Правовые условия договора перевозки пассажиров на железнодорожном транспорте

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 17:02, контрольная работа

Описание работы

В современных рыночных условиях правовое регулирование договорных обязательств, применяемых в области транспортной деятельности, имеет особое значение для Российской Федерации с ее обширной территорией и развитой транспортной сетью.
Отражением этого являются постоянно развивающееся транспортное законодательство и большое число споров, возникающих между транспортными организациями и их клиентурой, связанных с исполнением договоров перевозки.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3
1. Договор перевозки пассажиров и багажа………………………4
1.1. Договор перевозки. Виды договоров перевозки……………..4
1.2. Понятие договора перевозки пассажира……………………..6
1.3.Виды договоров перевозки пассажиров на железно-
дорожном транспорте………………………………………………8
2. Заключение и прекращение договора перевозки пассажира.
Отказ пассажира от договора перевозки…………………………10
2.1. Заключение договора перевозки……………………………..10
2.2. Прекращение договора перевозки пассажира. Отказ
пассажира от договора перевозки………………………………..12
3. Содержание договора перевозки пассажиров и багажа
на железнодорожном транспорте.
Права и обязанности сторон………………………………………14
3.1. Права и обязанности пассажира……………………………...14
3.2. Права и обязанности перевозчика……………………………16
4. Ответственность по договору перевозки……………………....23
4.1. Ответственность за отдельные нарушения договора
перевозки пассажиров железнодорожным транспортом……….23
4.2. Ответственность перевозчика за утрату,
недостачу и повреждение багажа…………………………………25
4.3. Причинение вреда жизни и здоровью пассажира………..…26
Заключение…………………………………………………………28
Список использованной литературы….………………………….30

Работа содержит 1 файл

!!!контрольная работа!!!.docx

— 132.22 Кб (Скачать)

б) скорые - маршрутная скорость движения которых от 50 до 91 км/час;

в) пассажирские - маршрутная скорость движения которых не превышает 50 км/час.

Скоростные и скорые поезда имеют удобное время отправления  с начальных железнодорожных  станций и прибытия на конечные станции. Все фирменные поезда относятся  к скоростным либо скорым поездам. Пассажирские поезда следуют с меньшей скоростью  и имеют большее количество остановок  для высадки и посадки пассажиров, что влияет на такое существенное условие договора перевозки, как  срок доставки пассажира в пункт назначения.

В соответствии с вышеперечисленными критериями и можно разделить  по видам договоры перевозки пассажиров на железнодорожном транспорте.

 

2. Заключение и  прекращение договора перевозки  пассажира. Отказ пассажира от  договора перевозки

2.1. Заключение  договора перевозки

Договор перевозки пассажира  относится к консенсуальным договорам, т.е. он считается заключенным с  момента достижения его сторонами (пассажиром и перевозчиком) соглашения по всем существенным условиям указанного договора. Вместе с тем порядок  заключения договора перевозки пассажира  отличается большим своеобразием.

Во-первых, транспортные организации, обеспечивающие большинство перевозок  пассажиров, относятся к так называемому  транспорту общего пользования и  по этой причине являются субъектами публичного договора. Поэтому заключение договора перевозки пассажира со всяким обращающимся к ним гражданином  для таких транспортных организаций  является обязательным. Кроме того, основные условия договора перевозки  для всех пассажиров, которые приобрели  соответствующие провозные билеты, должны быть одинаковыми (ст. 426 ГК).

Во-вторых, по способу заключения договор перевозки пассажира  относится к числу договоров  присоединения: его условия определяются в стандартных формах, разрабатываемых  транспортными министерствами и  ведомствами на основе правовых актов; указанные условия могут быть приняты пассажиром не иначе как  путем присоединения к предложенному  договору в целом (ст. 428 ГК).

Как правило, условия договора перевозки пассажира содержатся в тексте, помещаемом на проездном  билете, который приобретается пассажиром. Возможны и другие ситуации, когда  условия договора перевозки пассажира  публикуются в средствах массовой информации, либо содержатся в правилах пользования соответствующим видом  транспорта, которые вывешиваются в  местах приобретения проездных билетов  либо заменяющих их абонементов, жетонов  и иных аналогов. Однако и в этих случаях гражданин, покупая соответствующий  билет, заключает договор перевозки, по существу присоединяясь к известным ему стандартным условиям договора перевозки пассажира.

В-третьих, значительной спецификой отличается порядок заключения договора перевозки пассажира. Само предложение  заключить договор, исходящее от транспортных организаций, носит характер публичной оферты, поскольку представляет собой содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего  предложение, заключить договор  на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (ст. 437 ГК). Со стороны же гражданина (пассажира), приобретающего билет, акцепт оферты совершается  в форме конклюдентных действий по выполнению условий договора перевозки, содержащихся в оферте (уплата стоимости  билета, т.е. провозной платы). В тех  же случаях, когда для осуществления  перевозки не требуется приобретения проездного билета, конклюдентные действия гражданина выражаются в иных формах, например: проход через турникеты  метро, осуществление платежа магнитной  картой или жетоном, посадка пассажира  в такси. Однако с правовой точки  зрения ситуация не меняется: и в  этих случаях всегда присутствует публичная  оферта (известные условия перевозки, в частности размер провозной  платы) и ее акцепт, совершаемый определенными  действиями пассажира, свидетельствующими о согласии последнего с предложенными  условиями перевозки.

Транспортным законодательством  подробно регулируются отношения, связанные  с приобретением пассажирами  проездных билетов, что, по сути, удостоверяет заключение договора перевозки пассажира. Так, на железнодорожном транспорте в соответствии со ст. 82 Устава железнодорожного Транспорта Российской Федерации заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), сдача пассажирами багажа, грузоотправителями грузобагажа - багажными, грузобагажными квитанциями.

Железная дорога обязана оформить выдачу пассажирам проездных документов (билетов) при наличии свободных мест в поездах до указанных пассажирами железнодорожных станций назначения согласно установленному тарифу, с учетом предусмотренных законодательством льгот и преимуществ для граждан определенных категорий. Лица, имеющие право проезда со скидкой, пользуются этим правом в поездах и вагонах всех категорий, а лица, имеющие право бесплатного проезда, - в жестких вагонах с четырехместными купе скорых поездов и в вагонах и поездах более низких категорий, если иное не предусмотрено законодательством. Железная дорога вправе отказать в продаже билета (за исключением пригородных поездов) лишь при отсутствии свободных мест в поезде.

Приобретение проездного документа (кроме билетов на пригородные  поезда) производится на основании  сведений о документе, удостоверяющем личность пассажира (паспорт, военный  билет, удостоверение или иной документ, а для детей до 14 лет - свидетельство  о рождении). При оформлении проездного билета на поезда дальнего и местного следования указание фамилии пассажира  и номера документа, удостоверяющего  личность, является обязательным.

2.2. Прекращение  договора перевозки пассажира.  Отказ пассажира от договора  перевозки

Пассажир, купивший проездной  билет, вправе в любое время по своему усмотрению отказаться от договора перевозки пассажира, что равносильно  одностороннему расторжению договора. Дело законодателя - определить правовые последствия такого одностороннего прекращения обязательств по договору перевозки пассажира.

На железнодорожном транспорте необходимым условием возврата внесенной  пассажиром провозной платы (стоимости  билета) при отказе от договора перевозки  пассажира является возврат неиспользованного  проездного документа (билета) в железнодорожную  кассу. В частности, пассажир вправе: не позднее чем за 15 часов до отправления поезда получить обратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты; менее чем за 15, но не позднее чем за четыре часа до отправления поезда получить стоимость билета и 50% стоимости плацкарты; менее чем за четыре часа до отправления поезда получить обратно стоимость билета (стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается). Независимо от сроков возврата проездного документа (билета) до отправления поезда стоимость проезда выплачивается в случаях отмены поезда, задержки отправления поезда, непредоставления указанного в билете места и несогласия пассажира воспользоваться другим местом, болезни пассажира. Удержание стоимости проезда при возврате билета также не производится при опоздании пассажира в пункте пересадки на согласованный поезд по вине железной дороги.

В случае отказа от договора перевозки в пути следования пассажир вправе получить обратно стоимость  проезда за вычетом стоимости  плацкарты за непроследованное пассажиром расстояние. При прекращении поездки в пути следования в связи с перерывом движения поездов по обстоятельствам, не зависящим от железной дороги, пассажиру возвращается стоимость проезда не проследованного им расстояния, а по обстоятельствам, зависящим от железной дороги, - вся стоимость проезда (ст. 83 УЖТ РФ).

От случаев отказа пассажира  от договора перевозки следует отличать утрату пассажиром проездного документа (билета). Дело в том, что в транспортном законодательстве имеются довольно жесткие правила, по сути приравнивающие утрату билета к отказу пассажира  от договора перевозки без надлежащего  оформления, лишающего пассажира  права, как воспользоваться услугами транспортной организации, так и  получить обратно уплаченную им стоимость  билета. Например, статья 82 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации устанавливает, что утерянные, испорченные пассажирами  проездные документы (билеты) не возобновляются, если их восстановление или идентификация  не может быть осуществлена железной дорогой, и уплаченные за них деньги не возвращаются. Согласно пункту 20 Правил по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, при наличии возможности восстановить или идентифицировать утраченные или испорченные проездные документы (билеты) пассажиру для совершения поездки выдается новый проездной документ (билет) без взимания стоимости проезда. Восстановленные утерянные проездные документы (билеты) возврату и переоформлению не подлежат. Возврат денег по утерянным проездным документам (билетам) не производится.

3. Содержание договора  перевозки пассажиров и багажа на железнодорожном транспорте. Права и обязанности сторон

3.1. Права и обязанности  пассажира

Пассажиру, который приобрел проездной билет, а стало быть, заключил договор перевозки, предоставлено  право, в определенных рамках в дальнейшем изменять условия заключенного договора перевозки. В частности, пассажир вправе: провозить с собой бесплатно  одного ребенка в возрасте не старше пяти лет, если он не занимает отдельного места; делать остановку в пути следования с продлением срока действия билета не более чем на 10 суток; продлевать срок действия проездного билета в  случае болезни в пути следования на время болезни, подтвержденной документами  лечебных учреждений, и в случае непредставления пассажиру места  в поезде на время до отправления  следующего поезда; выезжать поездом, отходящим ранее того поезда, на который приобретен билет; возобновить действие билета на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты вследствие опоздания на поезд в течение трех часов либо вследствие болезни или несчастного случая в течение трех суток с момента отправления поезда, на который приобретен билет, а в случае отказа от поездки получить обратно деньги в размере стоимости проезда за вычетом стоимости плацкарты; переоформить проездной билет для выезда первым отходящим поездом, в котором будут свободные места; продлить срок действия билета на поезда дальнего и местного следования при неиспользовании вовремя бесплатных или льготных проездных документов.

Основная обязанность  пассажира по договору перевозки  пассажира, как это следует из общего определения этого договора (ст. 786 ГК), состоит в том, что он должен уплатить перевозчику установленную  плату за проезд, а при сдаче  багажа - и за провоз багажа. Как правило, эту обязанность пассажир исполняет  практически в момент заключения договора перевозки, приобретая проездной  документ (билет), либо при сдаче  багажа.

Вместе с тем помимо указанной основной обязанности  транспортное законодательство возлагает  на пассажира и ряд других обязанностей, а также предусматривает неблагоприятные  для пассажира последствия их неисполнения. Так, в соответствии с  Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации пассажиры  обязаны соблюдать общественный порядок, правила пользования пассажирскими  вагонами, вокзальными помещениями  и бережно относиться к имуществу  организаций железнодорожного транспорта.

Согласно Правилам оказания услуг по перевозкам на железнодорожном  транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, пассажир может быть удален из поезда: а) работниками органов внутренних дел - если при посадке в поезд или в пути следования он находится в состоянии опьянения и нарушает правила проезда и общественный порядок, распивает спиртные напитки, мешает спокойствию других пассажиров; при этом деньги в размере стоимости проезда за непроследованное расстояние и стоимость перевозки багажа не возвращаются; б) врачебно-медицинским персоналом - если пассажир находится в болезненном состоянии, нарушающем спокойствие окружающих, и при этом нет возможности поместить его отдельно; пассажир может быть удален из поезда лишь на той железнодорожной станции, где имеются соответствующие лечебно-медицинские учреждения. В этом случае начальник железнодорожной станции по желанию пассажира обеспечивает возвращение ему денег в размере стоимости проезда за непроследованное расстояние за вычетом стоимости плацкарты или делает отметку об остановке срока действия проездного документа (билета).

Вред, причиненный в результате нарушения пассажиром своих обязанностей по договору перевозки пассажира  имуществу перевозчика либо жизни  и здоровью, а также имуществу  иных пассажиров, подлежит возмещению по правилам о деликтной ответственности.

3.2. Права и обязанности  перевозчика

Двусторонний характер обязательства, вытекающего из договора перевозки  пассажира, выражается в том, что  и на стороне перевозчика, и на стороне пассажира имеются как  права требования, так и обязанности.

К обязанности транспортных организаций можно отнести обязанность  обеспечить всем потенциальным пассажирам равные условия будущего договора перевозки, то есть создать минимальную необходимую  материальную базу для приобретения пассажирского билета (касса, интернет или любая другая система распространения  билетов, позволяющие зафиксировать  факт вступления пассажира в правоотношение по перевозке). Так же требуется сформировать систему информационного обеспечения так, чтобы каждое заинтересованное лицо могло получить исчерпывающие сведения о запланированной поездке.

Данные обязанности транспортных организаций общего пользования, которые  носят обеспечительно-организационный характер (а применительно к будущим договорам перевозки пассажиров могут рассматриваться также в качестве неких «преддоговорных» обязанностей транспортных организаций), подробно регламентируются транспортными уставами и кодексами, а также иными правовыми актами.

Согласно статье 80 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации на железнодорожных станциях должны быть сооружены платформы с навесами и павильонами, пешеходные тоннели или мосты. На железнодорожных вокзалах должны иметься железнодорожные билетные кассы, помещения для приема и выдачи багажа, камеры хранения ручной клади, залы ожидания, справочные бюро, комнаты отдыха транзитных пассажиров, комната матери и ребенка, рестораны и буфеты, помещения для культурно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания пассажиров в соответствии с нормами технологического проектирования. Согласно статье 82 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации пассажиры должны обеспечиваться своевременной и достоверной информацией о времени отправления и прибытия поездов, о стоимости проезда пассажиров и перевозке багажа, о времени работы железнодорожных билетных и багажных касс, камер хранения, о расположении вокзальных помещений, об оказываемых пассажирам услугах, о предоставляемых гражданам определенных категорий льготах, другой информацией, предусмотренной правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Информация о работе Правовые условия договора перевозки пассажиров на железнодорожном транспорте