка купец Иван Афанасьевич Чурилин. В 1902—1903 гг. он пожертвовал на ремонт старого собора 4 000 руб.

Информация о работе Специфика проведения транспортной экскурсии