Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 11:15, курсовая работа
Транспортировка леса является наиболее энергоемкой частью производственного процесса лесозаготовительного производства и включает в себя трелевку и вывозку хлыстов или сортиментов. Условия эксплуатации лесных машин сложнее и многообразнее, чем тракторов и автомобилей различного назначения. Характерные особенности взаимодействия лесной машины с предметами труда приводят к возникновению весьма сложных процессов в её механизмах и в контакте движителя с опорной поверхностью, которые влияют на эксплуатационные свойства и эффективность применения машин.
Введение……………………………………………………………………………. 5
1 Выбор двигателя………………………………………………………………. 6
1.1 Определение максимальной мощности двигателя……………………… 6
1.2 Выбор типа двигателя…………………………………………………….. 8
1.3 Определение основных параметров двигателя…………………………. 9
1.4 Построение скоростной характеристики двигателя……………………. 10
2 Выбор передаточных чисел. Тяговая и динамическая характеристики. Выбор основных узлов…………………………………... 13
2.1 Выбор передаточного числа трансмиссии………………………………. 13
2.2 Построение и анализ тяговой характеристики машины……………....... 16
2.3 Обоснование и выбор основных узлов трансмиссии…………………… 22
3 Общая динамика. Производительность. Кинематическая схема……… 24
3.1 Определение углов статической устойчивости и нагрузки на колесо
при движении с грузом и без груза……………………………………….
24
3.2 Расчёт производительности машины……………………………………. 29
4 Проектирование сцепления………………………………………………….. 31
4.1 Определение размеров дисков сцепления………………………………. 31
4.2 Проверка сцепления на износ………………………………….………… 32
4.3 Проверка сцепления на нагрев…………………………………………… 33
4.4 Расчет нажимных пружин……………………………………………....... 33
4.5 Приводы управления…………………………………………………… 35
Заключение................................................................................................................ 36
Библиографический список…………
К основным параметрам двигателей относятся /2, с. 9/:
1) Литровая мощность:
где максимальная мощность двигателя;
объём цилиндра;
диаметр цилиндра;
расстояние хода поршня;
количество цилиндров.
2) Удельная масса двигателя:
где сухая масса двигателя.
3) Средняя скорость поршня:
где частота вращения коленчатого вала.
Допустимые интервалы значений основных параметров дизельных двигателей для автомобилей отразим в таблице 1.4
Таблица 1.4 – Допустимые интервалы основных параметров
дизельных
двигателей
Наименование параметра | Значения параметра |
Литровая мощность | |
Удельная масса двигателя | |
Средняя скорость поршня | |
Отсюда
следует, что значения основных параметров
находятся в допустимых пределах, и применение
данного типа двигателя является экономически
целесообразным.
Скоростная характеристика двигателя с некоторым приближением может быть построена по эмпирическим формулам С.Р. Лейдермана /2, с. 10/:
где максимальная мощность двигателя,
выбранная частота вращения коленчатого вала,
частота вращения, соответствующая максимальной мощности,
крутящий момент двигателя,
удельный расход топлива при максимальной мощности,
постоянные коэффициенты Лейдермана.
Значения
коэффициентов Лейдермана сведены
в таблицу 1.5
Таблица
1.5 – Значения коэффициентов Лейдермана
Тип двигателя | | ||||
Карбюраторный | 1,0 | 1,0 | 1,2 | 1,0 | 0,8 |
Дизельный
с
непосредственным впрыском |
0,87 | 1,13 | 1,55 | 1,55 | 1,0 |
Дизельный с вихревой камерой | 0,7 | 1,3 | 1,35 | 1,35 | 1,0 |
Значения частот вращения коленчатого вала принимаем из допустимого диапазона /2, с. 10/:
Расчёт параметров скоростной характеристики производим в Microsoft Office Excel и полученные данные отразим в таблице 1.6
Таблица 1.6 – Параметры скоростной характеристики
|
|
|
|
|
1050 | 78,45 | 713,52 | 232,68 | 18,25 |
1260 | 94,37 | 715,26 | 222,46 | 20,99 |
1470 | 108,53 | 705,26 | 216,79 | 23,53 |
1680 | 120,11 | 682,77 | 215,65 | 25,9 |
1890 | 128,34 | 648,49 | 219,06 | 28,11 |
2100 | 132,4 | 602,1 | 227 | 30,05 |
По полученным
значениям построим скоростную характеристику
рисунок 1
Рисунок
1 – Скоростная характеристика двигателя
2.
Выбор передаточных
чисел трансмиссии.
Тяговая и динамическая
характеристики. Выбор
основных узлов
2.1 Выбор
передаточного числа
Общее передаточное число силовой передачи на первой передаче вычисляется из условия преодоления груженой машиной максимальных дорожных сопротивлений /2, с. 15/:
где динамический радиус колеса,
Определим нагрузку на одно колесо:
По нагрузке на колесо подбирается соответствующая шина /2, прил. 6/. Принимаем шину с максимальной допускаемой нагрузкой
Исходя из этих данных, определим динамический радиус колеса:
где ширина колеса (приблизительно равна высоте профиля шины),
посадочный диаметр колеса,
коэффициент деформации шины (
Отсюда определим общее передаточное число силовой передачи на первой скорости:
Общее передаточное число трансмиссии на первой передаче из условия сцепления колес с дорожным покрытием определяется по зависимости:
где сцепной вес (равен весу груженого автомобиля для полноприводных автомобилей),
коэффициент перераспределения массы автомобиля (для полноприводных автомобилей равен 1);
коэффициент сцепления колес с дорожной поверхностью (для снежной укатанной дороги );
угол наклона дороги (
, отсюда
).
Окончательный
выбор передаточного числа
Передаточное число трансмиссии на высшей передаче определяется из условия обеспечения движения машины без груза с максимальной скоростью:
Для получения высокого КПД и скорости движения передаточное число на высшей передаче в коробке передач обычно принимают (с дизельными двигателями) , а в раздаточной коробке . Принимаем
Передаточное число главной передачи можно определить по формуле:
Значения
передаточных чисел главной передачи
у выполненных моделей
Определим минимальное число ступеней в коробке передач:
Число ступеней округляется до большего целого значения, т.е. принимаем
Определим знаменатель прогрессии для разбивки передаточных чисел в коробке передач:
Определим передаточные числа в коробке передач:
Расчётные
значения передаточных значений коробки
передач обязательно
Корректированием передаточных чисел удаётся обеспечить перекрытие кривых тяги на высших передачах, что особенно трудно достигнуть на автомобилях с дизельными двигателями.
Принимаем откорректированные передаточные числа коробки передач:
Передаточное число понижающей передачи раздаточной коробки рассчитаем по зависимости:
где знаменатель прогрессии передач.
Зная
состав трансмиссии и передаточные
числа её агрегатов, перед расчётом
тяговой характеристики необходимо рассчитать
фактический КПД трансмиссии, используя
приведенные в таблице 2.1 данные по КПД
трансмиссии.
Таблица 2.1 – Величины КПД трансмиссии лесовозных автомобилей
Механизмы трансмиссии | Численная
величина |
Коробка передач с косозубыми шестернями | 0,96 |
Карданная передача | 0,98 |
Главная передача | 0,94 |
Планетарная передача | 0,96 |
2.2 Анализ
и построение характеристик
Тяговая характеристика представляет собой графическую зависимость на различных передачах и является основным документом, характеризующим тягово-динамические качества машины. Для построения кривых необходимо определить на каждой передаче скорость движения и свободную силу тяги при соответствующей частоте вращения коленчатого вала двигателя.
Скорость движения машины определяется по формуле /2, с. 18/:
где динамический радиус колеса,
частота вращения вала двигателя,
общее передаточное число трансмиссии
на данной передаче.
Свободная сила тяги ( ) определяется:
где касательная сила тяги,
Сопротивление воздушной среды, (учитывается при ):
Найденные
значения занесем в таблицы 2.2 и 2.3
Таблица 2.2 – Параметры тяговой характеристики на понижающей передаче
|
|
| |||||||||||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
ua, км/ч | Pk, кН | Pw, кН | Pa, кН | ua, км/ч | Pk, кН | Pw, кН | Pa, кН | ua, км/ч | Pk, кН | Pw, кН | Pa, кН | ua, км/ч | Pk, кН | Pw, кН | Pa, кН | ua, км/ч | Pk, кН | Pw, кН | Pa, кН | ||
1050 | 713,52 | 3,98 | 60,27 | - | 60,27 | 6,36 | 37,72 | - | 37,72 | 10,17 | 23,61 | - | 23,61 | 15,83 | 15,17 | - | 15,17 | 24,60 | 9,79 | - | 9,79 |
1260 | 715,26 | 4,78 | 60,42 | - | 60,42 | 7,64 | 37,81 | - | 37,81 | 12,20 | 23,67 | - | 23,67 | 19,00 | 15,20 | - | 15,20 | 29,52 | 9,78 | 0,22 | 9,57 |
1470 | 705,08 | 5,58 | 59,57 | - | 59,57 | 8,91 | 37,28 | - | 37,28 | 14,24 | 23,33 | - | 23,33 | 22,16 | 14,99 | - | 14,99 | 34,44 | 9,65 | 0,30 | 9,35 |
1680 | 682,77 | 6,38 | 57,67 | - | 57,67 | 10,18 | 36,09 | - | 36,09 | 16,27 | 22,59 | - | 22,59 | 25,33 | 14,51 | 0,16 | 14,35 | 39,36 | 9,34 | 0,39 | 8,95 |
1890 | 648,49 | 7,17 | 54,78 | - | 54,78 | 11,46 | 34,28 | - | 34,28 | 18,31 | 21,46 | - | 21,46 | 28,49 | 13,78 | 0,20 | 13,58 | 44,28 | 8,87 | 0,9 | 8,38 |
2100 | 602,1 | 7,97 | 50,86 | - | 50,86 | 12,73 | 31,83 | - | 31,83 | 20,34 | 19,92 | - | 19,92 | 31,66 | 12,80 | 0,25 | 12,55 | 49,20 | 8,24 | 0,61 | 7,63 |