Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:08, научная работа
Целью данной работы является исследование морского рынка труда Украины, выявление существующих на нем проблем, а также предложения по решению этих проблем.
Объектом исследования является морской рынок труда Украины.
Предмет исследования: проблемы морского рынка труда и способы их решения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....….2
РАЗДЕЛ 1. РЫНОК ТРУДА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ …………………...4
Понятие рынка труда………………………………………...………..4
Специфика рынка труда…………………………………...………….7
Особенности украинского рынка труда...….…………………..…….8
Рынок труда Одессы…………………………………………….……11
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ РЫНКА МОРСКОГО ТРУДА УКРАИНЫ И ЕГО ПРОБЛЕМАТИКА………………………………………………………………14
2.1 Анализ морской отрасли……………………………………………...14
2.2 Анализ рынка труда плавсостава…………………………………….18
РАЗДЕЛ 3ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОРСКОЙ ОТРАСЛИ И УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПЛАВСОСТАВА УКРАИНЫ…24
3.1 Предложения по улучшению работы морской отрасли Украины...24
3.2 Предложения по оптимизации работы плавсостава Украины…….26
ВЫВОДЫ…………………………………………...………………………........29
ЛИТЕРАТУРА………………..………………………………………………….31
Например,
Харьковский регион по представительству
научных и научно-
Кроме
рабочих специальностей, выделяются
следующие позиции, на которые сложно
найти высокопрофессионального работника:
1. квалифицированные рабочие
2. инженеры производства
3. экологи
4. химики
5. технологи пищевого производства
6. специалисты страхования
7. специалисты машиностроения
8. специалисты строительства
9. бизнес-аналитики
10. PR-специалисты
Говоря о дефиците квалифицированного персонала, как в столице, так и в регионах Украины, следует понимать причины сложившейся ситуации, среди которых определяются следующие:
Для решения проблем, сложившихся на украинском рынке труда, необходимо разработать комплексную программу, направленную на устранение нехватки специалистов и квалифицированных рабочих. Возможно применение следующих мероприятий:
Конечно,
названные меры не гарантируют решения
всех проблем на украинском рынке
труда. Но, возможно, они позволят сдвинуть
сложившуюся ситуацию с мертвой
точки.
1.4
Рынок труда Одессы
В экономике Одессы доминируют предприятия, связанные с морским бизнесом и с гостинично-туристическим комплексом – соответственно, именно они и обеспечивают занятость основной части населения города. Поиск работы в Одессе, особенно летом, часто сосредотачивается именно в этих отраслях. Кроме того, Одесса – это город с развитым промышленным комплексом, наибольший удельный вес в котором занимают машиностроение (станкостроение, строительно-дорожное машиностроение), металлургия (литье черных и цветных металлов), продовольственные и перерабатывающие предприятия пищевой промышленности, химическая и нефтехимическая переработка, легкая и медицинская промышленность.
Так как основными отраслями в городе являются судостроение, обработка нефти, машиностроение, металлообработка, легкая, пищеперерабатывающая и химическая промышленность и торговля, то основная нехватка квалифицированных кадров отмечается именно в сфере торговли, ВЕД, транспорта и экономики. Можно бесконечно рассуждать о специфике Одессы, но есть факты, которые говорят сами за себя. Каждое лето город посещают более 1,5 миллиона приезжих – как туристов, так и эмигрантов, желающих посетить родину. Поэтому летом основной сферой занятости населения является туриндустрия.
Высшее образование есть практически у каждого одессита, поэтому, как и в Киеве, здесь проблематично найти работников на «рабочие» специальности. И это при том, что последние несколько лет в городе наблюдался строительный бум, зарплаты рабочим предлагались высокие и вакансий было множество.
Еще
одной специфически одесской чертой
рынка труда является то, что найти
работу здесь, как утверждают эксперты
рынка, проще всего по знакомству
и рекомендации – во всяком случае,
этот метод является традиционным для
одесситов, хотя и постепенно отходит
в прошлое. Хотя поиск работы «по
блату» - все еще привычное понятие.
Специалисты рынка труда
В январе 2008 года средняя зарплата в Одесской области составляла 1403 грн (Госкомстат Украины), что на 32,2% больше средней зарплаты в январе 2007 года. С учетом инфляции в I кв. 2008 г. реальная зарплата увеличилась в среднем на 6,8%. По уровню зарплаты до кризиса регион сейчас занимал 8-е место по Украине.
По состоянию же на конец августа 2008 года официальная средняя зарплата в Одессе составляла 1658 грн., а, согласно данным Ассоциации региональных кадровых агентств Украины (АРКА), уровень реальной заработной платы в Одессе по состоянию на декабрь 2008 года - один из самых высоких по Украине.
Как сообщает Одесский областной центр занятости, уровень безработицы в Одесской области по состоянию на лето 2008 года составлял 4,8%, при среднем уровне в Украине 7,1%. В самой Одессе ситуация намного лучше: здесь, по данным Одесского городского портала, уровень зарегистрированной безработицы составлял всего 0,2% (по состоянию на 2007 год). Более 7 тысяч человек, стоящих на учете в Одесском центре занятости, были трудоустроены в 2007 году. За последние же несколько месяцев уровень безработицы в Одесской области значительно увеличился - на 20%.
Эксперты
пока что не отмечают большого влияния
кризиса на одесский рынок труда.
Спад на рынке, уменьшение количества
вакансий и рост безработицы некоторыми
специалистами связываются с
присущей рынку сезонностью: летом
уровень безработицы снижается,
из-за сезонных заработков в курортно-развлекательных
сферах, а после сентября безработица
вновь увеличивается, активизируется
поиск работы населением.
Прогнозируется, что одесский рынок труда
отреагирует на кризис в течение 2-3 месяцев.
Прогнозируется также, что в 2009 году в
Одесской области могут быть уволены 20
тыс. человек. Пока же больше всего от кризиса
пострадала строительная отрасль области,
где существенно возросла задолженность
по зарплате. Также с целью противостояния
кризису, были произведены сокращения
в Одесской областной государственной
администрации. В целом эксперты считают,
что ситуация на рынке труда Одессы и области
пока что не критическая, резкого всплеска
массовых увольнений нет.
Так как наиболее крупным в Одессе является морской рынок труда, рассмотрим его подробнее в разделе 2.
РАЗДЕЛ 2
АНАЛИЗ
РЫНКА МОРСКОГО ТРУДА УКРАИНЫ И ЕГО
ПРОБЛЕМАТИКА
2.1
Анализ морской отрасли
Состояние
морской отрасли Украины
Сложная ситуация в Украинском Дунайском пароходстве. Балканский кризис нанес ему непоправимый урон, потерян фрахт, выгодные маршруты. В качестве крайней меры администрация УДП прибегла к отправке сотрудников в отпуска без содержания. Офицерский состав - на год, рядовой - минимум на два года.
ГСК "ЧМП" и вовсе нельзя поминать без тяжкого вздоха. В его составе не числится вообще ни одного судна. Тысячи моряков, которые продолжают числиться по его отделу кадров, уже шестой год ждут, что с ними расплатятся. Приход к власти каждого из министров транспорта сопровождался заверениями произвести полный расчет. Это уже стало похоже на формальный ритуал. Но денег все нет, некоторые из стоящих в очереди умирают по возрасту, так и не увидев свою заработанную копейку.
За последние годы и другие предприятия морской отрасли Украины пришли в окончательный упадок. Глубокую осень переживают судоремонтные заводы, морские порты едва достигают 50-процентной производственной мощности.
Никакой логики, а значит, никакого шанса спрогнозировать поведение в морском хозяйстве страны нет. Судовладельцы неохотно заплывают к нам, ибо не знают, когда в Украине разразится очередная тарифная война. Например, когда мир накрыл мировой финансовый кризис, уменьшились объемы перевозок, грузовладельцы ожидали снижения тарифов. И были шокированы их резким ростом. Экономисты запада до сих пор не могут понять принципы украинский тарифной политики.
Летом, три года назад, мировой кризис добрался до украинских портов. Упали экспорт, импорт и транзит. Государство отреагировало своеобразно - резко подняло портовые сборы и тарифы на перевалку в портах. Чиновники нахваливали свое решение, мол, от этого получим 400 млн гривен прибыли. Но вышло наоборот, безумные тарифы, вместе с повышением доллара, на 60% выгнали из украинских портов транзитные грузы.
«Вся эта громоздкая тарифная политика привела к тому, что мы потеряли сегодня из-за отсутствия соответствующей скидки на нефтеперевалку около 7 млн тонн нефти», - говорит Николай Павлюк, начальник Одесского порта.
Украина начала считать, что она этакий глобальный Панамский канал, без которого не обойтись мировым судовладельцам. И все, что мы имеем - это выгодное географическое расположение на континенте, но о каких транзитных грузопотоках может идти речь, если тарифы в украинских портах едва ли не самые высокие.
Прежде
всего, это касается портовых сборов.
Стоимость судозаходов для
В
департаменте Укрморречфлота трагедии
из этого не делают, грузы в порты
вернутся, убежден глава службы Сергей
Крыжановский. А высокие тарифы необходимы,
чтобы компенсировать расходы портов.
Такая позиция наших
Сергей Крыжановский, председатель Государственной службы морского и речного транспорта, говорит: «Учитывая, что порт может работать лучше, если он построит дополнительные производственные мощности, а если не построит, тогда за счет увеличения количества грузов. А если нет ни того, ни другого, тогда за счет тарифов».
Статистика - вещь упрямая. Утверждение Сергея Крыжановского разбивается о показатели доходов и прибыли за прошлый год. Только высокими тарифами сыт не будешь, если падает перевалка.
<