Основы транспортного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Транспорт является связующим звеном экономики страны, составляющим единый комплекс, который охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена.
Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1)Основная часть…………………………………………………….……..
1.1Понятие и предмет транспортного права……………………………..4
1.2Виды транспорта и их классификация………………………………..5
2) Источники правового регулирования
2.1 Понятие источников транспортного права…………………………..7
2.2 Единая транспортная система……………………………………….11
2.3 Сравнительная характеристика деятельности различных видов транспорта в единой транспортной системе……………………………13
3) Транспортное законодательство и его особенности………………...20
3.1 Система и структура транспортного законодательства……………24
4)Проблемы развития и современное состояние единой транспортной системы……………………………………………………………………27
5)Изменение в транспортном законодательстве РФ,вступившие в силу с 2012 года
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Мой реферат(транс право).docx

— 65.55 Кб (Скачать)

 К числу источников  транспортного права относятся  указы Президента Российской  Федерации, регулирующие наиболее  важные и конкретные сферы  транспортных отношений. Например, Указы Президента Российской  Федерации от 3 мая 1995 г. N 438 "О  Российской академии путей сообщения" от 16 мая 1996 г. N 732 "О дальнейшем развитии железнодорожного транспорта Российской Федерации" ,от 2 октября 1998 г. N 1175 "Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности".

Источниками транспортного  права являются также подзаконные  акты, которые можно разделить  на две группы: 1) постановления и  распоряжения Правительства Российской Федерации и 2) инструкции, постановления  и правила, исходящие от министерств  и ведомств. Например, Постановления  Правительства Российской Федерации  от 20 мая 1998 г. N 466 "О возложении функций  государственного надзора за безопасностью  судоходных гидротехнических сооружений на Министерство транспорта Российской Федерации", от 9 апреля 2001 г. N 278 "О мерах государственной поддержки обновления парка морских, речных, воздушных судов и их строительства", от 5 декабря 2001 г. N 848 "О Федеральной целевой программе "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)"

Министерству транспорта Российской Федерации предоставлено  право самостоятельно принимать  правовые акты в установленной сфере  деятельности: правила перевозок  пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа  на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов; правила формирования, применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов; правила государственной регистрации и государственного учета гражданских воздушных судов; условия обеспечения ответственности за причинение вреда третьим лицам и воздушным судам; порядок выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов и т.д. Все указанные нормативные акты обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, действующими в транспортном комплексе. Пункт 5.2 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации.

К источникам транспортного  права следует отнести также  обычаи делового оборота. Обычаем делового оборота признается сложившееся  и широко применяемое правило  поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано  ли оно в каком-либо документе (опубликовано в печати, изложено во вступившем в  законную силу решении суда по конкретному  делу, содержащему сходные обстоятельства, и т.п.). Причем ст. 5 Гражданского кодекса  Российской Федерации специально подчеркивает, что обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются. Например, согласно ст. 130 - 132 Кодекса торгового  мореплавания при отсутствии соответствующего соглашения сторон вопрос о сроке  погрузки, о размере платы за простои  разрешается на основе обычаев, действующих  в данном порту.

 

 

Источниками транспортного  права следует считать также  постановления пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, которые обеспечивают единообразие судебной практики и которым предоставлено  право давать руководящие разъяснения  судебным органам по вопросам применения действующего транспорт. законодательства при рассмотрении судебных споров (об этом более подробно см. § 2 настоящей главы).

 Примером может служить  Постановление Пленума Высшего  Арбитражного Суда Российской  Федерации от 6 октября 2005 г. N 30 "О  некоторых вопросах практики  применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта  Российской Федерации", в котором  Пленум Высшего Арбитражного  Суда разъясняет, как следует  применять судам на практике  отдельные положения Устава железнодорожного  транспорта Российской Федерации  2003 г.

Постановления пленумов Высшего  Арбитражного Суда -

 источник транспортного  права

Практика арбитражных  судов играет весьма важную роль в  обеспечении единообразного применения арбитражными судами законов, постановлений  Правительства и иных нормативных  актов при разрешении споров, входящих в их компетенцию. Что же следует  понимать под практикой арбитражных  судов?

 Под практикой арбитражных  судов следует понимать обобщенное  выражение единой линии арбитражных  судов, находящей свое воплощение  во вступивших в законную силу  решениях и определениях различных  инстанций арбитражных судов.  Выявление такой единой линии  важно для правильного толкования  нормативных актов и их правильного  применения, что нередко приводит  к восполнению пробелов в действующем  законодательстве.

Она учитывается законодателем  в процессе совершенствования действующего транспортного законодательства и  издания новых нормативных актов.

 Следует отметить, что  практика арбитражных судов и  транспортное законодательство, будучи  неразрывно связанными между  собой, оказывают постоянное воздействие  друг на друга.

 С одной стороны,  транспортное законодательство  служит основой для формирования  устойчивой практики арбитражных  судов при разрешении споров  с участием транспортных организаций  и оказывает определенное влияние  на практику, которое заключается  в том, что Пленум Высшего  Арбитражного Суда РФ дает, в  пределах своей компетенции, разъяснения  по применению тех или иных  положений транспортного законодательства.

 С другой стороны,  арбитражные суды, применяя те  или иные положения транспортного  законодательства, создают определенные  предпосылки для его совершенствования,  что приводит в дальнейшем, как  правило, к изменению транспортного  законодательства.

 Постановления Пленума  Высшего Арбитражного Суда РФ  по разъяснению применения судебной  практики в отношении перевозки  грузов представляют собой деятельность, которая осуществляется в форме:

 а) конкретного толкования  правовых норм при их применении  на практике, что приводит к  созданию в процессе толкования  новых положений, которые по  своему содержанию не противоречат  действующему законодательству.

Как правило, подобная конкретизация  бывает необходимой в том случае, когда норма транспортного законодательства представлена настолько в общей  форме, что без соответствующего разъяснения и уточнения не может  быть правильно применена.

 

Как справедливо отмечают некоторые авторы, "конкретизация - это один из способов познания, раскрытия  содержания закона; вторая, более высокая  форма конкретизации - создание детализирующих закон правоположений в рамках закона",

б) восполнения пробелов в транспортном законодательстве с  помощью новых правил, создаваемых  в процессе толкования действующих  норм транспортного законодательства, что дает нам основание для  вывода о том, что постановления  Пленума Высшего Арбитражного Суда в отдельных случаях носят  нормативный характер и являются дополнительным источником гражданского права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Единая транспортная  система

 

В РФ все виды транспорта общего пользования составляют единую транспортную систему (ЕТС). В ее составе: железнодорожный, речной, морской, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт.

 

Единая транспортная система  России отличается весьма сложной структурой. Экономическая основа этой системы  — производственно-экономические  связи. Ее материальная основа — сеть путей сообщения, технические средства транспорта и служба перевозок. Сеть путей сообщения образуют: межрайонные  магистрали, поддерживающие межрайонное  разделение труда и цементирующие  все районы страны в единый хозяйственный  организм; районные транспортные сети, обеспечивающие развитие внутрирайонных производственных связей, связей между  отдельными частями районного комплекса; внутрихозяйственные дороги, призванные осуществлять перевозочные функции  в процессе производственной деятельности отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

 

Транспорт — сложная межотраслевая  система, занимающая ключевое положение  в территориальной организации  производительных сил. Экономико-географическое изучение транспорта направлено на раскрытие  территориальных особенностей функционирования транспортной системы.

При этом особое значение имеет  оценка транспортно-географического  положения как отдельных элементов  ЕТС, так и различных народнохозяйственных объектов, взаимодействующих между  собой с помощью транспорта.

 

В составе ЕТС каждый вид  транспорта имеет свои рациональные сферы применения. При их установлении учитывают прежде всего эксплутационные  расходы, необходимые размеры капитальных  вложений, удельный расход топлива  и энергии, мощность грузовых и пассажирских потоков, дальность перевозки, род  грузов. Например, железнодорожный  транспорт осуществляет перевозку  массовых грузовых потоков, морской  — межконтинентальные перевозки  на большие расстояния, а также  большим и малым каботажем. Значение того или иного вида транспорта в  ЕТС РФ определяется, прежде всего, долей в общем грузообороте и пассажирообороте.

В последнее время доля железнодорожного транспорта в общем  грузообороте снизилась, но он сохраняет  свое ведущее значение в ЕТС, что  обусловлено в первую очередь  соответствием главных магистралей  основным транспортно-экономическим  связям, а также его технико-экономическими преимуществами в условиях РФ над  другими видами наземного транспорта.

Водные пути далеко не везде  совпадают с ними, кроме того зима приостанавливает навигацию на многих речных и морских путях на длительный срок. Сокращение удельного веса речного  в грузообороте страны объясняется  прежде всего наличием других, более  эффективных видов транспорта: трубопроводного  и автомобильного. Однако распад СССР и увеличение международных экономических  связей привело к увеличению доли морского транспорта в грузо- и пассажирообороте.

Все больше возрастает роль трубопроводного транспорта, однако он остается довольно узкоспециализированным, осуществляющим перекачку сырой  нефти, продуктов ее переработки  и природного газа. Автомобильный  транспорт не выделяется грузооборотом, так как это короткобежный  вид транспорта. Однако его значение в ЕТС России трудно переоценить.

Железнодорожный транспорт  уступает по пассажирообороту автотранспорту.

Особенно велик удельный вес автотранспорта в городах. Усиление его роли закономерно, так как  большая часть пассажирских перевозок  приходится на маршруты между населенными  пунктами, не имеющими прямой железнодорожной  связи. В направлениях, параллельных железнодорожным линиям, автобусами перевозится только 1/4 всех пассажиров.

На воздушный транспорт  в общих пассажирских перевозках приходится менее 1%, но исключительно  большая их дальность выдвинула  его на третье место среди всех видов транспорта по объему пассажирооборота. За последние годы численность поездок  по железным дорогам на расстояния свыше 1000 км уменьшается, а на воздушном  транспорте они растут.

 

Важный элемент ЕТС  страны -транспортная сеть, определяющая возможные направления перевозок и пункты, между которыми устанавливается тот или иной вид сообщения.

Она состоит из коммуникаций разных видов транспорта общего и  необщего пользования. Формирование транспортной сети обусловлено рядом социально-экономических  факторов: развитием и размещением  хозяйства; городских поселений; направлением и мощностью основных транспортно-экономических  связей; расположением крупных курортных  и туристических объектов.

 

 

 

 

 

 

2.3Сравнительная  характеристика деятельности различных  видов транспорта в единой  транспортной системе.

Железнодорожный транспорт  — ведущий в транспортной системе  России. Его ведущее значение обусловлено  двумя факторами: технико-экономическими преимуществами над большинством других видов транспорта и совпадением  направления и мощности основных транспортно-зкономических межрайонных  и межгосударственных (в границах СНГ) связей России с конфигурацией, пропускной и провозной способностью железнодорожных магистралей (в  отличие от речного и морского транспорта). Так же это обусловлено  географическими особенностями  нашей страны. Протяженность железных дорог в России (87 тыс. км.) меньше чем в США и Канаде, но работа выполняемая ими, больше, нежели в  других странах мира. Главная задача железных дорог России — обеспечить надежную транспортную связь европейской  части страны с её восточными районами. Нужно отметить, что важнейшие  транспортные линии перегружены. Средняя  скорость движение на железных дорогах  около 30 км/ч и постоянно снижается. Наиболее густая и разветвленная  сеть железных дорог расположена  в европейской части Российской Федерации. Известно, что железные дороги РФ, располагая 11-12% общей протяженности  железных дорог мира, выполняют более 50 % грузооборота железных дорог. В 1996 году грузооборот наших дорог составил 1131 млн.т/км, а пассажирооборот превысил 417 млрд. пасс./км. На долю железных дорог  приходится свыше 50 % всех производственных фондов транспорта общего пользования.

В отрасли было занято, с  учетом работников непроизводственной сферы, около 3,5 млн. чел. Однако в целом  развитие железных дорог и улучшение  экономических показателей их деятельности стали явно отставать от потребностей народного хозяйства.

Информация о работе Основы транспортного права