Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 11:19, курсовая работа
Цель курсовой работы – создание тематической, транспортной экскурсии (автобусной).
Задачи работы:
- освятить теорию и методику основ создания и проведения транспортной, тематической экскурсии.
- составить перечень религиозных объектов города Лебедяни.
- составить маршрут экскурсии.
- разработать технологическую карту экскурсии.
- обобщить и систематизировать фактический материал по объектам в контрольном тексте экскурсии.
- подобрать иллюстративный материал экскурсии (портфель экскурсовода).
Согласно страховой оценке 1910г. Никольская церковь имела длину с колокольней 58,5 аршин, ширину 16 аршин, а высоту до верха карниза 8,5 аршин. В церкви 21 большое окно и 4 малых. Снаружи она была оштукатурена и побелена, внутри – оштукатурена и покрашена масляной краской, одна большая глава и четыре малых с четырех сторон все пять глав снаружи оштукатурены и побелены, большая глава внутри оштукатурена и окрашена масляной краской, потолок трапезной деревянный, бревенчатый, оштукатурен и окрашен клеевой краской. Высота трёхъярусной колокольни до верхнего карниза составляла 33 аршин. Иконостас главного алтаря: длина 14,5 аршин, высота 9,75 аршин, иконостас придельного алтаря: длина 12,5 аршин, высота 6,5 аршин. Тёплый храм отапливали две голландских печи.
Земли у Никольского храма не было, а ближайшей к храму постройкой в начале XX в. Был жилой деревянный дом священника В.И. Херувимова находившийся в 30 саженцах к западу от храма. [6, 125]
В приходе Никольской церкви на 1889г. насчитывалось 418 дворов, в которых проживало мужчин 1 247, а женщин 1 324. В 1911 г. в приход храма кроме 585 дворов с 1784 жителями мужского пола и 1746 жителями женского пола в Покрово – Казацкой слободе числились жители трех других слобод Покровской с 304 дворами в которой проживали 991 мужчин и 987 женщин Пушкарской с 134 дворами 385 мужчинами и 389 женщинами; Стрелецкой с 95 дворами, 282 мужчинами и 257 женщинами.
Для прихожан огромным событием становились посещения Никольского храма их архипастырем – епископом Тамбовским и Шацким. Так, 12 июня 1895 г. при обозрении епархии в Никольской церкви побывал епископ Александр (Богданов). Осмотрев храм, Владыка Александр побывал и в церковно – приходской школе при Никольской церкви, которая действовала с 1891 г. и находилась «в приличном помещении». Преосвященный Александр, епископ Тамбовский и Шацкий, убедился, что «школьное дело ведётся исправно: ученики отвечали по Закону Божию и пели удовлетворительно». Всем ученикам школы Владыка раздал книжки, которые принимались учениками с видимым восторженным удовольствием. Другой Тамбовский Владыка — епископ Георгий (Орлов) — посетил Никольский храм 14 августа 1899 г. «Николаевский храм, личный снаружи и благоукрашенный внутри, был переполнен желающими принять архипастырское благословение, каковое и было преподано всем бывшим в храме... Школа имеет особое небольшое помещение, тесноватое для числа учащихся, в ней 33 человек, учащиеся отвечали и пели хорошо».
Отметим, что Никольская церковно
– приходская школа первое время
располагалась в церковной
Родился он 23 июня 1891 г. в с. Тёплом Лебедянского уезда в крестьянской семье. С 1910 по 1919 г. служил псаломщиком в с. Кузьминка Липецкого уезда, затем диаконом в Никольской церкви Лебедяни. В 1929 г. рукоположен в священника этого храма и прослужил в Никольской церкви до своего ареста в 1933 г. Священник Пётр Васильев вернул храм в лоно патриаршей Церкви. Свидетельством тому служит организация им торжеств в сентябре 1931 г. по случаю 100-летнего юбилея со дня освящения Никольского храма, которые посетил епископ Липецкий Уар (Шмарин), известный своей активной борьбой с обновленческим движением ещё с тех пор, когда он был священником с. Тютчево Лебедянского уезда.
Владыка Уар прибыл в Никольский храм по приглашению о. Петра Васильева и церковного совета в пять часов вечера 26 сентября.
По окончании всенощной
После того как в марте 1933 г. о. Петра Васильева арестовали и приговорили за антисоветскую агитацию по статье 58-10-2 к 5 годам ссылки в Северный край, Никольский храм вновь перешёл к обновленцам. С 1933 и по 1938 г. в нём служил протоиерей Андрей Михайлович Коренев, уроженец Украины, перешедший в обновленчество ещё в 1923 г. Судя по его докладу в епархиальное управление Елецкой обновленческой епархии, в 1936 г. Никольский храм посещали около 2 000 человек, что кажется весьма сомнительным, поскольку священники других обновленческих храмов Лебедяни — Покровского и Ново-Казанского собора — в это время приводили в своих докладах куда более скромные цифры.
Но и Кореневу, несмотря на его обновленчество и более чем лояльное отношение к советской власти, не удалось избежать маховика репрессий. В 1938 г. он арестован за то, что «во время религиозных праздников делал обходы по селу с различными богослужениями и тем самым разлагал массу колхозников», и приговорён к расстрелу.
После его ареста, с 3 февраля 1938 г., Никольская церковь, которая к этому времени оставалась последним действующим храмом в Лебедяни, оказалась фактически закрытой.
Весной того же года староста храма Павел Матвеевич Соболев и несколько прихожан при поддержке обновленческого священника Ивана Павловича Вишневского попытались собрать среди жителей Лебедяни подписи под обращением к властям с просьбой открыть Никольскую церковь для богослужений: «...в Никольской церкви г. Лебедяни за отсутствием священника не проводятся служения. Церковь находится в ведении коллектива молящихся и до сего времени не закрыта; от лица верующих слобод и г. Лебедяни мы просим НКВД разрешить нам в вышеупомянутом Николаевском храме, в крайнем случае, если нельзя нам производить служение в Николаевском храме почему-либо, то просим НКВД дать нам кладбищенскую церковь...».
Но в храме, половину которого местные власти и так уже несколько лет занимали под ссыпку хлеба, больше богослужения не возобновлялись. Впоследствии в здании разместились склады райпотребсоюза, затем службы автобазы. Новые хозяева уничтожили каменную ограду вокруг храма, здания церковно – приходской школы и сторожки. Да и сама церковь, лишенная кровли, постепенно пришла в аварийное состояние. В 1992 г. здание Никольской церкви было поставлено на охрану государства как памятник архитектуры регионального значения.
Только в 2004 г. Никольский
храм был передан Русской
Подтема III Церковная история г. Лебедяни.
Путевая информация (по дороге) Ко второй половине XIX в. Лебедянь достигла своего наивысшего расцвета. Население города в 1865 г. составляло 5 327 человек. В Лебедянском уезде мужчин насчитывалось 56 657, женщин – 53 635, все православного вероисповедания. за исключением 61 мужчины и 61 женщины – раскольников, 3 мужчин и 2 женщин – протестантов, 19 мужчин и 3 женщин – иудеев.
Среди жителей Лебедяни в 1861 г. насчитывалось купцов второй гильдии – 2 человека, купцов третьей гильдии – 90 человек. Купцы же являлись основными жертвователями во время строительства и ремонта городских храмов и монастырей. Самыми известными среди лебедянских купцов – благотворителей были купцы Игумновы, на средства которых сооружены и кладбищенская Преображенская церковь и новый Казанский собор. Игумновы жертвовали большие средства на украшение церквей. Хорошо поставленное торговое дело давало им возможность не только жить самим, строить и украшать храмы, но и помогать ближним. Во многом этому способствовала религиозность представителей этого рода и, конечно, любовь к родному городу. [6, 19]
Подтема IV Храм Рождества «Пресвятой Богородицы».
Расположенную в бывшей Пушкарской слободе Лебедяни у подножия Тяпкиной горы, Рождество-Богородицкую церковь иногда называют «Подгородней» или «Подгоренской». Храм представляет значительный интерес как памятник архитектуры в стиле «московское барокко», и является самым древним храмом Лебедяни, исключая монастырские церкви Троицкой мужской обители.
Уже в конце XIX —начале XX в. в самой Лебедяни никто не помнил времени построения Рождество-Богородицкого храма, и жители города ссылались на предание, согласно которому церковь существовала более 300 лет.
И следует признать, что народное предание, как это бывает весьма часто, с большой долей точности сохраняло историческую информацию. Действительно, деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы впервые упоминается в писцовых книгах 1627—1628 гг.: «За острогом на посаде, на берегу реки Дону слобода Пушкарская, а в ней церковь древяна клетцки, с папертью, во имя Рождества Пречистыя Богородицы, а в церкви Божие Милосердие образы и сосуды, церковные и ризы и колокола и всякое церковное строение мирское, а книги строенья попа Савелья, да псалтирь со следованьем большая печать данье государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея Русии жалованье...»[15]
В 1663 г. деревянная Рождество-Богородицкая церковь сгорела, и вместо неё была построена новая, но вот была ли она деревянная или каменная — пока неизвестно. Историк П.Н. Черменский считал, что каменная церковь того же храмонаименования с приделом святых Космы и Дамиана построена была во второй половине XVII в. Но во всех документах второй половины XVII столетия о Рождество - Богородицком храме не говорится как о каменном, хотя факт каменного строительства в это время в Лебедяни был уникальным, несмотря на существовавшие каменные постройки в Троицком мужском монастыре, и следовало бы ожидать, что авторы документов того времени первую городскую каменную церковь обязательно упомянут. Тем не менее, в окладных книгах Рязанской митрополии 1676 г. находим следующие сведения о самом храме, количестве церковной земли и прихожанах: "Церковь Рождества Пресвятыя Богородицы в Пушкарскай слободе на посаде. У тое церкви двор попа Андрея. Двор Дьячков. Да двор попа Василья…» В писцовой книге Лебедянского уезда «письма и межевания» стольника Юрия Фёдоровича Шишкина и подьячего Василия Тёмного 1685—1686 гг. значится: «...в Пушкарской слободе церковь Рождества Пресвятыя Богородицы. … У той церкви двор попа Василья, двор дьячка Стенки Кирилова, да место пономарево, да просвирнино».
Первое упоминание в документах каменного Рождество-Богородицкого храма содержится в переписных книгах 1710 г.: «Пушкарская слобода, в той слободе церковь во имя Рождества Богородицы, да придел святой чудотворцев Космы и Домиана каменная... В деревне Крутой за Богородицким попом Ияковом Васильевым два двора бобыльских...» Как видим, здесь впервые упомянут и придельный храм святых Космы и Дамиана. Поскольку ранее, в документах 1676, 1678 и 1685—1686 гг. о придельном алтаре ничего не говорилось, можно сделать предположение, что каменный храм в Пушкарской слободе был построен между 1686 и 1710 г.
Натурное обследование ныне существующего Рождество-Богородицкого храма показывает, что собственно храм и северный придел были заложены одновременно с общей для них трапезной, поделённой на две равные части центральным столбом и двумя подпружными арками, расположенными вдоль продольной оси храма. Поэтому продольная ось трапезной не совпадает с продольной осью храмовой части и смещена к северу. Храм построен по типу восьмерик на четверике и был увенчан высоким куполом со световым барабаном, с луковкой и крестом на подкрестном яблоке. С восточной стороны к четверику храма первоначально примыкали три полукруглых апсиды, соединённых между собой переходами. Алтарная апсида была в два раза шире боковых, в которых размещались ризница и дьяконник. Из храма в апсиды вели три дверных проёма с полуциркульными перемычками. Особенностью храма является отклонение алтаря на 20 градусов к северу, а также ступенчатые паруса, три яруса голосников, один в верхней части четверика, два в восьмерике и тябловый иконостас. Под полом северной половины храма было помещение со входом с северной стороны. Колокольня, выполненная в классическом стиле, была пристроена к храму в самом конце XVIII столетия. Венчал колокольню гранёный купол и высокий золочёный шпиль с крестом на подкрестном яблоке.[8, 65]
По описанию 1856 г., Рождество-Богородицкая церковь «состоит из алтаря, храма и трапезы, в которой находится в пристроенном с севера застенке придел святых Космы и Дамиана. Алтари и трапеза освещаются в один свет, а храм в два света». Космодамиановский придел в это время уже отапливался и служил, по всей видимости, для прихожан зимним храмом. В главном иконостасе «...пять тябл с иконами темного письма. Царские врата резные, вызолочены, с резными вызолоченными изображениями архангела Михаила с ветвью, Божией Матери, четырёх евангелистов и шести херувимских головок. Древняя икона Казанской Богоматери писана по тёмному полю орехового цвета. В приделе заслуживают внимания две иконы святого Николая с мечом в правой руке и с видом храма в левой 1) старинного письма в басменном окладе, на котором вырезано: „174 (1666) год. Москва“, а 2) резной, на липовой доске в серебряной вызолоченой ризе».
В 1875 г. алтарная апсида перестроена и расширена. После этого она приобрела прямоугольную, со скруглёнными углами форму, а в самом алтаре вместо трёх сводов сделан один. При этом была растёсана центральная арка входа в алтарь и растёсаны два новых боковых входа, ближе к центральной оси, с сохранением старых. В настоящее время в главный алтарь ведут пять дверных проёмов. Одновременно с перестройкой апсиды были растёсаны двери и окна в первом ярусе храмовой части и трапезной, тогда же срублены барочные наличники, которые представляется необходимым восстановить вместе со старыми проёмами по образцу сохранившихся до настоящего времени барочных наличников и окон второго яруса, что придаст храму первозданный, более интересный и древний вид. После перестройки Рождество-Богородицкая церковь вновь была освящена 15 сентября 1876 г.
Информация о работе Специфика проведения транспортной экскурсии