Специфика проведения транспортной экскурсии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – создание тематической, транспортной экскурсии (автобусной).
Задачи работы:
- освятить теорию и методику основ создания и проведения транспортной, тематической экскурсии.
- составить перечень религиозных объектов города Лебедяни.
- составить маршрут экскурсии.
- разработать технологическую карту экскурсии.
- обобщить и систематизировать фактический материал по объектам в контрольном тексте экскурсии.
- подобрать иллюстративный материал экскурсии (портфель экскурсовода).

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 5.70 Мб (Скачать)

Согласно страховой оценке 1910г. Никольская церковь имела длину  с колокольней 58,5 аршин, ширину 16 аршин, а высоту до верха карниза 8,5 аршин. В церкви 21 большое окно и 4 малых. Снаружи она была оштукатурена и  побелена, внутри – оштукатурена и  покрашена масляной краской, одна большая  глава и четыре малых с четырех  сторон все пять глав снаружи оштукатурены и побелены, большая глава внутри оштукатурена и окрашена масляной краской, потолок трапезной деревянный, бревенчатый, оштукатурен и окрашен клеевой  краской. Высота трёхъярусной колокольни до верхнего карниза составляла 33 аршин. Иконостас главного алтаря: длина 14,5 аршин, высота 9,75 аршин, иконостас придельного алтаря: длина 12,5 аршин, высота 6,5 аршин. Тёплый храм отапливали две голландских печи.

Земли у Никольского храма не было, а ближайшей к храму постройкой в начале  XX в. Был жилой деревянный дом священника В.И. Херувимова находившийся в 30 саженцах к западу от храма. [6, 125]

В приходе Никольской церкви на 1889г. насчитывалось 418 дворов, в которых  проживало мужчин 1 247, а женщин 1 324. В 1911 г. в приход храма кроме 585 дворов с 1784 жителями мужского пола и 1746 жителями женского пола в Покрово – Казацкой слободе числились жители трех других слобод Покровской с 304 дворами в которой проживали 991 мужчин и 987 женщин Пушкарской с 134 дворами 385 мужчинами и 389 женщинами; Стрелецкой с 95 дворами, 282 мужчинами и 257 женщинами.

Для прихожан огромным событием становились  посещения Никольского храма  их архипастырем – епископом Тамбовским и Шацким. Так, 12 июня 1895 г. при обозрении  епархии в Никольской церкви побывал  епископ Александр (Богданов). Осмотрев храм, Владыка Александр побывал  и в церковно – приходской школе  при Никольской церкви, которая действовала  с 1891 г. и находилась «в приличном  помещении». Преосвященный Александр, епископ Тамбовский и Шацкий, убедился, что «школьное дело ведётся исправно: ученики отвечали по Закону Божию и пели удовлетворительно». Всем ученикам школы Владыка раздал книжки, которые принимались учениками с видимым восторженным удовольствием. Другой Тамбовский Владыка — епископ Георгий (Орлов) — посетил Никольский храм 14 августа 1899 г. «Николаевский храм, личный снаружи и благоукрашенный внутри, был переполнен желающими принять  архипастырское благословение, каковое и было преподано всем бывшим в храме... Школа имеет особое небольшое помещение, тесноватое для числа учащихся, в ней 33 человек, учащиеся отвечали и пели хорошо».

Отметим, что Никольская церковно – приходская школа первое время  располагалась в церковной караулке, а в 1906г. для нее было построено  кирпичное одноэтажное здание, снаружи  и внутри оштукатуренное, покрашенное  клеевой краской. Длина здания составляла  19 аршин, ширина 7 аршин, высота 4 аршины, окон в нем 11, сени размером 7х4 аршины, высотой 2,5 аршин. В начале XX столетия учителями школы, в которой обучались 56 мальчиков и 37 девочек, состояли Павел Алексеевич Павлов и Семен Михайлович Попов. Заведующим и законоучителем школы при Никольской церкви был её настоятель – о. Василий Иоаннович Херувимов, прослуживший на этом приходе почти тридцать лет. На посту настоятеля Никольского храма о. Василия Херувимова в 1917 г. сменил о. Александр Александрович Гроздов, который около 1923г. уклонился в обновленческий раскол и в сане протоиерея состоял в должности секретаря обновленческого Лебедянского викариального церковного управления, по крайней мере, в 1924г. При нем в том же 1924 г. был проведен последний ремонт храма. После отъезда А.А. Гроздова на постоянное место жительства в Москву настоятелем Никольского храма стал Пётр Сергеевич Васильев.

Родился он 23 июня 1891 г. в с. Тёплом Лебедянского уезда в крестьянской семье. С 1910 по 1919 г. служил псаломщиком  в с. Кузьминка Липецкого уезда, затем диаконом в Никольской церкви Лебедяни. В 1929 г. рукоположен в священника этого храма и прослужил в  Никольской церкви до своего ареста в 1933 г. Священник Пётр Васильев вернул храм в лоно патриаршей Церкви. Свидетельством тому служит организация им торжеств в сентябре 1931 г. по случаю 100-летнего  юбилея со дня освящения Никольского  храма, которые посетил епископ Липецкий Уар (Шмарин), известный своей активной борьбой с обновленческим движением ещё с тех пор, когда он был священником с. Тютчево Лебедянского уезда.

Владыка Уар прибыл в Никольский храм по приглашению о. Петра Васильева и церковного совета в пять часов вечера 26 сентября.

По окончании всенощной епископ  Уар остался в Лебедяни, чтобы  на следующий день совершить в Никольской церкви праздничную литургию, после которой духовенство было приглашено на обед в дом к о. Петру Васильеву, во время которого Владыка Уар наградил о. Петра Васильева набедренником и скуфьей, о. Павла Боброва саном протоиерея, а о. Иоанна Волченского палицей.[8, 67]

После того как в марте 1933 г. о. Петра  Васильева арестовали и приговорили  за антисоветскую агитацию по статье 58-10-2 к 5 годам ссылки в Северный край, Никольский храм вновь перешёл к  обновленцам. С 1933 и по 1938 г. в нём  служил протоиерей Андрей Михайлович Коренев, уроженец Украины, перешедший в обновленчество ещё в 1923 г. Судя по его докладу в епархиальное управление Елецкой обновленческой епархии, в 1936 г. Никольский храм посещали около 2 000 человек, что кажется весьма сомнительным, поскольку священники других обновленческих храмов Лебедяни — Покровского и Ново-Казанского собора — в это время приводили в своих докладах куда более скромные цифры.

Но и Кореневу, несмотря на его  обновленчество и более чем лояльное отношение к советской власти, не удалось избежать маховика репрессий. В 1938 г. он арестован за то, что «во время религиозных праздников делал обходы по селу с различными богослужениями и тем самым разлагал массу колхозников», и приговорён к расстрелу.

После его ареста, с 3 февраля 1938 г., Никольская церковь, которая к этому  времени оставалась последним действующим храмом в Лебедяни, оказалась фактически закрытой.

Весной того же года староста храма  Павел Матвеевич Соболев и  несколько прихожан при поддержке  обновленческого священника Ивана Павловича Вишневского попытались собрать среди жителей Лебедяни подписи под обращением к властям с просьбой открыть Никольскую церковь для богослужений: «...в Никольской церкви г. Лебедяни за отсутствием священника не проводятся служения. Церковь находится в ведении коллектива молящихся и до сего времени не закрыта; от лица верующих слобод и г. Лебедяни мы просим НКВД разрешить нам в вышеупомянутом Николаевском храме, в крайнем случае, если нельзя нам производить служение в Николаевском храме почему-либо, то просим НКВД дать нам кладбищенскую церковь...».

Но в храме, половину которого местные власти и так уже несколько  лет занимали под ссыпку хлеба, больше богослужения не возобновлялись. Впоследствии в здании разместились склады райпотребсоюза, затем службы автобазы. Новые хозяева  уничтожили каменную ограду вокруг храма, здания церковно – приходской школы  и сторожки. Да и сама церковь, лишенная кровли, постепенно пришла в аварийное  состояние. В 1992 г. здание Никольской церкви было поставлено на охрану государства  как памятник архитектуры регионального  значения.

Только в 2004 г. Никольский храм был передан Русской Православной Церкви, а в 2005 г. создан приход храма  святителя Николая Чудотворца города Лебедяни. В том же году в трапезной  части храма, приспособленной ля богослужений, состоялась первая пасхальная служба. В 2006 г. лишенные кровли главки храма украсили новые купола из оцинкованного  железа. В настоящее время в  Никольском храме постоянно совершаются  богослужения и силами прихожан продолжаются ремонтно – восстановительные работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подтема III Церковная история г. Лебедяни.

Путевая информация (по дороге) Ко второй половине XIX в. Лебедянь достигла своего наивысшего расцвета. Население города в 1865 г. составляло 5 327 человек. В Лебедянском уезде мужчин насчитывалось 56 657, женщин – 53 635, все православного вероисповедания. за исключением 61 мужчины и 61 женщины – раскольников, 3 мужчин и 2 женщин – протестантов, 19 мужчин и 3 женщин – иудеев.

Среди жителей Лебедяни в 1861 г. насчитывалось купцов второй гильдии – 2 человека, купцов третьей гильдии – 90 человек. Купцы же являлись основными жертвователями во время строительства и ремонта городских храмов и монастырей. Самыми известными среди лебедянских купцов – благотворителей были купцы Игумновы, на средства которых сооружены и кладбищенская Преображенская церковь и новый Казанский собор. Игумновы жертвовали большие средства на украшение церквей. Хорошо поставленное торговое дело давало им  возможность не только жить самим, строить и украшать храмы, но и помогать ближним. Во многом этому способствовала религиозность представителей этого рода и, конечно, любовь к родному городу. [6, 19]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подтема IV Храм Рождества «Пресвятой Богородицы».

Расположенную в бывшей Пушкарской слободе Лебедяни у подножия Тяпкиной горы, Рождество-Богородицкую церковь иногда называют «Подгородней» или «Подгоренской». Храм представляет значительный интерес как памятник архитектуры в стиле «московское барокко», и является самым древним храмом Лебедяни, исключая монастырские церкви Троицкой мужской обители.

Уже в конце XIX —начале XX в. в самой Лебедяни никто не помнил времени построения Рождество-Богородицкого храма, и жители города ссылались на предание, согласно которому церковь существовала более 300 лет.

И следует признать, что народное предание, как это бывает весьма часто, с большой долей точности сохраняло историческую информацию. Действительно, деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы впервые упоминается в писцовых книгах 1627—1628 гг.: «За острогом на посаде, на берегу реки Дону слобода Пушкарская, а в ней церковь древяна клетцки, с папертью, во имя Рождества Пречистыя Богородицы, а в церкви Божие Милосердие образы и сосуды, церковные и ризы и колокола и всякое церковное строение мирское, а книги строенья попа Савелья, да псалтирь со следованьем большая печать данье государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея Русии жалованье...»[15]

В 1663 г. деревянная Рождество-Богородицкая церковь сгорела, и вместо неё  была построена новая, но вот была ли она деревянная или каменная —  пока неизвестно. Историк П.Н. Черменский считал, что каменная церковь того же храмонаименования с приделом святых Космы и Дамиана построена была во второй половине XVII в. Но во всех документах второй половины XVII столетия о Рождество - Богородицком храме не говорится как о каменном, хотя факт каменного строительства в это время в Лебедяни был уникальным, несмотря на существовавшие каменные постройки в Троицком мужском монастыре, и следовало бы ожидать, что авторы документов того времени первую городскую каменную церковь обязательно упомянут. Тем не менее, в окладных книгах Рязанской митрополии 1676 г. находим следующие сведения о самом храме, количестве церковной земли и прихожанах: "Церковь Рождества Пресвятыя Богородицы в Пушкарскай слободе на посаде. У тое церкви двор попа Андрея. Двор Дьячков. Да двор попа Василья…» В писцовой книге Лебедянского уезда «письма и межевания» стольника Юрия Фёдоровича Шишкина и подьячего Василия Тёмного 1685—1686 гг. значится: «...в Пушкарской слободе церковь Рождества Пресвятыя Богородицы. … У той церкви двор попа Василья, двор дьячка Стенки Кирилова, да место пономарево, да просвирнино».

Первое упоминание в документах каменного Рождество-Богородицкого храма содержится в переписных книгах 1710 г.: «Пушкарская слобода, в той слободе церковь во имя Рождества Богородицы, да придел святой чудотворцев Космы и Домиана каменная... В деревне Крутой за Богородицким попом Ияковом Васильевым два двора бобыльских...» Как видим, здесь впервые упомянут и придельный храм святых Космы и Дамиана. Поскольку ранее, в документах 1676, 1678 и 1685—1686 гг. о придельном алтаре ничего не говорилось, можно сделать предположение, что каменный храм в Пушкарской слободе был построен между 1686 и 1710 г.

Натурное обследование ныне существующего Рождество-Богородицкого храма показывает, что собственно храм и северный придел были заложены одновременно с общей для них трапезной, поделённой на две равные части центральным столбом и двумя подпружными арками, расположенными вдоль продольной оси храма. Поэтому продольная ось трапезной не совпадает с продольной осью храмовой части и смещена к северу. Храм построен по типу восьмерик на четверике и был увенчан высоким куполом со световым барабаном, с луковкой и крестом на подкрестном яблоке. С восточной стороны к четверику храма первоначально примыкали три полукруглых апсиды, соединённых между собой переходами. Алтарная апсида была в два раза шире боковых, в которых размещались ризница и дьяконник. Из храма в апсиды вели три дверных проёма с полуциркульными перемычками. Особенностью храма является отклонение алтаря на 20 градусов к северу, а также ступенчатые паруса, три яруса голосников, один в верхней части четверика, два в восьмерике и тябловый иконостас. Под полом северной половины храма было помещение со входом с северной стороны. Колокольня, выполненная в классическом стиле, была пристроена к храму в самом конце XVIII столетия. Венчал колокольню гранёный купол и высокий золочёный шпиль с крестом на подкрестном яблоке.[8, 65]

По описанию 1856 г., Рождество-Богородицкая церковь «состоит из алтаря, храма и трапезы, в которой находится в пристроенном с севера застенке придел святых Космы и Дамиана. Алтари и трапеза освещаются в один свет, а храм в два света». Космодамиановский придел в это время уже отапливался и служил, по всей видимости, для прихожан зимним храмом. В главном иконостасе «...пять тябл с иконами темного письма. Царские врата резные, вызолочены, с резными вызолоченными изображениями архангела Михаила с ветвью, Божией Матери, четырёх евангелистов и шести херувимских головок. Древняя икона Казанской Богоматери писана по тёмному полю орехового цвета. В приделе заслуживают внимания две иконы святого Николая с мечом в правой руке и с видом храма в левой 1) старинного письма в басменном окладе, на котором вырезано: „174 (1666) год. Москва“, а 2) резной, на липовой доске в серебряной вызолоченой ризе».

В 1875 г. алтарная апсида перестроена  и расширена. После этого она  приобрела прямоугольную, со скруглёнными углами форму, а в самом алтаре вместо трёх сводов сделан один. При этом была растёсана центральная арка входа в алтарь и растёсаны два новых боковых входа, ближе к центральной оси, с сохранением старых. В настоящее время в главный алтарь ведут пять дверных проёмов. Одновременно с перестройкой апсиды были растёсаны двери и окна в первом ярусе храмовой части и трапезной, тогда же срублены барочные наличники, которые представляется необходимым восстановить вместе со старыми проёмами по образцу сохранившихся до настоящего времени барочных наличников и окон второго яруса, что придаст храму первозданный, более интересный и древний вид. После перестройки Рождество-Богородицкая церковь вновь была освящена 15 сентября 1876 г.

Информация о работе Специфика проведения транспортной экскурсии