Основы транспортного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Транспорт является связующим звеном экономики страны, составляющим единый комплекс, который охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена.
Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1)Основная часть…………………………………………………….……..
1.1Понятие и предмет транспортного права……………………………..4
1.2Виды транспорта и их классификация………………………………..5
2) Источники правового регулирования
2.1 Понятие источников транспортного права…………………………..7
2.2 Единая транспортная система……………………………………….11
2.3 Сравнительная характеристика деятельности различных видов транспорта в единой транспортной системе……………………………13
3) Транспортное законодательство и его особенности………………...20
3.1 Система и структура транспортного законодательства……………24
4)Проблемы развития и современное состояние единой транспортной системы……………………………………………………………………27
5)Изменение в транспортном законодательстве РФ,вступившие в силу с 2012 года
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Мой реферат(транс право).docx

— 65.55 Кб (Скачать)

Систему указанных актов  возглавляет Гражданский кодекс Российской Федерации. Особенностью этих актов является то, что в них регулируются положения, касающиеся всех видов транспорта.

 В системе горизонтальной  структуры транспортного законодательства  следует выделить законодательство, которое регулирует непосредственно  вопросы об отдельных видах  транспорта. Оно состоит из актов  об управлении транспортными  министерствами и ведомствами,  их компетенции, структуре. В  эту систему входят также кодификационно-комплексные  акты, содержащие не только гражданско-правовые  нормы, но и нормы других  отраслей права. 

К ним следует отнести  все транспортные уставы и кодексы, действующие в настоящее время  на территории нашей страны. Это  Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации 2003 г.;

 Кодекс внутреннего  водного транспорта Российской  Федерации 2001 г.; Воздушный кодекс  Российской Федерации 1997 г.; Кодекс  торгового мореплавания Российской  Федерации 1999 г.; Устав автомобильного  транспорта 1969 г.

В соответствии со ст. 2 ГК РФ гражданским законодательством  регулируются договорные и иные обязательства, а также другие имущественные  отношения, т.е. Гражданский кодекс по своей сути является актом, имеющим  в определенной части общее значение для кодификационно-комплексных  транспортных актов.

 Вместе с тем следует  иметь в виду, что Гражданский  кодекс - отраслевой (гражданско-правовой) кодификационный акт, а Кодекс  торгового мореплавания, Воздушный  кодекс, Устав железнодорожного  транспорта, Кодекс внутреннего  водного транспорта - кодификационные  акты комплексного характера,  содержащие не только гражданско-правовые  нормы, но и нормы других  отраслей права. Гражданский кодекс  приобретает, например, для Кодекса  торгового мореплавания в соответствующей  его части общее значение, согласно  прямому указанию на это в  ст. 1 Кодекса торгового мореплавания. Хотя указание, аналогичное ст. 1 Кодекса торгового мореплавания, отсутствует в других кодификационных  транспортных актах, фактически  они находятся в таком же  положении в силу существующей  логической и системной связи  между ними и Гражданским кодексом.

 

В основе вертикальной структуры  системы транспортного законодательства лежит иерархическое построение его нормативных актов.

 Федеральное транспортное  законодательство представляет  собой единую взаимосвязанную  подсистему гражданского законодательства.

 Ее составными элементами  являются важнейшие акты, регулирующие  транспортные отношения на всех  видах транспорта.

Как правило, эти акты принимаются  Федеральным Собранием Российской Федерации, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.

 Во главе отдельных  системных образований транспортного  законодательства стоят крупные  кодификационные акты. Это транспортные  уставы и кодексы. Остальные  акты, входящие в эту систему,  регулируют более частные вопросы  и находятся в иерархической  зависимости от такого крупного  акта, хотя и принимаются и  утверждаются одним и тем же  органом. Особенно четко это  можно проследить при изучении  иерархического строения системы  актов, регулирующих отношения  на железнодорожном, морском и  воздушном транспорте.

Все сказанное позволяет  нам сделать вывод, что под  системой транспортного законодательства понимается построение нормативных  актов в субординации, определяемой компетенцией издавших их органов, их содержанием и структурой. Структура  транспортного законодательства является элементом системы транспортного  законодательства, позволяющим наиболее полно раскрыть ее содержание. Чем  более совершенны структура и  система транспортного законодательства, тем яснее его содержание и  легче его применение.

 

 

 

 

 

 

4) Проблемы развития  и современное состояние единой  транспортной системы.

В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной  стороны от транспортного фактора  зависит эффективность работы предприятий, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок  подразумевает обмен товарами и  услугами что без транспорта невозможно, следовательно, невозможен и сам  рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.

 

В первую очередь требуют  решения вопросы увеличения инвестиций в эту отрасль, привлечение иностранного капитала, налаживания работы поставщиков  транспортного комплекса — транспортного  машиностроения, электротехнической и  электронной промышленности, приборостроения, стройиндустрии и др. В самом транспортном комплексе необходимо более тесная координация работы всех видов транспорта между собой и с отраслями  народного хозяйства. Одной из основных задач является восстановление транспортно-экономических  связей со странами ближнего зарубежья, так как транспортный комплекс СССР формировался как единое целое, и  обособленное функционирование его  отдельных частей привело к деградации транспортного хозяйства не только России, но всех бывших республик СССР. Остро стоят проблемы транспортного  обеспечения сельских населенных пунктов, пассажирских перевозок в крупных  городах, снижения отрицательного влияния  транспорта на природную среду и  человека.

Переход к рыночным отношениям транспортного комплекса России сложен еще и тем, что из-за сформировавшейся ранее сильно централизованной структуры  управления и созданных ранее  сверхкрупных транспортных монополий.

 При разгосударствлении  отдельных частей транспортного  комплекса возникла главная проблема  — проблема законодательного  регулирования транспортировки  грузов.

Многообразие форм собственности  в условиях рыночных отношений привело  к существенному изменению в  смешанных и комбинированных  перевозках. С одной стороны, различные  транспортные организации (морские  и речные судоходные компании, порты, автотранспортные акционерные общества и пр.) получили экономическую самостоятельность  в осуществлении этих перевозок  и активно в них участвуют, с другой — действия железнодорожного транспорта жестко регламентированы государством.

 

 Новые формы владения  транспортными средствами в условиях  рынка вступили в противоречие  с действовавшими в области  смешанных и комбинированных  перевозок законодательными актами, которые уже не могут регулировать  взаимоотношения сторон различных  форм собственности, поэтому для  решения этой проблемы нужны  определенные действия со стороны  законодательных органов власти. Так же возникли некоторые  проблемы при разработке нового  механизма управления предприятиями  транспортного комплекса. В рыночных  отношениях он должен основываться  на следующих положениях:

транспорт занимает центральное  место в народном хозяйстве РФ, обеспечивая решения различным  общегосударственным задачам экономического, социального и политического  характера, включая экономическую  безопасность и целостность государства, укрепляя его обороноспособность.

 

В силу этого транспорт  не может рассматриваться как  чисто коммерческая структура и  находится в поле действия одних  лишь рыночных регуляторов;

переход на новую модель управления, какую бы организационно-экономическую  форму она не получила, должна учитывать  специфические особенности ЕТС. Речь идет о технологическом единстве и целостности сети;

реорганизация производственных и организационно-управленческих структур транспорта при переходе на новую  модель управления ни в коей мере не должна приобретать разрушительного  характера. Ее следует рассматривать  как процесс естественного развития экономических реформ с учетом практического  опыта и наработок последних  лет;

новая модель управления не должна входить в противоречие с  принципиальными положениями Гражданского кодекса РФ и другими законодательными актами.

 

5)Изменение в  транспортном законодательстве  РФ,вступившие в силу с 2012 года

  Воздушный кодекс РФ

Статья 22. Государственная авиация

1. Авиация, используемая в целях  осуществления функций государства  и обеспечения решения указанных  в настоящем пункте задач, относится  к государственной авиации.

  Государственная авиация, используемая  для решения задач в области  обороны Российской Федерации  Вооруженными Силами Российской  Федерации, привлекаемыми в этих  целях другими войсками, воинскими  формированиями и органами, относится  к государственной военной авиации.

  Государственная авиация, используемая  для решения возложенных на  федеральные органы исполнительной  власти задач в области обеспечения  безопасности Российской Федерации,  сфере обеспечения безопасности  объектов государственной охраны, сфере внутренних дел, а также  в областях таможенного дела, космической деятельности, гражданской  обороны, защиты населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций  природного и техногенного характера,  в том числе обеспечения безопасности  людей на водных объектах и  пожарной безопасности, относится  к государственной авиации специального  назначения.

(в ред. Федерального закона  от 22.11.2011 N 332-ФЗ)

(п. 1 в ред. Федерального закона  от 23.07.2010 N 183-ФЗ)

2. Использование государственной  авиации в коммерческих целях  осуществляется в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации. 

 

Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ

  ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

(в ред. Федерального закона  от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

 

Статья 27. Утратила силу с 1 августа 2011 года. - Федеральный  закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ.

 

Статья 28. Государственный надзор в области  гражданской авиации

 

(в  ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

 

1. Целью государственного надзора  в области гражданской авиации  является обеспечение безопасности  полетов воздушных судов, авиационной  безопасности и качества выполняемых  в гражданской авиации работ  и оказываемых услуг.

2. Государственный надзор в области  гражданской авиации осуществляется  уполномоченным федеральным органом  исполнительной власти при осуществлении  им федерального государственного  транспортного надзора (далее  - орган государственного надзора)  в порядке, установленном Правительством  Российской Федерации.

3. К отношениям, связанным с осуществлением  государственного надзора в области  гражданской авиации, организацией  и проведением проверок юридических  лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения федерального  закона с учетом особенностей  организации и проведения проверок, установленных пунктами 4 - 8 настоящей  статьи.

4. Предметом проверки является  соблюдение юридическим лицом,  индивидуальным предпринимателем  в процессе осуществления деятельности  в области гражданской авиации  требований международных договоров  Российской Федерации, воздушного  законодательства Российской Федерации  (далее - обязательные требования).

5. Основанием для включения плановой  проверки в ежегодный план  проведения плановых проверок  является истечение двух лет  со дня:

1) государственной регистрации юридического  лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней  плановой проверки.

6. Основанием для проведения внеплановой  проверки является:

1) истечение срока исполнения  юридическим лицом, индивидуальным  предпринимателем выданного органом  государственного надзора предписания  об устранении выявленного нарушения  обязательных требований;

2) поступление в орган государственного  надзора обращений и заявлений  граждан, в том числе индивидуальных  предпринимателей, юридических лиц,  информации от органов государственной  власти (должностных лиц органов  государственного надзора), органов  местного самоуправления, из средств  массовой информации об авиационном  происшествии или инциденте, о  фактах нарушений обязательных  требований, если такие нарушения  создают угрозу причинения вреда  жизни, здоровью людей, вреда  окружающей среде, безопасности  государства, имуществу физических  и юридических лиц, государственному  или муниципальному имуществу  либо влекут причинение такого  вреда;

3) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора  о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с  поручением Президента Российской  Федерации или Правительства  Российской Федерации либо на  основании требования прокурора  о проведении внеплановой проверки  в рамках надзора за исполнением  законов по поступившим в органы  прокуратуры материалам и обращениям.

Информация о работе Основы транспортного права