Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 08:48, курсовая работа
Проектируется привод к агрегату. Привод предназначен для обеспечения необходимой частоты вращения и крутящего момента валов потребителя.
Привод состоит из электродвигателя, муфты, цилиндрического редуктора и цепной передачи. Редуктором называется передача, установленная в закрытом корпусе и служащая для снижения угловой скорости и повышения вращающего момента на ведомом валу.
1 Кинематический и силовой расчет привода
1.1 Подбор электродвигателя
1.2 Определение мощностей, частот вращения и моментов на валах привода.
2 Расчет элементов привода
2.1 Расчет тихоходной ступени
2.1.1 Проектировочный расчет на контактную выносливость
2.1.2 Проверочный расчет на контактную выносливость
2.1.3 Проверочный расчет на изгибную выносливость
2.1.4 Проектировочный расчет на изгибную выносливость
2.2 Расчет быстроходной ступени
2.2.1 Проектировочный расчет на контактную выносливость
2.2.2 Проверочный расчет на контактную выносливость
2.2.3 Проверочный расчет на изгибную выносливость
2.2.4 Проектировочный расчет на изгибную выносливость
2.3 Расчет ременной передачи
3 Первая эскизная компоновка редуктора
3.1 Предварительный подбор валов
3.2 Подбор подшипников
3.3 Подбор манжет
3.4 Определение толщины стенки и размеров фланцев корпуса и прочих размеров редуктора
3.5 Определение диаметров болтов
3.6 Размеры фланцев под болты
3.7 Определение размеров крышек подшипников
Колесо тихоходной ступни:
Подбираем шпонку:
b = 14 мм;
h = 9 мм;
t = 5,5 мм;
tt = 3,8 мм;
Диаметр вала с учетом шпоночного паза: d = dвал + t = 45 + 5,5 = 50,5 мм;
DСТ = 1,6·d+ 10 мм = 90,8 мм;
LСТ = 1,4 ·d = 1,5 · 40 = 75,75 ≈ 76 мм;
Ширина торцов зубчатого венца:
S = 2,5m + 2 = 18,25 мм;
Фаска зубчатого венца;
f = 0,5 m = 2,25 мм;
Размеры толщины диска:
С = 0,4·b = 34 мм;
Шестерня тихоходной ступни:
Подбираем шпонку:
b = 12 мм;
h = 8 мм;
t = 5 мм;
tt = 3,3 мм;
Диаметр вала с учетом шпоночного паза: d = dвал + t = 45 + 5,5 = 50,5 мм;
Фаска зубчатого венца;
f = 0,5 m = 2,25 мм;
3.9 Расчет и подбор шпонок
На I вал (под шкиф):
Подбираем стандартную шпонку под вал диаметром 36 мм.:
l = 28 мм. b = 10 мм, h = 8 мм, t1 = 3.3 мм, t = 5 мм;
lр = 28 – 10 = 28 мм;
где - фактические и допускаемые напряжения смятия, МПа;
d - диаметр вала, мм;
lр - рабочая длина призматической шпонки, мм. (lр = l - b, где: l - длина шпонки, b - ширина шпонки);
h - стандартная высота шпонки, мм;
t1 - глубина шпоночного паза, мм.
где - фактические и допускаемые напряжения среза, МПа,
b - стандартная ширина шпонки, мм.
На I вал (под колесом 3):
Подбираем стандартную шпонку под вал диаметром 42 мм.:
l = 36 мм, b = 12 мм, h = 8 мм,; t1 = 3,3 мм; t = 5 мм
lр = 36 – 12 = 24 мм;
На II вал (под колесом 4):
Подбираем стандартную шпонку под вал диаметром 48 мм.:
l = 40 мм, b = 14 мм, h = 9 мм, t1 = 3.8 мм, t = 5,5 мм;
lр = 40 – 14 = 26 мм;
На II вал (под колесом 5):
Подбираем стандартную шпонку под вал диаметром 50 мм.:
l = 40 мм, b = 14 мм, h = 9 мм, t1 = 3.8 мм, t = 5,5 мм;
lр = 40 – 14 = 26 мм;
На III вал (под колесом 6):
Подбираем стандартную шпонку под вал диаметром 63 мм.:
l = 45 мм, b = 18 мм, h = 11 мм, t1 = 4,4 мм, t = 7 мм;
lр = 45 – 18 = 27 мм;
На III вал (под муфтой):
Подбираем стандартную шпонку под вал диаметром 45 мм.:
l = 45 мм, b = 14 мм, h = 9 мм, t1 = 3,3 мм;
lр = 45 – 14 =31 мм;
Прочность шпонок на смятие и срез обеспечивается.
Расчет вала на прочность
Материал вала сталь 45:
σВ = 500 МПа;
στ = 280 МПа;
ττ = 150 МПа;
σ-1 = 250 МПа;
τ-1 = 150 МПа;
ψτ = 0;
[σИ]III = 43,5 МПа
Входной вал:
Силы, действующие на вал, плечи сил Fa:
Fшк = 1267,1 H
Ft1Б = 2 ·М2 / d2 = 2 ·326,345 / 0,209 = 3123 H;
Fr1Б = Fr2Б = F t1Б · tgαw/cosβ = 3123· tg21,22/cos20,37 = 1293,5 H;
Fa1Б = F t1Б · tgβ = 3123· tg20,37 = 1160 H;
Fм = (2·М / d)0,2 = (2 · 519682 / 45)0,2 = 4619,4 H
Ft1Т = 2 ·М2 / d2 = 2 ·524 920/ 202,35= 5188,24 H;
Fr1Т = Fr2Т = F t1Т · tgαw/cosβ = 5188,24 · tg20/cos0 = 1888,4 Н.
Т2 = 180,67 Н∙м;
Т4 = 326,345 Н∙м;
Т6 = 524,92 Н∙м;
Рассмотрим вал №1:
Построение эпюр изгибающих моментов в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
Вертикальная плоскость:
Определяем реакции опор:
∑М1У = 0, -105Fшк - 65· Fr - Fa·d/2 + 115· R2r = 0,
-105·1267,1 - 65· 1293,5 - 1160·111/2 + 115· R2r = 0,
115· R2r = 281 503, Rr2 = 2447,9 Н
∑М2У = 0, -220Fшк + 50· Fr - Fa·d/2 + 115· R1r = 0,
-220·1267,1 + 50· 1293,5 - 1160·111/2 + 115· R1r = 0,
115· R1r = 248 467, Rr1 = 2421,5 Н
Проверка: ∑Fi(Y) = 0, -Fшк + R1r + Fr – R2r = 0
-1267,1 + 2421,5 + 1293,5 – 2447,9 = 0
0≡0 – абсолютное тождество, те. реакции определены верно.
Строим эпюру МУ
I участок ( 0<z1< 50 )
MУ(Z1) = -R2r · z1 (уравнение наклонной прямой)
MУ (Z1=0) = 0,
MУ (Z1=а=50) =-R2r · 105 = -2447,9 · 50= -122 395 Н·мм
II участок (0<z2< 65 )
MУ(Z2) = -R2r · (50 + z2) + Fa·d/2 + Fr z2 (уравнение наклонной прямой)
MУ (Z2= а=0 )= -R2r · 50 + 1160·111/2 = -122 395 + 64 380 = -58 015 Нмм
MУ (Z2= а=65 )= -2447,9· (50 + 65) + 1160·111/2 + 1293,5·65= -133 051 Нмм;
III участок (0<z3<105)
MУ(Z3) = -Fшк · z3 (уравнение наклонной прямой)
MУ (Z3=0) = 0
MУ (Z3= 2а=105)= -Fшк · 105 = -1267,1 · 105= 133 051 кН·м
Горизонтальная плоскость:
Определяем реакции опор:
∑М1Х = 0, -50Ft + 115· R2t = 0,
-50·3123 + 115· R2t = 0,
115· R2t = 156 150, Rt2 = 1357,8 Н
∑М2Х = 0, -65Ft + 115· R1t = 0,
-65·3123 + 115· R1t = 0,
115· R1t = 202 995, Rt1 = 1765,2 Н
Проверка: ∑Fi(Y) = 0, Ft - R1t– R2t = 0
-1357,8 + 3123 – 1765,2 = 0
0≡0 – абсолютное тождество, те. реакции определены верно.
Строим эпюру МX
I участок ( 0<z1< 65 )
MУ(Z1) = - R1t r · z1 (уравнение наклонной прямой)
MУ (Z1=0) = 0,
MУ (Z1=а=65) =- R1t · 65 = -1357,8 · 65= -88 257 Н·мм
Суммарный изгибающий момент вычисляется по формуле:
МИ1= 0
МИ2 = 150 897 Н·мм
МИ3= 133 051 Н·мм
МИ4 = 0
Опасным является сечение 2 , так как в нем одновременно действует наибольший изгибающий момент М = 150 897 Н·мм и крутящий момент Т =180 670 Н·мм.
Побор диаметра вала под колесом 3 по третьей гипотезе прочности
= 235 397 Н·мм
Условие прочности по III гипотезе прочности
≤[σ],
, отсюда = , выбираем диаметр из стандартного ряда d = 42.
Побор диаметра вала под подшипники по третьей гипотезе прочности
= 224 380 Н·мм
Условие прочности по III гипотезе прочности
≤[σ],
, отсюда = ,
выбираем диаметр из стандартного ряда диаметров подшипников d = 40.
Рассмотрим вал №2:
Построение эпюр изгибающих моментов в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
Вертикальная плоскость:
Определяем реакции опор:
∑М1У = 0, 63· Fr2Б - Fa·d/2 + 199· Fr2Т - 270· R2r = 0,
63· 1293,5 - 1160·209/2 + 199· 1888,4 - 270· R2r = 0,
270· R2r = 336 062,1, Rr2 = 1244,9 Н
∑М2У = 0,- 207· Fr2Б - Fa·d/2 - 71· Fr1Т + 270· R1r = 0,
-207· 1293,5 - 1160·209/2 - 71· 1888,4 + 270· R1r = 0,
270· R1r = 523 051, Rr1 = 1937 Н
Проверка: ∑Fi(Y) = 0, Rr1 - Fr2Б - Fr2Т + R2r = 0
1937– 1293,5 – 1888,4 + 1244,9 = 0
0≡0 – абсолютное тождество, те. реакции определены верно.
Строим эпюру МУ
I участок ( 0<z1< 63 )
MУ(Z1) = R1r · z1 (уравнение наклонной прямой)
MУ (Z1=0) = 0,
MУ (Z1=а=63) = R1r · 63 = 1937 · 63= 122 031 Н·мм
II участок (0<z2< 136 )
MУ(Z2) = R1r · (63 + z2) - Fa·d/2 - Fr2б z2 (уравнение наклонной прямой)
MУ (Z2= а=0 )= R1r · 63 - 1160·209/2 = 122 031 - 121 220 = 811 Н·мм
MУ (Z2= а=136 )= 1937· (63 + 136) - 1160·209/2 - 1293,5·136= 88 388 Н·мм;
III участок (0<z3<71)
MУ(Z3) = R2r · z3 (уравнение наклонной прямой)
MУ (Z3=0) = 0
MУ (Z3= 2а=71)= R2r · 71 = 1244,9 · 71= 88 388 кН·м
Горизонтальная плоскость:
Определяем реакции опор:
∑М1Х = 0, 63Ft2Б + 199· Ft1Т - 270R2t = 0,
63·3123 + 199· 5188,24 - 270R2t = 0,
270· R2t = 1 299 209, R2t = 4552,62 Н
∑М2Х = 0, -207Ft2Б - 71· Ft1Т + 270R1t = 0,
-207·3123 - 71· 5188,24 - 270R1r = 0,
270· R1t = 1 014 826, R1t = 3758,62 Н
Проверка: ∑Fi(Y) = 0, R1t – Ft2Б – Ft1Т + R2t = 0
4552,62 - 3123 – 5188,24 + 3758,62 = 0
0≡0 – абсолютное тождество, те. реакции определены верно.
Строим эпюру МX
I участок ( 0<z1< 63 )
MУ(Z1) = R1t · z1 (уравнение наклонной прямой)
MУ (Z1=0) = 0,
MУ (Z1=а=65) = R1t · 63 = 3758,62 · 63= 236 793 Н·мм
II участок (0<z2< 136 )
MУ(Z2) = R1t · (63 + z2) - Ft2б z2 (уравнение наклонной прямой)
MУ (Z2= а=0 )= R1t · 63 = 236 793 Н·мм
MУ (Z2= а=136 )= 3758,62 · (63 + 136) - 3123·136= 323 237,4 Н·мм;
III участок (0<z3<71)
MУ(Z3) = R2t · z3 (уравнение наклонной прямой)
MУ (Z3=0) = 0
MУ (Z3= 2а=71)= R2t · 71 = 4552,62 · 71 = 323 237,4 кН·м
Суммарный изгибающий момент вычисляется по формуле:
МИ1= 0
МИ2 = 266 388 Н·мм
МИ3= 335 104 Н·мм
МИ4 = 0
Опасным является сечение 3 , так как в нем одновременно действует наибольший изгибающий момент М = 355 104 Н·мм и крутящий момент Т =326 345 Н·мм.
Побор диаметра вала под колесом 5 по третьей гипотезе прочности
= 482 286 Н·мм
Условие прочности по III гипотезе прочности
≤[σ],
, отсюда = ,
принимаем диаметр из стандартного ряда диаметр вала под колесом 5 d=50 мм, диаметр вала под колесом 4 d=48 мм,
Рассмотрим вал №3:
Построение эпюр изгибающих моментов в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
Вертикальная плоскость:
Определяем реакции опор:
∑М1У = 0, - 65· Frт - 133· R2r = 0,
65·1888,4 - 133· R2r = 0,
133· R2r = 122 746, Rr2 = 923 Н
∑М2У = 0, - 68· Frт - 133· R1r = 0,
68·1888,4 - 133· R1r = 0,
133· R1r = 128 411, Rr1 = 965,4 Н
Проверка: ∑Fi(Y) = 0, - R1r + Frт– R2r = 0
-923 + 1888,4– 965,4 = 0
0≡0 – абсолютное тождество, те. реакции определены верно.
Строим эпюру МУ
I участок ( 0<z1< 68 )
MУ(Z1) = -R2r · z1 (уравнение наклонной прямой)
MУ (Z1=0) = 0,
MУ (Z1=а=50) =-R2r · 68 = -БЬЛ 68= -65 647 Н·мм
Горизонтальная плоскость:
Определяем реакции опор:
∑М1Х = 0, -65·Ft + 133· R2t - 293·Fм = 0,
-65·5188,24 + 133· R2t - 293·4619,4 = 0,
133· R2t = 1 690 720, Rt2 = 12 712 Н
∑М2Х = 0, 68·Ft + 133· R1t - 160·Fм = 0,
68·5188,24 + 133· R2t - 160·4619,4 = 0,
133· R1t = 386 293, Rt1 = 2904,6 Н
Проверка: ∑Fi(Y) = 0, Rt1 + Ft – R2t + Fм = 0
2904,6 + 5188,24 – 12712 + 4619,4 = 0
0≡0 – абсолютное тождество, те. реакции определены верно.
Строим эпюру МX
I участок ( 0<z1< 65 )
MУ(Z1) = R1t · z1 (уравнение наклонной прямой)
MУ (Z1=0) = 0,
MУ (Z1=а=65) =R1t · 65 = 2904,6 · 65= 188 793 Н·мм
II участок (0<z2< 68 )
MУ(Z2) = R1t · (68 + z2) + FtТ z2 (уравнение наклонной прямой)
MУ (Z2= а=0 )= R1t · 65 = 188 793 Н·мм
MУ (Z2= а=68 )= 2904,6 · (63 + 68) + 5188,4·68= 739 104 Н·мм;
III участок (0<z3<160)
MУ(Z3) = Fм · z3 (уравнение наклонной прямой)
MУ (Z3=0) = 0
MУ (Z3= 2а=160)= Fм · 160 = 4619,4 · 160 = 739 104 кН·м
Суммарный изгибающий момент вычисляется по формуле:
МИ1= 0
МИ2 = 199 881 Н·мм
МИ3= 739 104 Н·мм
МИ4 = 0
Опасным является сечение 3, так как в нем одновременно действует наибольший изгибающий момент М = 739 104 Н·мм и крутящий момент Т =524 920 Н·мм.
Побор диаметра вала по третьей гипотезе прочности
= 906 541 Н·мм
Условие прочности по III гипотезе прочности
≤[σ],
, отсюда = ,
диаметр вала под подшипники принимаем d = 60 мм
Уточненный расчет валов
Материал вала сталь 45:
σВ = 500 МПа;
στ = 280 МПа;
ττ = 150 МПа;
σ-1 = 250 МПа;
τ-1 = 150 МПа;
ψτ = 0;
Кσ = 1,6,
Кτ = 1,4,
εσ= ετ( при d=40мм)=0,73,
Входной вал (шпонка под колесом 3):
, [n] = 1,5 …3.
Запас прочности по напряжениям изгиба по III циклу напряжения:
,
= 6431мм3;
= 13 840 мм3;
Запас прочности по напряжениям кручения
,
,
,
так запас прочности больше трех, то диаметр вала можно уменьшить. По нормальному ряду
Промежуточный вал (шпонка под колесом 4):
εσ= ετ( при d=48мм)=0,7,
, [n] = 1,5 …3.
Запас прочности по напряжениям изгиба по III циклу напряжения:
,
= 9576,2мм3;
= 20 635,4 мм3;
Запас прочности по напряжениям кручения
,
,
,
так запас прочности больше трех, то диаметр вала можно уменьшить, следующий диаметр по стандартному ряду 45 мм.
= 7744 мм3;
= 16 890 мм3;
Запас прочности по напряжениям кручения
,
,
, следовательно оставляем
Промежуточный вал (шпонка под колесом 5):
εσ= ετ( при d=50мм)=0,7,
, [n] = 1,5 …3.
Запас прочности по напряжениям изгиба по III циклу напряжения:
,
= 10 976мм3;
= 23 476 мм3;
Запас прочности по напряжениям кручения
,
,
,
так как запас прочности больше трех то диаметр вала можно уменьшить, принимаем следующий по нормальному ряду диаметр 48.
= 9576,2мм3;
= 20 635,4 мм3;
Запас прочности по напряжениям кручения
,
,
,
оставляем диаметр вала 48 мм.
Выходной вал (шпонка под колесом 6):
εσ= ετ( при d=63 мм)=0,681,
, [n] = 1,5 …3.
Запас прочности по напряжениям изгиба по III циклу напряжения:
,
= 21869мм3;
= 46873 мм3;
Запас прочности по напряжениям кручения
,
,
,
так как мы не можем уменьшить диаметр исходя из особенности конструкции, то оставляем диаметр 63 мм.