Основы транспортного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Транспорт является связующим звеном экономики страны, составляющим единый комплекс, который охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена.
Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1)Основная часть…………………………………………………….……..
1.1Понятие и предмет транспортного права……………………………..4
1.2Виды транспорта и их классификация………………………………..5
2) Источники правового регулирования
2.1 Понятие источников транспортного права…………………………..7
2.2 Единая транспортная система……………………………………….11
2.3 Сравнительная характеристика деятельности различных видов транспорта в единой транспортной системе……………………………13
3) Транспортное законодательство и его особенности………………...20
3.1 Система и структура транспортного законодательства……………24
4)Проблемы развития и современное состояние единой транспортной системы……………………………………………………………………27
5)Изменение в транспортном законодательстве РФ,вступившие в силу с 2012 года
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Мой реферат(транс право).docx

— 65.55 Кб (Скачать)

Несмотря на это, железные дороги остаются наиболее экономичным  видом транспорта (в отличии от воздушного и автомобильного транспорта), уступая по уровню себестоимости  перевозок лишь трубопроводному  и морскому транспорту. Преимуществом  железнодорожного транспорта является независимость от природных условий (строительство железных дорог практически  на любой территории, возможность  ритмично осуществлять перевозки во все времена года, в отличие  от речного транспорта). Эффективность  железнодорожного транспорта становится ещё более очевидной, если учесть такие его преимущества, как высокие  скорости подвижного вагонопотока, универсальность, способность осваивать грузопотоки  практически любой мощности (до 75-80 млн. т. в год в одном направление), во много раз меньше чем у других видов транспорта. Среди существующих показателей наиболее точно характеризуют  уровень мобильности железнодорожного транспорта следующие: удовлетворение потребностей народного хозяйства  в перевозках за определенный период времени, соблюдение сроков доставки грузов, оборот вагона, участковая и техническая  скорость, коэффициент участковой скорости, средний простой вагона под одной  грузовой операцией. В пассажирских перевозках наиболее важны такие  показатели, как соблюдение графика  и расписания движения, выполнение плана пассажирских перевозок.

 

Автомобильный транспорт. К  началу 90-х общего пользования с  твердым покрытием превысила 1100 тыс. км. Расширено строительство  дорог в сельской местности. По количеству перевозимых грузов он превзошел  железнодорожный. По грузообороту его  доля относительно невелика 26 млн. т., так  как средняя дальность перевозки 1 т. груза составляет всего 21 км. Из всех видов транспорта автомобиль наиболее пригоден на короткие расстояния. Высокая  маневренность позволяет доставлять грузы без промежуточных погрузочно-разгрузочных операций. Наряду с этим у него есть и большой недостаток: себестоимость перевозок значительно выше, чем на железнодорожном и водном транспорте. Высокая себестоимость—результат малой грузоподъемности единицы подвижного состава.

 

Сфера применения автотранспорта широка. Он выполняет большую часть  коротких внутрирайонных перевозок, подвозит грузы к станциям железных дорог  и речным пристаням и развозит их к потребителю. В северных и  восточных районах, где почти  нет других видов сухопутного  транспорта, им осуществляются дальние  межрайонные перевозки. Основу автодорожной сети РФ составляют дороги с твердым  покрытием.

При небольших грузовых потоках  и слабой интенсивности пассажирского  движения строительство дорог экономически неоправданно. В таких случаях  связь между населенными пунктами осуществляется по грунтовым улучшенным дорогам. Крупные населенные пункты и основные грузообразующие точки  связаны между собой благоустроенными дорогами круглогодичного действия. Основу автодорожной сети страны составляют автомобильные магистрали, обеспечивающие скоростной проезд автотранспорта между  столицами республик и центрами крупных экономических районов.

Для сети автодорог характерен радиальный рисунок вблизи крупных  городов и промышленных городов. Главные межрайонные трассы идут параллельно железным дорогам, что  закономерно, так как все виды транспорта в составе ЕТС РФ выполняют  общую задачу — осуществляют транспортно-экономические  связи. Автотранспорт широко применяется  для внутрипроизводственных (технологических) перевозок и доставки готовой  продукции в пункты потребления.

 

В структуре перевозок  выделяются строительные грузы (в том  числе кирпич и цемент) — более 13 % общих перевозок, вскрышные породы и грунт, хлебные грузы, черные металлы, каменный уголь, лес, товары народного  потребления. В некоторых районах  значительны перевозки сельскохозяйственных грузов, например, сахарной свеклы в  Центрально – Черноземном и Северном Кавказе.

 

Автотранспорт общего пользования  выполняет большой объем пассажирских перевозок (90 % перевозок пассажиров всем магистральным транспортом). Однако основная их часть — около 80% —  приходится на внутригородские перевозки. Доля пригородных поездок составляет 18%, а междугородных — лишь 2%. В  последние годы в крупных городах  резко возрастает парк индивидуальных легковых автомобилей, что приводит к увеличению их доли в пассажирских перевозках.

 

Морской транспорт имеет  важное значение в транспортной системе  России: он стоит на третьем месте  по грузообороту после железнодорожного и трубопроводного транспорта.

 

В отличие от других видов  транспорта морскими судами перевозят  главным образом экспортно-импортные  грузы (46 % экспортных и 70% импортных). Внешние  перевозки грузов преобладают. Внутренние перевозки большого значения не имеют, за исключением побережья Тихого и Северного Ледовитого океанов. Во внутренних морских транспонировках  преобладает малый каботаж, или  плавание вдоль берегов в пределах одного или двух смежных морских  бассейнов. Большой каботаж имеет  меньшее значение.

 

Морские границы Российской Федерации протянулись на 47тыс.км и более чем в 2 раза превышают  по длине сухопутные.

 На долю морского  транспорта приходится около  12 % грузооборота. По многим технико-экономическим  показателям морской транспорт  превосходит другие: самая большая  единичная грузоподъемность, практически  неограниченная пропускная способность  морских путей, сравнительно малые  удельные капитальные вложения, небольшие затраты энергии на  перевозку 1 т. груза. Однако  его зависимость от физико-географических  и навигационных условий, необходимость  создания на морских побережьях  сложного портового хозяйства  ограничивают сферу его применения. В составе морского флота наряду  с универсальными значительную  долю составляют специализированные  сухогрузные и лесовозы, рефрижераторные,  железнодорожные паромы и др. Контейнерные морские перевозки  позволили создать единый транспортный  цикл — “от двери к двери”.

 Суда типа “РО-РО”  (роклеры) позволяют осуществлять  погрузку и выгрузку через  носовые и кормовые ворота  горизонтальным способом. Специальные  морские суда берут на борт  мелкосидящие баржи - лихтеры  и спускают на воду собственными  средствами в устьях рек или  на рейдах затем их отбуксировывают к месту назначения актерами.

Велико значение морских  паромных переправ, обслуживаемых железнодорожными паромами, в обеспечении взаимодействия различных видов транспорта. В  суровых условиях плавания по морям  Северного Ледовитого океана используются ледоколы. Российская Федерация обладает самым мощным в мире ледокольным  флотом. Атомные ледоколы поддерживают круглогодичную навигацию в западном секторе Северного морского пути.

 

Специфика перевозок морским  транспортом предопределила преобладание в составе грузов массовых и объемных, прежде всего нефтяных, руды, строительных материалов, леса, каменного угля, хлебных  грузов. Динамичное развитие экономики  РФ, неуклонный курс на мирное сосуществование  и взаимовыгодное сотрудничество со всеми странами, независимо от их социальных систем, являются объективной базой  высоких и устойчивых темпов роста  перевозок отечественным морским  флотом.

 

Внутренний водный транспорт  относится к одному из древнейших видов транспорта. Судоходные водные пути РФ в настоящее время имеют  протяженность 93,8 тыс. км и являются важнейшей частью транспортной инфраструктуры государства. По внутренним водным путям  осуществляются перевозки на всей территории РФ.

 Особенно существенно  их значение при доставке грузов  в районы Севера, Сибири и Дальнего  Востока. Речной транспорт располагает  большой и хорошо разветвленной  сетью путей и озер. Россия  располагает уникальными внутренними  водными путями, протяженность которых  составляет около 100 тыс. км. Но  в последнее время доля речного  траспорта в грузообороте сокращается,  так как он не выдерживает  конкуренции с другими видами  магистрального транспорта, и прежде  всего с железнодорожным транспортом,  сфера применения которого в  сравнении с речным транспортом  практически идентична. 

 

Строительство Беломоро-Балтийского  канала, Волго-Балтийского водного  пути, канала имени Москвы, каскада  гидроэлектростанций на Волге и  Каме, ввод в эксплуатацию Волго-Донского канала позволили создать единую глубоководную магистраль, соединившую  Белое, Балтийское Чёрное, Азовское и Каспийское моря, получить выход в Средиземное море.

На трассе Санкт-Петербург - Москва - Пермь - Астрахань - Ростов в  полноводной период обеспечивается глубина до 4 метров, в меженный летний период - 330 -350 см. Этот водный путь соответствует  международным стандартам, заложенным в Резолюции №30 основной рабочей  группы ЕЭК ООН по внутреннему  водному транспорту от 12 ноября 1992 года, касающейся классификации внутренних водных путей, и отнесен по этой классификации  по шестому классу.

 

Для повышения надежности функционирования водных путей Правительством страны принята целевая Федеральная  программа “Внутренние водные пути”  на период 1996-2000 годы. Программой наряду с техническим перевооружением  гидротехнических сооружений, флота, навигационного оборудования предусматривается значительный прирост перевозок грузов речным транспортом с восстановлением объёмов до уровня 1992 года.

Особое место в системе  перевозок по водным путям занимают суда смешанного плавания (“река - море”). Более 30 лет суда флота Российской Федерации осуществляют перевозки  внешнеторговых грузов в заграничном  сообщении. Эти перевозки приобрели  широкую популярность как в России, так и за рубежом и развивалась  высокими темпами. В настоящее время  судами смешанного плавания перевозится  около 27 млн. т. внешнеторговых грузов. Из них 2,5 млн. т. внешнеторговых грузов ежегодно перевозятся в порты  Финляндии и обратно, в том  числе 500 тыс. т по Сайменскому каналу. В Каспийском регионе перевозки  достигли 4 млн. т и имеют тенденцию  к ежегодному увеличению за счет налаживания  торговых отношений России с Ираном, перевозок нефти и нефтепродуктов из Казахстана и Туркмении.

Традиционными регионами  работы судов смешанного плавания с  выходом из внутренних водных путей  и заходом на внутренние пути являются Балтийское море, Черноморско-Средиземноморский  бассейн, страны Дальнего Востока. На заграничных  перевозках работают около 700 судов  этого типа общей грузоподъемностью 1,7 млн. т. 35 пароходств и судоходных российских компаний. Точно закрепились  на внешнеторговом рыночном полигоне Северо - Западное пароходство (г.Санкт - Петербург), Беломоро - Онежское пароходство (г. Петрозаводск), “Волготанкер” (г. Самара), “Волго - флот” (г. Нижний Новгород), Волго -Донское пароходство (г. Ростов-на-Дону), Амурское речное пароходство (г. Хабаровск). Уверенно постигают законы рынка  Московское (г. Москва), Северное (г. Архангельск), Иртышское (г. Омск) пароходства.

Трубопроводный транспорт  – узкоспециализированный вид. По назначению магистральные трубопроводы разделяются  на нефтепроводы, газопроводы и продуктопроводы. В последние годы создан и универсальный  трубопроводный транспорт.

Развитие нефтепроводного  транспорта тесно связано с ростом добычи и переработки нефти. Сложившаяся  система нефтепроводов в целом  соответствует направлениям транспортировки  сырой нефти на достаточно длительную перспективу и будет пополняться  ветками от новых месторождений  нефти, а также дополнительными  магистралями на действующих направлениях.

Трубопроводный транспорт, получивший в нашей стране особенно бурное развитие, стал определяющим фактором решения одной из основных народнохозяйственных задач — развития топливно-энергетического  комплекса. Особенно быстро растет, совершенствуется сеть газовых магистралей. Основные трубопроводные артерии, ведущие из северо-восточных районов в центр  страны, сооружаются в так называемом энергетическом коридоре шириной примерно в 100 км. Это дает возможность достигать таких темпов ввода в строй трубопроводных систем, которых не знают ни в одной другой стране. Пневматический и гидравлический транспорт позволяет перемещать грузы широкой номенклатуры. Пневмо-трассы действуют в Подмосковье.

 

Воздушный транспорт в  РФ — один из основных видов пассажирского  транспорта. По протяженности регулярных воздушных линий РФ занимает первое место в мире. Свыше 3600 городов  и других населенных пунктов нашей  страны связаны между собой воздушным  сообщением. Большая часть пассажирских потоков сосредоточена в Московском авиаузле.

Этот вид транспорта значительно  меньше чем другие, применяют для  перевозок грузов. Его доля в суммарном  грузообороте менее 0,05 %. По стоимости  транспортных грузов вряд ли есть им равные.

Ведь самолетами перевозят, как правило наиболее дорогостоящие  грузы: различную малогабаритную аппаратуру, компьютеры и телевизоры, драгоценности, меха и дорогую одежду, медикаменты  и парфюмерию, высококачественные скоропортящиеся  продукты (сливочное масло, шоколад, экзотические тропические фрукты), оружие, цветы и многое другое. Быстрейшая доставка подобных грузов резко ускоряет оборачиваемость значительных материальных ценностей, способствует торговых доходов. Главные отличия авиации –  самого молодого и бурно развивающегося вида транспорта — от других видов  транспорта и преимущества ее перед  ними заключаются в наивысшей  путевой скорости перевозок и  сравнительно меньшей зависимости  от состояния и функционирования наземных технических средств (они  сосредоточены в основном на аэродромах). Подобная независимость авиации  делает её незаменимым средством  сообщения в труднодоступных, малообжитых  районах страны, особенно с суровым  климатом, как, например, в северных районах Сибири, Дальнего Востока и Камчатки.

Информация о работе Основы транспортного права