Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 18:54, курсовая работа
Транспорт является связующим звеном экономики страны, составляющим единый комплекс, который охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена.
Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.
Введение……………………………………………………………………3
1)Основная часть…………………………………………………….……..
1.1Понятие и предмет транспортного права……………………………..4
1.2Виды транспорта и их классификация………………………………..5
2) Источники правового регулирования
2.1 Понятие источников транспортного права…………………………..7
2.2 Единая транспортная система……………………………………….11
2.3 Сравнительная характеристика деятельности различных видов транспорта в единой транспортной системе……………………………13
3) Транспортное законодательство и его особенности………………...20
3.1 Система и структура транспортного законодательства……………24
4)Проблемы развития и современное состояние единой транспортной системы……………………………………………………………………27
5)Изменение в транспортном законодательстве РФ,вступившие в силу с 2012 года
Заключение
Список литературы
Несмотря на это, железные
дороги остаются наиболее экономичным
видом транспорта (в отличии от
воздушного и автомобильного транспорта),
уступая по уровню себестоимости
перевозок лишь трубопроводному
и морскому транспорту. Преимуществом
железнодорожного транспорта является
независимость от природных условий
(строительство железных дорог практически
на любой территории, возможность
ритмично осуществлять перевозки во
все времена года, в отличие
от речного транспорта). Эффективность
железнодорожного транспорта становится
ещё более очевидной, если учесть
такие его преимущества, как высокие
скорости подвижного вагонопотока, универсальность,
способность осваивать
Автомобильный транспорт. К
началу 90-х общего пользования с
твердым покрытием превысила 1100
тыс. км. Расширено строительство
дорог в сельской местности. По количеству
перевозимых грузов он превзошел
железнодорожный. По грузообороту его
доля относительно невелика 26 млн. т., так
как средняя дальность
Сфера применения автотранспорта широка. Он выполняет большую часть коротких внутрирайонных перевозок, подвозит грузы к станциям железных дорог и речным пристаням и развозит их к потребителю. В северных и восточных районах, где почти нет других видов сухопутного транспорта, им осуществляются дальние межрайонные перевозки. Основу автодорожной сети РФ составляют дороги с твердым покрытием.
При небольших грузовых потоках
и слабой интенсивности пассажирского
движения строительство дорог
Для сети автодорог характерен радиальный рисунок вблизи крупных городов и промышленных городов. Главные межрайонные трассы идут параллельно железным дорогам, что закономерно, так как все виды транспорта в составе ЕТС РФ выполняют общую задачу — осуществляют транспортно-экономические связи. Автотранспорт широко применяется для внутрипроизводственных (технологических) перевозок и доставки готовой продукции в пункты потребления.
В структуре перевозок
выделяются строительные грузы (в том
числе кирпич и цемент) — более
13 % общих перевозок, вскрышные породы
и грунт, хлебные грузы, черные металлы,
каменный уголь, лес, товары народного
потребления. В некоторых районах
значительны перевозки
Автотранспорт общего пользования
выполняет большой объем
Морской транспорт имеет важное значение в транспортной системе России: он стоит на третьем месте по грузообороту после железнодорожного и трубопроводного транспорта.
В отличие от других видов
транспорта морскими судами перевозят
главным образом экспортно-
Морские границы Российской Федерации протянулись на 47тыс.км и более чем в 2 раза превышают по длине сухопутные.
На долю морского
транспорта приходится около
12 % грузооборота. По многим технико-
Суда типа “РО-РО”
(роклеры) позволяют
Велико значение морских паромных переправ, обслуживаемых железнодорожными паромами, в обеспечении взаимодействия различных видов транспорта. В суровых условиях плавания по морям Северного Ледовитого океана используются ледоколы. Российская Федерация обладает самым мощным в мире ледокольным флотом. Атомные ледоколы поддерживают круглогодичную навигацию в западном секторе Северного морского пути.
Специфика перевозок морским
транспортом предопределила преобладание
в составе грузов массовых и объемных,
прежде всего нефтяных, руды, строительных
материалов, леса, каменного угля, хлебных
грузов. Динамичное развитие экономики
РФ, неуклонный курс на мирное сосуществование
и взаимовыгодное сотрудничество со
всеми странами, независимо от их социальных
систем, являются объективной базой
высоких и устойчивых темпов роста
перевозок отечественным
Внутренний водный транспорт относится к одному из древнейших видов транспорта. Судоходные водные пути РФ в настоящее время имеют протяженность 93,8 тыс. км и являются важнейшей частью транспортной инфраструктуры государства. По внутренним водным путям осуществляются перевозки на всей территории РФ.
Особенно существенно
их значение при доставке
Строительство Беломоро-Балтийского канала, Волго-Балтийского водного пути, канала имени Москвы, каскада гидроэлектростанций на Волге и Каме, ввод в эксплуатацию Волго-Донского канала позволили создать единую глубоководную магистраль, соединившую Белое, Балтийское Чёрное, Азовское и Каспийское моря, получить выход в Средиземное море.
На трассе Санкт-Петербург - Москва - Пермь - Астрахань - Ростов в полноводной период обеспечивается глубина до 4 метров, в меженный летний период - 330 -350 см. Этот водный путь соответствует международным стандартам, заложенным в Резолюции №30 основной рабочей группы ЕЭК ООН по внутреннему водному транспорту от 12 ноября 1992 года, касающейся классификации внутренних водных путей, и отнесен по этой классификации по шестому классу.
Для повышения надежности функционирования водных путей Правительством страны принята целевая Федеральная программа “Внутренние водные пути” на период 1996-2000 годы. Программой наряду с техническим перевооружением гидротехнических сооружений, флота, навигационного оборудования предусматривается значительный прирост перевозок грузов речным транспортом с восстановлением объёмов до уровня 1992 года.
Особое место в системе
перевозок по водным путям занимают
суда смешанного плавания (“река - море”).
Более 30 лет суда флота Российской
Федерации осуществляют перевозки
внешнеторговых грузов в заграничном
сообщении. Эти перевозки приобрели
широкую популярность как в России,
так и за рубежом и развивалась
высокими темпами. В настоящее время
судами смешанного плавания перевозится
около 27 млн. т. внешнеторговых грузов.
Из них 2,5 млн. т. внешнеторговых грузов
ежегодно перевозятся в порты
Финляндии и обратно, в том
числе 500 тыс. т по Сайменскому каналу.
В Каспийском регионе перевозки
достигли 4 млн. т и имеют тенденцию
к ежегодному увеличению за счет налаживания
торговых отношений России с Ираном,
перевозок нефти и
Традиционными регионами работы судов смешанного плавания с выходом из внутренних водных путей и заходом на внутренние пути являются Балтийское море, Черноморско-Средиземноморский бассейн, страны Дальнего Востока. На заграничных перевозках работают около 700 судов этого типа общей грузоподъемностью 1,7 млн. т. 35 пароходств и судоходных российских компаний. Точно закрепились на внешнеторговом рыночном полигоне Северо - Западное пароходство (г.Санкт - Петербург), Беломоро - Онежское пароходство (г. Петрозаводск), “Волготанкер” (г. Самара), “Волго - флот” (г. Нижний Новгород), Волго -Донское пароходство (г. Ростов-на-Дону), Амурское речное пароходство (г. Хабаровск). Уверенно постигают законы рынка Московское (г. Москва), Северное (г. Архангельск), Иртышское (г. Омск) пароходства.
Трубопроводный транспорт – узкоспециализированный вид. По назначению магистральные трубопроводы разделяются на нефтепроводы, газопроводы и продуктопроводы. В последние годы создан и универсальный трубопроводный транспорт.
Развитие нефтепроводного
транспорта тесно связано с ростом
добычи и переработки нефти. Сложившаяся
система нефтепроводов в целом
соответствует направлениям транспортировки
сырой нефти на достаточно длительную
перспективу и будет
Трубопроводный транспорт,
получивший в нашей стране особенно
бурное развитие, стал определяющим фактором
решения одной из основных народнохозяйственных
задач — развития топливно-энергетического
комплекса. Особенно быстро растет, совершенствуется
сеть газовых магистралей. Основные
трубопроводные артерии, ведущие из
северо-восточных районов в
Воздушный транспорт в РФ — один из основных видов пассажирского транспорта. По протяженности регулярных воздушных линий РФ занимает первое место в мире. Свыше 3600 городов и других населенных пунктов нашей страны связаны между собой воздушным сообщением. Большая часть пассажирских потоков сосредоточена в Московском авиаузле.
Этот вид транспорта значительно меньше чем другие, применяют для перевозок грузов. Его доля в суммарном грузообороте менее 0,05 %. По стоимости транспортных грузов вряд ли есть им равные.
Ведь самолетами перевозят, как правило наиболее дорогостоящие грузы: различную малогабаритную аппаратуру, компьютеры и телевизоры, драгоценности, меха и дорогую одежду, медикаменты и парфюмерию, высококачественные скоропортящиеся продукты (сливочное масло, шоколад, экзотические тропические фрукты), оружие, цветы и многое другое. Быстрейшая доставка подобных грузов резко ускоряет оборачиваемость значительных материальных ценностей, способствует торговых доходов. Главные отличия авиации – самого молодого и бурно развивающегося вида транспорта — от других видов транспорта и преимущества ее перед ними заключаются в наивысшей путевой скорости перевозок и сравнительно меньшей зависимости от состояния и функционирования наземных технических средств (они сосредоточены в основном на аэродромах). Подобная независимость авиации делает её незаменимым средством сообщения в труднодоступных, малообжитых районах страны, особенно с суровым климатом, как, например, в северных районах Сибири, Дальнего Востока и Камчатки.