Специфика проведения транспортной экскурсии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – создание тематической, транспортной экскурсии (автобусной).
Задачи работы:
- освятить теорию и методику основ создания и проведения транспортной, тематической экскурсии.
- составить перечень религиозных объектов города Лебедяни.
- составить маршрут экскурсии.
- разработать технологическую карту экскурсии.
- обобщить и систематизировать фактический материал по объектам в контрольном тексте экскурсии.
- подобрать иллюстративный материал экскурсии (портфель экскурсовода).

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 5.70 Мб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ

Цель курсовой работы – создание тематической, транспортной экскурсии (автобусной).

Задачи  работы:

- освятить теорию и  методику основ создания и  проведения транспортной, тематической  экскурсии.

- составить перечень религиозных  объектов города Лебедяни.

- составить маршрут экскурсии.

- разработать технологическую  карту экскурсии.

- обобщить и систематизировать фактический материал по объектам  в контрольном тексте экскурсии.

- подобрать иллюстративный  материал экскурсии (портфель  экскурсовода).

Объект исследования курсовой работы – методика проведения транспортных экскурсий.

Предметом исследования курсовой работы являются экскурсионные маршруты по территории города Лебедяни.

Актуальность темы данной экскурсии определяется особенностью религиозной жизни православных крестиан в настоящий период.

Данная экскурсия рекомендована  для периода очень важного  в жизни православных граждан  – период Великого русского поста. Основы и истоки духовной жизни россиян  могут быть тем познавательным мотивом, который привлечет к данной экскурсии.

Представленная в работе экскурсия способствует духовному обогащению экскурсантов и знакомит на примере православных объектов города Лебедяни с великолепными образцами православных культур.

Работа состоит из структуры введения, 3 главы, заключение, список литературы и приложение (портфель экскурсовода).

В качестве теоретической  базы и фактического материала были использованы следующие источники: краеведческая литература, учебные  пособия Б. В. Емельянова, Г. П. Долженко, труды А.И. Гамаюнова.

1 Особенности проведения  транспортных экскурсий

Среди транспортных экскурсий  наиболее распространены автобусные, которые содержат действие двух планов: показ и анализ экскурсионных  объектов на остановках, с обязательным выходом из автобуса, и рассказ  в пути, чаще всего связанный с  характеристикой памятных мест, мимо которых в данный момент проезжают  экскурсанты. Сложность автобусных экскурсий обусловлена внешними факторами, которые должны учитываться  при проведении экскурсии. К ним  относятся правила дорожного  движения, непредвиденные обстоятельства, возникающие на дорогах (заторы, аварии, ремонтные работы), скорость движения автобуса и соответствие ей рассказа и показа и т.п. В качестве транспортных средств на экскурсиях могут использоваться речные и морские теплоходы, вертолеты, а также трамваи и троллейбусы.[3,68]

Продолжительность экскурсии  составляет от одного академического часа (45 мин.) до четырех-пяти часов. Существует мнение, что продолжительность экскурсии  может доходить до одних суток. А. В. Святославский такие длинные  экскурсии называет турами и считает, что они дробятся на несколько  более мелких экскурсий разной продолжительности, а также включают время приема пищи, отдых, покупку сувениров, санитарные остановки, путевую информацию. Более  подробно остановимся на последнем  элементе дальних экскурсий.

Путевая информация передается экскурсантам в автобусе, следующем  к объектам, значительно удаленным  от места сбора группы: в другой населенный пункт, в музей–усадьбу, заповедник, мемориальный комплекс. Путевая  информация предполагает как подготовку к посещению объектов в конечной точке маршрута, так и ознакомление с достопримечательностями, встречающимися по пути, кроме  этого, может даваться общая характеристика местности или региона. Путевая информация не предполагает непрерывного говорения, рекомендуется устраивать 15 – 20-минутные перерывы для отдыха  экскурсантов и экскурсовода.

2 Технологическая карта  экскурсии

Тема экскурсии: «Лебедянь  православная». (Посвящается Великому посту).

Продолжительность: 2 ч.

Протяженность (км): 6 км. 20 м.

Вид экскурсии: тематическая, транспортная (автобусная).

Автор – разработчик: Мартыненко Л.А.

Содержание экскурсии: экскурсия  проходит по местам, связанным с  православной историей Лебедяни. Предполагается посетить храм Святителя Николая  Чудотворца, храм  Рождества Пресвятой  Богородицы, старый соборный храм Казанской  иконы Божией Матери, Христорождественскую церковь, новый соборный храм Казанской иконы Божией Матери.

Маршрут экскурсии: Пер. г. Лебедянь        ул. 1-е Пушкари           ул. Карла Маркса       Водокачка        ул. Почтовая        ул. Советская.


Цели:

- освятить православную культуру г. Лебедяни, отразив особенности религиозной жизни горожан.

- воспитать уважение к  истории религиозной жизни г. Лебедяни, обратить внимание на важность духовной жизни.

Задачи:

- представить историческую  и современную деятельность храмов  г. Лебедяни.

- раскрыть богатство историко  – культурного наследия города.

- повысить духовный уровень религиозных людей.

 

 

 

 

 

 

 

Схема маршрута «Лебедянь  православная»

 


Условные обозначения:

             - направления движения;


            - места остановок на маршруте;

1 - Храм Святителя Николая Чудотворца;

2 - Храм Рождества «Пресвятой Богородицы»;

3 - Старый соборный храм Казанской иконы Божией Матери;

4 - Храм Рождества Христова;

5 - Новый Соборный Храм Казанской иконы Божией Матери.

 

3 Контрольный текст экскурсии  « Лебедянь православная»

(Посвящается Великому  православному посту).

Путевая информация (по дороге) Накануне Великого поста каждый из христиан начинает задумываться о своем духовном состоянии, и поэтому я хочу нашу экскурсию посвятить религиозной  теме и рассказать Вам о Лебедяни православной, чтобы пополнить Ваш багаж знаний, вернуть Вас в прошлое Ваших прадедов и позволить обогатить духовный мир каждого из Вас во время Великого Русского поста. Поэтому правильнее всего будет начать нашу экскурсию о рассказе как установился великий пост в ранней церкви.

Подтема I Как установился Великий пост в ранней церкви.

Формирование структуры и принципов  проведения Великого поста заняло несколько столетий, и было тесно связано с развитием церковного года. Истоки Великого поста следует видеть в пасхальном посте, который во II–III вв. совершался в пасхальную ночь в память Страстей Спасителя (сама Пасха изначально понималась христианами двояко: как праздник Воскресения или как воспоминание Страстей) и прекращался с рассветом, когда совершалась Евхаристия. Продолжительность этого поста в разных местностях была неодинаковой, уже в III в. он мог длиться от одного дня до 40 часов или целой седмицы. В частности, 40-часовой пост (проводившийся в полном воздержании от пищи) уже соединял в себе два основных значения, которые позднее легли в основу Великого поста - подражание 40-дневному посту Спасителя в пустыне после Крещения на Иордане и подготовку к празднику Пасхи. Шестидневный пост перед Пасхой отмечается в «Дидаскалии апостолов» (III в.) и в 1-м каноническом послании священомученника Дионисия Александрийского. В александрийских источниках 2-й половины III–IV в.  появляются упоминания уже о 40-дневном посте; неясным остается вопрос о том, был ли изначально связан такой пост с Пасхой, или нет. Высказывались предположения, что этот пост возник не как предпасхальный, а как послебогоявленский в подражание посту Христа после Крещения, и лишь затем был отнесен к Пасхе. Впрочем, как доказать, так и опровергнуть эти предположения весьма затруднительно.

Еще один источник, из которого возник Великий пост – это предкрещальный пост. Так обычно понимают Тертуллиана ("О крещении", 19). К III в. в Церкви распространился обычай совершать таинство Крещения в пасхальную ночь, а практика поститься перед принятием Крещением существовала в Церкви еще в I в. Предкрещальный и предпасхальный посты могли объединиться; в позднейших источниках с некоторыми этапами великопостного цикла могут связываться этапы оглашения. [13]

Самым ранним бесспорным свидетельством о предваряющем Пасху 40-дневном посте (включающем Страстную седмицу), по мнению большинства исследователей, следует считать 2-е праздничное (пасхальное) послание святого Афанасия Великого. Пост начинается за 6 седмиц до Пасхи, а число 40 достигается исключением субботы и воскресенья накануне Пасхи из счета дней. Характерно, что этот пост в посланиях святого Афанасия ни разу не соотносится с 40-дневным пребыванием Христа в пустыне (хотя упоминаются посты Моисея, Давида и Даниила как прообразы), но рассматривается как аскетическая подготовка к празднику Пасхи. Из послания 340 г., адресованного епископу Серапиону Тмуитскому, которое святой Афанасий написал, находясь в ссылке в Риме, видно, что этот пост в Египте был недавним установлением и не всеми воспринимался как обязательный, в то время как в Риме он соблюдался неукоснительно и был связан с предкрещальной подготовкой и, возможно, принятием кающихся вновь в церковное общение первое свидетельство – письмо папы Иннокентия I Декентию, епископ г. Губбио, в котором говорится о принятии кающихся в Великий четверг.

В "Пасхальных посланиях" святого Афанасия заметен процесс установления 40-дневного поста: в 329 г. пост охватывает лишь одну Страстную (Великую) седмицу, а в 340 г. Четыредесятница уже обязательна для празднования Пасхи. Пост первоначально был строго 6-недельным, а Первая Седмица была еще непостной, чем, по мнению великого русского литургиста Скабаллановича, объясняется отсутствие поста на первой седмице в католической практике. Именно в IV в. перестали служить Божественную Литургию в постное время на буднях.

О некой «четыредесятнице» говорится  уже в 5-м правило I Вселенского  Собора, но что именно имеет Собор  в виду – Великий пост или праздник Вознесения Господня (празднуемый на 40-й день после Пасхи) – остается непонятным. В пользу второго говорит 37-е прав. Апост., хотя некоторые исследователи полагают, что именно постановления I Вселенского Собора оказали решающее воздействие на оформление периода Великого поста в его современном виде.

К концу IV – началу V в. уже повсюду  в Церкви был принят 40-дневный Великий пост, хотя счет его дней велся в различных местностях по-своему; отличались и правила пощения. Древний общехристианский запрет поста в воскресенье (а в некоторых местностях – и в субботу) с появлением в календаре периода длительного аскетического воздержания породил разнообразные традиции согласования этих установлений. Церковные историки V в. пишут: «Так называемую Четыредесятницу, во время которой множество христиан постятся, одни почитают состоящей из 6 седмиц, так считают живущие в Иллирике и на Западе, и Ливия вся, и Египет с Палестиной другие – из 7, так поступают живущие в Константинополе и в ближайших землях, вплоть до Финикии. Иные же постятся в течение 3 седмиц из 6 или 7 с пропусками; иные же – в течение 3 седмиц перед праздником Пасхи, а другие – в течение 2, как, например, монтанисты».  «Посты перед Пасхой в разных местах соблюдаются различно, в Риме постятся непрерывно 3 седмицы, кроме субботы и дня Господня, а в Иллирии, во всей Греции и Александрии держат пост 6 седмиц до Пасхи и называют его Четыредесятницей; другие же начинают поститься за 7 седмиц и постятся только 3 пятидневия те и другие, разноглася между собой в числе постных дней, называют пост одинаково – 40 - дневным одни воздерживаются от употребления в пищу всякого рода животных, другие из всех одушевленных употребляют только рыбу, а некоторые вместе с рыбой едят и птиц. Одни воздерживаются даже от плодов и яиц, другие питаются только сухим хлебом, некоторые и того не принимают, а иные, постясь до 9-го часа дня вкушают потом всякую пищу». Обязательность Великого поста для всех была закреплена 69-м Апостольским правилом окончательная редакция корпуса Апостольских правил произошла в конце IV в.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подтема II Храм святителя Николая Чудотворца.

Никольская  церковь –  единственный в Лебедяни храм, расположенный  на левом берегу Дону, в бывшей Покрово  – Казанской слободе!

Каменная холодная церковь  святителя Николая Чудотворца начата была постройкой в 1825 г. Лебедянскими купцами  Корчагиным и Плешковым с помощью  различных «доброжелателей» и попечением мещанина Филиппа Ивановича Проскурина. Закладку храма освятил настоятель Казанского собора протоиерей Аристарх Казмин. В  1831г. храм был окончен  постройкой и освящен 15 сентября того же года Преосвященным Евгением (Баженовым), епископом Тамбовским и Шацким.[15]

Архитектурной особенностью небольшого, крестовидного в плане  храма, построенного в стиле позднего классицизма, стали четырехколонные  портики по сторонам света и главки, установленные не на углах четверика, как обычно, а на коньках фронтонов.

Никольская церковь строилась  почти тридцать лет, не имела ни самостоятельного притча, ни прихода. Лишь в 1859 г. по прошению жителей города, живущих на левой  стороне Доне и посещающих приходской храм Покрова Пресвятой Богородицы на противоположном берегу, Никольский храм был обращен в приходской.

Со временем количество прихожан Никольской церкви увеличилось, и было принято решение о его расширении за счет строительства новой трапезной. 18 марта 1877г. в Тамбовскую духовную консисторию поступил на утверждение  «План распространения в пригородной  слободе г. Лебедяни каменной церкви», а 11 апреля того же года проект был утвержден. В соответствии с ним предполагалось трехнефную трапезную пристроить к  западному торцу храма так, чтобы  западная часть храма стала продолжением центрального нефа трапезной. Полная ширина трапезной должна была стать равной максимальной ширине крестовидного  в плане храма. Колокольня соединялась  с трапезной узким переходом  по ширине равной центральному нефу трапезной.  Своды центральной части трапезной  должны были опираться на четыре колонны. С юга и севера, по проекту, к ней примыкали паперти.

Но по какой – то неизвестной  пока причине от первоначального  проекта отказались, и к 1880г. был  подготовлен новый проект и вместе со старым 13 февраля 1880г. направлен  в строительный комитет Тамбовского  губернского правления и техническо – строительный комитет МВД 29 мая 1880г. Новый проект распространения  Никольской церкви был утвержден, и  в соответствии с ним трапезную  часть храма построили по всей ее длине, равной максимальной ширине храмовой части. Строительство трапезной  было выполнено в два этапа. И  изначально к западному фасаду храма  приложили восточную стену трапезной, состоящую из трех арок. Центральная  служила входом в храмовую часть, две другие примыкали к западной стене храма образуя ниши. Одновременно возведена была часть существующей трапезной и четыре окна. После  небольшого перерыва в строительстве  западная стена трапезой была разобрана, и трапезую продлили до колокольни. После сооружения обширной теплой трапезной  в ней был освящен придельный престол во имя святителя Тихона Задонского. На рубеже XIX – XX вв. к колокольне с южной стороны пристроен не выступающий за линию южной стены трапезной притвор.

Информация о работе Специфика проведения транспортной экскурсии