Правовой режим Дуная

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 09:29, курсовая работа

Описание работы

Главная цель курсовой работы рассмотреть правовой режим Дуная.
Для этого определим следующие задачи исследования:
- рассмотреть исторические и современные аспекты становления правового режима реки Дуная;
- проанализировать правовые положения о плавании по реке.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…….3

Глава 1. Правовой режим реки Дуная: история и современность…………….…5
1.1. История дунайского судоходства……………………………………………..5
1.2. Дунайская комиссия…………………………………………………………...11
1.3. Братиславские соглашения……………………………………………………13
1.4. Правила речного надзора……………………………………………………...17

Глава 2. Положения о плавании…………………………………………………...20
2.1. Основные положения о плавании по Дунаю (ОППД)………………………20
2.2. Правила плавания и стоянки………………………………………………...22
2.3. Местные правила судоходства………………………………………………..28

Заключение……………………………………………………………………….…32

Список литературы…………………………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

правовой режим дуная.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

Перед странами бассейна стояла сложная задача по возрождению  судоходства на Дунае и установлению нового международно-правового режима реки. Современный период развития дунайского судоходства начался с заключения в 1948 г. Белградской конвенции.

1.2. Дунайская комиссия 

Для наблюдения за исполнением  положений Конвенции о режиме судоходства по Дунаю (далее - Конвенция), выполнения специальных задач, вытекающих из Конвенции, и претворения в жизнь ее принципов была учреждена Дунайская Комиссия (далее – ДК)6. Комиссия действует в составе представителей Германии, Австрии, Болгарии, Хорватии, Словении, Венгрии, России (являющейся правопреемником Советского Союза), Румынии, Украины, Словакии, Сербии и Черногории. Комиссия, находящаяся в Будапеште, является межправительственной организацией и имеет свой флаг.

Высшим органом ДК является сессия, созываемая один раз  в год. Внеочередная сессия может  созываться по решению ДК или в случае, если созыва сессии потребуют три или более членов ДК. Во время сессии ДК образуются рабочие группы, в период между сессиями для рассмотрения специальных вопросов созываются совещания экспертов.

Заседания всех рабочих  органов ДК проводятся по месту ее местонахождения (г. Будапешт). Официальными языками ДК и ее рабочих органов являются русский и французский.

Существует регламент  избрания из состава членов ДК председателя, вице-председателя и секретаря. Для  выполнения задач, вытекающих из Конвенций  о режиме судоходства на Дунае, ДК имеет свой секретариат, состоящий из технического, административного и финансового отделов и включающий штатных сотрудников и внештатный персонал. Секретариат возглавляет директор секретариата. Состав штатных сотрудников секретариата комплектуется из граждан государств - членов ДК. Сотрудники являются международными служащими.

Бюджет ДК складывается из взносов государств - членов Комиссии и других поступлений. Размер взносов определяется на ежегодных сессиях ДК одинаковым для каждого государства.

В компетенцию ДК согласно ст. 8 Конвенции о режиме судоходства на Дунае входят следующие вопросы: наблюдение за исполнением положений Конвенции; составление общего плана основных работ в интересах судоходства на базе предложений и проектов придунайских стран и подготовка рекомендаций придунайским странам по указанному вопросу; установление единой системы навигационной путевой обстановки, а также основных положений о плавании по Дунаю; унификация правил таможенного, речного и санитарного надзора на Дунае; координация гидрометеорологической службы; статистика судоходства по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии; издание справочников, лоций, лоцманских карт и других навигационных пособий; составление и утверждение бюджета Комиссии.

Таким образом, ДК является координирующим центром, который следит за выполнением положений Конвенции, занимается последовательным улучшением судоходных условий на Дунае, а также наблюдает за тем, чтобы не было противоречий между правилами плавания, таможенного, речного и санитарного надзора на Дунае.

ДК обеспечивает единообразие в системе навигационной путевой  обстановки и радиосвязи, в издании  лоцманских карт, в статистике судоходства, выпускает периодические издания.

Проблемы, связанные с  судоходством по Дунаю, в рамках ДК изучаются совместно с другими международными организациями, с которыми было признано целесообразным сотрудничать в той или иной форме.

С 1993 г. страны - члены ДК, в рамках созданного Комитета по подготовке дипломатической конференции по вопросам дунайского сотрудничества обсуждают эту проблему с учетом возможной адаптации Белградской конвенции к реальным условиям современного дунайского судоходства.

С целью унификации действующих  правил специального надзора и контроля Дунайской комиссией издаются специальные  рекомендации  для стран-участниц ДК.

На сегодняшний день существуют следующие рекомендации7

1. Рекомендации по унификации правил таможенного надзора; 

2. Рекомендации по унификации правил санитарного надзора; 

3. Рекомендации по унификации правил ветеринарного и фитосанитарного надзора.

1.3. Братиславские соглашения

В начале 50-х гг. пароходствами  пяти придунайских стран - Болгарии, Венгрии, Румынии, Советского Союза и Чехословакии были разработаны основные условия их сотрудничества при перевозке внешнеторговых грузов на Дунае. Соглашения, заключенные между пароходствами первоначально в 1953 г., а затем доработанные и заново подписанные 26 сентября 1955 г., стали известны по месту их подписания (г. Братислава) как Братиславские соглашения (БС). Являясь источником международного частного права, БС регулируют имущественные отношения между участниками транспортного процесса - перевозчиками (пароходствами), грузоотправителями и грузополучателями и др.

Первоначально БС состояли из трех основных соглашений, определивших только общие условия перевозки и единые тарифы, а также отношения между пароходствами в вопросах буксировки, оказании помощи судам при авариях и агентировании. Расширение сферы деятельности дунайских пароходств и углубление сотрудничества между ними потребовали в последующие десятилетия разработки дополнительных многосторонних соглашений, также объединенных под общим названием Братиславских.

В целях унификации договорных условий в дунайском судоходстве  и повышения эффективности работы флота участники БС согласовали проформы еще нескольких соглашений. Эти проформы, помещенные в сборнике БС, в отличие от многосторонних соглашений являются лишь основой для заключения пароходствами соответствующих соглашений со своими контрагентами в двустороннем порядке.

Во второй половине 60-х  гг. к БС присоединились пароходства остальных придунайских стран, участниками БС являются национальные судоходные предприятия, представляющие все придунайские страны.

Братиславские соглашения включают в себя8:

1. Соглашение об общих условиях перевозки грузов в международном сообщении по р. Дунай;

2. Соглашение о Международных грузовых дунайских тарифах;

3. Соглашение о взаимной буксировке судов и оказании помощи судам при авариях;

4. Соглашение о взаимном агентировании судов в дунайских портах;

5. Соглашение о перевозке крупнотоннажных контейнеров в международном сообщении по р. Дунай;

6. Дунайские правила по общей аварии 1990 года;

7. Соглашение о взаимном ремонте судов дунайских пароходств;

8. Соглашение о приеме, сдаче, обслуживании и охране безэкипажных судов в портах погрузки/выгрузки;

9. Соглашение о взаимной бункеровке судов дунайских пароходств в дунайских портах;

10. Соглашение на тальманское обслуживание.  

Подтвержденные многолетней  практикой общие принципы сотрудничества национальных судоходных предприятий бассейна легли в основу Договора о сотрудничестве дунайских пароходств - участников Братиславских соглашений. Договор, первоначально заключенный в 1985 г., был затем подписан пароходствами в новой редакции в 1992 г. Договор является правовой основой всестороннего сотрудничества пароходств в рамках Братиславских Соглашений (БС).

Из числа действующих  БС договор определяет в качестве основных соглашения, заключенные первоначально между пароходствами в 1955 г. В соответствии с договором, подписавшие его пароходства могут иметь статус основных или ассоциированных участников.

Основными участниками  являются дунайские судоходные предприятия, которые9:

- зарегистрированы в  одной из придунайских стран  в соответствии с действующим в ней законодательством и имеют местонахождение (юридический адрес) в одном из пунктов Дунайского бассейна:

-  являются участниками всех основных БС;

- способны осуществлять  перевозки грузов в международном дунайском сообщении судами, принадлежащими им на правах собственности, а также способны выполнять другие функции, предусмотренные основными БС.

Ассоциированные участники  должны соответствовать первому  из указанных выше требований, а  также:

- обязательно быть  участниками как минимум первых  двух из числа основных БС;

- обладать способностью  осуществлять перевозки грузов  в международном дунайском сообщении  судами, принадлежащими им на правах собственности, а также способностью выполнять другие функции, предусмотренные основными БС, участниками которых они являются.

Целями договора является развитие международного дунайского судоходства и сотрудничества всех имеющих к этому отношение сторон.

Основной формой сотрудничества пароходств-участников БС договор определяет Конференцию директоров дунайских пароходств (КДДП). На практике КДДП является также и механизмом сотрудничества участников БС, совещанием (конференцией) делегаций пароходств во главе с их директорами.

Деятельность КДДП регулируется Договором о сотрудничестве и правилами организации и проведения Конференции, являющимися неотъемлемой частью этого договора.

В 1992 г. КДДП приняла Положение  о решении спорных вопросов между дунайскими пароходствами - участниками БС. Положение, вошедшее в качестве приложения в Договор о сотрудничестве, распространяется на споры, возникающие между пароходствами в связи с выполнением БС и самого договора.

Споры решаются третейским судом, организуемым пароходствами - участниками БС. Заседания третейского суда, являющегося периодически действующим органом, проходят в г. Будапеште. Положением предусмотрена процедура образования и созыва третейского суда, ведения процесса судебного разбирательства и др. 

Сфера деятельности КДДП определяется целями Договора о сотрудничестве. Принимаемые Конференцией решения охватывают практически все стороны основной деятельности пароходств (что вытекает из содержания приведенных выше БС), а также вопросы сотрудничества в области судоремонта, стандартизации дунайского флота, издания информационных материалов и др.

КДДП созывается один раз в год поочередно в странах нахождения пароходств. Это, однако, не исключает возможности созыва внеочередной Конференции (при согласии всех пароходств) в стране местонахождения пароходства-инициатора.

Работой КДДП руководит  ее председатель, являющийся директором пароходства-организатора Конференции или лицом, исполняющим его обязанности. Высшим органом КДДП является пленарное заседание.

Из числа сотрудников  пароходств-организаторов очередной Конференции назначается сроком на один год секретарь, отвечающий за подготовку и проведение Конференции.

В промежутке между Конференциями  проводятся совещания экспертов дунайских пароходств для предварительного обсуждения основных вопросов, разрабатываемых отдельными пароходствами и выносимых на обсуждение глав делегаций очередной КДДП.

Рабочими языками Конференции  являются русский, а также (с 1993 г.) - немецкий. При этом протоколы и документы Конференции составляются только на русском языке.

 

1.4. Правила речного надзора  

Правила речного надзора  на Дунае были приняты в 1951 г. и дополнены в 1962-1963 г.г10. Речной надзор в портах и на линии организуется в целях наблюдения и контроля за выполнением правил плавания, обеспечения безопасности судоходства, а также сохранности гидротехнических и портовых сооружений, навигационной путевой обстановки (ст. 2).

Речной надзор в придунайских странах осуществляют капитаны портов или другие инспектирующие органы, определенные компетентными властями придунайских государств для своих соответствующих участков реки (ст. 3).

Указания органов речного  надзора, касающиеся соблюдения правил и обеспечения безопасности судоходства, являются обязательными для всех судов, организаций, властей и отдельных лиц, пользующихся судоходными путями и портами Дуная (ст. 4).

В соответствии со ст. 5 суда, выделенные придунайскими странами для несения речного надзора, должны иметь на своих бортах в носовой части отличительный знак в виде белого ромба, окаймленного синей рамкой. Кроме того, эти суда несут национальный флаг и белый вымпел с изображением в средней его части вышеупомянутого отличительного знака.

Органы речного надзора в  портах контролируют порядок движения, стоянку, швартовку, несение огней, подачу сигналов, безопасность судов при погрузочно-разгрузочных работах, а также следят, чтобы проводимые гидротехнические работы не препятствовали судоходству.

На органы портового надзора  возложены оформление прихода и  отхода судов, проверка судовых документов, указанных в правилах плавания, регистрация  судов и их приписка к дунайским портам согласно действующему в придунайских странах законодательству, контроль за правильным формированием караванов, расстановкой судов на зимний отстой (ст. 9-10).

Капитаны дунайских портов извещают судоводителей всеми имеющимися в их распоряжении средствами о всех изменениях, происшедших в навигационной путевой обстановке в портах и на линии (ст. 12).

Согласно ст. 13 Правил органы речного  надзора ведут на линии постоянное наблюдение за тем, чтобы все суда, плавающие по Дунаю, соблюдали правила плавания, порядок несения огней, подачи сигналов, чтобы навигационная обстановка находилась на своих местах, судоходные пролеты мостов были ограждены знаками, отвечающими правилам плавания, а судоходные пути содержались в надлежащем состоянии и были должным образом обставлены. В функции речного надзора входит также контроль за лоцманской проводкой на участках, где она является обязательной.

Информация о работе Правовой режим Дуная