Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 18:54, курсовая работа
Транспорт является связующим звеном экономики страны, составляющим единый комплекс, который охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена.
Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.
Введение……………………………………………………………………3
1)Основная часть…………………………………………………….……..
1.1Понятие и предмет транспортного права……………………………..4
1.2Виды транспорта и их классификация………………………………..5
2) Источники правового регулирования
2.1 Понятие источников транспортного права…………………………..7
2.2 Единая транспортная система……………………………………….11
2.3 Сравнительная характеристика деятельности различных видов транспорта в единой транспортной системе……………………………13
3) Транспортное законодательство и его особенности………………...20
3.1 Система и структура транспортного законодательства……………24
4)Проблемы развития и современное состояние единой транспортной системы……………………………………………………………………27
5)Изменение в транспортном законодательстве РФ,вступившие в силу с 2012 года
Заключение
Список литературы
К числу источников
транспортного права относятся
указы Президента Российской
Федерации, регулирующие
Источниками транспортного права являются также подзаконные акты, которые можно разделить на две группы: 1) постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации и 2) инструкции, постановления и правила, исходящие от министерств и ведомств. Например, Постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 г. N 466 "О возложении функций государственного надзора за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений на Министерство транспорта Российской Федерации", от 9 апреля 2001 г. N 278 "О мерах государственной поддержки обновления парка морских, речных, воздушных судов и их строительства", от 5 декабря 2001 г. N 848 "О Федеральной целевой программе "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)"
Министерству транспорта Российской Федерации предоставлено право самостоятельно принимать правовые акты в установленной сфере деятельности: правила перевозок пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов; правила формирования, применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов; правила государственной регистрации и государственного учета гражданских воздушных судов; условия обеспечения ответственности за причинение вреда третьим лицам и воздушным судам; порядок выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов и т.д. Все указанные нормативные акты обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, действующими в транспортном комплексе. Пункт 5.2 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации.
К источникам транспортного
права следует отнести также
обычаи делового оборота. Обычаем делового
оборота признается сложившееся
и широко применяемое правило
поведения, не предусмотренное
Источниками транспортного права следует считать также постановления пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, которые обеспечивают единообразие судебной практики и которым предоставлено право давать руководящие разъяснения судебным органам по вопросам применения действующего транспорт. законодательства при рассмотрении судебных споров (об этом более подробно см. § 2 настоящей главы).
Примером может служить
Постановление Пленума Высшего
Арбитражного Суда Российской
Федерации от 6 октября 2005 г. N 30 "О
некоторых вопросах практики
применения Федерального закона
"Устав железнодорожного
Постановления пленумов Высшего Арбитражного Суда -
источник транспортного права
Практика арбитражных судов играет весьма важную роль в обеспечении единообразного применения арбитражными судами законов, постановлений Правительства и иных нормативных актов при разрешении споров, входящих в их компетенцию. Что же следует понимать под практикой арбитражных судов?
Под практикой арбитражных
судов следует понимать
Она учитывается законодателем
в процессе совершенствования действующего
транспортного законодательства и
издания новых нормативных
Следует отметить, что
практика арбитражных судов и
транспортное законодательство, будучи
неразрывно связанными между
собой, оказывают постоянное
С одной стороны,
транспортное законодательство
служит основой для
С другой стороны,
арбитражные суды, применяя те
или иные положения
Постановления Пленума
Высшего Арбитражного Суда РФ
по разъяснению применения
а) конкретного толкования
правовых норм при их
Как правило, подобная конкретизация
бывает необходимой в том случае,
когда норма транспортного
Как справедливо отмечают некоторые авторы, "конкретизация - это один из способов познания, раскрытия содержания закона; вторая, более высокая форма конкретизации - создание детализирующих закон правоположений в рамках закона",
б) восполнения пробелов
в транспортном законодательстве с
помощью новых правил, создаваемых
в процессе толкования действующих
норм транспортного
2.2 Единая транспортная система
В РФ все виды транспорта общего пользования составляют единую транспортную систему (ЕТС). В ее составе: железнодорожный, речной, морской, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт.
Единая транспортная система
России отличается весьма сложной структурой.
Экономическая основа этой системы
— производственно-
Транспорт — сложная межотраслевая система, занимающая ключевое положение в территориальной организации производительных сил. Экономико-географическое изучение транспорта направлено на раскрытие территориальных особенностей функционирования транспортной системы.
При этом особое значение имеет
оценка транспортно-географического
положения как отдельных
В составе ЕТС каждый вид
транспорта имеет свои рациональные
сферы применения. При их установлении
учитывают прежде всего эксплутационные
расходы, необходимые размеры
В последнее время доля
железнодорожного транспорта в общем
грузообороте снизилась, но он сохраняет
свое ведущее значение в ЕТС, что
обусловлено в первую очередь
соответствием главных
Водные пути далеко не везде совпадают с ними, кроме того зима приостанавливает навигацию на многих речных и морских путях на длительный срок. Сокращение удельного веса речного в грузообороте страны объясняется прежде всего наличием других, более эффективных видов транспорта: трубопроводного и автомобильного. Однако распад СССР и увеличение международных экономических связей привело к увеличению доли морского транспорта в грузо- и пассажирообороте.
Все больше возрастает роль трубопроводного транспорта, однако он остается довольно узкоспециализированным, осуществляющим перекачку сырой нефти, продуктов ее переработки и природного газа. Автомобильный транспорт не выделяется грузооборотом, так как это короткобежный вид транспорта. Однако его значение в ЕТС России трудно переоценить.
Железнодорожный транспорт уступает по пассажирообороту автотранспорту.
Особенно велик удельный вес автотранспорта в городах. Усиление его роли закономерно, так как большая часть пассажирских перевозок приходится на маршруты между населенными пунктами, не имеющими прямой железнодорожной связи. В направлениях, параллельных железнодорожным линиям, автобусами перевозится только 1/4 всех пассажиров.
На воздушный транспорт в общих пассажирских перевозках приходится менее 1%, но исключительно большая их дальность выдвинула его на третье место среди всех видов транспорта по объему пассажирооборота. За последние годы численность поездок по железным дорогам на расстояния свыше 1000 км уменьшается, а на воздушном транспорте они растут.
Важный элемент ЕТС страны -транспортная сеть, определяющая возможные направления перевозок и пункты, между которыми устанавливается тот или иной вид сообщения.
Она состоит из коммуникаций
разных видов транспорта общего и
необщего пользования. Формирование транспортной
сети обусловлено рядом социально-
2.3Сравнительная
характеристика деятельности
Железнодорожный транспорт
— ведущий в транспортной системе
России. Его ведущее значение обусловлено
двумя факторами: технико-экономическими
преимуществами над большинством других
видов транспорта и совпадением
направления и мощности основных
транспортно-зкономических
В отрасли было занято, с учетом работников непроизводственной сферы, около 3,5 млн. чел. Однако в целом развитие железных дорог и улучшение экономических показателей их деятельности стали явно отставать от потребностей народного хозяйства.