Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 08:48, курсовая работа
Проектируется привод к агрегату. Привод предназначен для обеспечения необходимой частоты вращения и крутящего момента валов потребителя.
Привод состоит из электродвигателя, муфты, цилиндрического редуктора и цепной передачи. Редуктором называется передача, установленная в закрытом корпусе и служащая для снижения угловой скорости и повышения вращающего момента на ведомом валу.
1 Кинематический и силовой расчет привода
1.1 Подбор электродвигателя
1.2 Определение мощностей, частот вращения и моментов на валах привода.
2 Расчет элементов привода
2.1 Расчет тихоходной ступени
2.1.1 Проектировочный расчет на контактную выносливость
2.1.2 Проверочный расчет на контактную выносливость
2.1.3 Проверочный расчет на изгибную выносливость
2.1.4 Проектировочный расчет на изгибную выносливость
2.2 Расчет быстроходной ступени
2.2.1 Проектировочный расчет на контактную выносливость
2.2.2 Проверочный расчет на контактную выносливость
2.2.3 Проверочный расчет на изгибную выносливость
2.2.4 Проектировочный расчет на изгибную выносливость
2.3 Расчет ременной передачи
3 Первая эскизная компоновка редуктора
3.1 Предварительный подбор валов
3.2 Подбор подшипников
3.3 Подбор манжет
3.4 Определение толщины стенки и размеров фланцев корпуса и прочих размеров редуктора
3.5 Определение диаметров болтов
3.6 Размеры фланцев под болты
3.7 Определение размеров крышек подшипников
2.1.2 Проверочный расчет на сопротивление контактной усталости активных поверхностей зубьев
Определяем расчетное контактное напряжение в полюсе зацепления, МПа:
, где
Ze - коэффициент, учитывающий механические свойства материалов колес:
Для стальных материалов, при Е = 2,1 · 105 МПа и υ = 0,3, ZE = 190;
Zh - коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев в полюсе зацепления (влияние радиусов кривизны поверхностей) и переход от нормальной силы на начальном цилиндре к окружной на делительном):
Zh= ,
Zh = 2,5 при β = 0 и Х1 = Х2 = 0
Zε - коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий:
Zε= при β=0 и εβ=0, Zε= ;
Zε= при β 0 и εβ<1;
Ft - окружная сила на делительном цилиндре в окружном сечении:
Ft = 2000·Т1/d1 = 2000·323,12/112,5 = 5744,4 Н;
КН- коэффициент нагрузки при расчете по контактным напряжениям:
КН = КНβ · КА · КНV · КНα , где
КА - коэффициент, учитывающий внешнюю динамическую нагрузку (неучтенную в циклограмме нагружения). КА = 1, т.к. в заданиях на курсовое проектирование привода мощность на выходном валу привода задана с учетом динамической составляющей внешней нагрузки;
КНβ - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий. Для цилиндрических передач определяют по таблице 2.3 /8/, при фактическом значении ψbd=bw/dw1
Ψbd = 0,7225, тогда КНβ = 1,05 – (0,8 – 0,7225)·0,02/0,2 = 1,04225;
КНα -коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями. КНα= 1 для прямозубых передач. Для косозубых передач при учебном проектировании можно принять КНα ≈ 1,35;
Khv- коэффициент, учитывающий внутреннюю динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении:
, где
WHV - удельная окружная динамическая сила, Н/мм:
,где
δН - коэффициент, учитывающий влияние твердости поверхностей зубьев и вида зубчатой передачи, определяют по таблице 2.5 /8/:
δН = 0,06 для прямозубой передачи и твердости зубьев < 350 НВ;
δН = 0,02 для косозубой передачи и твердости зубьев < 350 НВ;
go - коэффициент, учитывающий влияние разности шагов зубьев шестерни и колеса, определяют по таблице 2.6 /8/:
go = 5,6 для 8 степени точности и модуле < 3,55;
go = 6,1 для 8 степени точности и модуле 3,55…10;
go = 4,7 для 7 степени точности и модуле < 3,55;
go = 5,3 для 7 степени точности и модуле 3,55…10;
,
,
КН = 1,082 · 1 · 1,04225· 1 = 1,13
Уточняем коэффициенты Zr, Zx, Zv, которые при проектировочном задавались приближенно и определяем уточненное значение расчетного допускаемого контактного напряжения, МПа:
В
редукторах общего назначения параметр
шероховатости боковых
ZR = 0,90 при Ra св. 2,5 до 10.0 мкм;
ZX = 1 - при d<700мм;
ZV =1 - при V<5м/с;
Проверяют сопротивления активных поверхностей зубьев контактной усталости
σн ≤1,05·[σн]РУТ, 432,2 < 488,25 - условие выполняется.
2.1.3 Проверочный расчет на сопротивление усталости зубьев при изгибе
Определяем напряжения изгиба в опасных сечениях на переходных поверхностях зубьев шестерни и колеса, МПа:
, где
b - ширина венца зубчатого колеса, мм. В цилиндрических передачах:
b2 = bw = 85 мм, b1 = bw + (3...4) = 45 + 4 = 89 мм;
YF - коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений. Определяют по таблице 2.8 /8/: для косозубых и шевронных цилиндрических колес - по числу зубьев эквивалентного колеса Zv = Z/cos3 β:
YF = 3,9 при Z1 = 25 и Х1 = 0;
YF = 3,65 + (50 - 43)·0,05/10 = 3,685 при Z2 = 43 и Х1 = 0;
Yβ- коэффициент, учитывающий влияние наклона зуба:
Yβ =l - εβ · β / 1200 >0,7, Yβ =l;
Yε - коэффициент, учитывающий влияние перекрытия зубьев:
Yε = 1 для прямозубых передач. Для косозубых:
Yε = 0,2 + 0,8/εα при εβ < 1;
Yε =1/ εα при εβ ≥ 1;
KF- коэффициент нагрузки при расчете на изгиб :
Kf =Ка ·Kfv ·KFβ ·КFα,
где KFV – коэффициент, учитывающий внутреннюю динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении при расчете на изгиб:
КFβ - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий. Определяют по таблице 2.3 - для цилиндрической передачи /8/:
Ψbd = 0,7225 КFβ = 1,1 – (0,8 – 0,7225)·0,02/0,2 = 1,0923;
KFa- коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями:
KFa = 1 для прямозубых передач.
KFa==1,35 для косозубых передач;
, где
WFV - удельная окружная динамическая сила при расчете на изгиб, Н/мм:
,где
δF - коэффициент, учитывающий влияние вида зубчатой передачи:
δF =0,16-для прямозубых передач;
δF =0,06-для косозубых и шевронных./8/:
go - коэффициент, учитывающий влияние разности шагов зубьев шестерни и колеса, определяют по таблице 2.6 /8/:
go = 5,6 для 8 степени точности и модуле < 3,55;
go = 6,1 для 8 степени точности и модуле 3,55…10;
,
,
Kf =1 · 1,22 · 1,0923· 1 = 1,333
2.1.4 Проектировочный расчет на сопротивление усталости зубьев при изгибе
Определяют допускаемое напряжение изгиба, не вызывающее усталостной поломки зуба, МПа
где: σ0Flimb – предел выносливости зубьев при изгибе, соответствующий базовому числу циклов напряжений, МПа:
σ0Flimb1 = 1,75ННВ = 1,75 ·285 = 498,75 ;
σ0Flimb2 = 1,75ННВ = 1,75 ·248 = 367,04 ;
[SF] – минимальный коэффициент запаса прочности:
[SF] = 1,7;
YR – коэффициент, учитывающий шероховатость переходной поверхности
YR = 1 для неполированных поверхностей;
YХ – коэффициент, учитывающий размеры зубчатого колеса
YХ1 = 1.05 - 0.000125 ∙ d = 1,05 - 0.000125 ∙ 112,5 = 1,036
YХ2 = 1.05 - 0.000125 ∙ d = 1,05 - 0.000125 ∙ 193,5 = 1,026
YА – коэффициент, учитывающий влияния двухстороннего приложения нагрузки :
YА = 1 при одностороннем приложении;
YZ – коэффициент, учитывающий способ получения заготовки зубчатого колеса:
YZ = 1 для поковок и штамповок;
Yg – коэффициент, учитывающий влияния шлифования переходной поверхности зуба:
Yg = 1 при улучшении – если переходная поверхность зубьев не шлифуется;
Yd – коэффициент, учитывающий влияние деформационного упрочнения или электрохимической обработки переходной поверхности:
Yd = 1 – если переходная поверхность зубьев не подвергается деформационному упрочнению или электрохимической обработке;
YN – коэффициент долговечности:
, причём 1 ≤ YN ≤ YNmax
где: NFlimb – базовое число циклов напряжений; NHlimb = 4 ∙ 106;
qF – показатель степени кривой усталости при расчёте на сопротивление усталости при изгибе (для стальных колес с нешлифованной переходной поверхностью:
qF = 6 – для колес с термообработкой – улучшение, нормализация, объемная закалка, закалка ТВЧ зубьев с модулем m ≤ 3 мм;
qF = 9 – для колес с термообработкой – улучшение, нормализация, объемная закалка, закалка ТВЧ зубьев с модулем m >3 мм;
YNmax – предельное значение YN:
YNmax = 4 при qF = 6;
YNmax = 25 при qF = 9;
NFE – эквивалентное число циклов изменения контактных напряжений :
NFЕ = NK ∙ μH
где: NK – число циклов напряжений в течение отработки заданного ресурса передачи:
N K = 60 ∙ Lh ∙ n ∙ j;
μH – коэффициент, учитывающий форму циклограммы нагружения (при постоянном режиме μH = 1);
Lh – долговечность в часах,
n – частота вращения вала,
j – число вхождений в зацепление за один оборот колеса.
1) Для ведущего колеса:
Н1 = 285 HB (Сталь 40X «Улучшение»)
NK1 = 60 ∙ 16704 ∙ 254 ∙ 1 = 254,6 ∙ 106;
μН =1; ( при постоянном режиме нагружения);
NHE = NK;
qF = 9; ( при улучшении зубьев с модулем m > 3 мм);
YNmax = 2,5; (при qF = 9);
NFlimb = 4 ∙ 106;
;
Yd = 1; Yg = 1; YZ = 1; YА = 1;
d = 112,5 мм:
YХ1 = 1.05 - 0.000125 ∙ d = 1,05 - 0.000125 ∙ 112,5 = 1,036;
YR = 1; [SF] = 1,7;
[σF]1 = 498,75 ∙ 0,813 ∙ 1 ∙ 1 ∙ 1,04844 ∙ 1 ∙ 1 ∙ 1/ 1,7 = 247,1МПа.
Так как σF1 = 75 < [σF]1 = 247,1, МПа, то условие прочности для данной конструкции выполняется.
2) Для ведомого колеса:
Н1 = 248 НB (Сталь 40X «Улучшение»).
NK2 = 60 ∙ 16704 ∙ 150 ∙ 1 = 150,34 ∙ 106;
μН =1; ( при постоянном режиме нагружения);
NHE = NK;
qF = 9; ( при улучшении зубьев с модулем m > 3 мм);
YNmax = 2,5; (при qF = 9);
NFlimb = 4 ∙ 106;
Yd = 1; Yg = 1; YZ = 1; YА = 1;
d = 193,4 мм:
YХ2 = 1.05 - 0.000125 ∙ d = 1,05 - 0.000125 ∙ 193,5 = 1,026;
YR = 1; [SF] = 1,7;
[σF]2 = 367,04∙ 1,06 ∙ 1 ∙ 1 ∙ 1,026 ∙ 1 ∙ 1 ∙ 1/ 1,7 = 234,13 МПа
Так как σF2 = 73,8 < [σF]2 = 234,14 МПа, то условие прочности для данной конструкции выполняется.
2.2 Расчет быстроходной ступени
1) Для шестерни:
Н1 = 285 HB (Сталь 45 «Улучшение»).
Расчёты:
σHlimb = 2·285+70=640 МПа
NK1 = 60 ∙ 16704 ∙ 482,333 ∙ 1 = 483,4 ∙ 106;
μН =1; ( при постоянном режиме нагружения);
NHE = NK;
ZNmax = 2,6; ( при улучшении);
NHlimb = 30 ∙ (285)2,4 = 23.4 ∙ 106 ≤ 120 ∙ 106;
Так как NHE > NHlimb , то принимаем qH = 20;
[SH] = 1,1 ( при улучшении);
[σН]1 = 640 ∙ 0,86 ∙ 0,9/ 1,1 = 450,33 МПа.
2) Для ведомого колеса:
Н2 = 248 НВ (Сталь 40Х «Улучшение»).
Расчёты:
σHlimb = 2·248 + 70 = 566 МПа;
NK2 = 60 ∙ 16704 ∙ 254 ∙ 1 = 254,6 ∙ 106;
μН = 1; ( при постоянном режиме нагружения);
NHE = NK;
ZNmax = 2,6; ( при улучшении);
NHlimb = 30 ∙ (248)2,4 = 16,7 ∙ 106 ≤ 120 ∙ 106;
Так как NHE > NHlimb , то принимаем qH = 20;
[SH] = 1,1; ( при улучшении);
[σН]2 = 566·0,9·0,873 / 1,1 = 404,3 МПа.
[σН]1= 450,33 МПа
Для косозубых [σн]Р =0,45([σн]1 + [σн]2)=, 0,45(450,33 + 404,3) = 384,6 т.е [σн]РТ = 384,6 МПа
Расчет закрытой цилиндрической передачи при вписывании в заданное межосевое расстояние:
Предварительно задавшись значением КНβ = 1.1 определяем ψЬа:
Определяем ψ'bd = 0,5 ψ’ba · (u + l) = 0,5 · 0,331 · (1,9 + l) = 0,48
Сравниваем ψ'bd c рекомендованными значениями в таблице 2.2 /8/. Значение ψ'bd должно быть меньше или равно рекомендованным, ψ'bd меньше рекомендованных значений, условие выполняется.
Ψbm = (25…30) принимаем Ψbm = 25.
Определяем рабочую ширину венца передачи и округляют до целого, мм
bw =aw · ψ'bа = 160 · 0,331 = 52,96 мм ≈ 53 мм.
Определяем модуль и округляем до ближайшего стандартного :
m = bw / Ψbm = 53/25 = 2,12 ≈2
Определяем суммарное число зубьев колес:
Определяем Z1 = Z∑ / (u +1) = 150 / (1,9 + 1) = 51,7 и Z2 = Z1 · u = 51,7 ·1,9 = 98,23 ≈ 98 и округляем их до ближайших целых чисел Z1 = 52 и Z2 = 98.
Уточняем межосевое расстояние, мм:
В соосных редукторах межосевые расстояния тихоходной и быстроходной ступеней должны совпадать до сотых долей миллиметров. Расхождение ликвидируем корректировкой β :
Определяют геометрические и кинематические параметры передачи:
-делительные диаметры, мм:
d1 = m · Z1 = 2·52=104, d2 = m · Z2 = 2·98=196,
-начальные диаметры, мм:
dwl = 2aw·Z1/ (Z1+ Z2)=111, dw2 = 2aw·Z2/ (Z1+ Z2)=209,
-диаметры впадин, при нарезании реечным инструментом, мм:
df1 = d1 - 2m·(1,25 – X1) = 99, df2 = d2 - 2m · (l,25 - X2) = 191;
-диаметры вершин, из условия постоянства радиальных зазоров, мм
da1 = 2aw - df2 - 0,5m = 128 мм, da2 =2aw - df1 - 0,5m = 220;
- коэффициент торцового перекрытия (по приближенной формуле):
-осевой шаг зубьев, мм Рх = π· m /sinβ = 3,14 · 2/ sin 20,37 = 18,042;
-коэффициент осевого перекрытия εβ = bw/Px = 53/18,042 = 2,94;
-суммарный коэффициент перекрытия εγ = εα + εβ = 4,614;
- основной угол наклона линии зуба, град βb= arcsin (sin20,37 · cos20) = 19,1;
- окружные скорости колес на начальных цилиндрах, м/с:
- αt - угол профиля в торцовом сечении, град
Назначаем степень точности передачи по ГОСТ 1643-81.
Для редукторов общего назначения при современном уровне развития техники экономически оправданы седьмая (нормальная) и восьмая (пониженная) степени точности, в т.ч. и степени точности по нормам плавности работы. При назначении степени точности необходимо учесть ограничение по окружной скорости колес. Передачи восьмой степени точности могут эксплуатироваться при скорости V не более 6 м/с - для прямозубых колес и не более 10 м/с -для косозубых.
2.2.2 Проверочный расчет на контактную выносливость
Определяем расчетное контактное напряжение в полюсе зацепления, МПа:
, где
ZE = 190;
Zh= ,
Zε - коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий:
Zε= при β 0 и εβ>1;
Ft - окружная сила на делительном цилиндре в окружном сечении: