Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 17:02, контрольная работа
В современных рыночных условиях правовое регулирование договорных обязательств, применяемых в области транспортной деятельности, имеет особое значение для Российской Федерации с ее обширной территорией и развитой транспортной сетью.
Отражением этого являются постоянно развивающееся транспортное законодательство и большое число споров, возникающих между транспортными организациями и их клиентурой, связанных с исполнением договоров перевозки.
Введение…………………………………………………………….3
1. Договор перевозки пассажиров и багажа………………………4
1.1. Договор перевозки. Виды договоров перевозки……………..4
1.2. Понятие договора перевозки пассажира……………………..6
1.3.Виды договоров перевозки пассажиров на железно-
дорожном транспорте………………………………………………8
2. Заключение и прекращение договора перевозки пассажира.
Отказ пассажира от договора перевозки…………………………10
2.1. Заключение договора перевозки……………………………..10
2.2. Прекращение договора перевозки пассажира. Отказ
пассажира от договора перевозки………………………………..12
3. Содержание договора перевозки пассажиров и багажа
на железнодорожном транспорте.
Права и обязанности сторон………………………………………14
3.1. Права и обязанности пассажира……………………………...14
3.2. Права и обязанности перевозчика……………………………16
4. Ответственность по договору перевозки……………………....23
4.1. Ответственность за отдельные нарушения договора
перевозки пассажиров железнодорожным транспортом……….23
4.2. Ответственность перевозчика за утрату,
недостачу и повреждение багажа…………………………………25
4.3. Причинение вреда жизни и здоровью пассажира………..…26
Заключение…………………………………………………………28
Список использованной литературы….………………………….30
В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату.
4.2. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение багажа
В соответствии со ст. 796 ГК перевозчик несет ответственность за несохранность багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
При подготовке новых транспортных уставов и кодексов данное положение Гражданского Кодекса Российской Федерации об ответственности перевозчика за несохранность багажа было воспроизведено лишь в Уставе железнодорожного транспорта Российской Федерации (ст. 107), согласно которому железная дорога несет имущественную ответственность за несохранность багажа после принятия его для перевозки и до выдачи его получателю багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые железная дорога не могла предотвратить и устранение которых от нее не зависело.
Ответственность перевозчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из договора перевозки пассажиров, в том числе и за несохранность перевозимого багажа, носит ограниченный характер. Размер ущерба, причиненного пассажиру вследствие утраты, недостачи, повреждения (порчи) его багажа и подлежащего возмещению перевозчиком, определен в пункте 2 статьи 796 Гражданского Кодекса Российской Федерации: в случае утраты или недостачи багажа ущерб должен быть возмещен перевозчиком в размере стоимости утраченного или недостающего багажа; в случае повреждения (порчи) багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного багажа - в размере его стоимости; при утрате багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости багажа.
Так же, как и в случае с основаниями освобождения перевозчика от ответственности за несохранность багажа, Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (ст. 110) содержит норму об определении размера подлежащего возмещению перевозчиком ущерба в случае несохранности багажа, полностью соответствующую тексту пункта 2 статьи 796 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
4.3. Причинение
вреда жизни и здоровью
В соответствии со статьей 800 Гражданского Кодекса Российской Федерации ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, определяется по правилам главы 59 Гражданского Кодекса Российской Федерации, если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика.
Из всех правил о деликтной ответственности, содержащихся в гл. 59 ГК, к отношениям, связанным с причинением вреда жизни и здоровью пассажира при его перевозке, подлежат применению прежде всего нормы об ответственности за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (ст. 1079 ГК РФ). Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (к каковой относится и использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. При этом обязанность возмещения вреда возлагается на тех лиц, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании. Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (например, при столкновении транспортных средств.
Размер возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья пассажира, определяется по правилам, предусмотренным ст. 1085 ГК. В случае причинения гражданину увечья или при ином повреждении его здоровья возмещению подлежат утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение. При этом пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а равно другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда (не засчитываются в счет возмещения вреда). В счет возмещения вреда не засчитывается также заработок (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья. Объем и размер возмещения вреда, определяемые в соответствии с указанными правилами ГК, могут быть лишь увеличены законом или договором.
В статье 113 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации содержится ссылочная норма, согласно которой железная дорога несет имущественную ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заключение
Рассмотрев отдельные
виды договора перевозки, и определив
их значение в деятельности
Тем более данное суждение подтверждается тем, что абстрактное понятие «договор перевозки» проявляет себя в определениях ряда конкретных отдельных видов договоров, которые содержаться в главе 40 действующего Гражданского кодекса Российской Федерации, составляющих определенную систему договоров перевозки, которые регулируют отношения, связанные с перевозкой грузов, пассажиров и багажа в современных условиях.
Договор перевозки пассажира является консенсуальным. Он заключен в момент выдачи пассажирского билета, которым и удостоверяется. В билете указываются все существенные условия договора, включая условия бесплатной перевозки детей и ручной клади пассажира. В части перевозки багажа договор носит реальный характер, поскольку оформляется багажной квитанцией при его сдаче перевозчику.
Перевозчик несет
Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации специально предусматривает право пассажира потребовать возмещения иных убытков, причиненных ему задержкой отправления или опоздания поезда, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 110). Кроме того, в соответствии Законом о защите прав потребителей пассажиру может возмещаться моральный ущерб.
Ответственность перевозчика за несохранность багажа (ст. 796 ГК РФ), а также ручной клади основывается на принципе вины и ограничена их стоимостью. Различие состоит в том, что вина перевозчика в причинении вреда вещам, не сданным в багаж, должна быть доказана. За такие вещи должен отвечать прежде всего пассажир, поскольку предполагается, что они находятся под его контролем.
В-третьих, в случае причинения
вреда жизни и здоровью пассажира
ответственность перевозчика
Список использованной литературы
Правовые акты
1. Конституция Российской Федерации //Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Гражданский кодекс
Российской Федерации. Часть
3. Федеральный закон «О
федеральном железнодорожном
4. Федеральный закон «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» от 26 января 1996г. № 15-ФЗ //Российская газета. 1996. 6 февраля. №23.
5. Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»: от 10 января 2003г. № 18-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 23 июля 2008 года №160-ФЗ) // Российская газета. 2003. 18 января. №8.
6. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992г. № 2300-I (в последней ред. ФЗ от 23 июля 2008 года №160-ФЗ) //Собрание законодательства РФ. 1996. N3. ст. 140.
7. Указ Президента РФ
«О государственном
8. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» от 2 марта 2005 г. № 111 //Российская газета. 2005. 18 марта. № 54.
9. Приказ Минтранса РФ от 18 июля 2007г. №99 «О критериях определения категорий поездов для перевозки пассажиров в зависимости от скорости их движения и расстояния следования». Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.08.2007 N 9969.
Научная литература
1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Книга 4. - М.: Статут, 2003. - 610с.
2. Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право: Курс лекций. /Под ред. О.Н. Садикова. М.: Юристъ, 2004. - 544с.
3. Гражданское право: Учебник для вузов. Том.2 /Под ред. Е.А. Суханова. -М.: БЕК, 2002. - 526с.
4. Гуев А.Н. Гражданское право: Учебник: в 3т. Т.2. М.: Издательство «Экзамен», 2006. - 479с.
5. Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2004. - 338с.
6. Залесский В.В. О защите
прав пассажира в отношениях
с транспортной организацией-
7. Комментарий к транспортному
Уставу железных дорог
8. Медведев Д. А., Смирнов
В.Т. Гражданское право:
9. Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России. М.: Юристъ, 2003. - 487с.
10. Савичев Г.П. Гражданское право: Учебник. М.: Юристъ, 2006. - 665с.
11. Смирнов В. Т. Транспортное право России. М.: Юрайт, 2003. - 745с.
Информация о работе Правовые условия договора перевозки пассажиров на железнодорожном транспорте