Автор: Александр Головешкин, 24 Октября 2010 в 11:06, курсовая работа
Расчет действительного цикла двигателя
Задание
Задание 1
1. Расчет действительного цикла двигателя
1. Процесс впуска и газообмена
1.2. Процесс сжатия
1.3. Процесс сгорания
1.4. Процесс расширения и выпуска
Задание 2
1. Расчет индикаторных параметров рабочего цикла и построение индикаторной диаграммы
2. Построение индикаторной диаграммы
Задание 3
Задание 4
Задание 5
Передаточные числа промежуточных передач выбирают из условий обеспечения оптимальных как тягово-скоростных, так и топливно-экономических свойств. Существуют различные методики выбора. Одни предусматривают получение наилучших разгонных свойств, когда при разгоне автомобиля на различных передачах сохраняется постоянство интервала частоты вращения коленчатого вала двигателя; другие – оптимальной топливной экономичности; третьи – наибольшей средней скорости в некоторых заданных условиях движения.
При расчетах
коробок передач широко используется
первый способ, когда разгон на каждой
промежуточной передаче начинается
с одной и той же частоты
вращения коленчатого вала, что обеспечивает
наилучшее использование
ik1/ik2 = ik2/ik3 = ... ik(n−1)/ikn = q,
где q - знаменатель геометрической прогрессии.
Таким
образом, определив передаточное число
коробки на первой передаче, можно
найти передаточные числа промежуточных
передач по формуле:
где m
– порядковый номер передачи; n – число
ступеней в коробке передач, не считая
ускоряющей передачи и заднего хода.
У
большинства выпускаемых в
Окончательно передаточные числа коробки передач корректируют при выборе параметров зубчатого зацепления при проектировании этого узла. В курсовой работе такой расчет не выполняется.
Представим уравнение движения подвижного состава в следующем виде:
Рт = Рψ + Рв + Рj,
где Рт – сила тяги на ведущих колесах автомобиля, Н; Рψ – сила сопротивления дороги, Н; Рв – сила сопротивления воздуха, Н; Рj – сила сопротивления инерции, Н.
Уравнение движения в такой форме называется уравнением силового баланса подвижного состава. Оно выражает соотношение между тяговой силой на ведущих колесах и силами сопротивления движению.
На
основании предыдущего
Сила
тяги на ведущих колесах автомобиля
определяется по формуле:
где Me
– текущее значение крутящего момента
двигателя, Н · м; ηтр = 0,92 – коэффициент
полезного действия трансмиссии.
Коэффициент
полезного действия трансмиссии
определяет потерю мощности при передачи
ее от двигателя к ведущим колесам автомобиля.
Величина КПД зависит от типа главной
передачи (одинарная, двойная), от колесной
формулы автомобиля.
Сила
сопротивления дороги:
где Gа = Н – сила тяжести автомобиля, Н; f – коэффициент сопротивления качению; α – угол продольного уклона дороги.
Выражение
в скобках называется коэффициентом
сопротивления дороги и обозначается
ψ:
В уравнении знак «+» соответствует движению автомобиля в гору, а знак «−» - под гору.
При
небольших значениях угла α синус
может быть заменен тангенсом. В
дорожном строительстве тангенс
угла наклона дороги к горизонту
называют продольным уклоном i и
выражают в тысячных (промилле, ‰) или
в процентах.
где i = 15 ‰ – продольный уклон.
Коэффициент
сопротивления качению не является
постоянной величиной и зависит
от скорости движения автомобиля. Одна
из наиболее простых эмпирических формул
имеет следующий вид:
где f0 = 0,20 – коэффициент сопротивления качению при малой скорости.
Сила
сопротивления воздуха:
где kв = 0,25 Нс2/м4 – коэффициент сопротивления воздуха; F – площадь лобового сопротивления автомобиля, м2; V – скорость движения автомобиля, км/ч.
При определении силы сопротивления воздуха обычно используют не коэффициент обтекаемости сх (коэффициент лобового сопротивления), который определяется в основном формой автомобиля, а коэффициент сопротивления воздуха kв, численное значение которого равно силе сопротивления воздуха, действующей на 1 м2 лобовой площади автомобиля при относительной скорости потока воздуха 1 м/с.
Площадь
лобового сопротивления зависит
от типа подвижного состава. Приближенное
ее значение может быть вычислено
по следующим выражениям:
где Ва = 3,95– наибольшая ширина автомобиля, м; На = 2,5– наибольшая высота подвижного состава, м.
Скорость
автомобиля (км/ч) на различных передачах:
где ωе
– текущая угловая скорость коленчатого
вала двигателя, рад/с; ikm
– передаточное число коробки передач
на соответствующей передаче.
Пример расчета:
ik1·i0
= 25,48;
Таблица 2
Параметры | Текущее значение параметров | ||||||||||
ne, об/мин | 600 | 1200 | 1800 | 2400 | 3000 | 3600 | 4200 | 4800 | 5400 | 6000 | 6600 |
ωe, 1/c | 21,99 | 43,98 | 65,97 | 87,96 | 109,96 | 131,95 | 153,94 | 175,93 | 197,92 | 219,91 | 241,90 |
ik1·i0 | 25,48 | ||||||||||
V, км/ч | 1,37 | 2,73 | 4,10 | 5,47 | 6,83 | 8,20 | 9,57 | 10,94 | 12,30 | 13,67 | 15,04 |
Рт, Н | 23819,21 | 28285,31 | 32007,07 | 34984,47 | 37217,52 | 38706,22 | 39450,57 | 39450,57 | 38706,22 | 37217,52 | 34984,47 |
Рв, Н | 0,28 | 1,11 | 2,49 | 4,43 | 6,92 | 9,96 | 13,56 | 17,71 | 22,42 | 27,68 | 33,49 |
ik2·i0 | 18,74 | ||||||||||
V, км/ч | 1,86 | 3,72 | 5,58 | 7,44 | 9,29 | 11,15 | 13,01 | 14,87 | 16,73 | 18,59 | 20,45 |
Рт, Н | 17515,43 | 20799,58 | 23536,36 | 25725,79 | 27367,86 | 28462,58 | 29009,93 | 29009,93 | 28462,58 | 27367,86 | 25725,79 |
Рв, Н | 0,51 | 2,05 | 4,61 | 8,19 | 12,80 | 18,43 | 25,08 | 32,76 | 41,46 | 51,19 | 61,94 |
ik3·i0 | 13,78 | ||||||||||
V, км/ч | 2,53 | 5,06 | 7,58 | 10,11 | 12,64 | 15,17 | 17,70 | 20,22 | 22,75 | 25,28 | 27,81 |
Рт, Н | 12879,95 | 15294,95 | 17307,44 | 18917,43 | 20124,93 | 20929,93 | 21332,42 | 21332,42 | 20929,93 | 20124,93 | 18917,43 |
Рв, Н | 0,95 | 3,79 | 8,52 | 15,15 | 23,66 | 34,08 | 46,38 | 60,58 | 76,67 | 94,66 | 114,54 |
ik4·i0 | 10,13 | ||||||||||
V, км/ч | 3,44 | 6,88 | 10,31 | 13,75 | 17,19 | 20,63 | 24,06 | 27,50 | 30,94 | 34,38 | 37,82 |
Рт, Н | 9471,26 | 11247,12 | 12727,01 | 13910,91 | 14798,85 | 15390,80 | 15686,78 | 15686,78 | 15390,80 | 14798,85 | 13910,91 |
Рв, Н | 1,75 | 7,00 | 15,76 | 28,01 | 43,76 | 63,02 | 85,78 | 112,04 | 141,80 | 175,06 | 211,82 |
ikв·i0 | 7,45 | ||||||||||
V, км/ч | 4,68 | 9,35 | 14,03 | 18,70 | 23,38 | 28,05 | 32,73 | 37,40 | 42,08 | 46,75 | 51,43 |
Рт, Н | 6964,68 | 8270,56 | 9358,79 | 10229,38 | 10882,32 | 11317,61 | 11535,25 | 11535,25 | 11317,61 | 10882,32 | 10229,38 |
Рв, Н | 1,75 | 7,00 | 15,76 | 28,01 | 43,76 | 63,02 | 85,78 | 112,04 | 141,80 | 175,06 | 211,82 |
Рψ, Н | 29061,77 | 29144,10 | 29281,30 | 29473,38 | 29720,35 | 30022,19 | 30378,92 | 30790,53 | 31257,02 | 31778,39 | 32354,64 |
Рв + Рψ, Н | 29063,52 | 29151,10 | 29297,05 | 29501,39 | 29764,11 | 30085,22 | 30464,70 | 30902,57 | 31398,82 | 31953,45 | 32566,46 |
С
помощью графика силового баланса
определяют тягово-скоростные свойства
автомобиля: максимальную скорость движения
автомобиля Vmax; максимальное
сопротивление дороги и максимальную
величину подъема, которые может преодолеть
подвижной состав; ускорение, которое
способен развить автомобиль при выбранной
скорости движения на заданной дороге;
буксование ведущих колес.
Мощностной баланс показывает распределение мощности двигателя на всех передачах по отдельным видам сопротивлений.
По аналогии с уравнением силового баланса можно записать уравнение мощностного баланса подвижного состава:
Nт = Nψ + Nв + Nj,
где NТ – тяговая мощность (мощность, подводимая к колесам), кВт;
Nψ – мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления дороги, кВт; Nв – мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления воздуха, кВт; Nj – мощность, затрачиваемая на разгон автомобиля, кВт.
Тяговую мощность определяют для каждой передачи:
Мощности
Nψ и Nв определяются
по формулам:
Пример
расчета:
Таблица 3
Номер передачи | Параметры | Текущее значение параметров | ||||||||||
ne, об/мин | ||||||||||||
ωe, 1/c | 21,99 | 43,98 | 65,97 | 87,96 | 109,96 | 131,95 | 153,94 | 175,93 | 197,92 | 219,91 | 241,90 | |
Первая | V, км/ч | 1,37 | 2,73 | 4,10 | 5,47 | 6,83 | 8,20 | 9,57 | 10,94 | 12,30 | 13,67 | 15,04 |
Nт, кВт | 32559,89 | 77329,73 | 131257,05 | 191289,34 | 254374,12 | 317458,90 | 377491,19 | 431418,50 | 476188,35 | 508748,24 | 526045,68 | |
Вторая | V, км/ч | 1,86 | 3,72 | 5,58 | 7,44 | 9,29 | 11,15 | 13,01 | 14,87 | 16,73 | 18,59 | 20,45 |
Nт, кВт | 32559,89 | 77329,73 | 131257,05 | 191289,34 | 254374,12 | 317458,90 | 377491,19 | 431418,50 | 476188,35 | 508748,24 | 526045,68 | |
Третья | V, км/ч | 2,53 | 5,06 | 7,58 | 10,11 | 12,64 | 15,17 | 17,70 | 20,22 | 22,75 | 25,28 | 27,81 |
Nт, кВт | 32559,89 | 77329,73 | 131257,05 | 191289,34 | 254374,12 | 317458,90 | 377491,19 | 431418,50 | 476188,35 | 508748,24 | 526045,68 | |
Четвертая | V, км/ч | 3,44 | 6,88 | 10,31 | 13,75 | 17,19 | 20,63 | 24,06 | 27,50 | 30,94 | 34,38 | 37,82 |
Nт, кВт | 32559,89 | 77329,73 | 131257,05 | 191289,34 | 254374,12 | 317458,90 | 377491,19 | 431418,50 | 476188,35 | 508748,24 | 526045,68 | |
Высшая | V, км/ч | 4,68 | 9,35 | 14,03 | 18,70 | 23,38 | 28,05 | 32,73 | 37,40 | 42,08 | 46,75 | 51,43 |
Nт, кВт | 32559,89 | 77329,73 | 131257,05 | 191289,34 | 254374,12 | 317458,90 | 377491,19 | 431418,50 | 476188,35 | 508748,24 | 526045,68 | |
Общие
для всех передач
Общие для всех передач |
V, км/ч | 0,00 | 16,00 | 32,00 | 48,00 | 64,00 | 80,00 | 96,00 | 112,00 | 128,00 | 144,00 | 160,00 |
Nв, кВт | 0,00 | 606,72 | 4853,76 | 16381,44 | 38830,08 | 75840,00 | 131051,52 | 208104,96 | 310640,64 | 442298,88 | 606720,00 | |
Nψ, кВт | 0,00 | 469692,03 | 970240,18 | 1532500,57 | 2187329,32 | 2965582,55 | 3898116,39 | 5015786,95 | 6349450,35 | 7929962,72 | 9788180,17 | |
Nψ+Nв, кВт | 0,00 | 470298,75 | 975093,94 | 1548882,01 | 2226159,40 | 3041422,55 | 4029167,91 | 5223891,91 | 6660090,99 | 8372261,60 | 9259874,59 | |
V, км/ч | 0,00 | 16,00 | 32,00 | 48,00 | 64,00 | 80,00 | 96,00 | 112,00 | 128,00 | 144,00 | 160,00 |
Для любой скорости ордината Nз, заключенная между кривыми Nт и Nψ + Nв, характеризует запас мощности, который может быть израсходован на разгон автомобиля, на преодоление дополнительного дорожного сопротивления или на
буксировку прицепа.
С
помощью графика мощностного баланса
можно оценить тяго-во-скоростные свойства
автомобиля и определить максимальную
скорость движения, величину ускорения,
максимальный подъем, который преодолеет
автомобиль при заданной постоянной скорости
движения, и другие параметры.
Динамический паспорт автомобиля представляет собой совокупность динамической характеристики, номограммы нагрузок и графика контроля буксования.
Динамический
паспорт автотранспортного
Динамическая
характеристика представляет собой
зависимость динамического
Динамическим
фактором по тяге называется отношение
разности силы тяги и силы сопротивления
воздуха к полному весу подвижного
состава Ga, Н:
Пример
расчета:
Таблица 4
Параметры | Текущее значение параметров | ||||||||||
ne, об/мин | |||||||||||
ωe, 1/c | 21,99 | 43,98 | 65,97 | 87,96 | 109,96 | 131,95 | 153,94 | 175,93 | 197,92 | 219,91 | 241,90 |
Первая передача | |||||||||||
V, км/ч | 1,37 | 2,73 | 4,10 | 5,47 | 6,83 | 8,20 | 9,57 | 10,94 | 12,30 | 13,67 | 15,04 |
Рт, Н | 23819,21 | 28285,31 | 32007,07 | 34984,47 | 37217,52 | 38706,22 | 39450,57 | 39450,57 | 38706,22 | 37217,52 | 34984,47 |
Рв, Н | 0,28 | 1,11 | 2,49 | 4,43 | 6,92 | 9,96 | 13,56 | 17,71 | 22,42 | 27,68 | 33,49 |
Da | 0,15 | 0,18 | 0,20 | 0,22 | 0,24 | 0,25 | 0,25 | 0,25 | 0,25 | 0,24 | 0,22 |
Вторая передача | |||||||||||
V, км/ч | 1,86 | 3,72 | 5,58 | 7,44 | 9,29 | 11,15 | 13,01 | 14,87 | 16,73 | 18,59 | 20,45 |
Рт, Н | 17515,43 | 20799,58 | 23536,36 | 25725,79 | 27367,86 | 28462,58 | 29009,93 | 29009,93 | 28462,58 | 27367,86 | 25725,79 |
Рв, Н | 0,51 | 2,05 | 4,61 | 8,19 | 12,80 | 18,43 | 25,08 | 32,76 | 41,46 | 51,19 | 61,94 |
Da | 0,11 | 0,13 | 0,15 | 0,16 | 0,17 | 0,18 | 0,18 | 0,18 | 0,18 | 0,17 | 0,16 |
Третья передача | |||||||||||
V, км/ч | 2,53 | 5,06 | 7,58 | 10,11 | 12,64 | 15,17 | 17,70 | 20,22 | 22,75 | 25,28 | 27,81 |
Рт, Н | 12879,95 | 15294,95 | 17307,44 | 18917,43 | 20124,93 | 20929,93 | 21332,42 | 21332,42 | 20929,93 | 20124,93 | 18917,43 |
Рв, Н | 0,95 | 3,79 | 8,52 | 15,15 | 23,66 | 34,08 | 46,38 | 60,58 | 76,67 | 94,66 | 114,54 |
Da | 0,08 | 0,10 | 0,11 | 0,12 | 0,13 | 0,13 | 0,14 | 0,14 | 0,13 | 0,13 | 0,12 |
Четвертая передача | |||||||||||
V, км/ч | 3,44 | 6,88 | 10,31 | 13,75 | 17,19 | 20,63 | 24,06 | 27,50 | 30,94 | 34,38 | 37,82 |
Рт, Н | 9471,26 | 11247,12 | 12727,01 | 13910,91 | 14798,85 | 15390,80 | 15686,78 | 15686,78 | 15390,80 | 14798,85 | 13910,91 |
Рв, Н | 1,75 | 7,00 | 15,76 | 28,01 | 43,76 | 63,02 | 85,78 | 112,04 | 141,80 | 175,06 | 211,82 |
Da | 0,06 | 0,07 | 0,08 | 0,09 | 0,09 | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,09 | 0,09 |
Высшая передача | |||||||||||
V, км/ч | 4,68 | 9,35 | 14,03 | 18,70 | 23,38 | 28,05 | 32,73 | 37,40 | 42,08 | 46,75 | 51,43 |
Рт, Н | 6964,68 | 8270,56 | 9358,79 | 10229,38 | 10882,32 | 11317,61 | 11535,25 | 11535,25 | 11317,61 | 10882,32 | 10229,38 |
Рв, Н | 1,75 | 7,00 | 15,76 | 28,01 | 43,76 | 63,02 | 85,78 | 112,04 | 141,80 | 175,06 | 211,82 |
Da | 0,04 | 0,05 | 0,06 | 0,06 | 0,07 | 0,07 | 0,07 | 0,07 | 0,07 | 0,07 | 0,06 |